Аттестация педагогических работников системы дополнительного образования Московской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya_pedagogicheskih_rabotnikov_v_moskovskoy_oblasti.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Аттестация педагогических работников системы дополнительного образования Московской области»
Смурова Л.Е.
В работе раскрыт современный подход к аттестации педагогических работников в системе образования Московской области, представлены нормативно-правовые документы, регламентирующих порядок проведения аттестации педагогических работников, описана методика подготовки портфолио и проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогов.
Цель: осуществление методического, психолого-педагогического сопровождения аттестации педагогических работников и проведения экспертизы педагогической деятельности.
Задачи:
- предоставление важнейших нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок проведения аттестации педагогических работников;
- ознакомление с методикой подготовки и проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогов;
- предоставление рекомендаций по подготовке к успешному прохождению аттестации;
- оказание методической поддержки в вопросах сопровождения аттестации педагогических работников.
Обеспечение высокого качества образования невозможно без решения проблемы профессионального развития педагога. Важным фактором повышения профессионализма педагогического работника является аттестация.
Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Данным приказом утвержден и прописан порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к которым относится и МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей».
Нормативно правовая база аттестации состоит из Федеральных и региональных документов, с перечнем можно ознакомиться в приложении 1.
Аттестация педагогических работников проходит в следующих целях:
- подтверждение на соответствие занимаемой должности. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями;
- установления квалификационной категории (первой или высшей). Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Аттестация – одна из форм определения квалификации педагогического работника. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" педагогический работник аттестуется по каждой должности отдельно, присвоенная первая квалификационная категория, к примеру, в должности педагога дополнительного образования, не распространяется на должность педагога-организатора, в этой должности необходимо аттестоваться отдельно.
В системе дополнительного образования это могут быть следующие должности педагогических работников:
- Методист;
- Педагог дополнительного образования;
- Педагог-организатор;
- Педагог-психолог;
- Старший педагог дополнительного образования;
- Тренер-преподаватель и др.
Для успешного прохождения аттестации Региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности разработаны и внедрены современные экспертные заключения и приложения к ним на работников образовательных организаций, в экспертные заключения постоянно вносятся изменения и дополнения в соответствии с требованиями нового порядка аттестации, требованиями ФГОС. Экспертные заключения и приложения доступны для общего пользования и ознакомления на сайте Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» http://old.asou-mo.ru/papo.shtml , в разделе: Работникам сферы образования - Сопровождение профессионального развития педагогов Московской области http://pacad.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1068&Itemid=99999999 .
В связи с тем, что обновленные экспертные заключения в 2014-2015 годах были дополнены новыми пунктами, увеличилось и итоговое количество баллов. К примеру, в экспертном заключении на методиста добавлено 6 новых пунктов, в результате чего пороговый балл на высшую квалификационную категорию увеличился на 269 баллов. В экспертном заключении на педагога дополнительного образования добавлен только один пункт («Методы обучения и воспитания»), который оценивается достаточно большим количеством баллов, в связи с этим пороговый балл на высшую квалификационную категорию увеличился на 179 баллов.
Аттестуемым работником заполняется прежде всего приложение к экспертному заключению. В приложении необходимо заполнить о себе информацию по указанным критериям и показателям оценки результатов деятельности аттестуемого педагога. Необходимыми требованиями к системе оценки педагогической деятельности являются объективность, комплексность, надежность, достоверность.
В соответствии с приложением к экспертному заключению педагог составляет портфолио о своей профессиональной деятельности.
Важно понимать, что портфолио составляется в межаттестационный период, для более полного раскрытия профессионализма аттестуемого педагога. Составление портфолио в межаттестационный период – это удобная и оптимальная форма подготовки к аттестации, педагог имеет возможность собирать, систематизировать и анализировать документы и информацию о себе «здесь и сейчас», не усложняя себе подготовку к аттестации в будущем.
В портфолио собираются документы, раскрывающие и подтверждающие деятельность аттестуемого педагога, в соответствии с четко прописанными требованиями (из приложения к экспертному заключению). Эти документы анализируются систематизируются и оформляются по указанным критериям. В приложении к экспертному заключению вписываются названия и даты документов из портфолио (справок, приказов, подтверждающих профессиональную деятельность) по указанным критериям и показателям оценки результатов деятельности аттестуемого педагога.
На предварительном этапе подготовки к экспертизе в экспертном заключении можно заполнить титульный лист: наименование образовательного учреждения по Уставу, муниципальное образование, фамилия, имя, отчество педагога, год и категория предыдущей аттестации, сведения о наличии образования и курсов повышения квалификации. Важно обратить внимание на правильность заполнения титульного листа, чтобы аттестованному педагогу не были даны рекомендации о получении уже имеющегося педагогического образования.
В день проведения экспертизы экспертное заключение заполняется экспертом (экспертами) в соответствии с приложением и портфолио аттестуемого. Современное экспертное заключение составлено таким образом, что баллы суммируются автоматически. В зависимости от должности, на первую квалификационную категорию необходимо набрать 900-950 баллов, для прохождения на высшую квалификационную категорию это уже не менее 1750-1850 баллов.
Экспертное заключение состоит из трех основных разделов: продуктивность образовательной деятельности, продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся/ воспитанников, продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования.
Процедура проведения экспертизы предусматривает:
- изучение учебно-педагогической деятельности;
- анализ документации, отражающей результаты педагогической деятельности;
- собеседование с аттестуемым педагогом;
- аналитическое обобщение полученной информации и
- оформление экспертного заключения.
На сайте Регионального научно-методического центра экспертной оценки (http://pacad.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1117&Itemid=99999999) в помощь педагогу, располагаются материалы для подготовки и проведения экспертизы педагогической деятельности при аттестации на квалификационные категории (первую и высшую):
Разъяснения по методам обучения и воспитания;
Разъяснения о порядке учета документов по повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
Разъяснение по учету результатов участия обучающихся/воспитанников в детских конкурсах;
Перечень олимпиад, рекомендуемый Минобрнауки РФ;
Перечень олимпиад, рекомендуемый Министерством образования Московской области;
Перечень олимпиад, утвержденный Минобрнауки РФ;
Рекомендуемые детские конкурсы (письмо Министерства образования Московской области);
Примерный перечень профильных издательств;
Рекомендуемый перечень конкурсов профессионального мастерства.
Затруднения при составлении портфолио могут возникнуть у педагога независимо от стажа и опыта работы, от его подготовленности к прохождению аттестации. Известно, что трудности, сложности в профессиональной деятельности активизируют аналитическое мышление, рефлексию, стимулируют к обмену опытом, что является неотъемлемой частью при подготовке к прохождению аттестации, мотивируют педагога к грамотному составлению портфолио.
Педагогический работник любой квалификационной категории вне зависимости от стажа и образования может по личному заявлению установить, подтвердить или повысить (в зависимости от установленной квалификационной категории да данным момент) свою квалификационную категорию (в случае успешного прохождения аттестации).
Начиная с 1993 года принципами аттестации являются: добровольность, открытость, обеспечение открытого, гуманного и доброжелательного отношения к педагогическим работникам с основной целью: создания оптимальных условий развития личности и профессионализма педагога.
Приложение 1.
Нормативно правовая база аттестации. Федеральные документы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
2. Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. N 03-1933 «Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н от 26.08.2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
4. Постановление Правительства РФ № 678 от 08.08.2013 г. «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организация, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
Региональные документы:
1. Административный регламент Министерства образования Московской области по предоставлению государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников государственных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников муниципальных и частных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность», утверждённый распоряжением Министерства образования Московской области от 05.02.2015 №2;
2. Письмо Министерства образования Московской области от 29.07.2014 № Исх – 8586/03а «Инструкция по процедуре аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность»;
3. Приказ министра образования Московской области от 18.08.2014 № 3705 «Об аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области по аттестации педагогических работников государственных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей государственных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области, и педагогических работников муниципальных и частных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность»;
4. Положение «Об утверждении положения об оплате труда специалистов экспертных групп при аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области по аттестации педагогических работников государственных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей государственных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области, и педагогических работников муниципальных и частных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность» (Приказ министра образования Московской области от 06.11.2014 № 5021);
5. Отраслевое региональное соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в системе образования в Московской области, на 2014-2016 годы;
6. Приказ министра образования Московской области от 22.08.2014 № 3761 «Об утверждении Положения о порядке аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Московской области».
Литература:
- Аттестация педагогических работников. Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов. / сост. Н.В.Долгоаршинных – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 144с.
- Долгоаршинных Н.В., Семенова И.И. Аттестация педагогических работников. Нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. - 188с.
- Долгоаршинных Н.В. Аттестация педагогических работников. Экспертиза профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации требований ФГОС. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. - 76с.
- Долгоаршинных Н.В., Семенова И.И. Новый порядок аттестации педагогических работников: нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. - 176с.
- Конасова Н. Ю., Малыхина Л. Б., Бочманова Н.И. Аттестация педагогов дополнительного образования. – М.: Планета, 2011 г. - 144с.