Программа содействия семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа содействия семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из практических инструментов по обеспечению подготовки граждан, передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, в семьи и сопровождения замещающей семьи по основным направлениям ее развития. Реализация Программы позволит компенсировать существующие противоречия в решении проблем семьи и детей; формировать в замещающей семье условия, оптимальные для ее развития и воспитания ребенка; предупреждать появление проблемных ситуаций и своевременно их устранять; предотвращать отказ от приёмных детей и жестокое обращение с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_sodeyst._semeyn.zhizneustr_po_trebovaniyam_mts.docx | 261.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок»
Утверждаю: Директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок» ______________________ С.В. Маст «01» сентября 2015г.
|
ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «АИСТЕНОК»
на 2014-2017годы
Авторы: Назаренко Марина Викторовна, заведующий отделением психолого-педагогической помощи; Симирий Альбина Наиловна, социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи |
Нижневартовск, 2015 год
Оглавление
3. План мероприятий по реализации Программы
5. Схема контроля и управления Программой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов в России. Указы Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации определили в качестве основного ориентира государственной политики в сфере защиты детства – сохранение кровной семьи для ребенка и обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы среди ожидаемых результатов указано «увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации до 90%».
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обеспечение государственных гарантий и мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, принявших детей на воспитание в свои семьи, пропаганда семейных форм устройства детей-сирот, разработка системы подбора, подготовки и сопровождения замещающих родителей позволили увеличить число детей, устроенных в семьи. По состоянию на 1 октября 2014 г. численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 7627 детей, из них 7385 детей воспитываются в семьях граждан, что составляет 96,8% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей (Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за январь-сентябрь 2014 года http://www.depeconom.admhmao.ru).
Воспитание детей в интернатных учреждениях не может в полной мере обеспечить удовлетворение их основных потребностей и накладывает негативный отпечаток на психофизическое развитие детей. В связи с этим поиск решения проблем сиротства осуществляется в контексте развития института замещающей семьи. Замещающая семья по сравнению с воспитанием в интернатных учреждениях в большей степени отвечает индивидуальным потребностям ребенка, поскольку заменяет профессиональное отношение к нему детско-родительским. Жизнеустройство в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связано с внедрением практик снижения риска повторных отказов и жестокого обращения с детьми в приемных семьях, возникающих в результате несоответствующих реальности ожиданиям родителей, неготовности их к трудностям, несформированности родительских компетенций, наличия эмоциональных и поведенческих трудностей у ребенка, связанных с его предыдущим травмирующим опытом или опытом проживания в интернатных учреждениях.
В бюджетном учреждении Ханты–Мансийского автономного округа - Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок» ведется целенаправленная работа по решению вопросов социальной поддержки и обслуживания воспитанников, по преодолению негативного влияния – социального сиротства и созданию целостной системы защиты прав и законных интересов детей. Деятельность учреждения нацелена на активное развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на то, чтобы каждый ребенок смог воспользоваться закрепленным в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации правом жить и воспитываться в семье.
Для развития и пропаганды форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширения возможностей устройства детей в замещающие семьи, психолого-педагогической подготовки кандидатов в замещающие родители, осуществления контроля за условиями жизни ребенка в приемной семье в казенном образовательном учреждении Ханты–Мансийского автономного округа - Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок» с 01 сентября 2009 года на основании приказа Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры от 23 марта 2009 года №104-р “О службах сопровождения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” создано отделение семейного устройства и сопровождения замещающих семей (в настоящее время - отделение психолого-педагогической помощи).
Осуществляются меры по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения; по системному информированию населения о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; по формированию и развитию системы психолого-педагогической, социально-правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка в свою семью; по сопровождению замещающих родителей и контролю за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье.
В рамках замещающей заботы в 2014 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось количество обращений граждан на 79,8%. В 2013 году в замещающие семьи передано 6 детей, в 2014 году – 10 детей. Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников позволило осуществить возврат 7 детей в кровную семью. Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей способствует исключению возврата детей из замещающих семей. Реализация программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей на территории РФ, позволило увеличить количество первично обратившихся кандидатов в замещающие родители в 2014 году на 73% по сравнению с 2011 годом, увеличить количество граждан, прошедших подготовку, на 73,2% в аналогичный период.
Взаимодействие с органами опеки и попечительства города Нижневартовска и Нижневартовского района, с учреждениями (НГОО “Молодая семья”, ООО “Центр семейных культур Нижневартовского района, РОО “Замещающая семья”) позволяет расширить спектр оказываемых услуг по работе с замещающими семьями.
Особое внимание уделяется созданию системы профессионального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка. В 2014 году по сравнению с 2011 годом увеличилось количество обслуженных граждан в рамках сопровождения замещающих семей на 75,8%. С целью предупреждения фактов жестокого обращения с детьми, профилактики возврата детей из приемных семей проводится ежегодное тестирование подопечных детей на комфортность пребывания в семье опекунов, попечителей, приемных родителей. В 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось количество протестированных детей на комфортность пребывания в замещающей семье на 53,4%, снизилось количество детей с низким уровнем комфортности пребывания в замещающей семье на 7%. В деятельности по семейному жизнеустройству необходимо развивать формы и методы работы по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье, совершенствовать технологии по формированию семейных навыков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация проектов “Доверие” (клуб для замещающих родителей города Нижневартовска), “Доверие+” (клуб для замещающих родителей Нижневартовского района) способствует формированию позитивного имиджа института замещающей семьи.
Необходимо уделять большее внимание подбору ресурсной семьи, психологической подготовке детей. Отмечается недостаточный уровень психологической подготовки воспитанников к новым условиям жизни. Актуальным остается внедрение практик снижения риска повторных отказов и жестокого обращения с детьми в приемных семьях.
Остается актуальным повышение информированности населения о проблемах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о приоритете семейного воспитания, о формах, возможностях и процедурах их семейного устройства, распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Необходимо дальнейшее развития форм информирования по вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потенциальных партнеров, кандидатов в замещающие родители.
Программа содействия семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок» является одним из практических инструментов по обеспечению подготовки граждан, передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, в семьи и сопровождения замещающей семьи по основным направлениям ее развития. Реализация Программы позволит компенсировать существующие противоречия в решении проблем семьи и детей; формировать в замещающей семье условия, оптимальные для ее развития и воспитания ребенка; предупреждать появление проблемных ситуаций и своевременно их устранять; предотвращать отказ от приёмных детей и жестокое обращение с ними.
Целевая группа:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, находящиеся под опекой (попечительством); потенциальные и действующие замещающие родители.
Цель программы:
содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи программы:
Осуществление подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, повышение уровня их психолого-педагогических компетенций.
Организация комплексного сопровождения замещающих семей, содействие успешной адаптации детей в них.
Осуществление подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей заботе, передаче их на воспитание в замещающие семьи.
Информационно - методическое обеспечение подготовки и комплексного сопровождения замещающих семей.
Формы работы:
Граждане желающие принять на воспитание в свою семью ребенка:
- консультации;
- лекции;
- тренинги;
- психолого-педагогическое обследование и диагностика;
- анкетирование;
- аттестация граждан;
- мониторинг удовлетворенности качеством предоставляемых услуг.
Сопровождение семей:
- диагностика внутрисемейных отношений.
- консультации;
- семинары, семинары-тренинги по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- коррекция членов замещающей семьи;
- организация досуга (выездные мероприятия в рамках клубных встреч);
- мониторинг комфортности пребывания приемного ребенка в замещающей семье.
- психологические игры, упражнения, занятия для родителей и детей с элементами тренинга.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- анкетирование воспитанников по выявлению их готовности к проживанию в семье;
- диагностика актуального развития ребенка;
- практические занятия (тренинги, игры);
- диагностика готовности и ресурсности семьи;
- диагностика совместимости семьи и ребенка;
- консультирование (юридическое, психолого-педагогическое);
- акции;
- психологические игры, упражнения, занятия для детей с элементами тренинга.
Методы работы:
- групповые беседы;
- информационные кампании;
- видеометоды;
- полиграфическая продукция (памятки, буклеты, брошюры, информационные листы, рекомендации);
- дискуссии;
- рассказ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации
Организационный этап (2014-2015гг.) (будут проведены мероприятия по разработке взаимоувязанных направлений).
Практический этап (2015 – 2016 гг.) (отдается приоритет реализации и внедрению взаимоувязанных направлений).
Аналитический этап (2016 – 2017гг.) (реализуются мероприятия, направленные на саморегулирование и корректирование деятельности, мониторинг эффективности Программы, аналитическую оценку качественных и количественных изменений в учреждении, транслирование передового опыта работы).
2. Направления деятельности
Направления деятельности | Наименование форм мероприятий |
Психологическое | Диагностики, анкетирование, опросники. Групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия с элементами тренинга. Лекции, семинары-тренинги. Индивидуальное и групповое консультирование. Игровая терапия. Просмотр тематических видеофильмов. |
Педагогическое | Проведение бесед, мероприятий, профилактической направленности. Групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Лекции, семинары-тренинги. Индивидуальное и групповое консультирование. Мониторинги. Социально-педагогическая диагностика. Ролевые игры. Конкурсы. Просмотр тематических видеофильмов. Акции профилактической направленности. Организация выездных мероприятий. Акции. Дни открытых дверей |
Медицинское | Проведение лекционных занятий направленных на освоение необходимых знаний: - физического, психического состояния здоровья детей, оставшихся без попечения родителей; - организация режима дня, правильного питания, физического воспитания; - клинические проявления наиболее часто встречающихся детских заболеваний и способы оказания первой помощи вашему приемному ребенку и др. |
Социально - правовое | Оказание консультативной помощи в решении социально-правовых вопросов. Проведение лекционных занятий направленных на освоение необходимых знаний: - законодательство в части защиты прав несовершеннолетних, их гражданской правоспособности и дееспособности. - основные права и свободы несовершеннолетних, законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье; - формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. |
3. План мероприятий по реализации Программы
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
Цель - содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | ||||
Задача: 1. Осуществление подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, повышение уровня их психолого-педагогических компетенций. | ||||
1.1. | Реализация мероприятий Программы по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей на территории РФ | 2014-2017гг. | Заместитель директора, заведующий ОППП социальные педагоги и психологи ОППП | |
1.2. | Формирование групп кандидатов в замещающие родители (Школа семейной замещающей заботы) | 2014-2017гг. | Социальные педагоги ОППП | |
1.3. | Итоговая аттестация граждан, прошедших подготовку в Школе семейной замещающей заботы | 2014-2017гг. | Заведующий ОППП, социальные педагоги и психологи ОППП | |
1.4. | Формирование пакета документов на каждого кандидата (подтверждающие материалы о прохождении (не прохождении) им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики, протокол аттестационной комиссии) | 2014-2017гг. | Социальные педагоги ОППП | |
1.5. | Первичная оценка кандидатов в замещающие родители. | 2014-2017гг. | Социальные педагоги ОСЖ и ПСВ. | |
1.6. | Комплексная углубленная оценка кандидатов в замещающие родители | 2014-2017гг. | Психологи, социальные педагоги ОСЖ и ПСВ. | |
1.7. | Заключение о ресурсности семьи (возможности принять ребенка на воспитание). Консультирование кандидатов в замещающие родители и членов их семьи по вопросам готовности к приему ребенка | 2014-2017гг. | Психологи ОППП | |
Задача: 2. Организация комплексного сопровождения замещающих семей, содействие успешной адаптации детей в них. | ||||
2.1. | Реализация мероприятий Программы по сопровождению замещающих семей | 2014-2017гг. | Заведующий ОППП, социальные педагоги, психологи ОППП | |
2.2. | Создание модели эффективного взаимодействия с семьями (замещающие семьи и семьи, имеющие разрешение на временное пребывание детей) | 2014-2017гг. | Заведующий ОППП, социальные педагоги, психологи ОППП | |
2.3. | Взаимодействие с организациями и учреждениями города и Нижневартовского района (Управление по опеке и попечительству города Нижневартовска и Нижневартовского района, Управление по социальной защите населения, образовательные учреждения (по запросу замещающих родителей), НГОО «Молодая семья, общественная организация «Центр семейных культур» Нижневартовского района, РОО «Замещающая семья») | 2014-2017гг. | Заместитель директора, заведующий ОППП, социальные педагоги, психологи, юрисконсульт. | |
2.4. | Реализация Проекта «Доверие» (клуб для замещающих родителей города Нижневартовска). Приложение 1. Проект «Доверие» - клуб для молодых семей, потенциальных усыновителей | 2014-2017гг. | Заведующий ОППП, социальные педагоги, психологи ОППП | |
2.5. | Реализация Проекта «Доверие+» (клуб для замещающих родителей Нижневартовского района). Приложение 2. Проект «Доверие+» - клуб для потенциальных и действующих замещающих семей | 2014-2017гг. | Заведующий ОППП, социальные педагоги, психологи ОППП | |
2.6. | Диагностика внутрисемейных отношений. | 2014-2017гг. | Социальные педагоги, психологи ОППП | |
2.7. | Мониторинг комфортности пребывания приемного ребенка в замещающей семье. Консультация замещающих родителей по результатам тестирования на комфортность пребывания ребенка в замещающей семье | 2014-2017гг. | Социальные педагоги и психологи ОППП | |
2.8. | Проведение ежегодного тестирования комфортности пребывания детей в замещающих семьях | 2014-2017гг. | Социальные педагоги и психологи ОППП | |
2.9. | Составление и реализация плана работы с семьей по уровням (базовый, кризисный, экстренный); плана реабилитации (низкий уровень комфортности пребывания ребенка в замещающей семье) | 2014-2017гг. | Социальные педагоги, психологи ОППП | |
2.10. | Патронаж семьи | 2014-2017гг. | Социальные педагоги, психологи ОППП | |
2.11. | Выездные мероприятия для замещающих семей (организация досуга) | 2014-2017гг. | Социальные педагоги ОППП | |
2.12. | Социально-педагогическое и социально-психологическое консультирование по вопросам комплексного сопровождения замещающей семьи | 2014-2017гг. | Социальные педагоги, психологи ОППП | |
2.13. | Педагогическая и психологическая коррекция членов замещающей семьи | 2014-2017гг. | Социальные педагоги, психологи ОППП | |
Задача: 3. Осуществление подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей заботе, передаче их на воспитание в замещающие семьи. | ||||
3.1. | Организация и проведение индивидуальных и групповых бесед, занятий по формированию у воспитанников представлений о замещающей семье и жизни в ней | 2014-2017гг. | Психолог, социальный педагог ОППП | |
3.2. | Анкетирование воспитанников по выявлению их готовности к проживанию в семье | 2014-2017гг. | Психолог | |
3.3. | Диагностика актуального развития ребенка | 2014-2017гг. | Психолог, социальный педагог ОППП, медицинский работник | |
3.4. | Разработка и реализация индивидуальной программы медико-психологической и педагогической подготовки ребенка к переходу в замещающую семью | 2014-2017гг. | Психолог, социальный педагог ОППП медицинский работник | |
3.5. | Обучение ребенка (проведение практических занятий, тренингов, игр, бесед) | 2014-2017гг. | Социальный педагог, психолог, юрисконсульт ОППП | |
3.6. | Диагностика готовности и ресурсности биологической семьи для выполнения родительских функций | 2014-2017гг. | Психолог | |
3.7. | Подбор семьи и ребенка с учетом потребностей и возможностей обеих сторон, их психологической совместимости. Диагностика совместимости семьи и ребенка | 2014-2017гг. | Социальный педагог, психолог ОППП, медицинский работник | |
3.8. | Обучение семьи и ребенка (проведение теоретических и практических занятий, тренингов) | 2014-2017гг. | Педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник. | |
3.9. | Знакомство воспитанников с кандидатами в опекуны (по направлению управления по опеке и попечительству администрации города) | 2014-2017гг. | Специалисты управления по опеке и попечительству, социальный педагог ОППП | |
3.10. | Организация и проведение встреч с замещающими семьями | 2014-2017гг. | Заведующий отделением ППП, специалисты | |
3.11. | Юридическое консультирование по вопросам обеспечения прав приемных детей, оказание содействия в восстановлении родителей в родительских правах | 2014-2017гг. | Юрисконсульт ОППП | |
3.12. | Индивидуальное консультирование семьи и ребенка на этапе сближения | 2014-2017гг. | Психолог, социальный педагог ОППП, медицинский работник. | |
3.13. | Осуществление временной передачи детей-сирот в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ | 2014-2017гг. | Специалисты управления по опеке и попечительству, заведующий отделением ППП | |
Задача: 4. Информационно-методическое обеспечение подготовки и комплексного сопровождения замещающих семей. | ||||
4.1. | Проведение информационных кампаний, пропагандирующих семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные ценности и традиции; информирующих о возможных формах устройства детей в семьи | 2014-2017гг. | Специалисты отделения ППП, социальный педагог ОППП | |
4.2. | Проведение дней открытых дверей в учреждении (с освещением мероприятия в СМИ) | 2014-2017гг. | Специалисты отделения, социальный педагог ОППП | |
4.3. | Создание видеопаспортов воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2014-2017гг. | Специалисты управления по опеке и попечительству, социальный педагог ОППП. | |
4.4. | Издание не менее 400 экземпляров полиграфической продукции (памятки, буклеты, брошюры, информационные листы, рекомендации), направленной на сохранение семейных ценностей и пропаганду развития форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Специалисты отделения ППП. | ||
4.5. | Обновление страницы «Школа замещающей семейной заботы» на Интернет-сайте КУ «Детский дом «Аистенок» с предоставлением психолого-педагогической, социально-правовой информации в помощь гражданам, желающим и принявшим ребенка в свою семью | 2014-2017гг. | Специалисты отделения ППП | |
4.6. | Размещение информации на Интернет-сайтах о проведении мероприятий в рамках клубной деятельности «Доверие», «Доверие+» для замещающих родителей | 2014-2017гг. | Специалисты отделения ППП | |
4.7. | Разработка и внедрение методических материалов по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2014-2017гг. | Заведующий отделением ППП | |
4.8. | Организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2014-2017гг. | Заведующий отделением ППП |
4. Ресурсы Программы
Кадровые ресурсы
№ п/п | Должность / представитель | Количество штатных единиц | Функции |
1. | Заведующий отделением психолого-педагогической помощи | 1 | Координирует работу социальных педагогов, психологов, юрисконсульта, разработку информационно-методической и иной документации. Осуществляет контроль за качеством реализации Программы |
2. | Социальный педагог | 8 | Проведение социально-педагогической диагностики. Подготовка кандидатов в замещающие родители. Сопровождение замещающих семей и содействию в жизнеустройстве несовершеннолетних. Оказание консультативной социально-педагогической помощи |
3. | Психолог | 9 | Проведение психологической диагностики. Подготовка кандидатов в замещающие родители. Сопровождение замещающих семей и содействию в жизнеустройстве несовершеннолетних. Оказание консультативной социально-психологической помощи членам замещающих семей. Оказание экстренной психологической помощи |
4. | Юрисконсульт | 1 | Оказание содействия в восстановлении родителей в родительских правах (консультативная и практическая помощь в оформлении документов для подачи искового заявления в суд, представительство несовершеннолетних в суде, сопровождение) |
Материально технические ресурсы
№ п/п | Наименование | Количество | Обоснование |
1. | Музыкальный зал | 1 | Для проведения курса подготовки (Школа приемных родителей) |
2. | Компьютерный зал | 1 | Для проведения курса подготовки (Школа приемных родителей) |
3. | Кабинет индивидуальных занятий | 3 | Для проведения индивидуальных и групповых занятий (коррекционных, ШПР) |
Информационные ресурсы
№ п/п | Формы | Категория граждан |
1. | Интернет-сайт учреждения: аистята.рф | Информация предназначена для: граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка; действующих замещающих родителей и членов их семей; несовершеннолетним воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. |
2. | Интернет-сайт НГОО «Молодая семья»: semeinaja-kultura.ru | |
3. | Интернет-сайт ОО «Центр семейной культуры»: semeinaja-kultura.ru | |
4. | Листовки, буклеты, памятки, приглашения, извещения и т.п. |
Методические ресурсы
№ п/п | Наименование мероприятий | Исполнители |
1. | Подбор и систематизация методической литературы, дидактических, аудио-видео материалов | Специалисты отделения психолого-педагогической помощи |
2. | Разработка методического, дидактического, раздаточного материала: памяток, буклетов, брошюр, бланков, методических рекомендаций | Специалисты отделения психолого-педагогической помощи |
3. | Подбор и составление диагностического блока | Психолог, социальный педагог ОППП |
4. | Подбор и разработка методического, дидактического материала по сопровождению замещающих семей | Психолог, социальные педагоги ОППП |
5. | Выпуск буклетов, брошюр о деятельности отделения и курса подготовки по программе «Школа для приемных родителей» | Специалисты отделения психолого-педагогической помощи |
6. | Разработка сценариев мероприятий | Специалисты отделения психолого-педагогической помощи |
7. | Участие специалистов ОППП в работе семинаров, круглых столов | Заместитель директора |
8. | Приобретение методических пособий | Заведующий ОППП |
9. | Подбор и систематизация методических материалов | Заместитель директора Заведующий ОППП |
10. | Подготовка и переподготовка сотрудников осуществляющих реализацию Программы | Заместитель директора |
11. | Выездные, обучающие курсы для сотрудников учреждения | Заместитель директора |
5. Схема контроля и управления Программой
Общее руководство в период реализации Программы осуществляет руководитель Программы. Он непосредственно взаимодействует с координатором и куратором Программы, от которых получает информацию о ходе проводимых мероприятий, вносит коррективы и предложения.
Взаимодействие по реализации программы осуществляется в соответствии со схемой 1.
Схема 1.
6. Результаты Программы
6.1. Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы к окончанию 2017 года будут достигнуты следующие целевые показатели:
Увеличение количества детей, переданных в семьи граждан (жизнеустройство) на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее АППГ).
Увеличение количества детей, временно переданных в семьи граждан, на 0,1% по сравнению с АППГ.
Увеличение количества потенциальных и действующих замещающих родителей, прошедших подготовку по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее АППГ).
Увеличение количества потенциальных и действующих замещающих родителей с высоким уровнем специальных (воспитательных) родительских компетенций на 10% по сравнению с АППГ.
Уменьшение подопечных детей с низким уровнем комфортности пребывания в семье опекунов (попечителей), приемных родителей на 0,1% по сравнению с АППГ.
Увеличение количества обслуженных замещающих семей в рамках договора.
Увеличение количества кандидатов в замещающие родители, прошедших комплексную оценку, на 5% по сравнению с АППГ.
Увеличение количества потенциальных и действующих замещающих семей, удовлетворенных оказанием услуг.
Увеличение количества услуг, оказанных потенциальным и действующим замещающим семьям.
6.2. Полученные результаты
На конец 2015 года получены следующие результаты:
-Увеличение числа детей, прошедших обследование на комфортность проживания в приемной семье — на 14%;
-Уменьшение детей с низким уровнем комфортности пребывания в приемной семье — на 40%;
-Увеличение количества потенциальных и действующих замещающих родителей с высоким уровнем родительских компетенций—на 10%;
-Увеличение числа семей, включенных в клубную деятельность для замещающих родителей на 10%.
6.3. Критерии оценки эффективности
№ п\п | Мероприятия | Ожидаемый результат от реализации программных мероприятий (показатели) | Значения индикаторов (показателей) | |||||||||||||
Базовый год 2014г | прогнозный период | |||||||||||||||
2015г | 2016г | 2017г | ||||||||||||||
Цель - содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||||||||||||||
Задача: 1. Осуществление подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, повышение уровня их психолого-педагогических компетенций | ||||||||||||||||
1.1. | Реализация мероприятий Программы по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории РФ | Мероприятие позволит увеличить количество потенциальных и действующих замещающих родителей, прошедших подготовку в % | 95 | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
Увеличить количество потенциальных и действующих замещающих родителей с высоким уровнем специальных (воспитательных) родительских компетенций в % | 45 | 65 | 80 | 90 | ||||||||||||
1.2. | Формирование групп кандидатов в замещающие родители. Функционирование «Школы семейной замещающей заботы» | Мероприятие позволит установить контакт с кандидатами в замещающие родители; повысить уровень родительской компетенции замещающих родителей, предотвращать случаи возврата детей из замещающих семей. | + | + | + | + | ||||||||||
1.3. | Итоговая аттестация граждан, прошедших подготовку в Школе семейной замещающей заботы | Мероприятие позволит определить социально-психолого-педагогический уровень знаний, умений, навыков принимающих семей, принять решение о выдаче или не выдаче свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации | + | + | + | + | ||||||||||
1.4. | Формирование пакета документов на каждого кандидата (подтверждающие материалы о прохождении (непрохождении) им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики, протокол аттестационной комиссии) | Мероприятие позволит систематизировать материалы на граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей | + | + | + | + | ||||||||||
1.5. | Первичная оценка кандидатов в замещающие родители | Мероприятие способствует установлению контакта с кандидатами в замещающие родители, созданию; доверительной атмосферы и настроя на дальнейшее сотрудничество; проведению первичной оценки кандидатов в замещающие родители | + | + | + | + | ||||||||||
1.6. | Комплексная углубленная оценка кандидатов в замещающие родители | Мероприятие позволяет провести углубленный анализ социальных, экономических, психологических, педагогических ресурсов и рисков кандидатов в замещающие родители (детского опыта кандидатов в замещающие родители, значимых жизненных событий, характеристик личности, мотивации принятия ребенка в семью, отношения других членов семьи к идее принятия ребенка в семью, супружеских отношений, отношений с собственными детьми, опыта воспитания приемных детей (если имеется)) | + | + | + | + | ||||||||||
1.7. | Заключение о ресурсности семьи (возможности принять ребенка на воспитание). Консультирование кандидатов в замещающие родители и членов их семьи по вопросам готовности к приему ребенка | Мероприятие позволит сделать вывод о ресурсности семьи, возможности принять ребенка на воспитание | + | + | + | + | ||||||||||
Задача: 2. Организация комплексного сопровождения замещающих семей, содействие успешной адаптации детей в них | ||||||||||||||||
2.1. | Реализация мероприятий Программы сопровождения замещающих семей | Мероприятие позволит увеличить количество замещающих семей, обслуженных в рамках договора; количество услуг, оказанных действующим замещающим семьям | + | + | + | + | ||||||||||
2.2. | Создание модели эффективного взаимодействия с семьями (замещающие семьи и семьи, имеющие разрешение на временное пребывание детей) | Мероприятие позволит увеличить количество кандидатов в замещающие родители и замещающих семей, удовлетворенных оказанием услуг в % | 95 | 95 | 100 | 100 | ||||||||||
2.3. | Взаимодействие с организациями и учреждениями города и Нижневартовского района (Управление по опеке и попечительству г. Нижневартовска и Нижневартовского района, управление по социальной защите населения, образовательные учреждения (по запросу замещающих родителей), НГОО «Молодая семья, общественная организация «Центр семейных культур» Нижневартовского района, РОО «Замещающая семья») | Мероприятие позволит повысить эффективность социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, увеличить долю совместных мероприятий, проведенных в рамках межведомственного взаимодействия по отношению к общему количеству мероприятий в % | 25 | 30 | 35 | 40 | ||||||||||
2.4. | Реализация Проекта «Доверие» (клуб для замещающих родителей города Нижневартовска). Приложение 1. Проект «Доверие» - клуб для молодых семей, потенциальных усыновителей. Приложение 2. Проект «Доверие+» - клуб для потенциальных и действующих замещающих семей | Мероприятие позволит увеличить количество кандидатов в замещающие родители и замещающих семей, удовлетворенных оказанием услуг, в %; способствует взаимной поддержке замещающих родителей, обмену личным опытом, приобретению новых знаний, умений и навыков по проблемам замещающих семей | 95 | 95 | 100 | 100 | ||||||||||
2.5. | Реализация Проекта «Доверие+» (клуб для замещающих родителей Нижневартовского района) | Мероприятие позволит увеличить количество кандидатов в замещающие родители и замещающих семей, удовлетворенных оказанием услуг в %; способствует взаимной поддержке замещающих родителей, обмену личным опытом, приобретению новых знаний, умений и навыков по проблемам замещающих семей | 95 | 95 | 100 | 100 | ||||||||||
2.6. | Диагностика внутрисемейных отношений | Мероприятие позволит провести диагностику внутрисемейных отношений, выявить сильные и слабые стороны, ресурсы и ограничения в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом; в осознании реальных проблем и трудностей замещающей семьи | + | + | + | + | ||||||||||
2.7. | Мониторинг комфортности пребывания приемного ребенка в замещающей семье. Консультация замещающих родителей по результатам тестирования на комфортность пребывания ребенка в замещающей семье | Мероприятие позволяет определить уровень комфортности пребывания ребенка в замещающей семье, перспективы дальнейшей работы с семьей | + | + | + | + | ||||||||||
2.8. | Проведение ежегодного тестирования комфортности пребывания детей в замещающих семьях. | Мероприятие способствует предотвращению случаев возврата детей из замещающих семей в учреждение. | + | + | + | + | ||||||||||
2.9. | Составление и реализация плана работы с семьей по уровням (базовый, кризисный, экстренный), плана реабилитации (низкий уровень комфортности пребывания ребенка в замещающей семье) | Мероприятие способствует содействию успешной адаптации детей в замещающих семьях посредством создания условий, максимально отвечающих интересам ребенка; оказанию психологической, педагогической и прочей помощи и поддержки; предотвращению отказа от приемных детей; предотвращению жестокого обращения с детьми в замещающих семьях | + | + | + | + | ||||||||||
Уменьшение подопечных детей с низким уровнем комфортности пребывания в семье опекунов (попечителей), приемных родителей на 0,1% по сравнению с АППГ | 1,2 | 1,1 | 1 | 0,9 | ||||||||||||
2.10. | Патронаж семьи | Мероприятие позволит организовать непрерывное наблюдение за состоянием, развитием детей в замещающих семьях; предотвратить отказ от приемных детей и жестокое обращение с ними | + | + | + | + | ||||||||||
2.11. | Выездные мероприятия для замещающих семей (организация досуга) | Мероприятие позволит организовать досуг семьи посредством привлечения к участию в культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятиях; осуществлять психолого-педагогическую поддержку замещающим родителям, развивать родительские навыки эффективного взаимодействия с ребенком, понимания родителями потребностей ребенка | + | + | + | + | ||||||||||
2.12. | Социально-педагогическое и социально-психологическое консультирование по вопросам комплексного сопровождения замещающих семей | Мероприятие способствует своевременному оказанию в полном объеме психолого-педагогической помощи и поддержки замещающей семье, оказанию индивидуальной консультативной помощи и поддержки семье и приемному ребенку по вопросам: - развития и воспитания приемного ребенка (включая предоставление информации об основных этапах развития и психологических потребностях детей); - выбора образовательного учреждения для ребенка; - разрешения эмоциональных, поведенческих и других трудностей ребенка; - реализации прав и соблюдения обязанностей замещающих родителей; - реализации прав ребенка, находящегося на воспитании в замещающей семье | + | + | + | + | ||||||||||
2.13. | Педагогическая и психологическая коррекция членов замещающей семьи | Проведение (теоретических, практических занятий, тренингов, игр, арт-терапии, песочная терапии, сказкотерапии, метафорических карт, глинотерапии) мероприятий, направленных на: - развитие и поддержание родительских навыков; - создание в семье условий, максимально отвечающих интересам и перспективам развития ребенка; - усвоение школьной программы; восполнение пробелов в знаниях (следствие недостатка образования). Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки (обсуждение, поиск решений проблем, возникающих в процессе приема) | + | + | + | + | ||||||||||
Задача: 3. Осуществление подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей заботе, передаче их на воспитание в замещающие семьи | ||||||||||||||||
3.1. | Организация и проведение индивидуальных и групповых бесед, занятий по формированию у воспитанников представлений о замещающей семье и жизни в ней | Мероприятие способствует формированию у воспитанников мотивации к замещающей заботе | + | + | + | + | ||||||||||
3.2. | Анкетирование воспитанников по выявлению их готовности к проживанию в семье | Мероприятие позволит выявить у воспитанников уровень готовности к проживанию в семье | + | + | + | + | ||||||||||
3.3. | Диагностика актуального развития ребенка | Мероприятие способствует определению состояния здоровья, специфики психолого-педагогического развития ребенка на фоне анализа медицинской, психолого-педагогической информации | + | + | + | + | ||||||||||
3.4. | Разработка и реализация индивидуальной программы медико-психологической и педагогической подготовки ребенка к переходу в замещающую семью | Мероприятие направлено на создание для ребенка комфортного медико-психолого-педагогического пространства к переходу в замещающую семью | + | + | + | + | ||||||||||
3.5. | Обучение ребенка (проведение практических занятий, тренингов, игр, бесед) | Мероприятие позволит осуществить обучение ребенка, направленное на: компенсацию депревационных нарушений в развитии; развития стратегий совладения со стрессом; формирование навыков решения межличностных проблем; общее развитие ребенка, коррекцию интеллектуальных, речевых нарушений; формирование правовых досуговых навыков; формирование мотивации к развитию успешной социализации | + | + | + | + | ||||||||||
3.6. | Диагностика готовности и ресурсности биологической семьи для выполнения родительских функций | Мероприятие позволит определить уровень готовности и ресурсности биологической семьи для выполнения родительских функций | + | + | + | + | ||||||||||
3.7. | Подбор семьи и ребенка с учетом потребностей и возможностей обеих сторон, их психологической совместимости. Диагностика совместимости семьи и ребенка | Мероприятие позволит определить семью, наиболее полно отвечающую потребностям конкретного ребенка; увеличить количество детей, переданных в семьи граждан (жизнеустройство) на 0,1% по сравнению с АППГ | 27,9 | 30 | 30,1 | 30,2 | ||||||||||
3.8. | Обучение семьи и ребенка (проведение теоретических и практических занятий, тренингов) | Мероприятие способствует обучению, направленному на: формирование медико-психологических, педагогических условий для принятия членами семьи приемного ребенка; восстановление у ребенка способности к формированию чувства доверия, привязанности; обучение членов семьи и ребенка поведению в сложных ситуациях межличностного взаимодействия | + | + | + | + | ||||||||||
3.9. | Знакомство воспитанников с кандидатами в опекуны (по направлению управления по опеке и попечительству администрации города) | Мероприятие способствует установлению контакта воспитанников с кандидатами в опекуны, определению перспектив жизнеустройства воспитанников | + | + | + | + | ||||||||||
3.10. | Организация и проведение встреч специалистов с замещающими семьями | Мероприятие способствует формированию обратной связи со стороны замещающей семьи с учреждением | + | + | + | + | ||||||||||
3.11. | Юридическое консультирование по вопросам обеспечения прав приемных детей, оказание содействия в восстановлении родителей в родительских правах | Мероприятие позволяет осуществить консультирование по вопросам обеспечения прав приемных детей; оказать консультативную и практическую помощь в подготовке документов для подачи искового заявления в суд, представительство несовершеннолетних в суде; оказание содействия в восстановлении родителей в родительских правах | + | + | + | + | ||||||||||
3.12. | Индивидуальное консультирование семьи и ребенка на этапе сближения | Мероприятие позволит оказать консультативную помощь семье и приемному ребенку на этапе сближения | + | + | + | + | ||||||||||
3.13. | Осуществление временной передачи детей-сирот в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ | Мероприятие способствует установлению контакта кандидатов в замещающие родители с детьми, нуждающимися в семейном устройстве; увеличить количество детей, временно переданных в семьи граждан, на 0,1% по сравнению с АППГ | 4,3 | 4,4 | 4,5 | 4,6 | ||||||||||
Задача: 4. Информационно-методическое обеспечение подготовки и комплексного сопровождения замещающих семей | ||||||||||||||||
4.1. | Проведение информационных кампаний, пропагандирующих семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные ценности и традиции; информирующих о возможных формах устройства детей в семьи | Мероприятие способствует формированию в обществе положительных установок по отношению к детям-сиротам, обеспечению открытости деятельности учреждения; увеличению количества граждан, обратившихся в службу семейного жизнеустройства; сокращению воспитанников, проживающих в детском доме | + | + | + | + | ||||||||||
4.2. | Проведение дней открытых дверей в учреждении (с освещением мероприятия в СМИ) | Мероприятие способствует формированию в обществе положительных установок по отношению к детям-сиротам, обеспечению открытости деятельности учреждения; предварительному знакомству граждан с воспитанниками, нуждающимися в семейном устройстве | + | + | + | + | ||||||||||
4.3. | Создание видеопаспортов воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Мероприятие позволит увеличить количество воспитанников детского дома, переданных на воспитание в семью | + | + | + | + | ||||||||||
4.4. | Издание не менее 400 экземпляров полиграфической продукции (памятки, буклеты, брошюры, информационные листы, рекомендации), направленной на сохранение семейных ценностей и пропаганду развития форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Мероприятие позволит повысить информированность населения о формах жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи | 100 | 200 | 300 | 400 | ||||||||||
4.5. | Обновление страницы «Школа замещающей семейной заботы» на Интернет-сайте КУ «Детский дом «Аистенок» с предоставлением психолого-педагогической, социально-правовой информации в помощь гражданам, желающим и принявшим ребенка в свою семью | Мероприятие способствует психолого-педагогическому, социально-правовому информированию граждан, желающих и принявшим ребенка в свою семью | + | + | + | + | ||||||||||
4.6. | Размещение информации на Интернет-сайтах о проведении мероприятий в рамках клубной деятельности «Доверие», «Доверие+» для замещающих родителей | Мероприятие позволит информировать замещающих родителей о деятельности клубов «Доверие», «Доверие+» | + | + | + | + | ||||||||||
4.7. | Разработка и внедрение методических материалов по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Мероприятие позволит повысить уровень профессиональной компетенции специалистов | + | + | + | + | ||||||||||
4.8. | Организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Мероприятие позволит повысить уровень профессиональной компетенции специалистов по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | + | + | + | + |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ПРОЕКТ «ДОВЕРИЕ» - КЛУБ ДЛЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ
(Нижневартовская городская общественная организация «Молодая семья»,
г. Нижневартовск)
Разработчик: Ипполитова М.В., общественный деятель
Обоснование проекта
Современное российское общество широко обсуждает важность и ценность семьи, как естественной и единственно необходимой среды для воспитания человека. Вместе с тем неуклонно растет число социальных сирот, которые оформляются и интернатные учреждения, детские дома, где ребенок лишен родительской заботы и любви, отсутствует личное пространство, а нормы общения устанавливаются не семьей, а детским коллективом. Дети, не имевшие опыта жизни в семье, являются наиболее психологически травмированными. Ребенку, у которого нет родных, почти невозможно преодолеть чувство тревоги и страха, тогда как любой опыт семейной жизни, наличие родственников, воспоминания о родительском доме являются позитивным фактором его развития. Отчасти проблему сиротства можно решить с помощью приемных, замещающих семей, оформления опеки, усыновления. Но бессмысленно призывать население брать детей на воспитание в семью, не предоставляя поддержку приемной семье. К принятию ребенка родителей нужно готовить, а впоследствии - сопровождать семью, помогая преодолевать кризисы. Семья, взявшая на воспитание ребенка, решает не только свои проблемы, - она помогает ребенку, государству и обществу.
Долгие годы мы заклинали и продолжаем заклинать себя радужной мыслью: «Дети - наше будущее». Но если уж употреблять местоимение «наше», то дети, скорее наше настоящее. Как показывает опыт, одной любви недостаточно и для кровных детей. Неслучайно многие родители интересуются вопросами воспитания, советуясь со специалистами и читая специальную литературу. С приемным ребенком эти знания и подготовка необходимы вдвойне.
Порой путь к приему ребенка в семью многолетний и весьма осознанный, требующий большой подготовки и труда, так же, как и период интеграции, требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Воспитание приемного ребенка в семье - дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей, почетное с точки зрения социальной значимости и трудное, исходя из сложности соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим нормам и правилам, в новое единое целое — принимающую семью.
В НГОО «Молодая семья» довольно часто обращаются семьи, которые так или иначе связаны с вопросами опеки или усыновления. Каждую среду они могут обращаться за консультациями к психологу, добровольцу, который входит в состав актива НГОО «Молодая семья». Таким образом, в своей деятельности мы наблюдаем возросший интерес молодых семей к вопросу сиротства, считаем необходимым вести работу в направлении информирования молодых семей обо всем, что касается вопроса сиротства, в том числе в условиях НКО. Молодая семья, мобильная, открытая, способна исключительно эффективно подготовиться к приему ребенка в семью и стать для него поистине родной, взрослеть вместе с ним, учиться имеете с ним преодолевать любые трудности. Мы уверены, что готовить супругов к статусу приемных родителей можно и нужно с первых лет совместной жизни и, вполне возможно, до рождения родного ребенка.
Проект, предлагаемый нами, содействует реализации права детей на семью, информированию молодых семей по вопросам семейных форм устройства детей-сирот, подготовке к приему детей в семью, психологической поддержке приемных семей, опекунов (попечителей).
Цели проекта
Профилактика детской безнадзорности и содействие в реализации права детей на семью, уменьшение количества сирот в городе Нижневартовске, увеличение числа молодых семей, принимающих на воспитание детей-сирот.
Всесторонняя подготовка и поддержка молодых семей, намеревающихся принять ребенка в семью, воспитывающих приемных детей, в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации.
Задачи проекта
Организация взаимодействия с Управлением по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска и Казенным образовательным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок» с целью совместного участия в проекте.
Организация мероприятий, пропагандирующих идею воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях.
Организация деятельности клуба для приемных семей. Организация родительского семинара для подготовки потенциальных усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
Этапы реализации проекта
Первый постановочный этап.
Организация взаимодействия с Управлением по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска и Казенным образовательным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок». Специалисты учреждений будут приглашены к совместному участию в проекте, посещению клуба, проведению консультаций и т. д.
Организация акции «Приемный ребенок может стать родным» для привлечения внимания целевой аудитории, населения, органов власти и спонсоров. В рамках акции буду распространяться информационные материалы, лаконично отражающие вопросы сиротства и усыновления, контактные данные, сведения о других клубах, работающих в НГОО «Молодая семья».
Подготовка клубной деятельности.
Второй этап – организационный
Проведение акции «Приемный ребенок может стать родным». Акция позволит выявить молодые семьи, заинтересованные проектом и вопросами усыновления. Предположительно акция будет проходить в течение 7-10 дней, одновременно в нескольких местах, к примеру, в Окружной детской больнице, в молодежном центре, в офисе НГОО «Молодая семья» и др.
Информирование населения о старте проекта «Доверие».
Участие в мероприятиях, организуемых Управлением по работе с общественностью и молодежными проектами и НГОО «Молодая семья».
Стабилизация клубной работы.
Включение в деятельность НГОО «Молодая семья» семей, воспитывающих приемных детей, бывших воспитанников интернатных учреждений.
Третий - заключительный этап
Изготовление буклета о ходе реализации проекта «Доверие».
Механизмы реализации Проекта
Содержание этапов | Мероприятия | Сроки (2012г.) | |
I этап – постановочный | |||
1. | Организация взаимодействия с Управлением по опеки и попечительству администрации города Нижневартовска | собрание актива исполнителей проекта разработка программы встречи со специалистами Управления по опеки и попечительства администрации города Нижневартовска и Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок» информирование участников встречи о месте и времени проведения информирование СМИ о предстоящей встречи проведение встречи, обсуждение взаимодействия в рамках проекта и выработка совместных действий подготовка информации о прошедшей встречи для размещения в СМИ и ресурсы Интернета | 1-10 мая 1-15 мая 1-15 мая 15-20 мая 15-25 мая |
2. | Организация акции «Приемный ребенок может стать родным» | разработка программы акции, подготовка концепции и информационных материалов, пресс-релиз, определение даты и места проведения информирование общественности, учреждений, структур через ресурсы Интернета, факсимильные сообщения и телефонные звонки | 1-25 мая |
3. | Подготовка клубной деятельности | материальное оснащение приглашение специалистов, заключение соглашений о сотрудничестве в рамках проекта разработка проекта информирование СМИ, членов НГГО «Молодая семья», населения, через ресурсы Интернета о ходе проекта | 1-31 мая |
II этап - организационный | |||
Проведение акции «Приемный ребенок может стать родным» | проведение акции размещение материалов проекта на стендах с раздаточным материалом работа с телефонными звонками, формирование группы информирование учреждений и СМИ о результатах акции | 1-10 июня 1-15 июня 10-15 июня | |
Участие в мероприятиях, организуемых Управлением по работе с общественностью и молодежными проектами и НГОО «Молодая семья» | подготовка доклада для участия в ежегодных мероприятиях по теме проекта участие в мероприятиях | 1-13 мая май-ноябрь | |
Стабилизация клубной работы | создание странички «Доверие» на сайте НГОО «Молодая семья» www.7yahmao.ru и в группе Молодая семья в социальной сети Вконтакте регулярное проведение клубных встреч регулярные консультативные мероприятия в рамках клуба личностно-ориентированный подход к решению вопросов каждой отдельной семьи посещение членов клуба Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок» | 1-30 июня | |
15 июня - 15 ноября | |||
Включение в деятельность НГОО «Молодая семья» семей, воспитывающих приемных детей, бывших воспитанников интернатных учреждений | приглашение семей, воспитывающих приемных детей, бывших воспитанников интернатных учреждений, к участию в деятельности клуба организация совместных регулярных встреч организация поддержки консультативного и материального характера | 1 июля – 15 ноября | |
III – заключительный этап | |||
Изготовление буклета о ходе реализации проекта «Доверие» | подготовка материала для буклета (тексты, фото) печать буклета распространение буклета | 1-20 октября 20-25 октября 20-30 ноября | |
Проведение итогового собрания | приглашение активных участников, включившихся в деятельность проекта анализ этапов выработка решения о продолжении или завершении проекта | 10-15 ноября 15- 30 ноября |
Ожидаемые результаты
Проект позволит создать площадку для совместных усилий органов опеки и попечительства, детского дома и общественной организации.
Будет получен опыт взаимодействия, на основе которого будет продолжаться совместная работа в формате вопросов сиротства.
Проект позволит осуществить пропаганду адекватного отношения общественности к вопросу усыновления.
20 семей получат возможность всесторонне подготовиться к приему ребенка в семью.
Дети-сироты обретут семью и будут счастливы и любимы.
Деятельность клуба позволит найти поддержку в комплексном решении вопросов усыновления и опеки.
В рамках клуба будет осуществлен комплексный подход оснащение потенциальных усыновителей из числа молодых семей всей необходимой информацией, обеспечение необходимой консультативной помощью, решение вопросов подготовки документов и др.
Опыт комплексного решения будет распространен через использующиеся ресурсы Интернета и участие в мероприятиях.
Акция, приуроченная к празднованию Всемирного дня ребенка, позволит привлечь внимание жителей города Нижневартовска к проекту, задуматься над сутью вопроса, решаемого проектом, сформировать осознанное отношение.
Акция позволит привлечь молодые семьи к работе клуба.
Встреча специалистов разных учреждений станет шагом к формированию единой системы работы с семьями потенциальных усыновителей.
Сотрудники различных учреждений будут заинтересованы в эффективности проекта.
Проект позволит получить транслируемый опыт.
В сети Интернет будут созданы страницы, посвященные вопросам усыновления детей молодыми семьями.
Молодые семьи сформируют грамотный, осознанный подход к усыновлению ребенка
Приложение 2
ПРОЕКТ «ДОВЕРИЕ+» - КЛУБ ДЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ И ДЕЙСТВУЮЩИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Обоснование проекта
Проблема развития детей, оставшихся без попечения, их социализации и интеграции в общество являются предметом активного обсуждения в научном мире. Воспитание детей в интернатных учреждениях не обеспечивает удовлетворения их основных потребностей и накладывает негативный отпечаток на психо-физическое развитие детей, свидетельством чего является не только отставание в развитии и несформированность элементарных бытовых, а также коммуникативных навыков, но и отсутствие у них конструктивных поведенческих установок (доверительного отношения к миру, личной ответственности и пр.), необходимых для успешной интеграции в социум (определения жизненных перспектив и следования им, создания собственной семьи и пр.). На сегодняшний день поиск решения данных проблем в России осуществляется в контексте развития института замещающей семьи.
Однако активное развитие института замещающей семьи в России требует освоения новых подходов и форм работы, поскольку с увеличением числа детей, размещаемых в семьи, явно обозначились проблемы: прежде всего жестокое обращение с детьми со стороны замещающих родителей и повторные отказы от детей. Основу данных процессов составляют: несоответствующие реальности ожидания родителей (завышенные ожидания, идеализированные представления и пр.), неготовность к трудностям; несформированность родительских компетенций (знаний, умений, навыков); наличие эмоциональных и поведенческих трудностей у ребенка, связанных с его предыдущим травмирующим опытом или опытом проживания в интернатных учреждениях.
Воспитание приемного ребенка в семье - дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей, почетное с точки зрения социальной значимости и трудное, исходя из сложности соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим нормам и правилам, в новое единое целое — принимающую семью.
Клубная деятельность является новой формой взаимодействия родительского сообщества со специалистами в области замещающей семейной заботы. Позволяет родителям приобрести специальные компетенции, поделиться имеющимся опытом, научиться эффективно, взаимодействовать с ближайшим окружением, обходиться в воспитании детей без тех методов, которые могут им навредить, создавать благоприятную для всех атмосферу в семье. Консультации специалистов, обсуждение вопросов воспитания и развития детей, обмен опытом полезны всем.
Проект предполагает проведение клубной деятельности с потенциальными и действующими замещающими родителями Нижневартовского района при взаимодействии с общественной организацией «Центр семейной культуры» п.г.т. Излучинск.
Цели проекта
Профилактика повторного отказа от детей, поддержка потенциальных и действующих замещающих семей.
Задачи проекта
Организация мероприятий, пропагандирующих идею воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях.
Организация деятельности клуба для потенциальных и действующих замещающих семей с целью повышения специальных семейных родительских компетенций в рамках замещающей семейной заботы.
Организация деятельности совместной работы органов местного самоуправления, социального учреждения и НКО по созданию единой системы работы с действующими и потенциальными замещающими семьями.
Этапы реализации проекта
I этап - организационный
Организация взаимодействия с Управлением по опеке и попечительству Нижневартовского района, общественной организацией «Центр семейной культуры» п.г.т. Излучинск. Специалисты учреждений будут приглашены к совместному участию в проекте, посещению клуба, проведению консультаций и т. д. С общественной организацией будет составлен план мероприятий клуба «Доверие +». Методическое обеспечение клубной деятельности.
II этап - практический
Привлечение потенциальных и действующих замещающих родителей.
Реализация плана мероприятий.
Стабилизация клубной работы.
III этап - заключительный
Анализ реализации проекта. Подведение итогов. Распространение опыта клубной деятельности с замещающими семьями.
Механизмы реализации Проекта
Содержание этапов | Мероприятия | Сроки (2012г.) | |
I этап – организационный | |||
1 | Организация взаимодействия с Управлением по опеки и попечительству Нижневартовского района | проведение встречи, обсуждение взаимодействия в рамках проекта и выработка совместных действий; обсуждение плана мероприятий клубной деятельности | Январь |
2 | Организация взаимодействия с общественной организацией «Центр семейной культуры» | заключение соглашения о взаимодействии; утверждение плана мероприятий | Январь |
3 | Методическое обеспечение клубной деятельности | разработка семинаров, буклетов, брошюр, листовок и т.д. | Январь |
II этап - практический | |||
Привлечение потенциальных и действующих замещающих родителей | размещение материалов проекта на стендах с раздаточным материалом; работа с телефонными звонками, формирование группы | Февраль | |
Реализация плана мероприятий | проведение семинаров, лекций, тренингов | В течение реализации проекта | |
Стабилизация клубной работы | размещение информации о клубе «Доверие +» на сайте ОО «Центр семейной культуры»; регулярное проведение клубных встреч; регулярные консультативные мероприятия в рамках клуба; личностно-ориентированный подход к решению вопросов каждой отдельной семьи | В течение реализации проекта | |
III – заключительный этап | |||
Анализ реализации проекта. Подведение итогов | анализ этапов; выработка решения о продолжении или завершении проекта | Декабрь | |
Распространение опыта клубной деятельности с замещающими семьями | издание статьи о клубе «Доверие +» в газете Новости приобья; обмен опытом с другими учреждениями Нижневартовского района | Декабрь |
Ожидаемые результаты
Проект позволит создать площадку для совместных усилий органов опеки и попечительства, детского дома и общественной организации.
Будет получен опыт взаимодействия, на основе которого будет продолжаться совместная работа в формате вопросов сиротства.
Проект позволит осуществить пропаганду адекватного отношения общественности к вопросу замещающей семейной заботе.
Родители повысят уровень специальных родительских компетенций
Проект осуществит комплексный подход – оснащение потенциальных и действующих замещающих родителей необходимой консультативной помощи.
Встреча специалистов разных учреждений станет шагом к формированию единой системы работы с действующими и потенциальными замещающими семьями.