Эссе на тему «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»

Саранчина Оксана Александровна

Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Такими особенными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс повышения квалификации

«Профессиональная компетентность педагога общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа)

ФИО (полностью): Саранчина Оксана Александровна

Полное наименование учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сокол»

Эссе на тему «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены основные принципы государственной образовательной политики.

Одним из важнейших направлений является повышение профессиональной компетентности педагога. Это определено, прежде всего тем, что в  современных условиях экономической политики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Что  же всё-таки определяет степень профессионализма педагога,  его  уникальность  и  творческое начало? Только в постоянном  развитие, педагог  сможет отвечать требованиям времени и профессии.

Каким должен быть, современный учитель?   Сложно  однозначно ответить на этот вопрос.  Полагаю,  это должен  быть человек, способный развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить  их самостоятельно задавать  вопросы  в процессе изучения материала, самостоятельно мыслить создавать условия для развития творческих способностей детей,  полнее реализовывать их потребности, а также  повышать их мотивацию к обучению, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель  должен находиться в постоянном творческом поиске, в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».

По моему мнению, современный учитель соединяет в себе любовь к ученикам и тому  делу,  которым он занимается, умеет не только учить детей, но и сам готов учиться у своих учеников. Современный педагог должен уметь выявлять самые лучшие качества, заложенные в  каждом ребенке. Должен  уметь и поощрять детей, чтобы они получали радость не только от приобретенных знаний, но и от общения  с таким педагогом, чтобы окончив школу, они четко осознавали свое место в мире и могли работать на благо нашего государства. Чтобы сегодняшние  дети  выросли готовыми  к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Современный учитель – это профессионал.  А профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Такими особенными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный узнавать и  интересоваться всем тем, что его окружает.

Жизнь не стоит на месте. И  перемены в образовании невозможны без существенных изменений и профессионального сознания учителя. Сегодня появилось масса новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач.

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Но весь профессионализм учителя невозможен без включения  личностного содержания:  культуры,  ценности,  характер  находят в нем свое отражение. В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения  личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации.

Очень  важно учителю осознавать себя одухотворенной личностью. Без этого невозможна высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, невозможно сохранение активной профессиональной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Состояние душевного подъема необходимо учителю и для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, решения задач обучения, воспитания, развития школьников. Состояние творчества  является основой педагогического мастерства учителя. Оно приобретается только в процессе значимой деятельности. Сама профессиональная деятельность многое дает педагогу для развития его творческого потенциала. Учитель должен быть всегда в поиске.

Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой учащихся к творческому труду. Высшей потребностью личности является потребность в реализации своих возможностей. Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, быть востребованной обществом личностью. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию, самосовершенствованию. Личность педагога надо рассматривать в неразрывном единстве с методами и средствами достижения качественных показателей его деятельности. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Сопоставляя  профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, можно выделить четыре вида профессиональной компетентности специальную, социальную, личностную, индивидуальную:

Специальная, или деятельностная  профкомпетентность – владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

Социальная профкомпетентность – владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

Личностная профкомпетентность – владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

Индивидуальная профкомпетентность – владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Невозможно  добиться высокой мотивации, удовлетворенности своей работой без значительных вложений в нее. Здесь будет, кстати, предложить несколько способов самомотивирования, проверенных на собственном опыте. Я, считаю, что:

1. Всегда следует настраиваться на успех, на достижение намеченных планов и целей.

2. Брать на себя ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе.

3. Аналитически относиться к кризисам, воспринимать их как необходимый этап развития, личностного роста.

4. Уметь ставить перед собой четкие и ясные цели, а затем планировать их и претворять  в жизнь.

5. Доводить начатое, задуманное до конца.

6. Уважать себя, стараться себе нравиться. Неуверенность в себе блокирует социальную активность.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

ФГОС сегодня диктует, что младшие школьники должны освоить умение учиться. У  них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Каковы же условия, обеспечивающие у младшего школьника формирование учиться и способности организации своей деятельности? Самое первое – это педагогическая профессиональная компетентность учителя. Складывается она из курсовой подготовки, семинаров, мастер – классов, обеспечения и изучения методической литературы, педагогических сообществ различного уровня, проведения открытых уроков, публикаций, участия в профессиональных конкурсах, создания портфолио и работа по внедрению ФГОС НОО.  Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. Востребованность информированности педагога определяется не только успеваемостью учащегося.  Важен также  и проявляемый им интерес к самой информации, его потребность в ней, а это определено формированием у ученика ценностной значимости самих знаний и умений. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Я убеждена, что в школе должны работать люди неравнодушные, те, которые могут стать для своих подопечных примером, те, кто может их вести за собой, идти вместе с ними.  В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т.е. для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка. Из своего опыта работы вижу, что проектная деятельность позволяет приобрести те компетентности, которые необходимы  для решения жизненных задач. Проектная деятельность основана, прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач.

  И вот снова и снова я переступаю порог школы для того, чтобы учить, учиться, сотрудничать, расти вместе со своими учениками. Поддерживаю в своих воспитанниках стремление быть честными, порядочными, целеустремлёнными. Я не просто учитель.  Я – первая учительница. И я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне своих любимых, единственных, драгоценных деток. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие у него сложатся взаимоотношения с учителем, со сверстниками насколько учение будет для него радостным и полезным. Я понимаю, что, то, как сложится школьная жизнь ребёнка, зависит во многом и от меня. И я много думаю о том, как помочь ребёнку в его развитии, в его физическом, умственном и духовном росте и становлении.  Часто  произношу слова одобрения и рада за детей даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым.  Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. Я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Я вместе с ними делаю открытия, и самые требовательные мои критики и судьи это мои ученики.