"ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА"
Особенности воспитания детей раннего возраста в первый год жизни малыш доставляет много радости и хлопот семье. Много перемен сопровождает его появление на свет. Родители заботятся о ребёнке, осуществляют необходимый уход и планируют, как будут воспитывать подросшего малыша. На самом деле необходимо начинать, как можно раньше педагогически влиять на ребёнка для достижения успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_semeynogo_vospitaniya_detey_mladencheskogo_vozrasta.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА»
Саратов 2015
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверх стимуляции ребенка. Именно такое воспитание достаточно характерно для многих современных семей, но именно оно традиционно расценивается как благоприятное и не рассматривается как фактор риска ни самими родителями, ни даже специалистами-психологами. . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия (М. Эйнсворт, Э.Эриксон). Следует отметить, что эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняются до младшего школьного возраста и далее, однако в процессе развития ребенка приобретают различные формы, «окрашенные» возрастом и индивидуальными особенностями. Следует также отметить роль младенчества в возникновении психосоматических нарушений. Как отмечают многие авторы, именно с помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно. В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом по следующим причинам. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Оно должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я». Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности, а для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. А вот выбрать расстояние, на которое нужно отпустить ребенка, и темп, в каком это следует делать, обычно бывает достаточно трудно. Таким образом, к неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать. Кроме того, поскольку ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья. Следует также отметить, что важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил – ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка.
Особенности воспитания детей раннего возраста в первый год жизни малыш доставляет много радости и хлопот семье. Много перемен сопровождают его появление на свет. Родители заботятся о ребенке, осуществляют необходимый уход и планируют, как будут воспитывать подросшего малыша. На самом деле необходимо начинать, как можно раньше педагогически влиять на ребенка для достижения успеха. Особенности воспитания детей раннего возраста связаны с развитием центральной нервной системы. Познавательные, аналитические и психологические способности грудничков отличаются от способностей детей постарше. Воспитание детей раннего возраста является низкая роль речевого компонента. Разговоры с малышом несут информацию больше за счет эмоциональной окраски. Грудные дети демонстрируют быстрые темпы развития. Устойчивость к стрессам, жизнелюбие, уверенность в собственных силах будут сопутствовать вашему ребенку всю жизнь, если в раннем периоде вы сможете окружить его искренней любовью и заботой. В первые месяцы жизни основная задача родителей – выработать у малыша стереотипы режима дня и ночного сна. Биологические ритмы младенца постепенно подстраиваются под привычки семьи. Особенностью воспитания детей младшего возраста являются большие способности малышей к подражанию. Младенцы копируют речь, движения взрослых. Эмоциональные реакции и поступки также не остаются без внимания. Воспитывая маленького ребенка, прежде всего, нужно проанализировать свое поведение. Родители являются эталоном для малыша, а значит, надо пытаться соответствовать этой задаче.
Особенности воспитания детей в семье зависят от многих факторов. В идеале рядом с малышом должны быть оба родителя, любящие бабушки и дедушки, а также сестры и братья. Такие большие дружные семьи помогают ребенку вырасти приверженцем традиционных духовных ценностей, уверенным в себе человеком, способным добиваться поставленных целей. Но жизнь вносит свои коррективы в самые идеальные планы. Особенности воспитания детей в неполных семьях связаны с недостатком мужского влияния. Роль отца высока как для мальчиков, так и для девочек. Матери необходимо постараться представить положительные мужские образы для примера. Ребенок должен иметь возможность наблюдать взрослых мужчин, иногда разговаривать с ними. Лучше всего для общения подойдут близкие родственники малыша – дедушка, дядя, старший брат. Иногда у ребенка есть и мама, и папа, но нет и не планируется ни братьев, ни сестер. Особенности воспитания детей в таких семьях немногочисленны. Главная ошибка родителей – чрезмерная опека и забота. Единственный ребенок сильно рискует вырасти инфантильной личностью с завышенной самооценкой. Такому человеку может быть трудно в дальнейшем поддерживать нормальные отношения со сверстниками, коллегами, супругом. Воспитывая единственного ребенка, помните об этих опасностях. Важно обеспечить малышу компанию сверстников с ранних лет. Самым лучшим способом борьбы с эгоизмом и самовлюбленностью у детей является рождение еще одного ребенка. Особенности воспитания детей в семье иногда непредсказуемы и изменчивы. Меняются жизненные обстоятельства, здоровье, материальные возможности родителей. Интуиция и практическая педагогика помогут преодолеть трудности в воспитании и найти индивидуальный подход к каждому малышу.