РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кубановедению Уровень образования (класс) основное общее образование 10 - 11 классы
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР
___________/Осташевская С.Ю./
«28» августа 2015 года
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 СТАНИЦЫ НОВОДМИТРИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
Календарно – тематическое планирование
по кубановедению
Класс 10
Учитель Абраменкова Е.П.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по кубановедению для 10 класса, учитель Узловенко А.В., утверждена на педсовете (протокол № 1 от 29.08.2015 г.)
Планирование составлено на основе региональной программы Кубановедение для 10-11 классов, Краснодар: Перспективы образования, 2013 г., авторы: В.В. Латкин, И.А. Терская, О.А. Хамцова и др.
В соответствии ФКГОС-2004
Учебник: Кубановедение 10 класс, автор Ратушняк В.Н., Краснодар, 2013г.
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование |
Введение | 1 | ||||
1. | Уникальность природно-географических условий Северо-Западного Кавказа. Этнокультурное своеобразие региона. | Карта Краснодарский край и республика Адыгея | |||
Раздел I. Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменение | 6 | ||||
2. | Исследования природы Кубани в XVIII – начале XX в. | Презентация «Исследования природы Кубани в XVIII – начале XX в.» | |||
3. | Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа | ||||
4. | Северо-Западный Кавказ в четвертичное время | ||||
5. | Живой мир Кубани в настоящее время | Таб. Животный мир Кубани Таб. Растительный мир Кубани | |||
6. | Изменение природных комплексов на территории Кубани | ||||
7. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: «Природа Кубани и ее исследователи» | Карта Краснодарский край и республика Адыгея | |||
Раздел II. История Кубани в далеком прошлом | 3 | ||||
8. | Эпохи камня и бронзы на территории края | Таб. Каменный век Таб. Бронзовый век | |||
9. | Меоты и кочевники | Таб. Племена меотов | |||
10. | Боспорское царство | Таб. Сарматы Таб. Скифы | |||
Раздел III. Кубань в XI – XVIII вв. | 4 | ||||
11. | Тмутараканское княжество. Горцы и степняки | Таб. История Кубани: племена и народы | |||
12. | Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XVвв.) | Таб. Греческие города-колонии | |||
13. | Ногайцы и адыги Кубани в XVI-XVII вв. | Таб. История Кубани: племена и народы | |||
14. | Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв. | ||||
Раздел IV. Кубань в конце XVII-XVIII в. | 6 | ||||
15. | Освоение Кубани русскими переселенцами | ||||
16. | Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60 – 80-х годах XVIIIв. | Презентация «Соперничество между Россией и Турцией в XVII-XVIII вв.» | |||
17. | Присоединение Прикубанья к России | ||||
18. | Кубань в Русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. | ||||
19. | Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья | ||||
20. | Социальные выступления адыгов и казаков | ||||
Раздел V. Кубань в XIX столетии | 10 | ||||
21. | Освоение кубанских степей | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | |||
22. | Начало кавказской войны | Презентация «Кавказская война на Кубани» | |||
23. | Декабристы на Кубани | ||||
24. | Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны | Презентация «Кавказская война на Кубани» | |||
25. | Кубанцы в боях за Отечество | ||||
26. | Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы) | ||||
27. | Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | |||
28. | Развитие сельского хозяйства и торговли | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | |||
29. | Становление кубанской промышленности | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | |||
30. | Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни | ||||
Раздел VI. Культура Кубани | 3 | ||||
31. | Народная культура казачества | ||||
32. | Культурное наследие горских народов | ||||
33. | Профессиональная культура Кубани | Карта Символика России. Символика Кубани | |||
Итоговое повторение | 1 | ||||
34. | «Кубань с древности до XIX века» | ||||
ИТОГО: | 34 |
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР
___________/Осташевская С.Ю./
«28» августа 2015 года
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 СТАНИЦЫ НОВОДМИТРИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
Календарно – тематическое планирование
по кубановедению
Класс 11
Учитель Громова О.С.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по кубановедению для 11 класса, учитель Громова О.С., утверждена на педсовете (протокол № 1 от 29.08.2015 г.)
Планирование составлено на основе региональной программы Кубановедение для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, 2013 г., авторы В.В. Латкин и др.
В соответствии ФКГОС-2004
Учебник: А.А. Зайцев Кубановедение 11 класс, 2015
№ п/п | (содержание) Разделы, темы | Кол-во часов | Распределение часов | Материально-техническое оснащение | |
По плану | По факту | ||||
Введение | 1 | ||||
1. | Преимущества географического положения края | Таб. Краснодарский край, Адыгея | |||
РАЗДЕЛ I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии | 6+1 | ||||
2. | Регион в 1900-е-1916 гг. | 1 | Географическая карта Краснодарского края | ||
3. | Период революции 1917г. и гражданской войны (1917-1922) в Кубано - Черноморье | 1 | Презентация «Годы военных испытаний (1940-1945).» | ||
4. | Кубань в 1920-1930-х годах | 1 | |||
5. | Годы военных испытаний (1940-1945). Восстановление и развитие народного хозяйства в 1945-1953гг. | 1 | |||
6. | Край во второй половине XX столетия: «оттепель», «застой» | 1 | |||
7. | Перестройка 1980-х и реформы 1990-х годов | 1 | |||
8. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Основные этапы истории Кубани в XX столетии | 1 | |||
РАЗДЕЛ II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития | 4+1 | ||||
9. | Регионы как эколого-экономическая система | 1 | Документальный фильм «Аграрная станица».- Кр., 2013 | ||
10. | Краевой бюджет, налоги и инвестиции | 1 | Презентация «Регионы как эколого-экономическая система» | ||
11. | Финансы, предпринимательство, доходы и потребления | 1 | |||
12. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития | 1 | |||
13 | Проверочный тест по теме «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития» | ||||
РАЗДЕЛ III. Социальные отношения в кубанском обществе | 4+1 | ||||
14. | Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме | 1 | Презентация «Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме» | ||
15. | Межнациональные отношения | 1 | |||
16. | Семья и брак на Кубани | 1 | |||
17. | Молодёжь Краснодарского края как социальная группа | 1 | |||
18. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Социальные отношения в кубанском обществе | 1 | |||
РАЗДЕЛ IV. Кубань сегодня: политический ракурс | 4+1 | ||||
19 | Государственная власть и местное самоуправление в регионе | 1 | Таб. Краснодарский край, Адыгея | ||
20. | Становление гражданского общества | 1 | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | ||
21. | Региональная политическая культура населения | 1 | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | ||
22. | Геополитическое положение Краснодарского края | 1 | Таб. Краснодарский край, Адыгея | ||
23. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Кубань сегодня: политический ракурс | 1 | |||
РАЗДЕЛ V.Край в правовом поле Российской Федерации | 4+1 | ||||
24. | Конституционно-правовой статус региона как субъекта Российской Федерации | 1 | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | ||
25. | Законотворчество в крае | 1 | Локальные акты КК | ||
26. | Избирательный процесс | 1 | |||
27. | Правоохранительные органы: структура и функции | 1 | |||
28. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Край в правовом поле Российской Федерации | 1 | |||
РАЗДЕЛ VI. Кубань – культурный центр Юга России | 4+1 | ||||
29. | Духовная жизнь кубанцев | 1 | |||
30. | Система образования Краснодарского края | 1 | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | ||
31. | Религиозные и конфессиональные многообразия региона | 1 | Таб. Города и районы Краснодарского края. Транспорт | ||
32. | Культурное достояние Краснодарского края | 1 | Документальный фильм « От моря до моря» Кр. 2012 | ||
33. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Кубань – культурный центр Юга России | 1 | |||
Итоговое повторение | 1 | ||||
34. | Проверочный тест по теме «Край в правовом поле Российской Федерации» | 1 |
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 СТАНИЦЫ НОВОДМИТРИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 29.08.2015 года
Председатель педсовета
___________Е.В.Шамраева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедению
Уровень образования (класс) основное общее образование 10 - 11 классы
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель Абраменкова Е.П.
Программа разработана на основе региональной программы Кубановедение для 10-11 классов, Краснодар: Перспективы образования, 2013 г., авторы: В.В. Латкин, И.А. Терская, О.А. Хамцова и др.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе региональной программы Кубановедение для 10-11 классов, Краснодар: Перспективы образования, 2013 г., авторы: В.В. Латкин, И.А. Терская, О.А. Хамцова и др. Основой интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утвержденный решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004г. Рабочая программа основана на примерной программе учебного предмета «Кубановедение».
Нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Краснодарского края от 16.07.2013 №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- ООП СОО МБОУ СОШ №36 ст. Новодмитриевской МО Северский район (утверждена на педагогическом совете (протокол №1 от 29.08.2015))
Рабочая программа для 10 класса реализуется посредством УМК Латкин В.В., Терская И.А., Хамцова О.А.: Учебник Кубановедение 10 класс, автор Ратушняк В.Н., Краснодар, 2013г., Атлас истории Кубани: Краснодарский край, Республика Адыгея, М., 1997г. Рабочая программа для 11 класса реализуется посредством УМК В.В. Латкин: А.А. Зайцев Кубановедение 11 класс, 2015
Рабочая программа разработана согласно письму министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 №47-10886/47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
Целью курса является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани, как части России, духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
-систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства;
-воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.
Задачи предмета:
- формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение и перспективы;
- углубление знаний о природе родного края, развитие умения анализировать последствия антропогенного влияния на природные компоненты;
- изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов;
- понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского государства;
- создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
- привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;
-социализация школьников;
-выработка навыков саморазвития и самообразования.
комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте;
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма;
-формирование мировоззренческой, нравственной, этнической, социальной, политической культур;
-развитие познавательного интереса;
-воспитание бережного отношения к родной природе;
-привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;
-социализация школьников;
Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы:
-является средством формирования у учащихся базовых национальных ценностей, декларируемых в основной общеобразовательной программе основного общего образования, средство реализации программы духовно-нравственного воспитания;
-кубановедение можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета «Кубановедение»
Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины (природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край).
Описание места учебного предмета «Кубановедение» в учебном плане
Курс «Кубановедение» обязателен для изучения на всех ступенях обучения и реализуется за счет часов компонента образовательного учреждения в количестве 68 часов за два года, по 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета «Кубановедение»
10 класс
На уровне основного общего образования интеграция реализуется в контексте следующих образовательных областей и предметов: «Обществознание» (история, обществознание, география); «Естествознание» (биология); «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (ИЗО, музыка). В 10 классе учащиеся завершают изучение природных комплексов Краснодарского края ( их происхождение, развитие и современное состояние). Историческая составляющая кубановедения включает в себя развитие нашего региона с древнейших времен до конца XIX века.
Введение - 1 ч.
Уникальность природно-географических условий Северо-Западного Кавказа. Этнокультурное своеобразие региона.
Раздел I. Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменение – 6 ч.
Исследования природы Кубани в XVIII – начале XX в. Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа. Северо-Западный Кавказ в четвертичное время. Живой мир Кубани в настоящее время. Изменение природных комплексов на территории Кубани. Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: «Природа Кубани и ее исследователи».
Раздел II. История Кубани в далеком прошлом - 3 ч.
Эпохи камня и бронзы на территории края. Меоты и кочевники. Боспорское царство.
Раздел III. Кубань в XI – XVIII вв. – 4 ч.
Тмутараканское княжество. Горцы и степняки. Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XVвв.). Ногайцы и адыги Кубани в XVI-XVII вв. Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв.
Раздел IV. Кубань в конце XVII-XVIII в. – 6 ч.
Освоение Кубани русскими переселенцами. Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60 – 80-х годах XVIII в. Присоединение Прикубанья к России. Кубань в Русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья. Социальные выступления адыгов и казаков.
Раздел V. Кубань в XIX столетии – 10 ч.
Освоение кубанских степей. Начало кавказской войны. Декабристы на Кубани. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны. Кубанцы в боях за Отечество. Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы). Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения. Развитие сельского хозяйства и торговли. Становление кубанской промышленности. Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни.
Раздел VI. Культура Кубани – 3 ч.
Народная культура казачества. Культурное наследие горских народов. Профессиональная культура Кубани
Заключение. Итоговое повторение – 1ч.
«Кубань с древности до XIX века».
Направления проектной деятельности обучающихся: тема проекта определяется обучающимся совместно с учителем и соответствует определенному разделу курса, возможно самостоятельное определение тематики проекта. Выделяется 1 час проектной работы. Тема проекта может меняться.
Резерв учебного времени в программе не предусмотрен.
11класс
На уровне основного общего образования интеграция реализуется в контексте следующих образовательных областей и предметов: «Обществознание» (история, обществознание, география); «Естествознание» (биология); «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (ИЗО, музыка).
Предмет структурирован путем соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными связями, с учетом возрастных особенностей школьников, требований к приобретаемым знаниям, компетенциям, практическим навыкам.
Введение Преимущества географического положения края - 1 ч.
Раздел 1. Основные этапы истории Кубани в XX столетии. 1час на проектную деятельность
Экономическое становление региона в начале века. Социальный и национальный состав населения. Подвиги кубанцев в годы войн. Преобразования на различных этапах становления России. – 6 ч.
Раздел II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития. 1 час на проектную деятельность
Природный капитал и устойчивое развитие края. Структура и формирование краевого бюджета. Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребления. Проверочный тест по теме «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». – 5 ч.
Раздел III. Социальные отношения в кубанском обществе. – 4ч. 1час на проектную деятельность
Социальные отношения в регионе. Основы развития межнациональных отношений. Основные тенденции развития кубанской семьи. Социальное положение молодёжи в крае.
Раздел IV. Кубань сегодня: политический ракурс. 1час на проектную деятельность
Законодательная власть и её работа в крае. Государственные органы на службе общества. Политические и гражданские практики современной молодежи Кубани.- 4ч.
Раздел V. Край в правовом поле Российской Федерации. 1час на проектную деятельность
Официальные символы края их история. Локальные нормативные акты. Избирательные процессы и референдумы. Полномочия правоохранительных органов края. – 4ч.
Раздел VI. Кубань – культурный центр Юга России. – 4ч. 1час на проектную деятельность
Многообразие и культура региона. Структура и задачи общего образования. Вузы края. Кубань и религиозная ситуация. Люди, события, историческое наследие.
Итоговое повторение – 1 ч.
Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий:
1.Проектная деятельность по теме: Основные этапы истории Кубани в XX столетии
2. Проектная деятельность по теме: Экономика Краснодарского
3. Проектная деятельность по теме: Социальные отношения в кубанском обществе
4. Проектная деятельность по теме: Кубань сегодня: политический ракурс
5. Проектная деятельность по теме: Край в правовом поле Российской Федерации
6. Проектная деятельность по теме: Кубань – культурный центр Юга России
Резерв учебного времени в программе не предусмотрен.
Тематическое планирование учебного предмета «Кубановедение»
10 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | ||
Региональная программа | Рабочая программа | |||
Введение | 1 | 1 | ||
1. | Уникальность природно-географических условий Северо-Западного Кавказа. Этнокультурное своеобразие региона. | |||
Раздел I. Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменение | 6 | 6 | ||
2. | Исследования природы Кубани в XVIII – начале XX в. | |||
3. | Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа | |||
4. | Северо-Западный Кавказ в четвертичное время | |||
5. | Живой мир Кубани в настоящее время | |||
6. | Изменение природных комплексов на территории Кубани | |||
7. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: «Природа Кубани и ее исследователи» | |||
Раздел II. История Кубани в далеком прошлом | 3 | 3 | ||
8. | Эпохи камня и бронзы на территории края | |||
9. | Меоты и кочевники | |||
10. | Боспорское царство | |||
Раздел III. Кубань в XI – XVIII вв. | 4 | 4 | ||
11. | Тмутараканское княжество. Горцы и степняки | |||
12. | Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XV вв.) | |||
13. | Ногайцы и адыги Кубани в XVI-XVII вв. | |||
14. | Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв. | |||
Раздел IV. Кубань в конце XVII-XVIII в. | 6 | 6 | ||
15. | Освоение Кубани русскими переселенцами | |||
16. | Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60 – 80-х годах XVIII в. | |||
17. | Присоединение Прикубанья к России | |||
18. | Кубань в Русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. | |||
19. | Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья | |||
20. | Социальные выступления адыгов и казаков | |||
Раздел V. Кубань в XIX столетии | 10 | 10 | ||
21. | Освоение кубанских степей | |||
22. | Начало кавказской войны | |||
23. | Декабристы на Кубани | |||
24. | Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны | |||
25. | Кубанцы в боях за Отечество | |||
26. | Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы) | |||
27. | Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения | |||
28. | Развитие сельского хозяйства и торговли | |||
29. | Становление кубанской промышленности | |||
30. | Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни | |||
Раздел VI. Культура Кубани | 3 | 3 | ||
31. | Народная культура казачества | |||
32. | Культурное наследие горских народов | |||
33. | Профессиональная культура Кубани | |||
Заключение. Итоговое повторение | 1 | 1 | ||
34. | «Кубань с древности до XIX века» | |||
Итого: | 34 | 34 |
11 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Региональ-ная программа | Рабочая программа | ||
Введение | 1 | 1 | |
1. | Преимущества географического положения края | ||
РАЗДЕЛ I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии | 7 | 7 | |
2. | Регион в 1900-е-1916 гг. | ||
3. | Период революции 1917г. и гражданской войны (1917-1922) в Кубано-Черноморье | ||
4. | Кубань в 1920-1930-х годах | ||
5. | Годы военных испытаний (1940-1945). Восстановление и развитие народного хозяйства в 1945-1953гг. | ||
6. | Край во второй половине XX столетия: «оттепель», «застой» | ||
7. | Перестройка 1980-х и реформы 1990-х годов | ||
8. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Основные этапы истории Кубани в XX столетии | ||
РАЗДЕЛ II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития | 5 | 5 | |
9. | Регионы как эколого-экономическая система | ||
10. | Краевой бюджет, налоги и инвестиции | ||
11. | Финансы, предпринимательство, доходы и потребления | ||
12. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития | ||
13 | Проверочный тест по теме «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития» | ||
РАЗДЕЛ III. Социальные отношения в кубанском обществе | 5 | 5 | |
14. | Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме | ||
15. | Межнациональные отношения | ||
16. | Семья и брак на Кубани | ||
17. | Молодёжь Краснодарского края как социальная группа | ||
18. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Социальные отношения в кубанском обществе | ||
РАЗДЕЛ IV. Кубань сегодня: политический ракурс | 5 | 5 | |
19 | Государственная власть и местное самоуправление в регионе | ||
20. | Становление гражданского общества | ||
21. | Региональная политическая культура населения | ||
22. | Геополитическое положение Краснодарского края | ||
23. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Кубань сегодня: политический ракурс | ||
РАЗДЕЛ V.Край в правовом поле Российской Федерации | 5 | 5 | |
24. | Конституционно-правовой статус региона как субъекта Российской Федерации | ||
25. | Законотворчество в крае | ||
26. | Избирательный процесс | ||
27. | Правоохранительные органы: структура и функции | ||
28. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Край в правовом поле Российской Федерации | ||
РАЗДЕЛ VI. Кубань – культурный центр Юга России | 5 | 5 | |
29. | Духовная жизнь кубанцев | ||
30. | Система образования Краснодарского края | ||
31. | Религиозные и конфессиональные многообразия региона | ||
32. | Культурное достояние Краснодарского края | ||
33. | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме: Кубань – культурный центр Юга России | ||
Итоговое повторение | 1 | 1 | |
34 | Проверочный тест по теме «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». | ||
ИТОГО | 34 | 34 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия:
- Аутлев М.Г Адыги и русские: дорогами второго тысячелетия. Краснодар, 2000.
- Ачкасова А.Ф., Дмитриев А.В. и др. Дольмены: современники древних цивилизаций. Краснодар, 2001.
- Баранкевич ИА. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
- Баранкевич ИА. Традиционный свадебный женский головной убор казачеств России (кон. XIX-XX вв.) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Дикаревские чтения (5). Краснодар, 1999.
- Бардадым В.П. Зодчие Екатеринодара. Краснодар, 1995.
- Бардадым В.П. Кубанские арабески: Краеведческие очерки. Краснодар 2000.
- Бардадым В.П. Радетели земли кубанской: 2-е изд. Краснодар, 1998. Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992.
- Бйгдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1,2. Краснодар, 1992.
- Бодяев Ю. М., Кубанские были: Книга для чтения. Краснодар. 2012
- Бондарь В.В. Город Екатеринодар в пространстве и времени: Опыт исторической урбанистики. Монографический сборник. Краснодар, 2006.
- Гангур НА. Материальная культура кубанского казачества (конец XVIII - начало XX в.): В 2-х т. Краснодар, 2009.
- Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Краснодар, 2007.
- Денисов Н.Г., Лях В.И. Художественная культура Кубани. Краснодар, 2000.
- Деятели искусств Кубани: Сб. / Сост. И.Ф. Гайворонская; ред. Л.И. Муратова; отв. за вып. В.Ю. Соколова. Краснодар, 2006
- Ерёменко А.Г. Материальная культура Таманского полуострова // Древности Кубани. Вып. 17. Краснодар, 2000.
- Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Вып. 1, 2. Краснодар, 1987.
- Захарченко В.Г. Песни станицы Кавказской. Краснодар, 1993.
- Ратушняк В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар, 2003 г.
- Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном: Очерки. - 2-е изд. Краснодар, 2008.
- Ратушняк В.Н. Кубановедение 10 класс Учебник Краснодар, 2013.
- Родная Кубань: Книга для чтения / Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2008.
- Савва М.В. Межнациональные отношения: теория, практика, проблемы. Краснодар, 2002.
- Сень Д.В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. - конец 1920-х гг.) 2-е изд. Краснодар, 2002. Серова М.И. Декабристы на Кубани. Краснодар, 2001. Соловьев В.А. Екатеринодарская крепость. Краснодар, 1997.
- Соловьев В.А. Суворов на Кубани. Краснодар, 2001. Терновский С.С. Свято-Георгиевский храм. Краснодар, 2000. Ткаченко П. Кубанский говор: Опыт авторского словаря. М., 1999. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2001.
- Трёхбратов Б.А. Кубановедение: Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2007. Ч. I.
- Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2007. Ч.II.
- Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII - начале XIX в. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.
- Хмара Е.В. Имена на карте Кубани: рассказы и очерки. Краснодар. 2012
- Хрестоматия по истории населения Кубани и Восточного Причерноморья / Под ред. В.Б. Виноградова. 4.1. Армавир, 2001.
- Чхаидзе В.Н. Народное жилище в станице Тамань (XIX - первая половина XX в.) // Этнографическое обозрение. 2004. № 3.
- Шангина И.И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб., 2003.
- Шаповалова А.В. Костюм кубанских казачек второй половины XIX - начала XX в.: компонентный анализ // Социально-гуманитарные знания: Региональный выпуск. 2009.
- Шаповалова А.В. Костюм черноморских казачек конца XVIII - середины XIX в. (по архивным источникам) // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып. 3. Краснодар, 2008.
- Шаповалова А.В. Одежда черноморских казачек конца XVIII - середины XIX века // Культурная жизнь юга России: Региональный научный журнал. 2007. № 2.
- Шахова Г.С. Штрихи к портрету города // Кубанский краевед. Краснодар, 1992. Вып. 3.
- Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до 1917 г./ Сост. и науч. ред. Б.А. Трёхбратов. Краснодар, 1997. Атласы и карты
Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Доска настенная
- Стенды «Великая Отечественная война» (3 шт.)
- Стенды по кубановедению (3 шт.)
- Стенд «Главы Российского государства»
Демонстрационные пособия
Таблицы:
- История Кубани: племена и народы
- Краснодарский край, Адыгея
- Города и районы Краснодарского края. Транспорт
- Животный мир Кубани
- Племена меотов
- Растительный мир Кубани
- Каменный век
- Бронзовый век
- Греческие города-колонии
- Шедевры античного искусства
- Сарматы
- Скифы
Карты
- Краснодарский край и республика Адыгея
- Символика России. Символика Кубани
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
- www.cossackdom.com - история казачества XV-XXI вв.
- http://krasnodar.bip.ru - краснодарская коллекция рефератов
- http://kuban.retroportal.ru - календарь памятных и знаменательных дат. Взгляд в историю (история Кубани XVIII - XX вв.)
- http://kubankazak.narod.ru - «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. - конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг.
- www/museum-felicina.ru - сайт Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына (и его филиалы).
- www.kkx.ru(about) - сайт Кубанского казачьего хора.
- http://krinitza.ru - ансамбль казачьей песни «Криница».
- www://tamanland.ru/ - информационный сайт о Таманском полуострове.
- www/mprkk.ru - сайт министерства природных ресурсов Краснодарского края. Красная книга Краснодарского края.
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично»), особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Виды контроля: текущий опрос, тестовые работы по основному содержанию курса, проекты с выставлением отметки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проектные работы оцениваются в соответствии с Положением о проектных и исследовательских работах МБОУ СОШ № 36 в классах, реализующих государственный стандарт основного общего образования. Проекты могут быть обучающие и итоговые. Рейтинговые баллы за итоговый проект переводятся в отметку и выставляются в журнал. Отметка за обучающий проект выставляется по желанию учителя и обучающегося.
Система оценки и виды контроля определены согласно Положений МБОУ СОШ №36 «О порядке оценивания достижений учащихся», «О промежуточной аттестации обучающихся».
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей обществоведческих дисциплин _________ /Осташевская С.Ю./
от 28.08.2015 г. № 1 28.08.2015 г.
Руководитель МО_________ /Абраменкова Е.П./