Сравнительный анализ развития музыкальности старших дошкольников в межкультурном пространстве России и Словакии
Ссылка для цитирования: Скородумова Екатерина Александровна Сравнительный анализ особенностей развития музыкальности старших дошкольников в межкультурном пространстве России и Словакии [Электронный ресурс] : . — Электрон. дан. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), 2016. — 76 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=81827
В работе представлены данные исследования, проведённого в 2014-2016 годах в рамках написания магистерской диссертации.
Системы развития музыкальности в детских садах России и Словакии имеют много общего: реформы последних лет, расширили автономность педагога в планироваии музыкальной образовательной деятельности и в России и в Словакии; в двух странах вопросу развития детской музыкальности уделяется большое значение на уровне дошкольного образования; для развития музыкальных способностей создаются условия, выраженные в проведение регулярной совместной образовательной деятельности в разных формах, в оснащении среды и т.п. Однако в Словакии, на протяжении всей истории дошкольного образования музыкальную образовательную деятельность в детских садах проводит воспитатель, в то время как в России, начиная с середины ХХ века в штат дошкольных учреждений введена должность музыкального руководителя.
В Словакии также принят более мягкий подход к детям, чем в России: задания более простые, чаще звучит похвала.
В исследовании приведены данные по историческим и политическим событиям, отразившихся на проведении музыкальной образовательной деятельности в ДОО России и Словакии, проведено исследование взглядов родителей и педагогов на музыкальное воспитание дошкольников, проанализирована развивающая музыкальность среда в ДОО двух стран, а также проведена диагностика музыкальных способностей дошкольников на этапе завершения первой ступени образования.
Обобщая, можно сказать, что наиболее значимым результатом исследования стало то, что российские дети несколько лучше поют, исполняют более сложные музыкальные произведения. У наших детей шире музыкальный опыт, они более музыкально эрудированы. По этим показателям результаты у дошкольников России выше, чему у дошкольников Словакии, но разница средних значений не превышает 20%.
А Словацкие дети продемонстрировали значительную большую инициативность в музыкальных видах деятельности: они почти в 2 раза чаще самостоятельно пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах, чем старшие дошкольники России.
Анализ методов и приёмов позволил выделить, что педагоги Словакии регулярно включают в совместную деятельность задания на творчество, пользуясь при планирование таксономией Блума. Это позволяет дошкольникам обращаться с музыкой легче, используя её выразительный потенциал в свободной деятельности. Таким образом, результатом проведённой работы стали методические разработки по использованию таксономии Блума при развитии музыкальности старших дошкольников. Эта практика хорошо зарекомендовала себя в Словакии и может быть рекомендована для использования в детских садах России.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно