Роль воспитателя в современном обществе
Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в современном обществе.
Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений.
В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. В современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.
Эффективность воспитания и обучения, формирование личности ребенка зависят от личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональных качеств. Воспитатель маленьких граждан должен иметь разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями находить решения различных проблем, должен уважать достоинство ребенка.
Работа воспитателя в детском саду – это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов общения с детьми, коллегами по работе.
Чтобы по-настоящему содействовать прогрессивному развитию общества, педагоги, как и образовательная система, в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее. Одна из важнейших задач современного педагога – помогать, воспитанникам, приспосабливаться к меняющейся социокультурной ситуации в обществе.
Изменения в обществе (гуманизация, демократизация) влекут за собой изменение в значимости профессии педагог.
В прошлом детские сады называли «камерами хранения», где за детьми устанавливался присмотр.
В современном обществе отношение к детским садам резко изменилось:
- школа требует полноценной подготовки ребенка к школе;
- родители индивидуального подхода, широкого разнообразного образования выходящего за рамки традиционного.
Постоянно растущие требования современного общества к педагогу определяют его функции (Куликова Т. А.):
- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
- обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей;
Педагог должен быть внимателен ко всему, что может быть опасным для жизни и здоровья дутей, а также к тому, что может вызвать дискомфорт – мебель по росту, соблюдение режима дня.
Это предупредит переутомление, усталость, агрессию и приведет к повышению познавательной активности и эффективным результатам.
- осуществление воспитательно–образовательной работы с детьми;
Она реализуется в планировании работы на основе программно-методических документов, в непосредственном проведении этой работы, в анализе результатов.
- участие в педагогическом просвещении родителей, регулирование согласованного воздействия на ребенка семьи и дошкольного образовательного учреждения;
Педагог знает, что воспитание – это совместное дело педагога и семьи. В интересах педагога повышать уровень педагогической культуры родителей, а также согласовывать их непрофессиональное воздействие с воздействием педагогов дошкольного образовательного учреждения.
- пополнение знаний общекультурного и профессионального характера, самообразование;
- участие в исследовательской деятельности.
Все эти функции педагога входят в содержание педагогической деятельности.
Литература: Бахорина О.С. Введение в педагогическую профессию: учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей, г. Сокол, 2011г.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Формирование речевых умений у детей раннего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, т.к. процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по развитию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию.
Ранний возраст является благоприятным периодом для освоения речи.
В раннем детстве у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Но имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже недостаточно, чтобы быть понятым. Так новая потребность, возрастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи.
Выделяют три этапа в становлении речи ребенка.
На первом этапе главным компонентом ситуации является предмет. Ребенок тянется к предмету, сопровождая действие мимическими и интонационно-выразительными эмоциональными элементами, смысл которых заключается в воздействии на взрослого. Если попытки неудачны, то они перерастают в выражение неудовольствия, в плач.
На втором этапе главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки заполучить предмет заменяются указательными жестами, стремясь привлечь внимание взрослого.
На третьем этапе центральным звеном ситуации является слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции, проявляя первые попытки произнести слово. Ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ и произносит требуемое слово – название предмета. При этом подразумевается действие взрослого с предметом.
Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи ребенка глаголов, связанных с действием и выражением требований.
Второй год жизни – период интенсивного формирования речи.
Исследование, проведенное белорусским психологом Р.И. Водейко показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».
В словаре детей третьего года жизни, по данным В.В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 – 1,3 раза.
Кроме быстро растущего словаря конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А.Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый период – это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этом периоде выделяется стадия однословного предложения и стадия двух-трех словных предложений.
А.Н. Гвоздев отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что видят, делают, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи.
Второй период в овладении грамматикой – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Этот период характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Например: «Где моя мама? Почему слон живет в лесу?»
В раннем возрасте возникает и описательная речь. Ее появление связано с расширением круга общения ребенка, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. Жесты, мимика, используемые в ситуативной речи не могут помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной речи.
Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком.
По данным А. А. Люблинской, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение.
На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).
Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Важно, чтобы речь была правильной; звуки, произносимые взрослыми, были четкими; ритм речи – не слишком быстрым.
Литература:
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 480 с.
Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : «Академия», 2006. – 368 с.