приложение к ВПР по окружающему миру

Ивакина Светлана Александровна

приложение: уроки, открытые уроки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Приложение № 7                                                   

Тема урока: "Я и мои близкие, моя семья"

Цели урока и задачи: 

  • Создать условия для усвоения понятий “поколение”, “домочадцы”, “старшее поколение”, “младшее поколение”;
  • Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
  • Создать условия для обогащения лексического запаса слов;
  • Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
  • Путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности;
  • Воспитывать любовь и уважения к близким людям, стремление помогать им.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование и наглядный материал: 

  • На доске – картина с изображением семьи и слово “Семья”, три круга разного размера (красный, зеленый и желтый), наложенные друг на друга (маленький сверху).
  • Иллюстрации с изображением древних людей.
  • Карточки с названием членов семьи.
  • Кассета с записью песен в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего” и Л.Лещенко “Родительский дом”.
  • Толковые словари (на столах у детей) 

Ход урока

I. Организационный этап:

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

Релаксация “Подарим друг другу улыбки”.

Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. Кто был рядом с тобой? На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка. Ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья, ваша школьная семья..

II. Постановка темы и цели урока ( мотивация).

Учитель. Сегодня мы начинаем знакомство с новым блоком

(на доске “КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С ТОБОЙ”). (1 слайд)

- Как вы считаете о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети. -----------------

Учитель. Почему вы так решили?

Дети. -----------------

Учитель.- Что такое семья? ( 2 слайд)

Дети. -----------------

( 3 слайд)

(4 слайд)

(5 слайд)

Работа в парах ( модель семьи)

III. Основной этап урока.

1)Вводная беседа учителя.

а). Учитель -.Ребята, у всех у вас есть семья, в которой вы живёте. Неважно, большая она или маленькая, но она есть! Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Семья – людей святой оплот
Надежду жить она даёт.
Даёт простор, даёт тепло
Проблемам и беде назло.

Семья даёт поддержку нам.
С ней всё по силам, по зубам.
Всё по плечу и по судьбе,
Семья – святой поклон тебе.

Пусть будут мама и отец,
Тепло родных вокруг сердец.
Дед, прадед, бабушка и брат
Сестра. Я буду очень рад.

Работа по учебнику (стр.64)

Задание 1.

Подберите слова, которые характеризуют семью.

(Дружная, большая, трудолюбивая, любящая, заботливая, и др.)

( 6 слайд )

Что должно царить в доме, чтобы всем членам семьи жилось хорошо?

(Мир, добро, любовь, дружба, уважение, взаимопонимание, уют и др.)

(7 слайд)

Работа с сердечками

А что объединяет членов семьи?

Дети. ----------------

(8 слайд)

б). Учитель - А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? 

Дети. -----------------

Учитель. - До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семьи” в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже тогда матери заботились о своём потомстве. “Семья согревалась теплом костра, огонь в котором поддерживался благодаря общим усилиям, и с помощью простейшего оружия защищалось от нападения диких зверей.

Получается, что семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге

Учитель. Перечислите всех членов семьи.

- Расскажите о своей семье

- Выберите символ своей семьи

( работа по карточкам)

- А вы знаете, кто кому кем приходиться? Сейчас проверим.

( 9 слайд)

Задание 2. Дидактическая игра "Ассоциации"

Проверка

Работа по пособию ( стр. 24-25)

Учитель. А как формируется семья?

Что означает ваше имя?

( 10 слайд)

- А когда все родные встречаются вместе, то, как говорят?:

(“Собрались в семейном кругу”.)

- А кто знает, как одним словом назвать всех членов семьи? (домочадцы)

(на доске вывешивается табличка с этим словом)

Физминутка.

Учитель. Правильно. Взялись за руки, друзья. (по группам)

Ты и он, она и я!
Справа – друг, и слева – друг.
Вместе мы – веселый круг.
Поиграем мы немножко.
Крепко сжали все ладошки.
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я!
Мы прижали локоток,
Станет тесным наш кружок!
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом сидя на стульях.

Учитель. А можно ли наш коллектив назвать семьей? Почему?

Дети.____________

( 11 слайд)

Обязанности членов семьи

Традиции семьи

Пословицы и поговорки о семье

Работа в парах

 - Соберите пословицы. 

  • “Яблоко от яблони недалеко падает”
  • “ В гостях хорошо, а дома лучше”
  • “Вся семья вместе, так и душа на месте”
  • “Яйца курицу не учат”

(12 слайд)

Проверка

Знакомство с заповедями

(13 слайд)

IV. Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок Сегодня мы говорили с вами о самом главном, что есть в жизни у каждого человека.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вспомнили?

- Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам подарить друг другу сердечки

V. Рефлексия.

Учитель. В давние времена бабушки и дедушки жили со своими внуками. А теперь очень часто они живут отдельно. Но для того, чтобы ваши дедушки и бабушки не чувствовали себя одинокими что нужно сделать?

Ответы детей.

Учитель. Правильно. Чтобы ваши бабушки и дедушки знали о вас все и участвовали в вашей жизни, нужно звонить и писать письма.1 октября в нашей стране отмечался “День пожилого человека” и я предлагаю нарисовать поздравительную открытку, которую вы сделали на уроке труда.

Работа в рабочих тетрадях (стр.39)

Учитель. Сегодня мы вспомнили все и не забыли никого. Каждая семья интересна. В ней есть чему поучиться. Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

(14 слайд)



Предварительный просмотр:

                                                                                  Приложение №8

2-й класс


Цели: систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним.

1. Организация класса.

2. Сообщение темы урока. Введение в тему.

Учитель: Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт – 
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна.)

- Назовите по порядку весенние месяцы.

Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте.

(Выходят заранее подготовленные дети и рассказывают о весенних месяцах)

Слайд 3.

Март. Первый весенний месяц. Но весна неторопливо разворачивает своё шествие. «Февраль силён метелью, а март – капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником, а день со звонкими капелями – солнечником.

В марте появляются первые проталины, отсюда и другое его название – протальник, февралю – бокогрею младший брат.

1 марта праздновали встречу весны. Собиралась весна давно, с января – просинца, с февраля – бокогрея, так приди же, приди…Дети пели:

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – 
Солнцу рад?
Апрель, апрель – 
Откроет дверь.
Май, май – 
Сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем…

Мало того, бывало, лето «вызывали»:

Лето, лето, вылазь из подклета,
А ты, зима, иди туда – 
С сугробами высокими,
С сосульками морозными,
С санями, с подсанками!

22 марта «день с ночью мерится» (весеннее равноденствие) и вторая встреча весны.

Дети окликали весну, забравшись куда ни есть повыше – на изгороди, кровли сараев, погребов.

Весна – красна!
Что принесла?
Тёплое солнышко, 
Красное летечко…

Март – проба голосов птиц – зимовщиков: овсянок, пищух, поползней. Сейчас и ворону влечёт на веснянки, обласкало бы теплом, горбится, шею тянет и хрипит, нежно прикаркивает. Войдёт в раж серая, глаза закатит и клювом водит, кокетничает, невесть что воображает про себя…

Капель, мокрые дороги. В деревне с крыш капель – ручейками, в лесу – росинками. С ветки на ветку пробрызнет, с иголки на иголку капнет и застынет в тени сосулькой.

Слайд 4.

Апрель – водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда ещё одно название апрелю – водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зе6лёных трав, листвы и цветов. Начинается сокодвижение у берёз, пробуждающихся в апреле. Отсюда ещё одно название апреля – березень.

7 апреля: «Весна зиму поборола» - вестью благой одаряли устные календари. Весело, в играх, в хороводах, проходили народные гулянья третьей встречи весны.

Широко, особенно по городам, соблюдался обычай «отпущенья птиц на волю». Покупали пташек дети и взрослые и тут же на рынке растворяли клетки.

Синички – сестрички, тётки – чечётки,
Красногрудые снегирюшки,
Щеголятки – молодцы,
Воры – воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Апрель – первый месяц весеннего тепла, первый вылет пчёл на подснежники и ивы.

Слайд 5.

Май – цветень. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.

Жёлтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черёмух и рябин, - всё это дало ещё одно название маю – травень-цветень.

Звонок, весел май, но и неустойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается. Ай-ай, месяц май – и тёпел, да холоден. Бывает май – под кустом рай, а то май – коню сена дай, а сам на печь полезай.

3. Изменения в неживой природе.

Слайды 6 – 9.

Учитель.

- Спасибо, месяцы, за ваш интересный рассказ. По своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

4. Изменения в живой природе. Растения.

Учитель. Оттаявщая почва даёт сигнал представителям царства растений. Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

Ранней весной первыми зацветают деревья: ива, ольха, орешник, верба и другие. Им нужно отцвести до появления листьев, т. к. растения эти ветроопыляемые.

Затем начинают цвести первоцветы. В наших лесах к ним относятся мать–и- мачеха, первоцвет, ветреница, медуница, хохлатка, печёночница благородная, гусиный лук и другие. Некоторые из них нуждаются в охране. Заглянем на лесные полянки и полюбуемся первыми весенними цветами, а ребята расскажут о них.

(Сообщения детей о первоцветах).

Дидактическая игра "Весна идет-весне дрогу"

Слайд 10.

Мать-и-мачеха. У неё два лица – весеннее и летнее. Весеннее лицо – жёлтые соцветия на коротких стебельках. Она показывает их миру очень рано, в середине апреля, жёлтые огоньки. Словно предупреждают, как жёлтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зелёный свет – зазеленеют луга, парки, леса, сады…Листья – её второе лицо, летнее. Появляются они в конце мая – начале июня, когда цветение заканчивается. Листья крупные и необычные: сверху они зелёные, гладкие, жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким войлоком волосков и как будто тёплые. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Слайд 11.

Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. А если попадётся целая полянка, поросшая медуницей, то просто в глазах зарябит. Эта пестрота нужна для того, чтобы издалека привлекать насекомых-опылителей. Самые желанные гости – шмели.

Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану! Собирать её в Московской области запрещено.

Слайд 12.

Хохлатка. Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу – под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы – собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь – растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.

Слайд 13.

Ветреница. Когда цветёт хохлатка, ветреницы почти не видно. Но проходит немного времени – и лес преображается. Теперь под ногами уже незаметна серая прошлогодняя листва: жёлто-зелёный ковёр ветреницы скрывает её. Рассмотрите ветреницу. Растение состоит как бы из трёх этажей. Первый этаж не видно: он подземный. Это корневище. От него отрастает вверх стебелёк, на котором, образуя второй этаж, сидят три сильно изрезанных листа, тоже распластанных горизонтально. Выше опять стебелёк, а на нём третий этаж – один или два цветка. Они жёлтые, как у лютика. Вот почему ветреницу этого вида называют лютиковой. Название растения происходит от латинского «анемос», что означает ветер.

Слайд 14.

Гусиный лук. Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Откуда только сила берётся в его маленьком худеньком тельце? Откуда берётся смелость?

Слайд 15.

Первоцвет. Золотые ключи весны… Золотые ключики… Так называют первоцвет в народе. Цветки первоцвета и вправду похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а сделанных из чистого золота. И сложили люди легенду о том, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето, к долгому-долгому теплу.

Слайд 16.

Пролеска. В лесу ещё лежат сугробы, а по лесным опушкам и перелескам снег почти растаял. Из-под снега показалась сухая прошлогодняя трава. И в этой траве загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки. Это зацвели подснежники-пролески. Наклонись к цветкам, осторожно разбери вокруг них сухую траву и увидишь зелёные листья. А назвали пролеску так за то, что поселилась она на лесных опушках и в небольших светлых лесках – перелесках, где весной снег тает прежде всего.

Закрепление.

С. 37 №4 в тетради.

Животные и птицы.

Зимующие птицы почувствовали приближение весны. Звонко запели синицы, весело зачирикали воробьи. Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Встречайте!

(Сообщения детей о перелётных птицах).

Слайд 17.

Грач. В народе говорят: «Увидел грача – весну встречай».И действительно, грачи появляются в наших краях одними из первых, в марте, когда кругом лежит снег. Ростом грач примерно с ворону, но весь чёрный, с красивым металлическим блеском. Основание клюва у взрослых грачей беловатое. Селятся грачи колониями по нескольку десятков птиц на опушках лесов или в городских парках. Питаются грачи в основном насекомыми и их личинками, но весной поедают и семена зерновых и овощей, осенью ест кукурузу и подсолнечник, кабачки и тыквы, клубни картофеля. Но пользы птица приносит больше, уничтожая огромное количество насекомых-вредителей.

Слайд 18.

Скворец. О скворцах говорят: на крыльях весну принесли. И действительно, вот в конце марта – начале апреля скворцы появились, и смотришь: ручьи побежали, зацвела мать-и-мачеха, вылетели первые бабочки… Самцы скворцов прилетают первыми, находят подходящие скворечники и начинают петь, чтобы привлечь самок и предупредить соседей – место занято. Скворцы – певцы-пародисты. Они запоминают и умеют копировать голоса многих птиц: дрозда, иволги, зяблика, галки и многих других. Говорят, они и по кошачьи умеют «разговаривать».

Слайд 19.

Жаворонок. Рано весной, едва зачернеют в полях первые проталины, появляются у нас жаворонки. Прилетают они одновременно со скворцами и даже ,бывает, чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки поют на лету. Обычного жаворонка называют полевым. Поля, а также пастбища и луга – вот его дом. С первых дней весны и до середины лета слышны здесь его песни. Иван Сергеевич Соколов-Микитов говорил: «Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробуждающейся земли похожа эта радостная песня».

Слайд 20.

Зяблик. В первых числах апреля вслед за скворцами и жаворонками прилетает к нам из тёплых стран зяблик. Это одна из многочисленных птиц наших лесов и парков. Хорошо заметный отличительный признак зяблика – белые полоски на крыльях. Самец разноцветный: лоб чёрный, затылок серовато-синий, спина коричневая, надхвостье зелёное, грудь красно-бурая. Самка окрашена скромнее – в сероватые тона. Полоски на крыльях тоже есть, но не такие яркие.

Слайд21.

Певчий дрозд. Приди, кум! Приди, кум! Чай пить! Чай пить! С сахаром... Такими словами обычно передают песню дрозда. Действительно, что-то похожее в ней услышать можно. Но никакими словами не выразить красоту этой песни. Писатель Соколов-Микитов назвал её «лучшей музыкой весны в пробуждающемся от зимней спячки лесу». Не случайно дрозда ещё зовут лесным соловьём. Прилетают к нам певчие дрозды в середине апреля. Ростом он примерно со скворца, спинка тёмная, грудь светлая, покрыта коричневыми крапинками.

Слайд 22.

Соловей. Птица-невидимка. Спроси любого своего знакомого, слышал ли он песню соловья. Наверняка получишь ответ: да, слышал. А спроси, видел ли певца? Вряд ли. Хотя соловей не редкая, и не заморская птица. Он селится обычно рядом с людьми – в садах и парках. Не видим мы его потому, что среди бела дня не обращаем внимания на маленькую, чуть крупнее воробья, серо-бурую птичку, которая пропорхнёт где-нибудь в кустах и быстро исчезнет. Самые первые соловьиные трели раздаются у нас примерно 10 мая, через несколько дней после возвращения птиц из тёплых краёв. В это время деревья уже одеты молодой листвой. В народе говорят: соловей прилетает тогда, когда сможет напиться росы или дождевой воды с берёзового листа.

Слайды 23 – 27.

Учитель. Это лишь малая часть птиц, прилетающих к нам весной. Узнаёте? (Кукушка, утка, цапля, ласточка, трясогузка). Все птицы весной заняты строительством гнёзд, а затем высиживанием птенцов. Поэтому весной в лесу необходимо вести себя тихо, осторожно.

Слайд 28.

Говоря о приходе весны, нельзя не вспомнить о бабочках. Когда ещё лежит снег и реки закованы в лёд, а деревья ещё дремлют – появляются бабочки-крапивницы. Те самые крапивницы, которые известны всем и которых ребята часто называют шоколадницами. Действительно, рисунок у них на крыльях шоколадных тонов. Мы соскучились по бабочкам и не можем равнодушно пройти мимо, увидев в парке или на лесной опушке это порхающее чудо. Улыбнёмся, задышим веселее и зашагаем легче: весна пришла, новая весна!

Слайд 29.

Примерно в то же время начинает летать бабочка-лимонница. Она действительно лимонного цвета да по одной аккуратной оранжевой точке имеет на каждом крыле. У этой бабочки есть и другое название – крушинница. (Гусеницы её кормятся листьями одного из наших кустарников – крушины).

Слайд 30 – 31.

Рано весной появляются траурница и дневной павлиний глаз. Обе бабочки очень красивы и своё название получили за рисунок на крыльях. У траурницы крылья тёмно-шоколадного цвета, почти чёрные, бархатистые, а по краям беловатая кайма. У дневного павлиньего глаза четыре сиреневых пятна на крыльях по одному на каждом. И вправду похожи на павлиньи глаза, те самые, что у него на перьях.

Слайд 32.

Очень красив адмирал. Украшена бабочка красными полосками, напоминающими ленты адмиральского мундира. Эти бабочки не попали пока в Красную книгу. Они ещё встречаются, хотя в последние годы и их стало меньше.

Прсмотр фильма "Времена года."

Закрепление.

В тетради №5 с. 38.

Народные приметы.

  • Чайки прилетели – лёд пойдёт, а журавль тепло принесёт.
  • Стаи грачей кричат, взлетают и садятся в гнёзда перед переменой погоды.
  • Ласточки прилетели – будет гром скоро, опускаются на лету и задевают землю крыльями – к тихой погоде. Если в середине марта тепло – к тёплому лету.
  • Если у берёзы много берёзового сока – к дождливому лету.

Итог.

Наше путешествие в гости к весне заканчивается. Но весна в самом разгаре, поэтому вы продолжаете наблюдать за всем, что происходит в природе. Прочитайте стихи о весне. Выполните рис. «Красота весны».



Предварительный просмотр:

                                                                                                                      Приложение №5

Тема урока:"Дикие ждивотные. Где живут белые медведи и слоны?"

Цель:   формирование представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни;

             развитие логического мышления, мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение), развитие речи;

             воспитание познавательного интереса у учащихся, экологической культуры познания.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, ПК;

                                Раздаточный материал «Слоник», «Пингвин», «Медвежонок»

                                (для подведение итога урока)

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока.
  1. Повторение:

Работа по карточкам ( у каждого пары учеников своя карточка, на которой они должны указать стрелочками зимние (весенние, летние, осенние) месяцы.

Проверка:

- Назовите времена года, начиная с весны (осени);

-Кто назовёт зимние месяцы? И т.д.

-Можно ли сказать так, что на территории, на которой мы с вами проживаем, есть все времена года?

Слайд 2. Тема урока.

- Но оказывается есть на нашей планете районы, в которых смена времен года почти не заметна? Где находятся такие места? (Экватор -жаркие районы планеты, полюса –холодные районы планеты)

 (прикрепить карточки на доску, где изображение глобуса)

Дидактическая игра "Будь внимательный".

-Сейчас мы посмотрим, кто самый внимательный. На доске картинки с различными вещами. Нужно выбирать только те, которые понадобятся для путешествия.

2. Сегодня мы совершим путешествие к этим  местам, чтобы узнать какие животные там живут. Давайте отгадаем загадки и узнаем о каких животных пойдёт сегодня речь на уроке (даются хорошо читающим ученикам):

В чёрных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.(пингвины)

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя-маленький хвост,

Спереди зверя-хвост большой.

Кто же это? Кто он такой?(слон)

Среди снегов и льда не голодает.

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает.

От морозов согревает (белый медведь)

-Кто знает где живут эти животные?(дети высказывают свои предположения)

-Я предлагаю всем нам отправиться в путешествие и посмотреть, как живётся этим животным. А поможет нам в этом Цветик- семицветик. (учитель показывает Цветик-семицветик и вместе с учениками произносит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.)

Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток и все говорят:

Лишь коснёшься ты земли.

Быть по нашему вели!

- Вели оказаться там, где живут белые медведи! (ученики встают, кружатся с закрытыми глазами, садятся.)

Слайд 3  

-Где, же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(На севере)

-Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым, чтобы не замёрзнуть. Ребята, посмотрите задание 1 с.31 в Рабочей тетради и скажите, что нам понадобится. Обведите карандашом те вещи, которые нам будут необходимы в этом холодном месте.(уч-ся работают)

 Слайд 3.(тот же) 

На земле есть очень холодный район –это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. (учитель показывает на глобусе и на карте на с.73 учебника Северный Ледовитый океан.) В этом районе Земли расположен северный полюс.

-Ребята, посмотрите на с.72 учебника, кто нас встречает? (ученики читают названия животных: поморник, белый медведь, морж, тюлень).

  1. Работа над новым материалом.

 Слайд 4.

  1. Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса»

Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, которая скрывает толстый слой жира. Шуба и жир помогают медведю плавать как пробка. А шкура даже не намокает.

Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда.

Слайд 5.

Медведь способен разбить слой льда своей большой головой. Другие животные в Арктике пробивают бивнями (моржи), а маленькая нерпа прогрызает лед зубами.

Слайд 6.

Чем питается белый медведь? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? (Рыба) Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …Хищниками. А для такой пищи нужны острые зубы!

Слайд 7.

Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.

Слайд 8-9.

Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде.

Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега.

Слайд 10-11.

Он выходит на лед или передвигается на льдине.

Слайд 12.

Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, у зверя отличный слух и нюх.

Слайд 13.

2. Белые медведи любопытные и, в общем-то, добрые существа. На человека они почти не нападают. Но медведица никогда не даст в обиду своих медвежат. Будет защищать их очень агрессивно. Посмотрите, как проводят время белые братишки бурых медведей.

Слайд 14.

Но зверь всегда зверь. Иногда приходится и порычать на непрошенных соседей, которые пришли на территорию.

Слайд 15

Сегодня участились случаи, когда медведь приходит к жилью человека в поисках пищи. Медведь находит ее даже в мусорных баках. Со всего поселка сбегаются собаки, чтобы прогнать «хозяина Арктики», но мишке они не страшны – мелковаты по сравнению с ним.

Слайд 16.

Вот такой он – Хозяин белых северных пустынь.

Слайд 17.

Но потепление, которое уничтожает ледяное покрытие Северного полюса, нарушает обычную жизнь белого медведя. И возможно чаще мы будем видеть мишку на черной земле, как короля без королевства.

Слайд 18.

Но белый медведь пока не унывает и предлагает вам разминку:

Топай мишка, топай мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

Слайд 19-20.

Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны. Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно два года после рождения. Всё это время она их кормит и заботится о них.

Слайд 21

Весь мир интересуется жизнью белых медведей, поэтому во многих зоопарках мира содержат этих зверей.

Слайд 22

Зоопарк старается создать условия похожие на те, в которых проживает медведь на севере. Однако, получается ли это у человека?

Слайд 23-24.

Давайте сравним и сделаем вывод: Где же лучше белому медведю?

Слайд 25-30

3.Соседи белого медведя по полюсу.

-Итак, ребята, ответьте на вопрос: где живут белые медведи? (На Северном полюсе, учитель помещает картинку с изображением белого медведя на доску, где нарисован глобус.)

-Как вы помните, на Земле есть два полюса: Северный и Южный (учитель показывает на глобусе полюса.) Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.

- А сейчас Цветик-семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде! (снова читается стих-е, отрывается лепесток и учитель произносит желание):

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.)

Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток и все говорят:

Лишь коснёшься ты земли.

Быть по нашему вели!

-Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!

(Дети снова кружатся с закрытыми глазами, а учитель показывает слайд 31.)

Слайд 31.

4.- Ребята, как вы думаете. Надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно.)

(учитель или кто-либо из детей читает текст на с.72 в учебнике. Антарктида-…)

Слайд 32-33

-Как вы думаете, кто живёт в Антарктиде? (рассмотреть иллюстрацию на с.72 и прочитать названия животных.)

Слайд 34-35

(Дети рассматривают презентацию, а учитель подробно рассказывает о пингвинах):

-Пингвины- морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу-рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.

(Опишите пингвина, какой он?)

Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров. В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо.

Слайд 36-37

Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах 2 месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама.

Физминутка для глаз «Пингвины»

Слайд 38

-Итак, ребята, ответьте на вопрос: где живут пингвины? (На Южном полюсе, учитель помещает картинку с изображением пингвина на доску, где нарисован глобус.)

- Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос:(дети читают его в учебнике на с.72) «охотятся ли белые медведи на пингвинов?» (Нет, потому что эти животные живут в разных районах земли.)

Природа приспосабливает животных для проживания в своих районах планеты.

5. Где на нашей планете не бывает зимы? (Экватор)

Слайд 39

-Как вы думаете, а какая будет одежда в этих районах?

Именно в этих местах и проживают самые крупные животные суши.

(вновь на помощь приходит Цветик-семицветик

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.)

Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток и все говорят:

Лишь коснёшься ты земли.

Быть по нашему вели!

-Вели отправиться в тёплые страны, где живут слоны!

(Дети вновь кружатся с закрытыми глазами, а учитель показывает слайд 40.)

Познакомимся со слонами поближе.

Просмотр видео-презентации  о слонах.

-Куда мы поместим слона? (уч-ль прикрепляет картинку на экватор)

  1. Итог урока. Вопросы на экране.(Слайд 41)

   -Ребята, вы сегодня узнали о том, где живут белые медведи, пингвины и слоны. Перед вами лежат изображения этих животных. Решите про кого из них вам больше всего понравилось узнавать на уроке и раскрасьте его.

(Уч-ся под музыку из м/ф «Умка» выполняют задание.)



Предварительный просмотр:

                                                                                              Приложение №6

Тема урока: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель урока: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.

Задачи:

 Образовательные:

  • Обобщить знания учащихся о разнообразном мире профессий, расширить представления о значении и содержании различных профессиональных деятельностях; показать важность труда  в любой профессиональной деятельности;

Развивающие:

  • Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять);

Воспитывающие:

  • способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Оборудование: 

  • Учебник «Окружающий мир»; карточки «Узнай профессию» разного цвета,
  • Конверты с заданиями  для каждой группы

Форма: урок - игра

Тип урока: повторительно - обобщающий

Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиа;

                                                     Ход урока

1.Речевая разминка

Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, сошьёте такие сапоги, что позавидует сама царица, или первыми откроете новые звёзды. Но, чтобы кем – то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.

Я уже взрослый человек, получила образование и профессию. Вы обо мне ничего не знаете, но можете узнать, задавая мне вопросы. Сформулируйте их так, чтобы я отвечала только словами «да», «нет».

(Дети задают вопросы)

Учитель: Спасибо, я думаю, вы достаточно обо мне узнали.

2.Актуализация знаний и создание мотивации

   1.Угадай, кто это

(дети разгадывают кроссворд)   (слайд)

Расширение лексического запаса

Учитель:

Кто объяснит значение слова ПРОФЕССИЯ?

Как вы думаете, какая профессия самая главная?

Наверное, ответить на этот вопрос не так просто. Сегодня мы поговорим о разных профессиях, и может быть, ответим на этот вопрос.

3.Сообщение темы урока

Учитель:

А вы согласны с высказыванием: «Все профессии нужны, все профессии важны»?

(на экране высвечивается название темы)

4.Обсуждение проблемного вопроса

Дети:

- Нет, есть самая важная – врач.

- А я думаю, учитель.

- А мне кажется, тот, кто выращивает хлеб.

- Наверное, все профессии нужные и важные.

Учитель: Почему?

Дети: Нам необходимы и врач, и учитель, и повар, и сторож, и милиционер…

Учитель: Давайте попробуем сегодня на уроке  разобраться в этом и проверим истинность данного высказывания.

5.Выявление уровня знаний

На столе у каждого из вас лежит 6 кружков. Напишите на них своё имя.

№1  Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы еще больше узнать?

№2  Кто достаточно знает о профессиях, но еще не все?

№3 Кто считает, что все знает о профессиях?

Прикрепите свой кружок к номеру того вопроса, ответом на который будет «Я».

6.Решение проблемы в процессе игровой деятельности

Ребята, вы готовы отправиться за новыми знаниями?

В наше время в мире насчитывается около 30 000 профессий. Очень трудно разобраться в таком многообразии. Как вы выбрали себе занятия в кружках, в студиях?

Профессия – это тоже интерес. Иногда интерес на всю жизнь. Все профессии можно разделить на группы.

Достаньте из конвертов большие кружки.  Цвет определяет группу профессий, о которой ваша группа будет рассказывать. Каких пять интересов выделяют в профессиях?

Правила работы в группе

Сегодня мы работаем в группах.

Чтобы работа была успешной, нужно соблюдать правила.

1.Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали,  не перебивая!

2. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

3. Говорить нужно по твоему вопросу, избегая лишнего!

4. Если что-то не вполне ясно,  то спроси еще раз!

5. Если не понравилось сказанное другим, то предложи что-то свое.

Выполняя эти правила, вы достигнете хорошего результата.

Работа в группах

Чтение карточек и заполнение таблиц.

Презентация итогов работы каждой группы

(Гиперссылки: щелкнув по каждой картинке, открывается группа профессий.)

Выявление основных качеств для всех групп профессий.

Назовите качества, которые необходимы для любой профессии.

Вывод: ответственность и трудолюбие – основа успеха в любой профессии.   (слайд)

Установление взаимосвязи между профессиями.

Выберите фото человека той профессии, которая относится к вашей группе. Обоснуйте важность этой профессии. Докажите, что именно выбранная вами профессия очень важная и без неё люди не могли бы нормально жить.

(ответы детей)

Вывод после выступления представителей всех групп: «Какая же профессия самая важная?»

Врач – самая важная профессия. Но врач хочет есть. Мясо, молоко, овощи ему предоставит фермер.

Кто поможет доктору доехать до больницы?

Кто насчитает врачу зарплату?

Доктор любит читать книги. Кто их напишет?

Вывод:  Есть профессии, без труда которых не могут обойтись люди, где бы они не жили. Значит: все профессии нужны, все профессии важны. (Анимация слайда)

7.Физминутка.

8. Работа с учебником с. 124

Учитель

Внимание на экран, предлагаю загадку.   (слайд)

Учитель: Что это ребята?

Дети: Компьютер

(на экране высвечивается отгадка)

А теперь поработаем с учебником. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Для чего нам в жизни необходим компьютер?»

(Дети работают с учебником)

Учитель: Да, велико значение компьютера. Используя эту машину на уроке, мы познакомились с разнообразным миром профессий.

Внимание на экран. Сейчас поиграем игру «Узнай профессию» 

(На слайде появляются иллюстрации с людьми разных профессий)

Учитель:

Многим профессия сотни тысячи лет. Например, как только людям понадобилось прикрыть от холода своё тело, они стали шить одежду, и появилась профессия портного. Люди в далёкой древности занялись земледелием, постепенно появилась профессия земледельца, хлебороба. Но есть профессии, появившиеся не так давно. Ну, например, ваши бабушки и дедушки ещё помят времена, когда не было телевизоров, и  профессии телемастера не существовало. Также не было и профессии тележурналистов и многих других.

Кто знает, как называется профессия  человека, который управляет компьютерной машиной и задает ей программы?

Дети: Программист

Учитель: Да, эта профессия в последнее время стала очень важной и престижной.

О других важных профессиях мы узнаем, работая в парах.

9. Дидактическая игра « Собери название профессии»

Учитель: Правила игры: возьмите конверт, аккуратно выложите содержимое на середину стола. Соберите название профессии из распавшихся букв. У каждой пары получится название профессии.     (дети работают в парах)

Вывод: Это очень важные профессии в наше время. Труд людей этих профессий способствует развитию и процветанию нашего края.

10. Подведение итогов урока

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть,
И людям пользу приносить.


- Почему такое напутствие даёт вам именно компьютер?

Рефлексия

Дети вывешивают на доску цветные кружки.

Хорошо видны изменения в уровне знаний детей.

Учитель

Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе.

 Когда падает с неба звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. Я приготовила для вас звёздочки, чтобы вы на них написали свои желания: кем вы мечтаете стать в будущем. Ми сохраним ваши звёздочки до 11 класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, не изменилось ли ваше желание и исполнится ли оно.

Много в мире профессий разных,

Какую выбрать – не узнаешь сразу.

В жизни всё  сгодится,

Стоит только хорошо учиться.



Предварительный просмотр:

                                                                                                          Приложение №4.

Тема урока: "Про кошек и собак".

Цели урока:

Расширение представлений о кошках и собаках.

Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками.

Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.

Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.

Оборудование:

учебник "Окружающим мир" , 2класс;

компьютер и медиапроекционное оборудование;

презентация "Кошки и собаки"

предметы ухода за кошками и собаками;

рисунки детей; карточки с тестом; костюмы кошки и собаки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, меня зовут Любовь Юрьевна. Я сегодня проведу у вас урок "Окружающего мира".

На уроке я сижу.

 Не шумлю и не кричу.

 Руку тихо поднимаю

 Если спросят, отвечаю.

Учитель. Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)

- О каких? (Свинки, попугаи…) Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем записывать в кроссворд по вертикале.

Загадки:

1) У меня есть к вам вопрос -

 Кто испачкал рот и нос?

 Кто в луже целый день сидит?

 Хрюкая и жиром заплывая,

 Подскажите мне друзья -

 Как зовут её – ... (Свинья.)

2) Голодна - мычит,

 Сыта – жует,

 Малым ребяткам

 Молочка дает. (Корова.)

3) Он кудрявый очень, очень,

 Стать шашлыком совсем не хочет,

 Среди ярок - великан,

 Как зовут его? (Баран.)

4) На окошке пруд,

 В нём рыбёшки живут

 У стеклянных берегов

 Не бывает рыбаков. (Аквариум.)

5) С бородою, а не старик,

 С рогами, а не бык.

 Не конь, а брыкается,

 Доят, но не корова,

 С пухом, а не птица,

 Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

6) Надутый, баловень двора,

 Он выступает важно.

 О красоте его пера

 Петух мечтает каждый. (Индюк.)

7)Важно по двору ходил

 с острым клювом крокодил,

 Головой весь день мотал,

 что-то громко бормотал.

 Только это, верно, был

 никакой не крокодил,

 а индюшек лучший друг.

 Удивительный ... (Индюк.)

Учитель. Про кого были все загадки? (Про животных.) А теперь посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (Собаки.)

- Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.)

- Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить? (Про кошек и собак.)

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.

Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак. Как ухаживать за ними?».

Слайд 1 (тема урока).

- Какие это животные? (Домашние.) А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…) Поможете решить эту проблему?

Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (Это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)

2. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

Презентация «Кошки и собаки».

Учитель. Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?

И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов.

Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.

А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.

Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.

Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.

Учитель. Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.

3. Физкультурная минутка.

Как умывается кошка?

Как потягивается кошка?

Как царапается кошка?

Как шипит кошка?

Как виляет хвостиком?

Учитель. Теперь поднимите руку у кого дома есть собака?

- Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)

Учитель. Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и  острых клыков.

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Всех собак можно разделить на три большие группы:

охотничьи;

служебные;

декоративные.

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.

А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.

А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.

Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!

4. Физкультурная минутка для глаз.

Учитель. А теперь хотелось бы узнать, кто нужнее человеку кошка или собака?

Учитель. Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки.

Но для начала проверим, как внимательно ли вы слушали рассказ о кошках и собаках.

5. Самостоятельная работа (тест).

Учитель раздает ученикам листки с тестом.

Учитель. Прочитайте первый вопрос.

Дети. Кто был приручён человеком раньше?

Демонстрируется слайд с вопросом.

Учитель. Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.

- Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.

На слайде появляется изображение собаки.

Учитель. Прочитайте второй вопрос.

Дети. Какие домашние животные самые распространенные?

Демонстрируется слайд с вопросом.

Учитель. Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.

Взаимопроверка.

Учитель. Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.

Проверка со зрительной опорой.

На слайде появляется изображение кошки.

Учитель. Прочитайте третье задание.

Дети. Найдите родственников и соедините.

Инструкция по проверке.

Ученик читает вопрос и на него отвечает.

Демонстрируется слайд с заданием.

Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка в парах. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.

Учитель. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! 5.

6. Продолжение работы над темой урока.

Как ухаживать за кошкой и собакой.

Учитель. У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?

(Ответы детей.)

Учитель. Для чего нужны эти предметы?

Демонстрируются средства ухода за кошками.

(Ответы детей.)

Учитель. Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой.

(Ученик к доске – рассказ по картинке.)

Учитель. У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?

(Ответы детей.)

Учитель. Для чего нужны эти предметы?

Демонстрируются средства ухода за собаками.

(Ответы детей.)

Учитель. Рассмотрите рисунки. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой (ученик к доске – рассказ по картинке).

(Ответы детей.)

Учитель. А если ваш питомец заболел?

(Ответы детей.)

Учитель. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

7. Работа с текстом.

Учитель. Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали».

Щенка кормили молоком,

 Чтоб он здоровым рос.

 Вставали ночью и тайком

 К нему бежали босиком -

 Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

 Возились с ним в саду,

 И он, расстроенный слегка,

 Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,

 Совсем как взрослый пёс.

 И вдруг приехал грузовик,

 И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?

 Когда зажгут костёр?

 Привык он к яркому костру,

 К тому, что рано по утру

 Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты

 На тёмные кусты.

 Он был один в саду пустом,

 Он на террасе лёг.

 Он целый день лежал пластом,

 Он не хотел махать хвостом,

 Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём -

 Вернулись с полпути.

 Они войти хотели в дом,

 Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

 Он всех подряд лизал в лицо,

 Его ласкали малыши,

 И лаял он от всей души.

Учитель. Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?

Дети. Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком – ему пощупать нос.

Учитель. Что случилось потом? Почему щенок остался один?

Дети. Ребята уехали.

Учитель. Как переживал щенок расставание с ребятами?

Дети. Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.

Учитель. Чем закончилась история с щенком?

Дети. Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.

Учитель. Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?

Дети. Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.

8. Физкультурная минутка «Утёнок».

9. Беседа «Откуда появляются бездомные животные?».

Далее – автоматическая смена слайдов до слайда с вопросом.

Учитель. Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. У нас в Бутово их тоже очень много.

Слайд-вопрос. Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?

(Ответы детей.)

Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.

Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных.

(Слайд) Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.

Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов.

Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.

10. Итог урока.

Учитель. В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат (Слайд). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Учитель. Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?

(Ответы детей.)

Учитель. Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

(Ответы детей.)

Учитель. Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?

Пазлы (фото животных).

Дидактическая игра "Умники и умницы".

Как называется "общежитие" для собак? (Псарня.)

Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)

Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!")

Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)

Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".)

Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)

Как называют дикую собаку? (Динго.)

Какой континент является родиной кошек? (Африка.)

Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)

Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)

Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)

В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)

11. Домашнее задание.

Прочитать о кошках и собаках. Учебник с.80-81.

Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать рисунок.

12. Оценка работы.

Все дети получают диплом (фото) о любви и заботе о домашних животных.



Предварительный просмотр:

                                                                                              Приложение №9

          "Путешествие по неизведанным планетам."

Цель: формировать представление детей о звёздах, о Солнце,  о солнечной системе, о Земле и других планетах СС.

Задачи:

  • развивать умение сравнивать по характерным признакам звезду и планету;
  • расширять знания о планете Земля, о её месте в СС, об особенностях и отличиях её от других планет СС;
  • воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, лист бумаги с изображением орбит, набор планет и солнце, учебник, клей-карандаш, карточки для составления кластера, теллурий, телескоп, цветные карандаши.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Известный писатель – фантаст Герберт Уэллс сказал:

« Ни одно животное не станет смотреть на вверх, на небо… Только это нелепое создание- человек- тратит время попусту, глазея на звёзды»

(Слайд1  )

2.Вводная беседа. (Введение в тему)

-Давайте подумаем:

-Почему люди смотрят на звёзды? (Ответы детей)

-Какие разные цели.

-Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на с.6.

(Слушаем чтение текста)

- Даже стихи сочиняли о звёздах!

(Подготовленный ученик читает)

Ночь пришла и на небе раскинула
бусы из звезд
И рассыпались звезды на тысячи верст
Как манят они и зовут за собой
Что вот ты готов уж идти за звездой.
Они ж миллионы загадок таят,
Сверкают, мерцают, на небо манят.
Вот если б у нас были крылья свои,
Мы тоже бы оторвались от земли
Летали бы мы в этой звездной тиши,
Где нету совсем никого, ни души
И сверху увидели б, дух затая,
Как все же прекрасна наша Земля!!!

- Почему же люди смотрят на звёзды?( Ответы по тексту учебника)

-Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.     (Слайд     )

-Звёздное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звёздах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия».  (Слайд      )

-В переводе с греческого языка обозначает «астрон»- звезда, «номос»- закон, значит астрономия это….. Правильно, закон о звёздах или наука о звёздах.

3.Сообщение темы и цели урока.

-Наука развивалась и многие  тайны Вселенной, которые она хранила, разгаданы.А хотели бы вы сегодня побыть астрономами и открыть тайны и законы Вселенной? Сразу все тайны не успеем за урок.

-Какова у нас тема урока?

-Значит, что  нам, астрономам, предстоит исследовать?

(Слайд     )

1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами.

2.Узнать такое «Солнечная семья»? Как она устроена?  Какие космические тела её наполняют?

-Каждый из вас смотрел на небо, а что вы там видели невооружённым взглядом, т.е. без специальных приборов и техники?

(Ответы детей)

-Солнце , Луна, звёзды – это небесные тела.

-Астрономы для своих открытий используют телескопы. (Слайд     )

-Это основной наблюдательный прибор за звёздами и небом. Его изобрел  400 лет назад англичанин Уильям Гершель. С его помощью открыли много новых космических тел.

-Сейчас современные телескопы совсем не похожи на тот первый телескоп. (Слайд    )

4.  Совместное открытие. Работа над изучением нового материала.

-У нас тоже есть телескопы .Настройте их и наведите на ночное небо.

(Слайд «ночное небо»)

-Внимательно рассмотрите небесные тела  в свои телескопы.

Окрашен космос в чёрный цвет,

Ни ночи нет, ни дня,

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны,

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

-Что увидели в телескопы? (Звёзды)

-В какое время суток их хорошо видно? (Ночью)

Наступит вечер, темнеет небо и словно драгоценные камни сверкают множество маленьких огоньков. Это звёзды.Но это писатель пишет, а мы- учёные.

  • Работа по учебнику.

-Одинаковы ли все звёзды? Чем различаются? (Ответы детей)

- Изучим звёзды с точки зрения астрономов.

-Разобраться в звёздах поможет текст учебника «Звёзды имеют разный цвет» с.7.

-Сделаем вывод.(Составление кластера)

-Там , в тёмном космосе есть небесные тела. (Прикрепляю табличку «небесные тела»)

-Какие мы наблюдали с вами? (Звёзды)Что о них узнали?

-По размеру какие бывают? (Великаны и лилипуты)

(Прикрепляю)

Небесные тела

звёзды


большие

маленькие

По температуре?

горячие

тёплые

холодные

По цвету?

голубые

белые

оранжевые

красные

жёлтые

-Итак, мы, учёные-астрономы, наблюдая в телескопы, и,изучая научные тексты,сделали открытие для себя….

(Рассказ детей по кластеру)

Общее количество звёзд людям неизвестно,  даже в телескоп невозможно увидеть все звёзды в бескрайнем космическом пространстве.

  • Беседа о Солнце.

-А вы знаете какая звезда ближе всего к нам, к нашей планете? (Солнце)   (Слайд  )

-Мы работаем над темой «Солнечная семья».

-Как вы думаете какую роль играет Солнце в семье? (Главную)

-А, что за семья у Солнца? (Предположения детей)

-Мы познакомимся со всеми членами этой семьи, но начнём с Солнца.

- Что же такое Солнце?

-Ответ на этот вопрос содержится в первых трёх строчках текста «Солнечная семья» с.7.

-Что особенного в Солнце?

-Сколько поговорок бытует в народе о Солнце! Вот некоторые из них, прочитайте и объясните.

(Слайд       )

Солнце встаёт, так и день настаёт.

Солнце встало – всем принесло радость.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

-За что мы любим солнышко? (Ответы детей)

(Чтение стиха)

-Солнце-монетка, -жадина скажет.

- Нет - сковородка! – обжора  вскричит.

- Нет – каравай, -хлебопёк произнёс.

Компас, - сказал убеждённо матрос.

Тёплое сердце, - котёнок сказал.

А что астрономы скажут?

(Солнце - звезда)

- Каждый человек, любой профессии,  может рассказать что – то о Солнце.

-Предположим врач и путешественник. Чем они занимаются?

-Они хотят поделиться своими наблюдениями о Солнце.

-Они не назовут свои профессии, вы попробуйте сами догадаться и доказать свой выбор.

(ученик рассказывает)

«Как приятно полежать летом на пляже, покупаться в воде, а потом снова валятся до захода солнца… Самые «добрые» лучи в мае, когда солнце ещё не так печет. Вот в это время наиболее ощущается польза солнца.
Под действием солнечных лучей в нашем организме образуется витамин Д, который способствует укреплению костей. Также солнечные лучи улучшают прочность костей, развивают выносливость организма, повышается устойчивость к болезням.Однако это только при правильном загаре. Врачи рекомендуют находиться на солнце не более 40-50 минут в день. Детям рекомендуется не загорать в период с 11.00 до 16.00 так как у них очень чувствительная кожа. Либо им следует сидеть в тени».

-Какую же профессию представили? Докажите.

(Следующий ученик рассказывает)

-Где бы ни оказался человек в результате путешествия (на суше или в океане, в джунглях или в пустыне), решил ли остаться на месте или отправиться в путь, он в первую очередь должен сориентироваться, определить свое местонахождение.
Можно прибегнуть к помощи солнца. Направление на север в северном полушарии определяют, став в полдень спиной к солнцу. Тень, отброшенная телом, словно стрелка, укажет на север.
При этом запад будет по левую руку, а восток по правую. В южном полушарии все наоборот: тень ляжет на юг, а запад и восток окажутся соответственно справа и слева.

В полдень (на территории России это 13 часов по зимнему времени и 14 часов — по летнему) Солнце находится в направлении юга. В это же время предметы отбрасывают самую короткую тень, причет она ложится в направлении на север.

-Кого вам представили? Докажите.

-Да, Солнце помогает путешественникам найти правильный путь, не заблудится, а ночью – звёзды.

Физминутка.

Над Землёю ночью поздней, 
Только руку протяни, 
Ты ухватишься за звёзды: 
Рядом кажутся они. 
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах, 
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней, 
Если бросить в небо взгляд, 
Ты увидишь, словно гроздья, 
Там созвездия висят.

Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия

-Мы выслушали врача и путешественника, а что астрономы расскажут о Солнце?

-Обратимся к научной литературе. (Учебник с.8 с  третьего абзаца -9)

-Что нового узнали о звезде по имени Солнце?

-Здесь же рассказали и о семье Солнца. Как она называется? (СС)

-Значит, кроме звёзд  есть и другие небесные тела-планеты. (Добавление слова планета в кластер)

-Чем звезда отличается от планеты?

(Звезда светится сама и освещает планеты, а планета - нет)

-Звезда светится , а  планета только отражает  солнечный свет.

-Сколько планет в Солнечной системе? (9)

-Наша Земля, какая по счёту?

-Кто главный в СС?

-Как настоящие учёные мы должны изучить и труды учёных, которые жили давным-давно.

(Слайд     )

Сопоставление древних и современных представлений о СС.

(Изображение Птолемея и его Вселенная и Н.Коперник и его представление о Вселенной)

- В далёкие времена люди, рисуя Вселенную , помещали планету Земля в центре.

-Это учёный Птолемей и его схема расположения планет.(Два щелчка по слайду)

- А позже, Николай Коперник , родившийся в 15 веке изобразил Вселенную вот так.

-Кто из них был прав?

-Ответ на вопрос вам может подскажет учебник.

-Прочитаем текст учебника(Учебник с.10-11)

- Кто же более верно изобразил Вселенную?

-А всё ли верно у Коперника?( Не хватает планет).

-Не знали люди ещё о том, что в СС 9 планет. Не все ещё были открыты.

-Дополним нашу схему. И так, есть ещё планеты, кроме звёзд.

Посмотрите  на экран, я покажу вам все планеты, в той последовательности, в которой они расположены, начиная от Солнца. Знакомство начинается. Взяли телескопы.

(Дополняю кластер)

(Дополняю кластер)

Небесные тела

звёзды

 планеты              


большие

маленькие

        Меркурий

По температуре?        Венера

горячие

тёплые

холодные

        Земля

По цвету?Марс

голубые

белые

оранжевые

красные

жёлтые

 Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

 Плутон

-Вот так выглядит солнечная система. (Слайд с изображением СС).

Каждая планета ходит строго по – своему пути, по своей орбите.

Практическая работа.

Вот мы познакомились со всеми членами Солнечной семьи.

Возьмите коробочку, в нёй лежат планеты.

  • Расположите их на парте в порядке возрастания.
  • А теперь расположите их в  той последовательности, как они в системе расположены, начиная от Солнца. С обратной стороны есть номер планеты.

Теперь … хором добавляй имя планеты!

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун,
 
Он восьмой идет по счету,

А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

-Каждая планета, чтобы не столкнутся друг с другом, ходит по своему строго определённому пути, по орбите. Как бусина нанизана на ниточке и никуда не денется, так и планета на своей орбите.

- Иногда планеты подходят на близкое расстояние друг к другу, как бы выстраиваются в ряд. Такое положение называется «парад планет». Оно встречается очень редко – раз в миллион лет и астрономы всего мира наблюдают за этим. Нам сегодня повезло . Возьмите свои телескопы, есть возможность увидеть парад планет. (Слайд      )

  • Наклейте планеты на их орбиты. Но избегайте парада планет и столкновений.

_- Во время работы вам будет помогать песенка о нашей Солнечной системе. (Песенка)

-Какая планета отличается ото всех других? (Земля)

(Слайд   )

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая, перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы – только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нет!

- Наша планета неповторима и дорога нам. Почему?

Правильно, наша планета – это наш дом, и дом для всех живых организмов, которые населяют планету. Мы должны беречь и охранять наш дом.

Дидактическая игра "Плюс минус."

Итог. Рефлексия.

-Наследующих уроках будете ближе знакомиться с нашей планетой и  жителями, её населяющими.А наше исследование подошло в концу. Пора подвести итоги.

-Перед началом научного исследования мы определили цели. Посмотрим, получилось их выполнить. (Слайд     )

1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами.Расскажите.

2. Узнать  что такое «Солнечная семья»? Как она устроена?      

3.Какие космические тела её наполняют?

На схеме ещё остались незаполненные стрелки, значит, что –то ещё есть в космосе? Можно подождать и узнать об этом на уроках сначала окр.мира, потом географии, астрономии, а  можно взять энциклопедии,   другие книги о космосе и прочитать.

. Исследование нашей Солнечной системы не закончено. Недавно ученые открыли еще одну планету за Плутоном. Планета-загадка. Имя ей еще не дали. А ещё учёные засомневались: Плутон- планета ли? Возможно, кто-то из вас увлечется астрономией, продолжит изучение космического пространства и сделает открытия.

Оценка.

Вы  трудились сегодня. Возьмите звёздочку и оцените свою работу.

Раскрасьте звезду:

  • Если отлично поработали, в полную силу, то раскрасьте в красный цвет.
  • Если хорошо поработали, но могли бы и лучше, то в синий цвет.
  • А если вы не удовлетворены своей работой, то в жёлтый.

Покажите звёздочки гостям. Вот какое звёздное небо у нас. На память об уроке вам остаётся макет нашей СС.