Час мужества, посвященный выводу войск из Афганистана.
Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на земле ненависть, будут существовать и войны, которые приносят раны людям, уносят из жизни родных и близких людей.
Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста.
Светлая память всем тем, кто не вернулся с войны, кто стал частичкой тишины, кто лег в горах и не проснулся от необъявленной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva._vyvod_voysk_iz_afganistana.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Час мужества, посвященный выводу войск из Афганистана.
Учитель химии, биологии, географии Фрянова Анастасия Михайловна
Цель: познакомить учащихся с историей Афганской войны.
Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, ответственности, самопожертвования, чувство сострадания к погибшим; духовное обогащение поэтическим и песенным наследием.
Методическое обеспечение:
1. технические средства -аудиомагнитофон, диски с записями песен «Офицеры» в исполнении Олега Газманова (или песня «Офицеры» из кинофильма«Офицеры»), «Минута молчания»- метроном.
2. оформление – плакаты «Никто не забыт - ничто не забыто. Но чтобы не забыть – надо помнить. А чтобы помнить – надо знать!» «Никто не создан для войны!»; материал выставочный из школьного музея о выпускниках школы, воинах-интернационалистах погибших в Афганистане.
Ход мероприятия.
Учитель:
У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свои свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают, такими, какими они будут удобны и опять кому–то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти. Нашу встречу сегодня мы назвали Час мужества « Вывод войск из Афганистана» и встреча с очевидцем этих военных действий. Живы те, кто воевал в Афганистане. И помним мы тех, кто там воевал и погиб выполняя интернациональный долг. Память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
Звучит песня «Офицеры» в исполнении О.Газманова ( или песня «Офицеры» из кинофильма «Офицеры».)
Чтец 1.
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врагов Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают.
Расцелуют крепко, перекрестят.
И по – бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, суровы при разлуке,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
“Ты, сынок, писать не позабудь”.
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!
Учитель:
Эти стихи написала Людмила Матвеевна Плятдева, мать, потерявшая единственного сына.
Ровно 27лет назад закончилась война в Афганистане. Десять страшных лет продолжалась она (1979–1989 гг.). Тогда это называлось выполнением интернационального долга. У этой войны еще малая история.
Сначала обратимся к началу 80-х годов ХХ века. К этому времени положение в Афганистане действительно стало очень сложным. В чем же заключалась его сложность? Афганистан – дружественное России государство – грозил превратиться в опасную базу агрессии против, тогда еще, Советского Союза. Враждебные страны ( или как принято называть – блоки) хотели создать в Афганистане плацдарм для нанесения огневого удара по России. Как выражались некоторые западные военные, «нанести удар в мягкое подбрюшье огромного русского медведя», то есть установить ракеты, нацеленные на Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь.
Угроза со стороны Афганистана нарастала стремительно. Кроме того, враждебный Советскому Союзу Пакистан полным ходом осуществлял создание ядерных боеприпасов под кодовым названием «Проект 706». То есть, создавалась новая атомная бомба, которую именовали «исламской»
Сам же Афганистан буквально разрывался от внутреннего давления раздиравшей его межпартийной борьбы, был убит лидер, несший в массы идеи мира с Советским Союзом. Все эти причины послужили толчком к тому, что правительство Афганистана обратилось к Советскому руководству с просьбой ввести советские войска на территорию Афганистана. Введение советских войск было крайней мерой самозащиты. Планы наших врагов были действительно сорваны, и Афганистан не удалось превратить в базу агрессии против России.
14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.
Крупномасштабный вывод войск был проведен в три этапа.
Первый – октябрь 1986 года.
Второй – 15 мая 1988 года.
Третий – 15 февраля 1989 года.
С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.
Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В.Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана.
Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на земле ненависть, будут существовать и войны, которые приносят раны людям, уносят из жизни родных и близких людей
По официальным данным в Афганистане мы потеряли 13310 человек, более 30 тысяч человек ранеными и искалеченными, около 300 человек пленными и пропавшими без вести.
Чтец 2.
Посвящается двадцатилетним,
Прожившим так мало
Прошедшим так много.
Я, словно в пропасть,
В утренний туман ныряю,
Не задерживаясь долго.
Чтец 3.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
(Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, что узнал, что достиг.
Разграничить: что было и стало,
Разделить темноту и свет,
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы с рождением не опоздали,
И на нас хватает сейчас
И дорог, безопасных едва ли,
И боев хватает на нас.
Тишина. Перебор гитарный.
А не за ту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну,
Не жалея жизни.
Да возможно ль такое, возможно ли?
Возможно. Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили.
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
И сияет в глазах поблеклых
Отголосков счастливых снов
Небо синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою.)
Чтец 4.
Говорят, что за миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нубудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?
Учитель.
Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста.
Людей, прошедших испытание Афганом, мы вряд ли узнаем по орденам – они их почти не надевают. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам.
Сегодня у нас в гостях, наш земляк, обыкновенный на первый взгляд человек, участник войны в Афганистане председатель городского совета ветеранов войны и военной службы, полковник запаса - Алябьев Юрий Павлович. (Ему предоставляется слово.)
Далее учащиеся задают вопросы участнику боевых действий.
В течение многих лет звучит вопрос: «Проиграли мы войну в Афганистане или нет?».
Армия свой долг выполнила с честью. А вот выполнили ли свой долг те, кто посылал в чужую страну наших воинов?
Каково слышать бывшим воинам, прошедщим огонь и воду и оставшимся в живых, что та война была ошибкой? Значит все было зря?
Конечно нет. Ребята прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то получили взамен? Человек заглянувший в лицо смерти, и, не дай бог, измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне.
На этой войне в Афганистане выполняли свой интернациональный долг и погибли в неравном бою выпускники нашей школы № 31: Пряхин Вадим Петрович (1969-1977 годы учебы) и Замаруев Олег Иванович (1974-1981 годы учебы).
Чтец 5.
Спокойно спите, матери-отцы,
Невесты жены, сердцу дорогие.
Храним мы свято честь родной страны,
Мы, верные сыны твои, Россия.
И, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помяним невернувшихся парней
Единственной минутою молчанья.
Обьявляется минута молчания.
Учитель.
Светлая память всем тем, кто не вернулся с войны, кто стал частичкой тишины, кто лег в горах и не проснулся от необъявленной войны.
“…Пусть светлое, яркое, теплое солнце всегда светит Вам, мои родные, любимые…” - эти слова написал Ю.Чернов, солдат, погибший на войне, исполняя свой интернациональный долг.
Эти слова звучат как завещание. Так хочется, чтобы оно сбылось для всех нас, живущих в стране с израненной душой.
Литература:
Предметные недели в школе. История. Выпуск 2. / Сост. Г.И.Ерохина. – Волгоград: Учитель, 2005.
Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 класс./ сост. В.А.Ведерникова.- Волгоград: Учитель, 2005.
Календарные праздники. 5-7 класс./ авт. – сост. Г.П.Попова – Волгоград: Учитель, 2007.
История России, 20-начало 21 века/ Данилов А.А.. – 2- е изд..- М.: Просвещение, 2005.