Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по обучению письму 7 класс (индивидуальное обучение)

Вершинина  Ирина  Александровна.

Адапртированная образовательная программа составлена на основе "Программы для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью " Бгажноковой Т.Б. ИПКРО.  Данная программа окажет помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, при составлении рабочих программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_pismu_7_klass.doc551 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму 7 класс

адаптированная образовательная программа для детей-инвалидов

с умеренной умственной отсталостью

Пояснительная записка.

Адаптированная основная образовательная рабочая программа  для детей-инвалидов с умеренной  умственной отсталостью  составлена на основе:

1.  Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,   ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

2.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год

Обучение чтению осуществляется на основе учебника:  А.К. Аксёнова, Э. В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва Просвещение

           Рабочая программа по письму предназначена для обучающихся по АООП для детей-инвалидов с умеренной  умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.  Входит в образовательную область – филология.

           Цель: формирование элементарных навыков письма в учебной деятельности,  осуществление умственного и речевого развития.

Задачи:

-  обучение основам знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;

-  формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся

-  развитие логического мышления, умение работать с книгой, с совершенствование навыков письма.

Срок реализации данной программы 1 год.

Основные принципы отбора материала:

Содержание обучения и письму детей-инвалидов с умеренной  умственной отсталостью строится на новых принципах, основными из которых являются:

-  коммуникативный подход, направлен на развитие контекстной речи;

-  развитие устной и письменной речи;

-  предметно-практическая направленность, связано с другими учебными предметами.

-  систематичность и последовательность изучения материала (от простого к сложному).

- программа определяет оптимальный объём знаний и умений по письму, который доступен детям с умеренной умственной отсталостью.

-  коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Предполагаемые результаты.

Ожидаемые результаты рассматриваются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Возможные предметные результаты должны отражать:

  1. развитие речи как средства общения
  2. понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
  3.  овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными, качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями
  4. понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;
  5. пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий, компьютерного устройства,
  6.  чтение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
  7.  развитие предпосылок к осмысленному письму: узнавание и различение образов графем (букв); графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

 Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления по письму:

- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук,

-  выполнять простые, доступные инструкции педагога;

- развитие фонематических процессов восприятия, памяти,

-  различать, называть и показывать с помощью учителя гласные и согласные звуки и буквы;

-  писать по карандашному образцу рука в руке элементы букв, буквы, слоги, двусложные слова.

-  слушать небольшое по объему и простое для понимания произведение (рассказ, сказку, стихотворение);

Оценка знаний учащихся.

При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.

Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Не оценивать

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

3

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу..

4

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

5

Инструментарий для оценивания:

-  устные ответы,

- работа на карточках,

-  контрольное списывание,

-  диктанты (15 – 20 слов)

Общая характеристика учебного предмета.

        Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучающихся по АООП для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.  Входит в образовательную область – филология.

Цель изучения данного предмета:

Развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

-  формирование на доступном уровне навыков письма,

- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.

- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (графических изображений).

-  умение пользоваться доступными средствами коммуникации

- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;

- копирование, написание слов и простых предложений;

-  развитие предпосылок к осмысленному письму;

-  овладение письмом на доступном уровне.

Технологии обучения письму.

При обучении используются следующие методы обучения учащихся умеренной умственной отсталостью на уроках письма: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

-  индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения: занимательные задания.

- игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

-   действия по образцу, по словесной инструкции,

-   предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показывание,

-   подготовительные объяснения, показ,

-  использование разнообразных материалов: мел, карандаш, фломастеры и т.

Применяются типы уроков.

-  урок первоначального изучения материала;

-  урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-  урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

        Преподавание уроков письма тесно связано развитием речи – дети узнают о природных явлениях, изменениях в живой и неживой природе соотносят их с написанием слов, предложений, чтением – учащиеся читают небольшие тексты для списывания, математика – написание чисел.

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

        Предмет «Письмо» входит в образовательную область – филология.

Изучение предмета ведётся по урочной системе.  2 часа в неделю по 40 минут, 70 часов в год.

Содержание тем учебного курса.

Повторение. Предложение 5 часов

Звуки и буквы 20 часов.

-  повторение гласных и согласных звуков

-  гласные звуки и буквы, написание

 -  согласные звуки и буквы, написание

- сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

- различение артикуляционо сходных звуков «Р - Л»

- различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я»,

- буква «Ь» при обозначении мягкости согласных в конце и середине слова

Слово 23 часа

- закрепление знаний о словах обозначающих название предметов

- предлоги У, ЗА, умение находить предлоги, писать их раздельно

большая буква в именах людей, названиях городов, сёл, деревень, кличках животных

- изучение слов обозначающих действия

1 название действий предметов по вопросам «Что делает?», «Что делают?»

2 умение составлять слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предмет (с помощью учителя)

Предложение  11 часов.

- упражнение в составлении предложений, распространение предложений по картине с опорными словами

- установление связи между  словами в предложении по вопросам «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»

- списывание письменных и печатных текстов с классной доски и учебника.

- умение вставить в предложение пропущенные слова

- составление предложений из слов, данных в разбивку, с помощью учителя

- списывание письменных и печатных инструкций по труду

Повторение пройденного 11часов.

Требования к знаниям и умениям обучающегося.

        В итоге после седьмого года обучения учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу,
- различать твёрдые и мягкие согласные,
- находить слова обозначающие предмет и его действие,

- находить предлоги, составлять с ними словосочетания, писать раздельно со словами,

- вставлять пропущенные слова в предложение,

- составлять предложения из слов и записывать их,

- заполнять дневник, адрес на конверте,

- написать поздравление на открытке.

Формы контроля:

-  устный опрос,

- выполнение работ на корточках,

-  диктант (написание букв под диктовку, 2 – 3 простых предложения)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение,
  2. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
  3. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб, Тригон, 1997.
  4. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995
  5. Карточки индивидуальной работы, тесты, перфокарты.

Календарно – тематическое планирование уроков письма

для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью  

7 класс индивидуальное обучение на дому

В неделю -  2 часа – письмо, 70 часов в год .

Тема урока

Кол – во часов

Контроль знаний

Дополнительный материал

Календарные сроки

план

факт

1

Раздел 1. Повторение ( 5 часов)

1.1

Предложение

1

Уч. стр. 4 - 6

04.09.15

1.2

Выделение предложений в тексте

1

Повторение написания предложений

Уч. стр. 7 – 9

07.09.15

1.3

Составление и написание  предложений из слов.

2

Уч. стр. 10 - 15

11.09.15

1.4

Контрольное списывание

1

Уч. стр 16 №1.2.3

14.09.15

Раздел 2. Звуки и буквы  (20 часов).

2.1

Звуки и буквы

2

Уч. стр 26 - 33

18.09.15

21.09.15

2.2

Согласные  звуки и буквы

2

Определение в словах гласных букв и звуков

Уч. стр. 35 - 38

Прописи

карточки

25.09.15

05.10.15

2.3

Гласные  звуки и буквы

2

Определение в словах согласных букв и звуков

Уч. стр. 39 – 40

Прописи

карточки

09.10.15

12.10.15

2.4

Проверочная работа

1

Определение  в словах гласных и согласных букв и звуков

Текст для списывания

16.10.15

2.5

Звуки «Р - Л»

1

Работа на карточках.

Уч. стр. 47 № 19,20

19.10.15

2.6

Сочетание «ЖИ – ШИ»

1

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 98 - 100

23.10.15

2.7

Сочетание «ЧА – ЩА»

1

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 101 - 103

26.10.15

2.8

Сочетание «ЧУ – ЩУ»

1

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 104

30.10.15

2.9

Закрепление написания сочетаний «ЖИ – ШИ», «ЧА – ЩА»,  «ЧУ – ЩУ»

1

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 105 - 107

09.11.15

1210

Проверочная работа

1

Написание диктанта, выполнение практического задания

Текст диктанта ( 3 простых предложения и 4 – 4 слов)

13.11.15

2.11

Гласные «Е», «Ё», «Ю», «Я»

При обозначении мягкости согласных

3

Самостоятельное выполнение заданий на карточках

Уч. стр. 76 – 76

карточки

16.11.15

20.11.15

23.11.15

2.12

Мягкий знак на конце и в середине слова

2

Уч. стр. 87 - 93

27.11.15

30.11.15

2.14

Закрепление твёрдые и мягкие согласные

1

Самостоятельное выполнение заданий на карточках

Уч. стр. 94 - 97

04.12.15

2.15

Проверочная работа

1

Написание диктанта, практическое задание

07.12.15

3

Раздел 3.  Слово.  (23 часа)

3.1

Названия предметов

1

Уч. стр. 143 - 147

11.12.15

3.2

Изменение слов по смыслу

3

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 148 - 155

14.12.15

18.12.15

21.12.15

3.3

Написание предлогов

3

Уч. стр. 189 - 103

25.12.15

28.12.15

25.12.15

3.4

Большая буква в именах людей и кличках животных

2

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 156 - 158

28.12.15

15.01.16

3.5

Большая буква в названиях городов ,сёл, деревень, улиц.

2

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 159 - 161

15.01.16

18.01.16

3.6

Закрепление по теме слова обозначающие предметы.

1

Самостоятельное выполнение заданий на бланке

Специально заготовленные задания на бланке

21.01.16

3.7

Проверочная работа

1

Написание диктанта, выполнение  практического задания.

25.01.16

3.8

Названия действий

3

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 162 - 167

29.01.16

01.02.16

25.01.16

3.9

Составление словосочетаний из слов обозначающих действие и предмет

3

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 171 - 174

29.01.16

12.02.16

15.02.16

3.10

Проверочная работа

1

Написание диктанта, выполнение практического задания.

Диктант 3 – простых предложения из 3 -4 слов.

19.02.16

3.11

Закрепление по теме  «Слово»

2

Индивидуальные задания на бланках

22.02.16

26.02.16

3.12

Контрольное списывание

1

Списывание с печатного текста, выполнение практического задания.

29.02.16

4

Раздел 4.  Предложение (11 часов).

4.1

Определение предложений в тексте

1

Уч. стр. 198

04.03.16

4.2

Составление предложений из слов.

2

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 199 - 202

07.03.16

11.03.16

4.3

Установление связи слов в предложении

5

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 203 - 219

14.03.16

18.03.16

21.03.16

25.03.16

04.04.16

4.4

Закрепление по теме «Предложение»

2

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 220 - 223

08.04.16

11.04.16

4.5

Проверочная работа

1

Написание диктанта, выполнение практического задания.

15.04.16

5

Раздел 5.  Повторение пройденного (11 часов).

5.1

Звуки и буквы

1

Самостоятельное выполнение заданий

18.04.16

5.2

Сочетание «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ»

1

Самостоятельное выполнение заданий

22.04.16

5.3

Мягкие согласные

2

Самостоятельное выполнение заданий

25.04.16

29.04.16

5.4

Слова, обозначающие предмет

1

Самостоятельное выполнение заданий

03.05.16

5.5

Слова, обозначающие действие предмета

2

Самостоятельное выполнение заданий

06.05.16

13.05.16

5.6

Предложение

2

Самостоятельное выполнение заданий

16.05.16

20.05.16

5.7

Проверочная работа

1

Написание диктанта, выполнение практического задания

23.05.15

5.8

Итоговый урок

1

Самостоятельное выполнение заданий

27.05.16

Итого  70 часов