Анализ программы «Этика: Азбука Добра»
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности И.С. Хомякова, В.И. Петрова /Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. Программа опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую основную образовательную программу начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_programmy_i_diagnostiki.docx | 51.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ программы
по внеурочной деятельности духовно-нравственное направление:
«Этика: Азбука Добра»
(1-4 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности И.С. Хомякова, В.И. Петрова /Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. Программа опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую основную образовательную программу начального общего образования.
К программе дана содержательная пояснительная записка, информация изложена кратко ,четко и лаконично. Содержание программы насыщенное , ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Цели и задачи отражают суть данной программы:
( Цели : формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.)
Общая характеристика программы:
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе
В данной программе используются разнообразные методы работы с детьми:
-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
-развивающие нравственное сознание;
-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Программа может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования.
Прописаны объемы часов отводимые на изучение : Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует группа учащихся 10 – 15 человек. рассчитано на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4
1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 132 ч.
Даны ценностные ориентиры содержания :
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность
(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Сказано, о развитии нравственного сознания младшего школьника и как формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .
В программе акцентируется внимание на таких важных моментах, как овладение детьми коммуникативными универсальными учебными действиями (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Занятия по программе должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Составители программы отмечают , необходимость - использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Рекомендованы не большие домашние задания ( завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. )
В программе подробно изложено о планируемых результатах освоения обучающимися программы .
В ходе реализации программы должно быть обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
(Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В программе даны сведения о результатах прохождения программного материала к концу 1,2,3,4 класса обучающиеся должны знать и уметь.
Составители программы утверждают, что у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | ||
Показатели | Измерители | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Важно, что для оценки результативности программы в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания .
Разделы тематического планирования соответствуют тематике и объему часов рабочей программы.
Список литературы содержит источники, используемые в процессе подготовки текста: цитируемые, упоминаемые, а также имеющие непосредственное отношение к исследуемой теме данной программы.
Диагностики, позволяющие замерить изменения, происходящие в процессе внеурочной деятельности
Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)
Этот тест покажет Вам, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно
В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)
4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)
Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
1) нет
2) сколько угодно
3) в любом, кроме меховой шапки
4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену
лицом к сидящим
2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
1) следует
2) не следует
3) желательно
Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
1) обязательно
2) желательно
3) не следует
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
1) можно, если успеешь это сделать первым
2) желательно
3) нежелательно
Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
1) можно — ничего в этом особенного нет
2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам
3) на ваше усмотрение
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
1) можно
2) нельзя
3) нежелательно
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
1) нельзя
2) нежелательно
3) можно — в знак одобрения декораций
Можно ли вслух комментировать спектакль?
1) можно, если это интересно вашим соседям
2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
3) нельзя — подождите антракта
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
1) можно, если у вас хорошие слух и голос
2) желательно — чтобы подбодрить артистов
3) нельзя
Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
1) можно
2) нежелательно
3) нельзя
Как выразить свой восторг от концерта?
1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
1) свистеть и топать ногами
2) немедленно встать и покинуть зал
3) молчать и не аплодировать
Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
1) можно
2) нельзя
3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
4) на ваше усмотрение
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы. 1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
Слова на карточках
Спасибо
Пожалуйста | Благодарю | Здравствуйте | |
Добрый день | Извините | Будьте добры | До свидания |
Простите | Добрый вечер | Будьте любезны | Жаль |
Очень признателен | Доброе утро | До встречи | Если Вас не затруднит |
Не могли бы Вы мне помочь | Я рад Вас видеть | Мне очень жаль | Прощайте |
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ .
3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс)
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)
Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.
Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?
- да
- нет
Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?
- да
- нет
Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?
- да
- нет
У тебя есть наушники к мобильному телефону?
- да
- нет
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
- да
- нет
Говоришь ли ты звонящему, где находишься?
- да
- нет
В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?
- да
- нет
Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?
- да
- нет
Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?
- да
- нет
Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?
- да
- нет
- когда как
Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?
- да
- нет
- не знаю
Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?
- да
- нет
- когда как
Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?
- да
- нет
После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?
- да
- нет
- когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
- не буду
- буду
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | ||
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду | 4 | 3 | 2 | |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | |
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей | 4 | 3 | 2 | |
6 | Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес | 4 | 3 | 2 | |
7 | Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню | 4 | 3 | 2 | |
8 | Мне приятно доставлять людям радость | 4 | 3 | 2 | |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 |
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№
п/п
Список желаний | № ответов | |
1. | Быть человеком, которого любят. | |
2. | Иметь много денег. | |
3. | Иметь самый современный компьютер. | |
4. | Иметь верного друга. | |
5. | Мне важно здоровье родителей. | |
6. | Иметь возможность многими командовать. | |
7. | Иметь много слуг и ими распоряжаться. | |
8. | Иметь доброе сердце. | |
9. | Уметь сочувствовать и помогать другим людям. | |
10. | Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.
37