ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ" 2015 г.

Шувалова Наталья Александровна

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  "ПСИХОЛОГИЯ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ

2015 г.


Одобрена                                                                             Утверждаю

цикловой методической  комиссией                                 Зам. директора по учебной работе

общепрофессиональных дисциплин                                     ______________ Гвоздева М.К.

протокол № ____ от «___» ______ 20___г

Председатель ЦМК

______________________ Прохорова И.Г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Психология».

Рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ФИРО.

Заключение Экспертного совета №4 от 22 июня 2012г

Специальность 060501 Сестринское дело

Организации-разработчики:

-  Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Егорьевское медицинское училище имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Разработчик:

Шувалова Н.А. преподаватель первой квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-16

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело.

     Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднего (полного) общего образования, а также как раздел программы повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

  • эффективно работать в команде;
  • проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
  • осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
  • регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
  • использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
  • задачи и методы психологии;
  • основы психосоматики;
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
  • особенности делового общения

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  141 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   97    часа;

самостоятельной работы обучающегося    44    часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

141

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

97

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

30

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

в том числе:

   Поисково-аналитическая деятельность

   Подготовка докладов

   Диагностическая работа

   Подготовка материалов по психологическому просвещению

   Конспектирование

12

14

6

10

2

Итоговая аттестация в форме зачёта 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   

Психология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Общая психология.

40

Тема 1.1.

Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии.

Содержание учебного материала

2

1

Предмет психологии, ее задачи. Психология как наука о закономерностях, механизмах, психической деятельности, поведения и их применении на практике.

Психология в медицинской и управленческой деятельности. Значение психологических знаний в профессиональной деятельности медицинской сестры.  Психологическая подготовка медсестры.

Основные направления в психологии. Основные принципы системно-деятельностного  подхода; детерминизм, активность, единство сознания и поведения, системность развития. Отрасли психологии. Методы исследования в психологии.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Сравнительный анализ научных направлений/школ.

Тема 1.2. Психологические особенности личности.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие личности. Структура личности. Самовосприятие медсестры.

Развитие личности. Развитие личности в деятельности. Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная поддержка своей учебной, профессиональной деятельности, своего личностного роста.

Понятие и структура «Я-концепции».

Современные подходы к изучению темперамента. Основные концепции темперамента. Психологическая структура темперамента (психомоторика, психологическая активность, эмоциональность). Основные психофизиологические свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль наследственного фактора в происхождении свойств темперамента. Особенности свойств темперамента в общении и деятельности человека. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. Проявление типов темпераментов в общении.

Задатки и способности как одна из сторон индивидуальности. Понятия «талант» и  «гениальность».

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Составить психологические портреты литературных персонажей.

Тема 1.3.

Характер, акцентуации характера.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о характере.

Структура характера. Черты характера как устойчивая система отношений личности и их взаимосвязь. Природа и проявление черт характера. Природные и социальные предпосылки развития характера. Характер как результат воспитания и самовоспитания. Характер и деятельность. Психопатии и акцентуации характера.

Акцентуации характера. Проблема акцентуаций черт характера. Акцентуации характера по А.Е. Личко.

Практическое занятие № 1

2

2

Темперамент, знание о себе и самосознание личности. Самоценность и самооценка, принятие себя. Мировоззрение, убеждения личности. Диагностические методики на выявление темперамента. Определение собственного темпераментаМесто характера в индивидуальности человека. Акцентуации характера. Знание характера - основа индивидуального подхода к людям. Диагностические методики на выявление акцентуаций характера. Определение собственного характера.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Определение акцентуаций характера по литературным произведениям.

Тема 1.4.

Эмоционально-волевые процессы и состояния.

Содержание учебного материала

1

Функции эмоций. Теории эмоций. Классификация эмоциональных состояний человека: эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, страсти, чувства.

2

Эмоциональное обеспечение поведения.

Эмоциональные особенности и свойства личности.

Патологические эмоциональные состояния. Механизмы психической защиты. Понятие воли. Волевые процессы. Нарушения волевых процессов.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Ситуации, способствующие возникновению психических защит. Идентификация психических защит.

Тема 1.5. Стресс. Способы выхода из стресса.

Содержание учебного материала

1

Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности. Эустресс и дистресс. Эмоции и работа. Виды стресса. Стресс в профессиональной деятельности медсестры.

4

Практическое занятие № 2

2

Определение нарушений эмоционального состояния пациента. Помощь пациенту и общение с пациентом, имеющим нарушение эмоционального состояния Профилактика стресса.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Диагностика уровня стресса. Способы выхода из стресса.

Тема 1.6. Психология и возраст.

Содержание учебного материала

2

1

Составляющие развития человека. Основные особенности онтогенеза психики человека. Психология и возраст. Периодизации психического развития.

Практическое занятие № 3

2

2

Возрастные особенности человека: новообразования, ведущая деятельность и социальная ситуация развития в разные возрастные периоды. Методы психодиагностики: беседа, интервью, наблюдение, тестирование (проективные методы исследования). Разбор проективной методики: «Моя семья».

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Выполнение проективной методики: «Моя семья».

Тема 1.7.

Психология жизненного пути.

Содержание учебного материала

2

1

Психологические особенности пациентов разных возрастов. Психологические особенности продуктивного взаимодействия с людьми разного возраста. Анализ факторов, влияющих на развитие человека. Способы снижения влияния негативных факторов, влияющих на развитие человека.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Условия, способствующие психическому развитию индивида.

Тема 1.8.

Психологические особенности овладения профессией.

Содержание учебного материала

2

1

Профессиональный труд. Классификация профессий. Понятие профессионализации. Теории профессионального становления. Этапы профессионализации. Профпригодность. Требования к психофизиологическим особенностям труда.

Модель специалиста. Понятие профессионализма. Уровни профессионализма.

Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности. Стили профессиональной деятельности по А.К. Марковой. Типология медицинских сестер. Профессиональная деформация. Понятие профессиональных кризисов. Способы преодоления кризисов профессионального становления.

Психодиагностика в психологии труда

Практическое занятие № 4

2

2

.Оценка профессионально важны качеств. Диагностика профориентации

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Сравнительный анализ профессий системы здравоохранения с точки зрения объекта и субъекта труда.

Тема 1.9.

Особенности психических процессов у здорового человека и пациента. Ощущения и восприятие.

Содержание учебного материала

2

1

Познавательные (когнитивные) процессы.

Ощущения. Механизмы формирования ощущений. Классификации ощущений. Виды ощущений.

Восприятие. Основные характеристики восприятия. Факторы, влияющие на восприятие.  Изучение восприятия в рамках гештальтпсихологии. Понятие «фигуры» и «фона». Нарушения процессов ощущения и восприятия. Развитие ощущений и восприятия  как необходимый фактор профессионального роста

Тема 1.10.

Особенности внимания и памяти в норме и патологии.

Содержание учебного материала

2

1

Память. Виды и особенности памяти. Классификация памяти по времени сохранения материала, по характеру психической активности, преобладающей в деятельности. Теории памяти. Нарушения памяти. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания. Теории внимания. Нарушения внимания.

Практическое занятие № 5

2

2

Развитие памяти и внимания  как необходимый фактор профессионального роста. Диагностические методики

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Способы упражнения и стимуляции внимания, памяти.

Тема 1.11.

Особенности мышления и интеллекта в норме и патологии.

Содержание учебного материала

2

1

Мышление в структуре познавательных (когнитивных) процессов. Теории мышления. Мышление как процесс. Виды мышления. Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь.

Понятие об интеллекте. Структура интеллекта. Уровни интеллекта.

Креативное мышление (пластичное, подвижное, оригинальное). Понятие креативной личности.

Нарушения мышления и интеллекта. Нарушения речи.

Практическое занятие № 6

2

2

Развитие мышления и интеллекта как необходимый фактор профессионального роста. Диагностические методики

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Способы упражнения и стимуляции мышления и интеллекта. Диагностика интеллекта.

Тема 1.12.

Воображение как психический познавательный процесс.

Содержание учебного материала

2

1

Воображение как познавательный процесс. Воображение и внушение. Понятие идеомоторного акта. Виды воображения. Способы создания новых образов. Значение воображения в профессиональной деятельности. Диагностика и развитие познавательных процессов.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Способы упражнения и стимуляции воображения. Литературные примеры создания новых образов разными способами.

Раздел 2. Социальная психология.

28

Тема 2.1.

Введение в социальную психологию.

Содержание учебного материала

1

1

Предмет, методы социальной психологии. Социальная психология и смежные науки. Социальная психология и человеческие ценности. Основные направления социальной психологии. Социальная психология в медицине.

Тема 2.2.

Проблема личности в социальной психологии

Содержание учебного материала

1

1

Социализация. Стадии процесса социализации. Институты социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка личности. Функции социальной установки. Компоненты социальной установки. Личность в группе.

Роль потребностей, мотивов, ценностей, социальных установок в психической регуляции социального поведения личности.

Тема 2.3.

Социальная психология групп

Содержание учебного материала

4

1

Понятие и основные характеристики группы. Классификация групп. Структура малой группы. Виды малой группы. Структура большой группы. Виды большой группы. Виды психологического воздействия. Групповые процессы.

Социально-психологические аспекты взаимодействия группы и личности.

Практическое занятие № 7

2

1

Развитие группы (понятие групповой сплочённости).

Сопротивление социальному давлению.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Анализ внутригруппового взаимодействия, структуры группы.

Тема 2.4.

Понятие об общении. Коммуникативная сторона общения.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие об общении. Личность и общение. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Общение в работе медсестры.

Уровни общения. Деловое общение. Личностно-ориентированное общение. Общение в диаде и внутригрупповое общение.

Стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Структура коммуникативного акта. Коммуникатор и реципиент.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Анализ невербальной коммуникации в процессе публичного выступления.

Тема 2.5.

Перцептивная сторона общения.

Интерактивная сторона общения.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие социальной перцепции. Характеристики наблюдателя, наблюдаемого. Механизмы социальной перцепции. Механизмы межличностного познания.

Виды взаимодействия.

Практическое занятие № 8

2

2

Механизмы социальной перцепции. Механизмы межличностного познания. Самопрезентация.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Подготовьте сообщение по вопросу: «Какие эффекты межличностного восприятия и факторы могут использоваться для эффективной самопрезентации?» Охарактеризуйте их.

Тема 2.6.

Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Содержание учебного материала

4

1

Конфликтология, конфликт, конфликтная ситуация. Причины    возникновения конфликтов: общие, частные. Стадии развития конфликтов. Структура  конфликта: объект, цели, мотив, повод столкновения. Виды конфликтов.

Практическое занятие № 9

2

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Сферы проявления межличностных конфликтов. Межгрупповые конфликты. Межличностные стили разрешения конфликтов. Правила поведения в конфликтной ситуации.

Тема 2.7.

Психология делового общения.

Содержание учебного материала

2

1

Психологический контакт и методы его установления. Виды и особенности переговоров в работе медсестры.

Споры и дискуссии. Участие в совещаниях, конференциях.     Психологическая структура диалога. Методы активного слушания. Организация совместной работы. Взаимоотношение, личностная привлекательность друг друга.

Ролевое общение медсестры. Общение с коллегой. Общение с врачом, со старшей медсестрой

Практическое занятие № 10

2

2

Подготовка запланированного выступления. Репетиции. Подведение итогов выступления. Незапланированное выступление. Страх выступления. Цели выступления медсестры.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Используя различные стратегии публичного выступления подготовить сообщения на любую тему из раздела «Социальная психология».

Тема 2.8.

Агрессия: причинение вреда другим и себе.

Содержание учебного материала

2

1

Основные теории агрессии. Гнев и агрессивное поведение. Агрессия как проявление побуждения (мотивация причинения ущерба или вреда другим). Когнитивные модели агрессивного поведения. Агрессия как реакция на фрустрацию. Агрессия как приобретенный социальный навык.  

Девиантное поведение. Аутоагрессивное поведение. Коммуникативные девиации.

Практическое занятие № 11

2

3

Психологические игры и упражнения, направленные на ослабление агрессии

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

Конспектирование глав «Агрессия» и  «Альтруизм» монографии Д. Майерса «Социальная психология».

Раздел 3.

Медицинская психология.

29

Тема 3.1.

Введение в медицинскую психологию. Предмет медицинской психологии.

Содержание учебного материала

1

1

Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура  медицинской психологии. Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная.

Основные признаки психического здоровья.

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

Анализ психического здоровья литературных персонажей или авторов произведений.

Тема 3.2.

Основы психогигиены и психопрофилактики.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о психогигиене. Психогигиена сестринского персонала. Психогигиена пациента. Понятие о психопрофилактике.  Виды психопрофилактики. Психопрофилактические меры. Анализ основных направлений психопрофилактической работы, тематики психопрофилактической деятельности. Психогигиена пациентов разных возрастных групп. Синдром эмоционального выгорания. Этиология, профилактика, коррекция.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Составление памятки по психопрофилактике.

Тема 3.3.

Психотерапия и психокоррекция в деятельности медицинской сестры.

Содержание учебного материала

2

1

Психокоррекция и психотерапия в деятельности медицинской сестры. Психологическая подготовка пациента к обследованию, проведению лечебных мероприятий. Поддержание у него уверенности, что предстоящие процедуры значимы и принесут пользу. Способы снижения тревоги.

Проведение болезненных манипуляций. Психологические приемы снижения у пациента болезненных ощущений.

Уважение чувств пациентов. Проявление у пациентов чувства стыда. Психологические особенности работы с обнаженным телом подростков, пациентов противоположного пола.

Практическое занятие №12

2

2

Психотерапевтические  методы в работе медицинской сестры. Особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент в учреждениях  различного профиля.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

  Подготовка материалов по арттерапии, зоотерапии, ароматерапии и т.д.

Тема 3.4.

Психологические особенности общения медработника с пациентом.

Содержание учебного материала

2

1

Общие правила общения с пациентами и их близкими. Понятия об «эмпатии», «ролевом поведении», «идентификации» и «трансфере». Ятрогении. Значение возраста и профессиональной деформации. Особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент в учреждениях  различного профиля.

     Особенности психологического взаимодействия медсестры с пациентом, страдающим нарушениями сознания. Сознание как высшая форма психики. Нарушения сознания. Причины и симптомы нарушения сознания.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Общение медицинской сестры и пациента в различных ситуациях.

Тема 3.5.

Основы психосоматики.

Содержание учебного материала

2

1

Варианты взаимодействия «соматического» и «психического» факторов в болезни. Психосоматические теории. Классификация психосоматических расстройств.

Практическое занятие № 13

2

2

Обучение здоровому образу жизни.

Психологические воздействия на пациентов с психосоматическими заболеваниями.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Анализ психосоматических заболеваний.

Тема 3.6. Психология аномального развития

Содержание учебного материала

2

1

Параметры нормального и аномального развития. Классификация психического дизонтогенеза.

Тема 3.7.

Внутренняя картина болезни.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о внутренней картине болезни. Факторы,  формирующие отношение к болезни. Типы реагирования на болезнь.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Анализ содержания индивидуального сознания каждого исследуемого, осознание параметров ВКБ и их влияние на активность человека

Тема 3.8.

Влияние хронических соматических заболеваний на психику, личность человека.

Содержание учебного материала

2

1

Явления психической жизни при хронических соматических заболеваниях. Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями.

Практическое занятие № 14

2

2

Психологический профиль пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями органов дыхания. Психологический профиль пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями печени, почек, крови. Психологический профиль пациентов с эндокринной патологией, хирургической патологией. Психологический профиль пациентов клиники акушерства и гинекологии, с инфекционными болезнями. Психологический профиль онкологического пациента.

Тема 3.9.

Психологические аспекты экстремальных ситуаций.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие экстремальной ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Особенности поведения пациентов и персонала в экстремальных ситуациях.

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Понятие посттравматического стрессового расстройства. Диагностика ПТСР и поддержка пациента с ПТСР. Методы и приемы взаимодействия с человеком, находящимся в неустойчивом психологическом состоянии.

Тема 3.10.

Психологические особенности ситуаций переживания и горя.

Содержание учебного материала

2

1

Основные характеристики понятий «переживание», «утрата», «горе».

Психологические особенности горюющего человека. Помощь горюющему человеку.

Приемы работы с собственными переживаниями, как способы сохранения психического здоровья и профессиональной продуктивности.

Тема 3.11.

Психология семьи. Семья и здоровье.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие семьи как системы. Жизненный цикл семьи. Функции семьи.  Структура семьи. Нарушения структуры семьи. Стили дисгармоничного воспитания: причины и последствия.

Практическое занятие  № 15

2

2

Итоговый зачёт

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Приготовьте сообщения на одну из предложенных тем:

  1. Психологические аспекты семейных отношений.
  2. Функции семьи. Стили семейного воспитания.
  3. Стрессоры семейной жизни.
  4. Показатели функционального здоровья семьи.
  5. Семейные стереотипы и правила взаимодействия.

Всего часов:

97

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология» и рабочих мест кабинета:

- презентации

- методические пособия, рекомендации для обучающихся

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор (интерактивная доска)

- экран (при отсутствии интерактивной доски)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие (рекомендовано Министерством образования для студентов СПО) – Ростов-на-Дону. 2005

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. Учебник для студентов средних медицинских учебных заведений. М.: Академия, 2006..

  1. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. Социальная психология. М.: Академия, 2005

Дополнительные источники:

  1. Андреева Г.М.  Социальная психология, Москва,  2008.
  2. Горянина В.А. Психология общения,  Москва, Академия», 2002.
  3. Григорович Л. А.  Введение в профессию "психолог". Учебное пособие, Москва, Гардарики, 2005.
  4. Дубровина И.В. и др., Психология,  Москва,  «Академия», 2002.
  5. Елизаров, А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
  6. Майерс Д . Социальная психология, Спб, Питер, 2007.
  7. Психология.  Словарь, Под ред. А.В.Петровского,  М.Г.Ярошевского,  Москва, 1990.
  8. Раттер, Майкл Помощь трудным детям / Майкл Раттер. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999.
  9. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 
    Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  10. Творогова Н.Д. Основы психологии, выпуск 1. (Рабочая тетрадь). М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999
  11. Творогова Н.Д. Основы психологии, выпуск 2. (Рабочая тетрадь). М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000
  12. Аванесьянц Э.М., Рукковишникова Е.Е. Психология и сестринский процесс. М.: АНМИ, 2002

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

  • основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
  • задачи и методы психологии;
  • основы психосоматики;
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;

особенности делового общения

Умения:

  • эффективно работать в команде;
  • проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
  • осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
  • регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
  • использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении

Решение заданий в тестовой форме, подготовка докладов,  индивидуальных сообщений, исследований.

Итоговый контроль – зачёт.