"Приминение компьютерной социально-педагогической технологии в работе педагога

Колосова Оксана Дмитриевна

      Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

      Тенденция развития современного общества характеризуется активным использованием средств информатизации и массовой коммуникации в различных сферах человеческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ПРИМИНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

Москва – 2016

План

Введение ……………………………………………………………………... 3

  1. Информатизация общества. Суть компьютерных технологий и применение их в образовательном и воспитательном процессе .............4
  2. Применение компьютерной технологии в работе социального педагога ……………………………………………………………………………… 8

Заключение ………………………………………………………………….13

Список использованной литературы …………………………………... 14

Введение

        Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

        Тенденция развития современного общества характеризуется активным использованием средств информатизации и массовой коммуникации в различных сферах человеческой деятельности. Сегодня общепризнанно, что основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются компьютерные технологии. Другим следствием технического прогресса стало увеличение, и даже ужесточение требований, предъявляемых профессиональным кадрам.

      Информатизация социума обуславливает возрастание роли информационной культуры человека. Большое значение приобретает проблема подготовки социальных педагогов, повышение их общей культуры в условиях повсеместного использования средств информационно-коммуникационных технологий.

       Становится очевидным, что уровень социально-психологического благополучия, удовлетворенности в выполнении профессиональной деятельности и жизнедеятельности социального педагога в условиях информатизации зависит от уровня информационной культуры, сформированного в процессе подготовки в вузе будущего специалиста. Особенности компьютерной социально-педагогической технологии и их применение в работе социального педагога будут рассмотрено ниже.

  1. Информатизация общества. Суть компьютерных технологий и применение их в образовательном и воспитательном процессе.

       Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем «компьютеризация общества», где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации.

     Информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Ему придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации.

         Смысл информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа.          Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования.  

      Отличительными особенностями информационного общества являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан.

         Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью.          Появление таких специальностей как «социальная педагогика» и «социальная работа» позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность. Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

         Вот уже почти два десятка лет не утихают споры о том, какое место должен занимать компьютер в профессиональной деятельности педагога. Экзотикой для подавляющего большинства педагогов остаются и компьютерные учебники, и интеллектуальные системы, и телетестинг, и прочие атрибуты тесной дружбы школы и информатики.

       Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы. Информационные технологии – это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.      В учебном процессе важны не информационные технологии сами по себе, а то, насколько их использование служит достижению собственно образовательных целей. При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений. Образовательные технологии – это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.  

       К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции. Таким образом, главным моментом в образовательных технологиях становится визуализация мысли, информации, знаний. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «ученик – компьютер – преподаватель» большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий.

         

  1. Применение компьютерных технологий в работе социального педагога.

        Состояние социальной сферы России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития на основе информационных и коммуникационных технологий, создания в стране единой социально-информационной среды.

        Однако в сложившейся системе большинство социальных педагогов не имеют возможности повышать свой профессиональный уровень в области информатики, информационных и коммуникационных технологий в рамках существующей системы переподготовки и повышения квалификации.

       Социально-педагогический процесс обеспечивается в основном традиционными технологиями, многие социальные педагоги недооценивают компьютерные технологии, испытывая значительные трудности в их использовании, поскольку подготовка в данной области остается во многом фрагментарной, не охватывает всех видов социально-педагогической деятельности.

       Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе: социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; преступления и правонарушения; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие.

       Данные проблемы решаются посредством социально-педагогической деятельности, которая включает следующие: социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическая поддержка; социально-педагогическая и педагогическая реабилитация; социальный контроль, социально-педагогическая деятельность с ближайшим окружением ребенка. Рассмотрим данные направления подробнее.

        Социально-педагогическая профилактика - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у школьника до появления трудновоспитуемости; формирование у школьников стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей деятельности; активизация положительной общественно полезной деятельности ученика; исправление отрицательных качеств и применение методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и др.).

       Социально-педагогическая поддержка осуществляется в сотрудничестве с органами местного самоуправления и различными ведомствами, которые обладают необходимыми полномочиями для устройства ребенка и средствами на его содержание, а также с общественностью, в распоряжении которой имеются фонды и волонтеры. В совокупности это позволяет извлекать несовершеннолетних из трудной или опасной ситуации, помещать в приют или интернат, если нужно действовать решительно и т.п..

  Социально-педагогическая и педагогическая реабилитация является ведущим направлением в деятельности социального педагога с учащимися. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником и предполагает, с одной стороны, добывание средств на сверхнормативные занятия с детьми, с другой - улучшение социально-психологического статуса неуспешного ученика. При этом социальный педагог, по сути, выступает защитником личности ребенка от равнодушно отталкивающей среды. Он символизирует гуманизм коллектива, выступает покровителем аутсайдеров.

      Социальный контроль - функция школы как одного из субъектов системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, осуществляется во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (с подведомственными ей учреждениями). Это направление деятельности предполагает определенное позитивное влияние со стороны школы на прилегающий к ней микрорайон, противодействие субкультурам маргинальной ориентации, которые все решительнее вовлекают в свою сферу несовершеннолетних. Такая деятельность требует от социального педагога особых умений, нередко личного мужества, но главное, готовности вступиться за интересы ученика. Поэтому специалисту приходится осваивать специальные методики работы, формы сотрудничества с авторитетными силами общества и государства, без поддержки которых он не сможет решать столь сложные задачи.

      Социально-педагогическая деятельность с ближайшим окружением ребенка направлена на взаимодействие с семьей и требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем, он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка. При этом иногда поведение родителей не носит антиобщественного характера и поэтому не дает оснований для вмешательства правоохранительных органов. В этом случае инициативу берет на себя школа.

         Реализация вышеуказанных направлений в условиях общеобразовательного учреждения начинается с составления электронной базы данных, на основе информации предоставленной классными руководителями или органами опеки и попечительства. На этом этапе возникает необходимость использования компьютерных технологий.

        Целевой группой социального педагога общеобразовательного учреждения являются категории семей в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

         Базу данных целесообразно составлять в программе Microsoft Office Excel. Электронный банк данных позволяет систематизировать сведения о группах детей, требующих социально-педагогического сопровождения.

         При формировании банка данных уточняются следующие позиции: состав семьи, жилищно-бытовые условия, материальное положение и воспитательный потенциал семьи, основания постановки семьи на учет в органах системы профилактики и т.д.

         Автоматическая обработка данных значительно сокращает время подготовки отчетной документации, используется для составления сводных ведомостей учета питания учащихся в школе, оплаты проезда и составления прочей отчетности.

      Особое значение имеет применение компьютерных технологий в разработке, апробации и обработке диагностических материалов (программы пакета Microsoft Office: Word, Excel и др.). Наличие мощного аппарата формул и функций в Excel: вычислительных, функций управления базами данных, информационных, логических, статистических и др. – позволяет максимально использовать при необходимости методы математической статистики и ускорить сроки обработки результатов. В случае применения ряда тестирующих оболочек, имеет место ряд трудностей, которые связаны с недостаточным уровнем компьютерной подготовки социальных педагогов. Компенсировать этот дефицит можно за счет проведения специальных консультаций и презентаций программных продуктов.

Актуальным является использование наглядных и анимационных материалов для проведения тренингов, направленных на самостоятельное принятие решений, оценку и развитие коммуникативных возможностей. В процессе реализации технологий превентивной направленности - разработка сценариев и сопровождающих презентаций для проведения внеклассных мероприятий помогает программа «Microsoft Office Power Point», для выпуска газеты - программа «Microsoft Office Publsher».

         Для решения учебно-воспитательных задач при работе с одаренными детьми используются такими направлениями как: Интернет (информационные ресурсы; электронные книги; социальные сети; учебные занятия в сети; поддержка связи с наставниками); диагностические программы (выявление одаренных детей); программа для создания компьютерных презентаций и др. Информационная потребность одаренных детей требует своего выражения и в информационной среде. В этой связи особое внимание следует уделить созданию Web-сайтов в сети Интернет. Основная направленность при создании личных Web-сайтов – это создание персональных страниц по тематике интересов каждого одаренного ребенка.

        Социально-педагогическая служба образовательного учреждения, имея свой сайт, обеспечивает всех участников образовательного процесса необходимой информацией и возможностью обратной связи (можно сделать сайт по технологии «Конструктор школьных сайтов»).

       Перечисленные компьютерные технологии составляют основу социально-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.

По результатам проведенного анализа использования информационно-коммуникативных технологий в социально-педагогической деятельности определяются требования к информационной компетентности социального педагога:

- использует информационные ресурсы, для осуществления взаимодействия с семьей;

- применяет диагностические программы для анкетирования и проверки знаний, выявления уровня развития ребенка;

- использует электронный документооборот для ведения всех форм отчетности; ресурсы Интернет и электронную почту для поиска профессионально значимой информации и ведения деловой переписки с различными инстанциями; справочно-правовые системы для создания нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности;

- способен обновлять банк данных детей.

       Таким образом, использование компьютерных технологий в социально-педагогической деятельности в условиях информатизации общества позволяет автоматизировать обработку данных исследований, применять большее количество методов психодиагностических исследований, создавать качественно новые формы профилактической и коррекционной работы, улучшить работу по интеграции в образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска», требующих коррекции.

Вывод

       В современном, быстро развивающемся мире специалисту любой профессии приходится, подстраивается, и шагать в ногу со временем.

       Наличие компьютера позволяет осуществлять хранение больших объемов информации в цифровом формате с возможностью легкого доступа к ней, тиражирования, автоматизации сбора, хранения, обработки информации и информационно-поисковой деятельности.

       Программные средства и информационные технологии, необходимые в работе специалиста: диагностические программы, текстовые редакторы, табличные редакторы, базы данных, Интернет, справочно-правовые информационные системы, программа для создания компьютерных презентаций, графические редакторы, издательские системы.

      Приведение всех форм документаций в электронном виде,   при формировании банка данных (составление социального паспорта, социальных карт ребенка, карты учета неблагополучных семей, а также семей социально незащищенных), создании нормативно – правовой базы, пакета диагностического инструментария социального педагога,  позволяет более эффективно использовать рабочее время, тем самым повышать качество работы педагога.

  Информатизация образовательного пространства открывает социальному педагогу новые возможности для  внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, выступающих в качестве средства социально-личностного развития ребенка.  Дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и взаимодействие его субъектов в  общеобразовательном учреждении, тем самым повысить его эффективность.

 

       

Список использованной литературы:

  1. Безвесильная, А.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности социального педагога [Текст] / А.А. Безвесильная // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №11. – С. 19-22
  2. Безвесильная, А.А. Использование информационных технологий при подготовке социальных педагогов [Текст] / А.А. Безвесильная // Педагогическая информатика. Научно-методический журнал. – М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2007, №4. – 98 с.
  3. Гасумова, С.Е. Информатизация социальной политики и управления социальной сферой [Текст] / С.Е. Гасумова // Вестник Пермского университета: Юридические науки, 2007. - № 8. -  С. 232-248.
  4. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П. Социальный педагог в образовательном учреждении.-М.:Педагогическое общество России, 2007.-96с.
  5. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  6. Константинова И.Н. «Творческая лаборатория       учителя» 2009
  7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования / М.: Школа Пресс, 1994
  8. Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / П. А. Шептенко, Е.Н. Дронова, Л.Н. Гиенко. Барнаул : АлтГПА, 2011. – 166 с.