Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению счёту 7 класс (индивидуальное обучение)

Вершинина  Ирина  Александровна.

Адаптированная рабочая программа составлен а на основе прогарммы Т.Б. Башировой (Иркутск ИПКРО) для тетей с тяжёлой и кмеренной умственной отсталостью для учащихся 7 класса. Включает в себя основные положения, принципы, ситсему оценок, календарно тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_schyotu_7_klass.doc522 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Счёт

7 класс

адаптированная образовательная

программа для детей-инвалидов

с умеренной умственной отсталостью

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

2.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год

 Обучение счёту осуществляется на основе учебника:

В. В. Эк «Математика» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва  «Просвещение»

         Рабочая программа по обучению счёту предназначена для обучающихся по АООП для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.  

Данный предмет входит в образовательную область «Математика».  В коррекционном обучении предусматривает раздел -  арифметика, элементарные представления о геометрических фигурах.

Цель предмета: 

- максимально возможная социализация детей с умеренной степенью умственной отсталости,

-  формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта,

-  овладение элементарными навыками счёта,
- дать учащимся доступные временные, количественные, пространственные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

Задачи:

-  повышение уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств,

-  развитие речи учащихся, обогащение математической терминологией,

- воспитание целенаправленности, настойчивости, трудолюбия и самостоятельности, умение планировать и доводить начатое дело до конца.

        Срок реализации данной программы 1 год.

Основные принципы отбора материала:

-     счёт является одним из основных учебных предметов.

-  обучение счёту носит предметно-практическую направленность, тесно связано с  жизнью учащихся, другими учебными предметами.

-  последовательность изучения материала (от простого к сложному).

- оптимальный объём знаний и умений по счёту, который доступен конкретному ребёнку

-  коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

           В программу изучения включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется учителем в объёме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся, их готовности к знакомству с новыми темами.

Учитывая особенности детей с тяжёлой умственной отсталостью, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.

Учитывая особенности детей с умственной отсталостью, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Для этого программа предполагает два уровня требований к знаниям и умения учащихся.

        Реализация программы рассчитана на 1 год обучения.  В соответствии с программой «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

Предполагаемые результаты.

        При наличии у ребёнка положительных эмоциональных реакций на учебные действия:

-   осуществлять действия с множествами на элементарном числовом уровне,

-   узнавать и записывать числа в пределах 100, называть числовой ряд,

-   решать задачи на сложение и вычитание,

-  выделять по словестной инструкции признаки формы, цвета, размера,

-   производить объединение в группы по размеру, форме, цвету,

-  узнавать и называть характерные временные признаки (части суток, времена года, дни недели).

 Оценка устных ответов

При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.

Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Не оценивать

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

3

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу..

4

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

5

Инструментарий для оценивания:

- устные ответы учащихся,

-  самостоятельная работа,

-  выполнение заданий по инструкции.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Данная рабочая программ разработана на основе программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,  ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

Цель изучения курса: максимально возможная социализация детей с тяжёлой умственной отсталостью.

-  формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта,

-  формирование элементарных математических навыков.
Задачи:

-  формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-  формирование на доступном уровне простейших навыков счёта,

- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.

-  формирование элементарных математических представлений о форме, величине, объёме, стоимости, количественных, пространственных, временных представлениях.

-  формирование представлений о количестве, числе, знакомство с составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

-  овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

        Технологии преподавания курса счёт.

При обучении учащихся с умеренной умственной отсталостью используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

-  индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения: занимательные задания.

-   совместные действия ребёнка и взрослого,

-   действия по подражанию,

-   действия по образцу, по словесной инструкции,

-   приём наложения и приложения, обводки трафаретов.

-   элементарные счётные действия, с помощью тактильного и зрительного восприятия,

-  воспроизведения величины, формы предметов, цифр с помощью пантомимических средств (показ руками),

-  предварительное рассматривание, самостоятельное называние,

-   соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями,

-   подготовительные наблюдения,

-   обыгрывание предметов.

Применяются разнообразные    типы уроков:

-  урок объяснения нового материала (наглядный показ действий со счётным материалом, с мерами длины, объёма, с объяснением и практическими действиями учащегося);

-  урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок применение усвоенных действий с материалом учащимся с помощью и самостоятельно);

-  урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок – действия по инструкции);

-  комбинированный урок.

        Обучение счёту тесно связано с другими предметами:

-  развитие речи -  пополняют словарный запас математическими терминами,

-  чтение и письмо -  ознакомление и написание математических терминов.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

        Данный предмет входит в образовательную область «Математика».

Изучение предмета ведётся по урочной системе индивидуально, 40 минут, 2 часа в неделю (70 часов в год), геометрический материал изучается на уроках обучения счёту, как часть урока и отдельными уроками.

Содержание тем учебного курса.

        В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения.

Повторение –  21 час

Сотня  25 часов.

Устная и письменная нумерация в пределах 100,
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд, работа со счётами

Знакомство с десятком , как новой счётной единицей, счёт прямой и обратный десятками в пределах 100

Сложение и вычитание в пределах 100

Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков,

Сложение круглого десятка с однозначным числом,

 Сложение двузначного  числа с однозначным без перехода через разряд,

 Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд.

Единицы измерения 16 часов

Понятие «моложе – старше»

Меры стоимости – 100 рублей.  Размен и замена. работа с символами бумажных денег и монет.

Меры длины: метр, ( метровая линейка), измерение метром.

Меры ёмкости: литр,

Мера времени ( определение времени по часам с точностью до получаса)

Геометрический материал: круг. (обведение шаблона)

Геометрический материал изучается постепенно, включается в конце каждого раздела.

Повторение пройденного 8 часов

Требования к знаниям и умениям учащихся.

к концу седьмого года обучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- счёт в пределах 100,

- сложение и вычитание в пределах 100, без перехода через разряд,

- работа со счётами,

- счёт прямой и обратный в пределах 100,

- складывание круглых десятков,

- чертить круг по шаблону,

- ориентировка в мерах стоимости,

- ориентировка в мерах времени,

- ориентировка в мерах ёмкости,

- понятие в возрасте «моложе – старше».

Контроль знаний.

Контроль знаний осуществляется на уроках в виде выполнения заданий по словесной инструкции. Проводятся  самостоятельные работы, собеседования в конце похождения темы.

         

Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса.

  1. В. В. Эк Математика: учебник для класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Москва «Просвещение»,
  2. Счётный материал. (в пределах 100).
  3. Измерительные инструменты (метр, дециметр)
  4. Дидактические игры.
  5. «Подбери по цвету» (форме, величине).
  6. «Разложи в ряд» (чередование предметов по цвету, форме, величине 1х1, 2х2 элемента).
  7. «Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры определённого цвета с картинками другого предмета такого же цвета, например: синий квадрат – синий шарик).
  8. «Геометрическое лото» (форма и цвет).

Календарно-тематическое планирование по  счёту

 7 класс

В год 70 часов, 2 часа в неделю.

 № п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Контроль знаний

Дополнит.

материал

Календар. сроки

план

факт

1

Нумерация. Повторение. (21 час)

1.1

Нумерация чисел в пределах 20

2

Выполнение заданий на карточках

Уч. стр. 4 - 9

02.09.15

07.09.15

1.2

Сравнение чисел в пределах 20

1

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 3, 10 - 12

09.09.15

1.3

Сложение и вычитание в пределах 20

2

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 13 - 17

14.09.15

16.09.15

1.4

Мера времени (часы, сутки)

1

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 17 – 18

Модель часов, календарь

21.09.15

1.5

Мера стоимости (копейки, рубли)

1

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 19, 21

Набор монет

23.09.15

1.6

Меры длины (сантиметр), линии ( прямая, отрезок, луч)

2

Построение линий по заданной длине

Уч. стр. 22, 24

28.09.15

30.09.15

1.7

Сложение в пределах 20

2

Самостоятельное выполнение примеров, решение задач

Уч. стр. 29 - 39

05.10.15

07.10.15

1.8

Мера ёмкости литр

1

Решение примеров на сложение

Уч. стр 40

Условная мера 1 литр.

12.10.15

1.9

Мера массы килограмм

1

Измерение ёмкости

Уч. стр. 41.42

14.10.15

1.10

Вычитание в пределах 20

2

Самостоятельное выполнение примеров, решение задач

Уч. стр. 42 - 51

19.10.15

21.10.15

1.11

Счёт равными группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 20

2

Самостоятельное выполнение примеров, решение задач

Уч. стр. 52 - 53

26.10.15

28.10.15

1.12

Угол, виды углов

2

Самостоятельное выполнение заданий

Уч. стр. 54 - 57

09.11.15

11.11.15

1.13

Закрепление по теме «Повторение»

1

Самостоятельное решение задач

Уч. стр. 58

16.11.15

1.14

Проверочная работа

1

Бланк с задание к/р

18.11.15

2

Раздел 2. Сотня  (25 часов)

2.1

Устная и письменная нумерация в пределах 100

2

Уч. стр. 91 – 94

Счётный материал

23.11.15

25.11.15

2.2

Десяток, счётная единица, прямой и обратный счёт.

1

Прямой и обратный счёт десятками

Уч. стр. 96

Счётный материал

30.11.15

2.3

Сложение  в пределах 100 круглых десятков,  работа со счётами.

2

Самостоятельное выполнение примеров, прямой  и обратный счёт

Уч. стр. 97,98

02.12.15

07.12.15

2.4

Вычитание в пределах 100 круглых десятков

2

Самостоятельное выполнение примеров

09.12.15

14.12.15

2.5

Сложение круглого числа с однозначным числом.

2

Самостоятельное выполнение примеров

на счётах и без счёт

Уч. стр.99, 101

16.12.15

21.12.15

2.6

Сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд

3

Самостоятельное выполнение примеров, на счётах и без счёт

23.12.15

28.12.15

30.12.15

2.7

Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд

3

Самостоятельное выполнение примеров, повторение прямой и обратный счёт

18.01.16

20.01.16

25.01.16

2.8

Сложение двузначного числа и круглых десятков

3

Самостоятельное выполнение примеров, повторение прямой и обратный счёт

Уч. стр. 102

27.01.16

01.02.16

03.02.16

2.8

Вычитание из двузначного числа круглых десятков

3

Самостоятельное выполнение повторение прямой и обратный счёт примеров,

Уч. стр. 104

08.02.16

10.02.16

15.02.16

2.9

Закрепление по теме «сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд»

3

Самостоятельное выполнение повторение прямой и обратный счёт примеров,

17.02.16

22.02.16

24.02.16

2.10

Проверочная работа

1

Самостоятельное выполнение заданий

Бланк с заданиями

29.02.16

3

Раздел 3. Единицы измерения (16 часов)

3.1

Мера длины 1 метр (м), 1 дм, сложение и вычитание мер длины

2

Измерение предметов меркой 1 м, 1дм

Условные мерки

02.03.16

07.03.16

3.2

Построение треугольников по шаблону

1

Шаблоны треугольников

09.03.16

3.3

Мера ёмкости 1 л (литр), сложение и вычитание мер ёмкости

1

Измерение жидкости мерой 1 л

Сосуды с водой, мера 1л

14.03.16

3.4

Мера времени 1 ч (час) 30 мин

2

Определение время по часа

Модель часов

16.03.16

21.03.16

3.4

Понятие моложе, старше, решение задач

2

23.03.1604.04.16

3.5

Закрепление по теме «Единиц измерения»

3

Самостоятельное выполнение

Условные мерки, модель часов

06.04.16

11.04.1613.04.16

3.6

Проверочная работа

1

Самостоятельное выполнение заданий

Бланк с заданиями.

18.04.16

3.7

Меры стоимости рубли, копейки

3

Набор монет

20.04.16

25.04.16

27.04.16

3.8

Круг, окружность, построение по шаблону

1

шаблон

02.05.16

4

Раздел 4. Повторение пройденного  (8 часов)

4.1

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд

2

Самостоятельное выполнение примеров и задач

04.05.16

11.05.16

4.2

Единицы измерения

2

Самостоятельное выполнение примеров и задач

Модель часов, мер длины

16.05.16

18.05.16

4.3

Построение линий заданной длины, построение треугольников, кругов по шаблону

2

Шаблоны треугольника и круга

19.05.16

23.05.16

4.4

Проверочная работа

1

Задания для проверочной работы

25.05.16

4.5

Итоговый урок

1

30.05 16

Итого 70 часов