Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению счёту 7 класс (индивидуальное обучение)
Адаптированная рабочая программа составлен а на основе прогарммы Т.Б. Башировой (Иркутск ИПКРО) для тетей с тяжёлой и кмеренной умственной отсталостью для учащихся 7 класса. Включает в себя основные положения, принципы, ситсему оценок, календарно тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_schyotu_7_klass.doc | 522 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Счёт
7 класс
адаптированная образовательная
программа для детей-инвалидов
с умеренной умственной отсталостью
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
2.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год
Обучение счёту осуществляется на основе учебника:
В. В. Эк «Математика» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»
Рабочая программа по обучению счёту предназначена для обучающихся по АООП для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.
Данный предмет входит в образовательную область «Математика». В коррекционном обучении предусматривает раздел - арифметика, элементарные представления о геометрических фигурах.
Цель предмета:
- максимально возможная социализация детей с умеренной степенью умственной отсталости,
- формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта,
- овладение элементарными навыками счёта,
- дать учащимся доступные временные, количественные, пространственные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
- повышение уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств,
- развитие речи учащихся, обогащение математической терминологией,
- воспитание целенаправленности, настойчивости, трудолюбия и самостоятельности, умение планировать и доводить начатое дело до конца.
Срок реализации данной программы 1 год.
Основные принципы отбора материала:
- счёт является одним из основных учебных предметов.
- обучение счёту носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью учащихся, другими учебными предметами.
- последовательность изучения материала (от простого к сложному).
- оптимальный объём знаний и умений по счёту, который доступен конкретному ребёнку
- коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В программу изучения включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется учителем в объёме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся, их готовности к знакомству с новыми темами.
Учитывая особенности детей с тяжёлой умственной отсталостью, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
Учитывая особенности детей с умственной отсталостью, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Для этого программа предполагает два уровня требований к знаниям и умения учащихся.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. В соответствии с программой «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
Предполагаемые результаты.
При наличии у ребёнка положительных эмоциональных реакций на учебные действия:
- осуществлять действия с множествами на элементарном числовом уровне,
- узнавать и записывать числа в пределах 100, называть числовой ряд,
- решать задачи на сложение и вычитание,
- выделять по словестной инструкции признаки формы, цвета, размера,
- производить объединение в группы по размеру, форме, цвету,
- узнавать и называть характерные временные признаки (части суток, времена года, дни недели).
Оценка устных ответов
При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.
Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | Не оценивать |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | 3 |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу.. | 4 |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | 5 |
Инструментарий для оценивания:
- устные ответы учащихся,
- самостоятельная работа,
- выполнение заданий по инструкции.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Данная рабочая программ разработана на основе программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова, ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
Цель изучения курса: максимально возможная социализация детей с тяжёлой умственной отсталостью.
- формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта,
- формирование элементарных математических навыков.
Задачи:
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счёта,
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине, объёме, стоимости, количественных, пространственных, временных представлениях.
- формирование представлений о количестве, числе, знакомство с составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Технологии преподавания курса счёт.
При обучении учащихся с умеренной умственной отсталостью используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения: занимательные задания.
- совместные действия ребёнка и взрослого,
- действия по подражанию,
- действия по образцу, по словесной инструкции,
- приём наложения и приложения, обводки трафаретов.
- элементарные счётные действия, с помощью тактильного и зрительного восприятия,
- воспроизведения величины, формы предметов, цифр с помощью пантомимических средств (показ руками),
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние,
- соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными изображениями,
- подготовительные наблюдения,
- обыгрывание предметов.
Применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (наглядный показ действий со счётным материалом, с мерами длины, объёма, с объяснением и практическими действиями учащегося);
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок применение усвоенных действий с материалом учащимся с помощью и самостоятельно);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок – действия по инструкции);
- комбинированный урок.
Обучение счёту тесно связано с другими предметами:
- развитие речи - пополняют словарный запас математическими терминами,
- чтение и письмо - ознакомление и написание математических терминов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Данный предмет входит в образовательную область «Математика».
Изучение предмета ведётся по урочной системе индивидуально, 40 минут, 2 часа в неделю (70 часов в год), геометрический материал изучается на уроках обучения счёту, как часть урока и отдельными уроками.
Содержание тем учебного курса.
В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения.
Повторение – 21 час
Сотня 25 часов.
Устная и письменная нумерация в пределах 100,
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд, работа со счётами
Знакомство с десятком , как новой счётной единицей, счёт прямой и обратный десятками в пределах 100
Сложение и вычитание в пределах 100
Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков,
Сложение круглого десятка с однозначным числом,
Сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд,
Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.
Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд.
Единицы измерения 16 часов
Понятие «моложе – старше»
Меры стоимости – 100 рублей. Размен и замена. работа с символами бумажных денег и монет.
Меры длины: метр, ( метровая линейка), измерение метром.
Меры ёмкости: литр,
Мера времени ( определение времени по часам с точностью до получаса)
Геометрический материал: круг. (обведение шаблона)
Геометрический материал изучается постепенно, включается в конце каждого раздела.
Повторение пройденного 8 часов
Требования к знаниям и умениям учащихся.
к концу седьмого года обучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- счёт в пределах 100,
- сложение и вычитание в пределах 100, без перехода через разряд,
- работа со счётами,
- счёт прямой и обратный в пределах 100,
- складывание круглых десятков,
- чертить круг по шаблону,
- ориентировка в мерах стоимости,
- ориентировка в мерах времени,
- ориентировка в мерах ёмкости,
- понятие в возрасте «моложе – старше».
Контроль знаний.
Контроль знаний осуществляется на уроках в виде выполнения заданий по словесной инструкции. Проводятся самостоятельные работы, собеседования в конце похождения темы.
Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса.
- В. В. Эк Математика: учебник для класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Москва «Просвещение»,
- Счётный материал. (в пределах 100).
- Измерительные инструменты (метр, дециметр)
- Дидактические игры.
- «Подбери по цвету» (форме, величине).
- «Разложи в ряд» (чередование предметов по цвету, форме, величине 1х1, 2х2 элемента).
- «Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры определённого цвета с картинками другого предмета такого же цвета, например: синий квадрат – синий шарик).
- «Геометрическое лото» (форма и цвет).
Календарно-тематическое планирование по счёту
7 класс
В год 70 часов, 2 часа в неделю.
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов | Контроль знаний | Дополнит. материал | Календар. сроки | ||||||
план | факт | ||||||||||
1 | Нумерация. Повторение. (21 час) | ||||||||||
1.1 | Нумерация чисел в пределах 20 | 2 | Выполнение заданий на карточках | Уч. стр. 4 - 9 | 02.09.15 07.09.15 | ||||||
1.2 | Сравнение чисел в пределах 20 | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 3, 10 - 12 | 09.09.15 | ||||||
1.3 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 13 - 17 | 14.09.15 16.09.15 | ||||||
1.4 | Мера времени (часы, сутки) | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 17 – 18 Модель часов, календарь | 21.09.15 | ||||||
1.5 | Мера стоимости (копейки, рубли) | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 19, 21 Набор монет | 23.09.15 | ||||||
1.6 | Меры длины (сантиметр), линии ( прямая, отрезок, луч) | 2 | Построение линий по заданной длине | Уч. стр. 22, 24 | 28.09.15 30.09.15 | ||||||
1.7 | Сложение в пределах 20 | 2 | Самостоятельное выполнение примеров, решение задач | Уч. стр. 29 - 39 | 05.10.15 07.10.15 | ||||||
1.8 | Мера ёмкости литр | 1 | Решение примеров на сложение | Уч. стр 40 Условная мера 1 литр. | 12.10.15 | ||||||
1.9 | Мера массы килограмм | 1 | Измерение ёмкости | Уч. стр. 41.42 | 14.10.15 | ||||||
1.10 | Вычитание в пределах 20 | 2 | Самостоятельное выполнение примеров, решение задач | Уч. стр. 42 - 51 | 19.10.15 21.10.15 | ||||||
1.11 | Счёт равными группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 20 | 2 | Самостоятельное выполнение примеров, решение задач | Уч. стр. 52 - 53 | 26.10.15 28.10.15 | ||||||
1.12 | Угол, виды углов | 2 | Самостоятельное выполнение заданий | Уч. стр. 54 - 57 | 09.11.15 11.11.15 | ||||||
1.13 | Закрепление по теме «Повторение» | 1 | Самостоятельное решение задач | Уч. стр. 58 | 16.11.15 | ||||||
1.14 | Проверочная работа | 1 | Бланк с задание к/р | 18.11.15 | |||||||
2 | Раздел 2. Сотня (25 часов) | ||||||||||
2.1 | Устная и письменная нумерация в пределах 100 | 2 | Уч. стр. 91 – 94 Счётный материал | 23.11.15 25.11.15 | |||||||
2.2 | Десяток, счётная единица, прямой и обратный счёт. | 1 | Прямой и обратный счёт десятками | Уч. стр. 96 Счётный материал | 30.11.15 | ||||||
2.3 | Сложение в пределах 100 круглых десятков, работа со счётами. | 2 | Самостоятельное выполнение примеров, прямой и обратный счёт | Уч. стр. 97,98 | 02.12.15 07.12.15 | ||||||
2.4 | Вычитание в пределах 100 круглых десятков | 2 | Самостоятельное выполнение примеров | 09.12.15 14.12.15 | |||||||
2.5 | Сложение круглого числа с однозначным числом. | 2 | Самостоятельное выполнение примеров на счётах и без счёт | Уч. стр.99, 101 | 16.12.15 21.12.15 | ||||||
2.6 | Сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд | 3 | Самостоятельное выполнение примеров, на счётах и без счёт | 23.12.15 28.12.15 30.12.15 | |||||||
2.7 | Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд | 3 | Самостоятельное выполнение примеров, повторение прямой и обратный счёт | 18.01.16 20.01.16 25.01.16 | |||||||
2.8 | Сложение двузначного числа и круглых десятков | 3 | Самостоятельное выполнение примеров, повторение прямой и обратный счёт | Уч. стр. 102 | 27.01.16 01.02.16 03.02.16 | ||||||
2.8 | Вычитание из двузначного числа круглых десятков | 3 | Самостоятельное выполнение повторение прямой и обратный счёт примеров, | Уч. стр. 104 | 08.02.16 10.02.16 15.02.16 | ||||||
2.9 | Закрепление по теме «сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд» | 3 | Самостоятельное выполнение повторение прямой и обратный счёт примеров, | 17.02.16 22.02.16 24.02.16 | |||||||
2.10 | Проверочная работа | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Бланк с заданиями | 29.02.16 | ||||||
3 | Раздел 3. Единицы измерения (16 часов) | ||||||||||
3.1 | Мера длины 1 метр (м), 1 дм, сложение и вычитание мер длины | 2 | Измерение предметов меркой 1 м, 1дм | Условные мерки | 02.03.16 07.03.16 | ||||||
3.2 | Построение треугольников по шаблону | 1 | Шаблоны треугольников | 09.03.16 | |||||||
3.3 | Мера ёмкости 1 л (литр), сложение и вычитание мер ёмкости | 1 | Измерение жидкости мерой 1 л | Сосуды с водой, мера 1л | 14.03.16 | ||||||
3.4 | Мера времени 1 ч (час) 30 мин | 2 | Определение время по часа | Модель часов | 16.03.16 21.03.16 | ||||||
3.4 | Понятие моложе, старше, решение задач | 2 | 23.03.1604.04.16 | ||||||||
3.5 | Закрепление по теме «Единиц измерения» | 3 | Самостоятельное выполнение | Условные мерки, модель часов | 06.04.16 11.04.1613.04.16 | ||||||
3.6 | Проверочная работа | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | Бланк с заданиями. | 18.04.16 | ||||||
3.7 | Меры стоимости рубли, копейки | 3 | Набор монет | 20.04.16 25.04.16 27.04.16 | |||||||
3.8 | Круг, окружность, построение по шаблону | 1 | шаблон | 02.05.16 | |||||||
4 | Раздел 4. Повторение пройденного (8 часов) | ||||||||||
4.1 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд | 2 | Самостоятельное выполнение примеров и задач | 04.05.16 11.05.16 | |||||||
4.2 | Единицы измерения | 2 | Самостоятельное выполнение примеров и задач | Модель часов, мер длины | 16.05.16 18.05.16 | ||||||
4.3 | Построение линий заданной длины, построение треугольников, кругов по шаблону | 2 | Шаблоны треугольника и круга | 19.05.16 23.05.16 | |||||||
4.4 | Проверочная работа | 1 | Задания для проверочной работы | 25.05.16 | |||||||
4.5 | Итоговый урок | 1 | 30.05 16 |
Итого 70 часов