Роль педагогического общения для создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды
Одна из психологических составляющих образовательной среды – многослойное межличностное общение. Характер общения субъектов образовательного процесса, на фоне которого реализуются основные потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты - один из показателей психологической безопасности и комфортности. Общение участников учебно-воспитательного процесса «порождает» психологическую безопасность образовательной среды
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль педагогического общения в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
Одна из психологических составляющих образовательной среды – многослойное межличностное общение. Характер общения субъектов образовательного процесса, на фоне которого реализуются основные потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты - один из показателей психологической безопасности и комфортности. Общение участников учебно-воспитательного процесса «порождает» психологическую безопасность образовательной среды
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан Сент – Экзюпери
Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении.
В.А. Сухомлинский
ОБЩЕНИЕ – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, один из компонентов педагогической культуры. Чтобы понять роль учителя в характере его общения с учащимися, рассмотрим, что собой представляет педагогическое общение.
Общение – непосредственные взаимоотношения между людьми, основанные на понимании и передаче знаний и переживаний в соответствии с нравственными нормами и условиями осуществления ими деятельности. Общение выступает важным фактором формирования личности человека, средством воспитания.
Воспитывать человека значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать его убеждения, но и обеспечить практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Любой вид общения в паре «воспитанник - педагог» должен являться воспитывающим.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это профессиональное общение педагога, направленное на создание благоприятного психологического климата.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это многоплановый процесс организации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, в соответствии с целями и содержанием их совместной деятельности.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — это установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Его можно определить как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направлено па оптимизацию учебно - воспитательной деятельности и отношений между ними.
Для педагога общение – двусторонний процесс, где дети становятся полноправными партнерами. Общение – это еще и свобода не только высказывать свое мнение, но и уверенность, что его выслушают до конца. Педагог должен научить ребенка высказывать без боязни быть непонятым. Неправильное педагогическое общение порождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижение желания думать. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).
Один из критериев продуктивного педагогического общения – это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных – высших – стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят плоды.
В.А. Сухомлинский считал, что каждое слово, сказанное в стенах школы должно быть продуманным, мудрым, полновесным, особо осуждал крик педагога. Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать. Мудрость педагога в умении сохранить детское доверие к нему, желание общаться с педагогом как с другом.
Одним из звеньев педагогического общения является СТИЛЬ (индивидуальный принцип общения) – это совокупность конкретных приемов и средств, которые педагог реализует в общении.
Можно выделить шесть основных стилей
- автократический (самовластный стиль руководства), При автократическом стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Такой педагог не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. В глазах педагога учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается как проявление нежелательного самоволия. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением;
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
- демократический что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. При демократическом стиле руководства педагог опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива педагог старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель;
- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний;
- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с учащимися, к появлению конфликтных ситуаций.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!"
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. При этом размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал: "Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными”. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно - воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
3. Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. Общение- дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение..
4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. К этому стилю общения также иногда обращаются начинающие учителя, в основном он связан с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой педагог нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение - устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
5. Общение-заигрывание - опять-таки характерно, в основном, для молодых педагогов и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого педагога быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. Общение - заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:
а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;
б) отсутствия навыков общения;
в) боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учениками. Характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Наиболее продуктивным является ОБЩЕНИЕ НА ОСНОВЕ УВЛЕЧЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В основе – единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.
Достаточно результативен СТИЛЬ НА ОСНОВЕ ДРУЖЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся, но оно должно быть педагогически сообразным. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является ОБЩЕНИЕ – ДИСТАНЦИЯ.
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто, требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, - выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.
Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу благополучия в коллективе. Это в свою очередь, определяет эффективность всего педагогического процесса, способствует активизации позиций его участников, их самораскрытию, самореализации.
От стиля во многом зависит психологически комфортная и безопасная образовательная среда, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность педагога, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
- взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
- наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
- ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
- отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
- использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
- единством делового и личностного общения;
- включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.
Профессионально важные качества педагогического общения
- интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения;
- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
- гибкость, оперативно-творческое мышление;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- умение управлять собой;
- способность к спонтанной коммуникации;
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации;
- хорошие вербальные способности;
- владение искусством педагогических переживаний;
- способность к педагогической импровизации.
В заключении хочу отметить, что педагогическое общение является сложной системой, и эффективность образовательного процесса и комфортность образовательной среды будет зависеть о того, насколько грамотно построено это общение и насколько хорошо эта система функционирует. Ответственность за грамотную организацию педагогического общения целиком ложится на педагога.
Список используемой литературы:
- Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Текст] / И.А. Баева, Л.А. Гаязова // Психологическая наука и образование. – 2013. – №3. С.1-12
- Башкин, М.В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: учеб. пособие [Текст] / М.В. Башкин. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. — 108 с.
- Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение [Текст]: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2013