СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Кожевникова Клавдия Александровна

«Социальная адаптация – процесс приспособления

человека к меняющейся социальной среде

с помощью различных социальных средств»

Л.Н. Боголюбов, доктор педагогических наук, профессор.

Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Проблема социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья  становится актуальной в условиях нестабильной социально-
экономической ситуации. Ребенок, ограниченный в  развитии, должен быть готов к вступлению в самостоятельную жизнь, он должен уметь применять знания, умения и навыки и ту профессиональную подготовку, полученную в школе, так как он сам не в состоянии выделить, осознать  и усвоить те социальные структуры, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социуме. Поэтому одной из главных задач школы является не только формирование прочных знаний, профессиональной подготовки, но и обеспечение условий для выработки у них самостоятельности, творческой компетентности, чтобы в дальнейшей самостоятельной жизни, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, могли адаптироваться в жизни, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Решающую роль в социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет профессионально-трудовое обучение.

Целью профессионально – трудового обучения в нашей школе является подготовка  учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы. Эта цель достигается решением целого ряда задач в процессе   трудового   обучения: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья  трудовых  умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.

Качество работы по подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в производственном труде во многом зависит от материально-технической базы профессионально-трудового обучения. В настоящее время в школе имеется технически оснащенная швейная мастерская (кабинет обслуживающего труда), которая  снабжена необходимым оборудованием, наглядными пособиями, таблицами  и инструментами, позволяющими эффективно организовать работу. Для формирования навыков и умений кабинет обслуживающего труда разделен на  4 зоны:

Ø кулинарная зона;

Ø влажно-тепловая обработка ткани и швейных изделий;

Ø работа на  швейных машинах;

Ø учебная зона.

С начала обучения девочки  учатся организовывать свое рабочее место, бережно относиться к инструментам и материалам, пользоваться оборудованием с соблюдением всех правил техники безопасности, правильно носить спец. одежды. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе.

 Четко организована работа по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья швейному делу на уроках профессионально - трудового обучения, здесь они изучают основы швейного производства, учатся строить чертежи швейных изделий, изготавливать выкройки и раскладывать их на ткани. Осваивают технологию пошива: последовательность соединения деталей, правила выполнения различных видов швов, порядок обработки отдельных деталей, способы отделки швейных изделий. Так же девочки осваивают основные приёмы работы на электрических швейных машинах.   Приобретают знания  о волокнах: натуральных,  синтетических и химических. Знакомятся с профессиями швейного, прядильного и ткацкого производств. Учатся проводить влажно - тепловую обработку  швейного изделия, делать мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, петель, наложение заплатки).

Выдающиеся педагоги М.С. Певзнер, В. А. Сухомлинский, К.Д Ушинский, К.С. Лебединская, Выготский и другие показали, что влияние деятельности на развитие детей зависит от эмоционального отношения к ней. Выполняемая работа с охотой, увлечением воодушевляет психические и физически силы организма и способствует их развитию, приносит радость и удовлетворение учащимся с ограниченными возможностями здоровья, когда им удаётся получить хороший результат, радость успеха вдохновляет ребёнка, положительное отношение к работе. Для таких учащихся это имеет особенно большое значение, т.к. не интересная однообразная работа способствует тому, что у них пропадает интерес к ней.  На уроках профессионально - трудового обучения учащиеся  с ограниченными возможностями здоровья занимаются   изготовлением изделий, необходимых для эстетичного оформления учебных кабинетов, а также изделия, необходимые в быту (салфетки, фартуки, постельные наборы, полотенца, прихватка и т. д.), т.е. ощущая полезность этой работы, проявляя творчество, закрепляя полученные знания и умения.

Немаловажную роль в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья играет наглядность, которая активизирует и направляет практическое мышление учащихся. Такой наглядностью являются предметные технологические карты, которые воспроизводят основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов, выполняемых операций. Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся  с ограниченными возможностями здоровья, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться специальными терминами.

В социальной адаптации играет  немаловажную роль  правильная организация трудового процесса на уроках профессионально-трудового обучения. При практической работе учащиеся объединяются в группы, в которой выбирается командир (ответственный) и распределяются обязанности по организации трудового процесса.   Воспитательный эффект особенно велик тогда, когда сами обучающиеся принимают участие в организации трудового процесса и в оценке полученных результатов. Командир контролирует  правильность выполнения операций. Если член команды допускает ошибку, а командир ее не заметил, он снижает оценку ему и себе. За выполненную работу несут ответственность все члены команды, и если один из команды допустил ошибку при выполнении определенной операции, то общая работа показывает низкие результаты. За время работы в команде учащиеся  с ограниченными возможностями здоровья  используют и  совершенствуют знания, умения и навыки, полученные на уроках и как, показывают наблюдения, такая организация урока оказывает положительное воспитательное влияние на формирование социальных навыков обучающихся. Это находит свое выражение в том, что учащиеся  со временем более критично относятся к своим результатам, проявляют большую активность и заинтересованность в достижении лучших показателей. Радует то, что практически все они работают с большим интересом, плодотворно. К выполнению своей работы подходят со всей ответственностью. Это дает им возможность наглядно убедиться в результатах своего труда, что является лучшей мотивацией к дальнейшему освоению профессии «швея».

       Имеет большое значение в социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья ежегодные праздники труда в школе. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества дает возможность  ученикам   показать себя, посмотреть и пообщаться с другими сверстниками. Таким образом, обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у детей с ограниченными возможностями. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в жизни.

 

Список литературы

1.                         В. Воронкова, ‎С.Казакова – 2015.Социальная адаптация, активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей норм правил и способов поведения принятых в обществе является универсальной основой для личного и социального благополучия;

2.                         Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников//Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75-80;

3.                         Нурмуратова А. К., Культаева Б. Ж. Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения 
Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.);

4.                          Поздеева Т.М. Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в С(К)ОУ VIII вида;

5.                         Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы.- М.: Педагогика, 1985.-128с.;

6.                         Почикеева Н.М. Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения;

7.                         В. Воронкова, ‎С.Казакова - 2015Социальная адаптация активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей норм правил и способов поведения принятых в обществе является универсальной основой для личного и социального благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozhevnikova_k.a._-_kopiya.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Кожевникова Клавдия Александровна

МОУ СОШ № 8 г.Аткарска Саратовской области

 учитель технологии

«Социальная адаптация – процесс приспособления

человека к меняющейся социальной среде

с помощью различных социальных средств»

Л.Н. Боголюбов, доктор педагогических наук, профессор.

Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Проблема социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья  становится актуальной в условиях нестабильной социально-
экономической ситуации.
Ребенок, ограниченный в  развитии, должен быть готов к вступлению в самостоятельную жизнь, он должен уметь применять знания, умения и навыки и ту профессиональную подготовку, полученную в школе, так как он сам не в состоянии выделить, осознать  и усвоить те социальные структуры, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социуме. Поэтому одной из главных задач школы является не только формирование прочных знаний, профессиональной подготовки, но и обеспечение условий для выработки у них самостоятельности, творческой компетентности, чтобы в дальнейшей самостоятельной жизни, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, могли адаптироваться в жизни, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Решающую роль в социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет профессионально-трудовое обучение.

Целью профессионально – трудового обучения в нашей школе является подготовка  учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы. Эта цель достигается решением целого ряда задач в процессе   трудового   обучения: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья  трудовых  умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.

Качество работы по подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в производственном труде во многом зависит от материально-технической базы профессионально-трудового обучения. В настоящее время в школе имеется технически оснащенная швейная мастерская (кабинет обслуживающего труда), которая  снабжена необходимым оборудованием, наглядными пособиями, таблицами  и инструментами, позволяющими эффективно организовать работу. Для формирования навыков и умений кабинет обслуживающего труда разделен на  4 зоны:

  • кулинарная зона;
  • влажно-тепловая обработка ткани и швейных изделий;
  • работа на  швейных машинах;
  • учебная зона.

С начала обучения девочки  учатся организовывать свое рабочее место, бережно относиться к инструментам и материалам, пользоваться оборудованием с соблюдением всех правил техники безопасности, правильно носить спец. одежды. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе.

 Четко организована работа по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья швейному делу на уроках профессионально - трудового обучения, здесь они изучают основы швейного производства, учатся строить чертежи швейных изделий, изготавливать выкройки и раскладывать их на ткани. Осваивают технологию пошива: последовательность соединения деталей, правила выполнения различных видов швов, порядок обработки отдельных деталей, способы отделки швейных изделий. Так же девочки осваивают основные приёмы работы на электрических швейных машинах.   Приобретают знания  о волокнах: натуральных,  синтетических и химических. Знакомятся с профессиями швейного, прядильного и ткацкого производств. Учатся проводить влажно - тепловую обработку  швейного изделия, делать мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, петель, наложение заплатки).

Выдающиеся педагоги М.С. Певзнер, В. А. Сухомлинский, К.Д Ушинский, К.С. Лебединская, Выготский и другие показали, что влияние деятельности на развитие детей зависит от эмоционального отношения к ней. Выполняемая работа с охотой, увлечением воодушевляет психические и физически силы организма и способствует их развитию, приносит радость и удовлетворение учащимся с ограниченными возможностями здоровья, когда им удаётся получить хороший результат, радость успеха вдохновляет ребёнка, положительное отношение к работе. Для таких учащихся это имеет особенно большое значение, т.к. не интересная однообразная работа способствует тому, что у них пропадает интерес к ней.  На уроках профессионально - трудового обучения учащиеся  с ограниченными возможностями здоровья занимаются   изготовлением изделий, необходимых для эстетичного оформления учебных кабинетов, а также изделия, необходимые в быту (салфетки, фартуки, постельные наборы, полотенца, прихватка и т. д.), т.е. ощущая полезность этой работы, проявляя творчество, закрепляя полученные знания и умения.

Немаловажную роль в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья играет наглядность, которая активизирует и направляет практическое мышление учащихся. Такой наглядностью являются предметные технологические карты, которые воспроизводят основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов, выполняемых операций. Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся  с ограниченными возможностями здоровья, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться специальными терминами.

В социальной адаптации играет  немаловажную роль  правильная организация трудового процесса на уроках профессионально-трудового обучения. При практической работе учащиеся объединяются в группы, в которой выбирается командир (ответственный) и распределяются обязанности по организации трудового процесса.   Воспитательный эффект особенно велик тогда, когда сами обучающиеся принимают участие в организации трудового процесса и в оценке полученных результатов. Командир контролирует  правильность выполнения операций. Если член команды допускает ошибку, а командир ее не заметил, он снижает оценку ему и себе. За выполненную работу несут ответственность все члены команды, и если один из команды допустил ошибку при выполнении определенной операции, то общая работа показывает низкие результаты. За время работы в команде учащиеся  с ограниченными возможностями здоровья  используют и  совершенствуют знания, умения и навыки, полученные на уроках и как, показывают наблюдения, такая организация урока оказывает положительное воспитательное влияние на формирование социальных навыков обучающихся. Это находит свое выражение в том, что учащиеся  со временем более критично относятся к своим результатам, проявляют большую активность и заинтересованность в достижении лучших показателей. Радует то, что практически все они работают с большим интересом, плодотворно. К выполнению своей работы подходят со всей ответственностью. Это дает им возможность наглядно убедиться в результатах своего труда, что является лучшей мотивацией к дальнейшему освоению профессии «швея».

       Имеет большое значение в социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья ежегодные праздники труда в школе. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества дает возможность  ученикам   показать себя, посмотреть и пообщаться с другими сверстниками. Таким образом, обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у детей с ограниченными возможностями. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в жизни.

Список литературы

  1. В. Воронкова, ‎С.Казакова – 2015.Социальная адаптация, активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей норм правил и способов поведения принятых в обществе является универсальной основой для личного и социального благополучия;
  2. Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников//Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75-80;
  3. Нурмуратова А. К., Культаева Б. Ж. Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения  
    Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.);
  4.  Поздеева Т.М. Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в С(К)ОУ VIII вида;
  5. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы.- М.: Педагогика, 1985.-128с.;
  6. Почикеева Н.М. Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения;
  7. В. Воронкова, ‎С.Казакова - 2015Социальная адаптация активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей норм правил и способов поведения принятых в обществе является универсальной основой для личного и социального благополучия.