Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по обучению письму 7 класс (индивидуальное обучение)
Адапртированная образовательная программа составлена на основе "Программы для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью " Бгажноковой Т.Б. ИПКРО. Данная программа окажет помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, при составлении рабочих программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pismu_7_klass.doc | 551 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму 7 класс
адаптированная образовательная программа для детей-инвалидов
с умеренной умственной отсталостью
Пояснительная записка.
Адаптированная основная образовательная рабочая программа для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью составлена на основе:
1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
2.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год
Обучение чтению осуществляется на основе учебника: А.К. Аксёнова, Э. В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва Просвещение
Рабочая программа по письму предназначена для обучающихся по АООП для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся. Входит в образовательную область – филология.
Цель: формирование элементарных навыков письма в учебной деятельности, осуществление умственного и речевого развития.
Задачи:
- обучение основам знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся
- развитие логического мышления, умение работать с книгой, с совершенствование навыков письма.
Срок реализации данной программы 1 год.
Основные принципы отбора материала:
Содержание обучения и письму детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью строится на новых принципах, основными из которых являются:
- коммуникативный подход, направлен на развитие контекстной речи;
- развитие устной и письменной речи;
- предметно-практическая направленность, связано с другими учебными предметами.
- систематичность и последовательность изучения материала (от простого к сложному).
- программа определяет оптимальный объём знаний и умений по письму, который доступен детям с умеренной умственной отсталостью.
- коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Предполагаемые результаты.
Ожидаемые результаты рассматриваются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Возможные предметные результаты должны отражать:
- развитие речи как средства общения
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными, качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий, компьютерного устройства,
- чтение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- развитие предпосылок к осмысленному письму: узнавание и различение образов графем (букв); графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления по письму:
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук,
- выполнять простые, доступные инструкции педагога;
- развитие фонематических процессов восприятия, памяти,
- различать, называть и показывать с помощью учителя гласные и согласные звуки и буквы;
- писать по карандашному образцу рука в руке элементы букв, буквы, слоги, двусложные слова.
- слушать небольшое по объему и простое для понимания произведение (рассказ, сказку, стихотворение);
Оценка знаний учащихся.
При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.
Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | Не оценивать |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | 3 |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу.. | 4 |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | 5 |
Инструментарий для оценивания:
- устные ответы,
- работа на карточках,
- контрольное списывание,
- диктанты (15 – 20 слов)
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучающихся по АООП для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся. Входит в образовательную область – филология.
Цель изучения данного предмета:
Развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи:
- формирование на доступном уровне навыков письма,
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (графических изображений).
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации
- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
- копирование, написание слов и простых предложений;
- развитие предпосылок к осмысленному письму;
- овладение письмом на доступном уровне.
Технологии обучения письму.
При обучении используются следующие методы обучения учащихся умеренной умственной отсталостью на уроках письма: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения: занимательные задания.
- игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).
- действия по образцу, по словесной инструкции,
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показывание,
- подготовительные объяснения, показ,
- использование разнообразных материалов: мел, карандаш, фломастеры и т.
Применяются типы уроков.
- урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
Преподавание уроков письма тесно связано развитием речи – дети узнают о природных явлениях, изменениях в живой и неживой природе соотносят их с написанием слов, предложений, чтением – учащиеся читают небольшие тексты для списывания, математика – написание чисел.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет «Письмо» входит в образовательную область – филология.
Изучение предмета ведётся по урочной системе. 2 часа в неделю по 40 минут, 70 часов в год.
Содержание тем учебного курса.
Повторение. Предложение 5 часов
Звуки и буквы 20 часов.
- повторение гласных и согласных звуков
- гласные звуки и буквы, написание
- согласные звуки и буквы, написание
- сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
- различение артикуляционо сходных звуков «Р - Л»
- различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я»,
- буква «Ь» при обозначении мягкости согласных в конце и середине слова
Слово 23 часа
- закрепление знаний о словах обозначающих название предметов
- предлоги У, ЗА, умение находить предлоги, писать их раздельно
большая буква в именах людей, названиях городов, сёл, деревень, кличках животных
- изучение слов обозначающих действия
1 название действий предметов по вопросам «Что делает?», «Что делают?»
2 умение составлять слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предмет (с помощью учителя)
Предложение 11 часов.
- упражнение в составлении предложений, распространение предложений по картине с опорными словами
- установление связи между словами в предложении по вопросам «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»
- списывание письменных и печатных текстов с классной доски и учебника.
- умение вставить в предложение пропущенные слова
- составление предложений из слов, данных в разбивку, с помощью учителя
- списывание письменных и печатных инструкций по труду
Повторение пройденного 11часов.
Требования к знаниям и умениям обучающегося.
В итоге после седьмого года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу,
- различать твёрдые и мягкие согласные,
- находить слова обозначающие предмет и его действие,
- находить предлоги, составлять с ними словосочетания, писать раздельно со словами,
- вставлять пропущенные слова в предложение,
- составлять предложения из слов и записывать их,
- заполнять дневник, адрес на конверте,
- написать поздравление на открытке.
Формы контроля:
- устный опрос,
- выполнение работ на корточках,
- диктант (написание букв под диктовку, 2 – 3 простых предложения)
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение,
- Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб, Тригон, 1997.
- Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995
- Карточки индивидуальной работы, тесты, перфокарты.
Календарно – тематическое планирование уроков письма
для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью
7 класс индивидуальное обучение на дому
В неделю - 2 часа – письмо, 70 часов в год .
№ | Тема урока | Кол – во часов | Контроль знаний | Дополнительный материал | Календарные сроки | |
план | факт | |||||
1 | Раздел 1. Повторение ( 5 часов) | |||||
1.1 | Предложение | 1 | Уч. стр. 4 - 6 | 04.09.15 | ||
1.2 | Выделение предложений в тексте | 1 | Повторение написания предложений | Уч. стр. 7 – 9 | 07.09.15 | |
1.3 | Составление и написание предложений из слов. | 2 | Уч. стр. 10 - 15 | 11.09.15 | ||
1.4 | Контрольное списывание | 1 | Уч. стр 16 №1.2.3 | 14.09.15 | ||
Раздел 2. Звуки и буквы (20 часов). | ||||||
2.1 | Звуки и буквы | 2 | Уч. стр 26 - 33 | 18.09.15 21.09.15 | ||
2.2 | Согласные звуки и буквы | 2 | Определение в словах гласных букв и звуков | Уч. стр. 35 - 38 Прописи карточки | 25.09.15 05.10.15 | |
2.3 | Гласные звуки и буквы | 2 | Определение в словах согласных букв и звуков | Уч. стр. 39 – 40 Прописи карточки | 09.10.15 12.10.15 | |
2.4 | Проверочная работа | 1 | Определение в словах гласных и согласных букв и звуков | Текст для списывания | 16.10.15 | |
2.5 | Звуки «Р - Л» | 1 | Работа на карточках. | Уч. стр. 47 № 19,20 | 19.10.15 | |
2.6 | Сочетание «ЖИ – ШИ» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 98 - 100 | 23.10.15 | |
2.7 | Сочетание «ЧА – ЩА» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 101 - 103 | 26.10.15 | |
2.8 | Сочетание «ЧУ – ЩУ» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 104 | 30.10.15 | |
2.9 | Закрепление написания сочетаний «ЖИ – ШИ», «ЧА – ЩА», «ЧУ – ЩУ» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 105 - 107 | 09.11.15 | |
1210 | Проверочная работа | 1 | Написание диктанта, выполнение практического задания | Текст диктанта ( 3 простых предложения и 4 – 4 слов) | 13.11.15 | |
2.11 | Гласные «Е», «Ё», «Ю», «Я» При обозначении мягкости согласных | 3 | Самостоятельное выполнение заданий на карточках | Уч. стр. 76 – 76 карточки | 16.11.15 20.11.15 23.11.15 | |
2.12 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 2 | Уч. стр. 87 - 93 | 27.11.15 30.11.15 | ||
2.14 | Закрепление твёрдые и мягкие согласные | 1 | Самостоятельное выполнение заданий на карточках | Уч. стр. 94 - 97 | 04.12.15 | |
2.15 | Проверочная работа | 1 | Написание диктанта, практическое задание | 07.12.15 | ||
3 | Раздел 3. Слово. (23 часа) | |||||
3.1 | Названия предметов | 1 | Уч. стр. 143 - 147 | 11.12.15 | ||
3.2 | Изменение слов по смыслу | 3 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 148 - 155 | 14.12.15 18.12.15 21.12.15 | |
3.3 | Написание предлогов | 3 | Уч. стр. 189 - 103 | 25.12.15 28.12.15 25.12.15 | ||
3.4 | Большая буква в именах людей и кличках животных | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 156 - 158 | 28.12.15 15.01.16 | |
3.5 | Большая буква в названиях городов ,сёл, деревень, улиц. | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 159 - 161 | 15.01.16 18.01.16 | |
3.6 | Закрепление по теме слова обозначающие предметы. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий на бланке | Специально заготовленные задания на бланке | 21.01.16 | |
3.7 | Проверочная работа | 1 | Написание диктанта, выполнение практического задания. | 25.01.16 | ||
3.8 | Названия действий | 3 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 162 - 167 | 29.01.16 01.02.16 25.01.16 | |
3.9 | Составление словосочетаний из слов обозначающих действие и предмет | 3 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 171 - 174 | 29.01.16 12.02.16 15.02.16 | |
3.10 | Проверочная работа | 1 | Написание диктанта, выполнение практического задания. | Диктант 3 – простых предложения из 3 -4 слов. | 19.02.16 | |
3.11 | Закрепление по теме «Слово» | 2 | Индивидуальные задания на бланках | 22.02.16 26.02.16 | ||
3.12 | Контрольное списывание | 1 | Списывание с печатного текста, выполнение практического задания. | 29.02.16 | ||
4 | Раздел 4. Предложение (11 часов). | |||||
4.1 | Определение предложений в тексте | 1 | Уч. стр. 198 | 04.03.16 | ||
4.2 | Составление предложений из слов. | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 199 - 202 | 07.03.16 11.03.16 | |
4.3 | Установление связи слов в предложении | 5 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 203 - 219 | 14.03.16 18.03.16 21.03.16 25.03.16 04.04.16 | |
4.4 | Закрепление по теме «Предложение» | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 220 - 223 | 08.04.16 11.04.16 | |
4.5 | Проверочная работа | 1 | Написание диктанта, выполнение практического задания. | 15.04.16 | ||
5 | Раздел 5. Повторение пройденного (11 часов). | |||||
5.1 | Звуки и буквы | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | 18.04.16 | ||
5.2 | Сочетание «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | 22.04.16 | ||
5.3 | Мягкие согласные | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | 25.04.16 29.04.16 | ||
5.4 | Слова, обозначающие предмет | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | 03.05.16 | ||
5.5 | Слова, обозначающие действие предмета | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | 06.05.16 13.05.16 | ||
5.6 | Предложение | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | 16.05.16 20.05.16 | ||
5.7 | Проверочная работа | 1 | Написание диктанта, выполнение практического задания | 23.05.15 | ||
5.8 | Итоговый урок | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | 27.05.16 |
Итого 70 часов