Методическая разработка внеаудиторного занятия по психологии Тема занятия: «Толерантность – гармония в многообразии».
Методическая разработка внеаудиторного занятия по психологии . Тема занятия: «Толерантность – гармония в многообразии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotkatolerantnostmicrosoft_word.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Московской области
ГБОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»
Методическая разработка внеаудиторного занятия по психологии
Тема занятия: «Толерантность – гармония в многообразии».
Составитель: преподаватель психологии
Шувалова Н.А.
Методическая разработка рассмотрена
и одобрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
2014 г.
Толерантность - гармония в многообразии".
Цели:
Познакомить студентов с понятием "толерантность".
Помочь каждому студенту проявить свою индивидуальность, осознать свою непохожесть на других.
Формировать терпимость к чужому мнению.
Мир начинается с тебя, и только ты
способен сделать его мирным.
Ход занятия:
I. Актуализация (вступительное слово).
- Здравствуйте! Я хочу задать вам несколько вопросов. Хотите ли вы жить в согласии родителями? Хотите, что бы в будущем от вас не ушел любимый парень или девушка? Хотите ли иметь верных друзей? Хотите поехать за границу и познакомиться с культурными традициями другой страны? Если вы хотите всё это получить, быть успешными в жизни, то нам просто необходимо познакомиться с толерантностью.
Что означает слово толерантность? (Ответы студентов записываем на доске).
Сотрудничество, дух партнёрства.
Готовность мириться с чужим мнением.
Уважение человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принятие другого таким, какой он есть.
Способность поставить себя на место другого.
Уважение права быть иным.
Признание многообразия.
Признание равенства других.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
Tolйrance (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительность.
Kuan rong (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
Tasamul (арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение.
Толерантность, терпимость (русский): Способность терпеть что-то или кого-то, то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Обобщив все понятия толерантности, можно сказать, что толерантность - это умение жить в мире непохожих идей и людей.
Тренинг.
Приветствие.
При встрече все люди здороваются. Это ритуал. Но люди приветствуют друг друга по-разному. Европейцы при встрече пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся носами. Участвуют 8 – 10 добровольцев. Ваша задача: поздороваться с большим количеством участников, тем способом, который вы получили.
- Как вы думаете, зачем мы провели это упражнение? (Ответы.)
- Какой вывод можно сделать? (Если хотите сделать приятное человеку, поздоровайтесь с ним.)
- Мы все люди, и всегда приветствуем, друг друга, пусть по-разному, и получаем какие-то чувства. Что вы ощущали во время приветствия? (Приятно, добрые отношения.) Мы едины, но в тоже время разнообразны. Значит, первое качество слова толерантность, которое мы обнаружили, звучит так. Единство - в разнообразии.
Упражнение "Мы похожи, но отличаемся".
Задача: увидеть сходства и различия людей.
- Сейчас мы поработаем в парах. Опишите себя своему соседу тремя предложениями, например: "Я человек. Люблю читать. Уважаю в людях честность". Работаем одну минуту.
- Что у вас есть общего?
- Чем вы отличаетесь?
- Что вы чувствуете, когда замечаете своё отличие от других?
- Что вы чувствуете, когда замечаете свое сходство?
- Сходства и различия являются частью нашей жизни, и все люди чем-то похожи друг на друга, но чем-то отличаются. Это нормально.
В многообразии наша сила.
Упражнение: "Давайте говорить друг другу добрые слова".
Задача: получение обратной связи от группы, возможность сделать приятное другому.
- Встаньте в круг, друг за другом. Приколите лист бумаги на спину соседу, возьмите фломастер. В течение 5 минут напишите что-нибудь положительное, доброе у каждого на спине.
Например:
- Спасибо, что ты добрый и внимательный друг.
- Мне нравится, как ты смеёшься.
- Ты миролюбивый человек. И так далее.
- Я не спрашиваю, что вы узнали о себе, но хочу узнать, что мы узнали о нас. Какие качества вы считаете положительными у своих товарищей?
- Сохраните эти листы у себя. Когда вы будете сомневаться в себе, не любить за что-то, посмотрите на свой листок и увидите, какой вы есть. Толерантность - это язык добрых слов.
Притча.
Мальчик Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Как справиться с гневом и агрессией?
Отвечаем на вопрос «Чем вы можете объяснить проявления агрессивности в поведении современного человека?».
В качестве причин агрессивного поведения могут быть названы: ограничение свободы, проявление соперничества, проявление комплекса неполноценности, унижение достоинства человека и др.
Чаще всего агрессия вызывает жестокие поступки по отношению к окружающим. Большинство таких поступков совершается людьми по отношению к знакомым, которые вызывают у них гнев. Поэтому важно научиться справляться со своим чувством гнева, сдерживать личные проявления жестокости. Сам по себе гнев не является чем-то плохим - это такое же чувство, как и любые другие. Однако недопустимо, чтобы он выливался в жестокое обращение с людьми, на которых гнев может быть направлен.
Мозговой штурм: «Как вы справляетесь с гневом?»
В ходе мозгового штурма вырабатываются способы управления гневом, например, такие:
- три глубоких вздоха;
- счет от 1 до 10;
- концентрация на слове;
- спокойный разговор с человеком, который вызывает злость;
- принесение или требование извинений;
- предложение оппоненту уйти;
- быстрый уход;
- юмористический взгляд на ситуацию;
- избиение подушки;
- выполнение физических упражнений;
- разговор со специалистом-психологом;
- общение с друзьями.
Упражнение «Что ответить?».
Выберите два ответа - сначала самый неудачный, затем самый подходящий, лучший, на ваш взгляд. Объясните свой выбор.
Ситуация 1.
Мама смотрит оценки в зачетке: «Одни тройки. Не стыдно тебе так закончить полугодие?»
- Вы отвечаете: «Ты переживаешь о моей учебе? Я сам(а) хотел бы иметь отметки получше, да только пока ничего не получается».
- Говорите: «Опять меня воспитывают. Как это все надоело !»
- «Мама, я учусь не хуже всех, у других вообще полно долгов».
Ситуация 2.
Ваш однокурсник, проходя мимо парты, сбросил на пол ваши учебные принадлежности. Ваши действия, ответы:
- Догоню и стукну, как следует, чтобы больше мое не трогал.
- Пойду к нему и скажу: «Ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание? Но мне не нравится то, что ты кидаешь мои вещи». ----- Скажу: «Прошу тебя, положи все обратно на парту».
- Крикну, что он дурак, и соберу свои вещи с пола.
- Чтобы мир изменился к лучшему нужно начинать с себя. Измени себя, и ты изменишь мир.
Упражнение «Солнце».
На доске рисуем солнце с множеством лучей. В дискуссии вписываем над лучами качества толерантной личности (спокойствие, выдержка, умение выслушать, способность принять чужое мнение, внимательность,
III. Заключение.
- Что такое толерантность?
какие выводы вы для себя сделали на этом занятии?
Выводы:
Толерантность - это умение жить в мире непохожих идей и людей.
Единство в разнообразии.
В многообразии наша сила.
Толерантность - объединяет.
Это язык добрых слов.
Измени себя, и ты изменишь мир.
Заключительное слово:
- Удачи вам в совершенствовании себя, будьте толерантными друг к другу. Всего доброго, до свидания.