воспитаетльная программа
воспитательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_7_-_9_klassy_ya_tolerantnaya_lichnost.docx | 73.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 СТАНИЦЫ НОВОДМИТРИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30.08.2012 года
Председатель педсовета
_______________ Е.В. Шамраева
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Я – ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»
для учащихся 7 - 9 класса
Разработала: Абраменкова Е.П.
учитель высшей квалификационной
категории.
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Данная воспитательная программа разработана на основе Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма» и авторских воспитательных программ: Погодина А.А. «Формирование толерантности у подростков в рамках классного руководства»; Уразмановой Ф.Н., Ишпахтиной Т.Г. «Я – толерантная личность».
Программа предназначена для обучающихся 7 – 9 класса.
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Проблема формирования толерантности актуальна для современной России. Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты, и возникла насущная потребность научиться находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпение», имеет более яркую активную направленность. В нашем понимании толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как осознанная направленность на выполнение образцов.
На сегодняшний день система образования и школа в частности, одна из структур призванных и способных сформировать данные качества. Соответственно, важнейшая задача школы содействовать воспитанию социально активной творческой личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона; формировать у учащихся толерантность, уважение к своим правам и правам других людей, учить детей и подростков отстаивать свои права, добиваться высокого уровня правовой культуры.
При составлении настоящей программы автор исходил из следующих положений:
- Участники воспитательной программы ученики 7 – 9 класса. Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество), поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания, принятия и осмысления себя.
– Ведущей деятельностью в данном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии « коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.
– Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.
– Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи и просто интересные люди.
– Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и в проведении ряда предлагаемых программой формах воспитательной работы.
Актуальность программы: средний школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Исходя из этих положений, можно выделить главную цель данной программы – создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной толерантной личности.
Задачи программы:
1. сформировать у учащихся представление о толерантности;
2. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
3. воспитывать терпимость к чужому мнению;
4. создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;
5. создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;
6. содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи.
Принципы реализации программы:
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование);
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества и непосредственного включения в работу родителей.
Методы работы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
- метод воспитывающих ситуаций.
Формы работы:
- классный час (беседа, обсуждение, консультации, презентации),
- игровые и коммуникативные тренинги,
- внеклассные мероприятия (игровые и конкурсные программы, викторины, выставки, встречи с интересными людьми),
- КТД.
Ожидаемый результат:
Эталонный портрет толерантного выпускника средней школы
- подросток, хорошо знающий себя, обладающий навыками самопознания, самоконтроля, самореализации;
- подросток, хорошо понимающий других, обладающий определенным уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
- подросток, владеющий коммуникативными навыками;
- подросток, успешно взаимодействующий в коллективе;
- подросток, противостоящий нетолерантным отношениям;
Эталонный портрет толерантного класса:
- коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
- коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учителя, дети и их родители.
Основные направления работы:
Основные мероприятия:
7 класс.
Классные часы
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Я родом из…» | Формирование у подростков чувства гордости за то географическое место, в котором он родился, развитие индивидуальности, самооценки каждого человека, наделенного своим неповторимым субъективным опытом, формирование достойного отношения к субъективному опыту другого. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
2. | «Легко ли быть не таким» | Формирование представлений о различиях (психических, физиологических, возрастных, социальных, культурных, национальных), которые отличают людей друг от друга; представлений о тех сложностях во взаимоотношениях с другими которые испытывают некоторые люди (инвалиды, беженцы и т. д.), осознание причин, по которым подобные ситуации складываются. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль, психолог, соц. педагог |
3. | «Терпимое отношение к людям» | Ориентация на принятие позиции людей, отличающихся от самого подростка по каким-либо качествам; расширение знаний о терпимости, как ведущей характеристике взаимоотношений людей. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
4. | «Велика святорусская земля, а везде солнышко» | Осознание учащимися могущественности и величественности России, принятие себя и своих сверстников как представителей и активных граждан российского государства, формирование уважительного отношения к своему отечеству. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль, библиотекарь |
5. | «Болото стереотипов» | Осознание влияния социальных стереотипов на процесс взаимоотношений, развитие социального адекватного восприятия представителей иных культур, показать ощущения человека, являющегося объектом стереотипов, формирование представлений о многообразии мировых культур и о их единстве. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
6. | «Жизнь дана на добрые дела» | Ориентация подростков на миротворческие, созидающие отношения с окружающими, определение каждым тех основ поведения, которыми он руководствуется в жизни. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
7. | «Я сам» | Определение самобытности каждого подростка через раскрытие его увлечений. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
8. | «И на солнце есть пятна» | Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей; преодоление трудностей, мешающих принимать себя как личность; осознание, что не существует абсолютно идеальных во всем людей, но все заслуживают внимания и уважения; деление толерантной и антолерантной личности. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
9. | «Слово о моем роде»
| Формирование образа себя как представителя рода толерантного отношения к себе и своему роду, восприятие своих родовых традиций, обычаев и особенностей как отличных от других; формирования объективных знаний и семье своих одноклассников. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
10. | «Домашний очаг» | Формирование представлений о значении для человека «домашнего очага», готовности придти на помощь своим близким, представлении о «составляющих домашнего очага» (чуткости, внимания, доброжелательности, личной ответственности за своих близких). | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
Игровые тренинги
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Это я!»» | Самоидентификация личности подростком, формирование осознанного образа собственного «Я». | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
2. | «Мой мир» | Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. | Учащиеся, кл. рук-ль | |
3. | «Самый, самый, самый» | Сознательная и личностная самоидентификация подростка в коллективе сверстников. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
Коммуникативные тренинги
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Мое эхо» | Самосознание своего мира и развитие умения терпимо воспринимать информацию о себе от других людей формулирование адекватной самооценки. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
2. | «Этика семейного общения» | Формирование первоначальных представлений об этике семейного общения, осознание понятий: такт, активное слушание другого, открытость, принятие таким как есть; фиксирование у родителей возможностей понимания своих детей. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
3. | «Мощь народа в его языке» | Развитие культуры речи и осознанного уважительного отношения к чистой народной речи, формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
4. | «Атмосфера доверия или Доброжелательность людей» | Развитие доверительного отношения в коллективе, способности устанавливать доброжелательную комфортную атмосферу в процессе взаимодействия с людьми, отличающимися от самого подростка. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
Внеклассные мероприятия
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Семейный десант» | Ориентация на согласованность мнений, позиций, на цивилизованные способы взаимодействия членов семьи в процессе выполнения игровых заданий. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
2. | «Ключ к пониманию» | Ориентация на поиск общих и цивилизованных путей решения сложных игровых ситуаций, требующих демонстрацию базовых навыков толерантного взаимодействия. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль, педагог – организатор |
3. | «Родной край» | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника культуры, родного края, своей Малой Родины. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
КТД
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Творческие мастерские» | Определение и развитие подростками своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт; а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
2. | «Вот эта улица, вот этот дом» | Ра Развитие навыков толерантного взаимодействия в процессе коллективного поиска и воплощения творческих идей, а также расширение знаний о «собственном ареале проживания» (происходит творческое представление одного из интереснейших домов своей улицы). | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
Аналитико – диагностическая деятельность
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | Методика Р.В. Овчаровой | Выявление коммуникативных склонностей учащихся. | Познай и прими себя | Учащиеся, психолог |
2. | Тест «Терпимый ли вы человек?» | Выявление приблизительного уровня терпимости. | Человек в мире | Учащиеся, психолог |
3. | Диагностическая беседа «Чему я могу научиться у людей разных национальностей» | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль | |
4. | Социометрия | Определение состояния эмоционально-психологических отношений в коллективе. | Познай и прими себя | Учащиеся, психолог |
8 класс.
Классные часы
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Всегда ли я хороший» | Формирование адекватной самооценки, самокритичности, создания условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
2. | «Уважение + терпение = семейное самочувствие» | Формирование представлений о семейном самочувствии и его составляющих, ориентации на семейное согласие, развитие навыков саморегуляции в складывающихся напряженных ситуациях семейного общения, формирование навыков компромиссного поведения. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
3. | «Эхо старины» | Формирование позитивного отношения к истории собственной семьи и истории семей своих сверстников, организация взаимодействия «старших» и «младших поколений» по вопросам традиций семейного воспитания, отдельных событий жизни предков, интересных событий, происходящих с семьей и т. Д. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
4. | «История моей улицы» | Формирование уважения к своему месту жительства, расширения познавательной сферы, развитие навыков толерантного восприятия информации, преподносимой другими. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль, библиотекарь |
5. | «Гармония жизни» | Формирование представлений о понятии «Гармония»; о том, что в каждом человеке «живет» что-то прекрасное, нужно только это разглядеть. Ориентация на формирование гармоничных отношений с миром, главными ценностями, которыми являются терпимость, достоинство, уважение чужой жизни, доверие друг другу. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
6. | «Игровая копилка семьи» | Осознание и принятие опыта своего семейного воспитания и опыта других семей, осознание того, что каждый человек созидает, перенимает и передает опыт. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль |
7. | «Великие сыны России» | Формирование представления об обеспечении могущественности и величественности России сынами отечества – представителями разных национальных групп, осознание понятия межнациональная толерантность. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль |
8. | «Человек побеждает сидя» | Осознание значимости обдуманных поступков и решений, демонстрация ситуаций в истории, когда импульсивность и непродуманность становились причиной войн, исторических конфликтов, отказ от доминирования, причинение вреда и насилия, осознание понятия «социальная активность» | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
9. | «Право жизни» | Осознание подростками самого главного права человека – права на жизнь и не допуская нарушения данного права; ознакомление с Всеобщей Декларацией прав человека, осознание причин нарушения прав человека и человеческого достоинства. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль, соц. педагог |
Игровые тренинги
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Гармония с собой». | Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
2. | «Перекресток души» | Формирование позитивной самооценки, толерантности к проходящим изменениям в собственном внутреннем мире, осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх(добрые или злые). | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
3. | «Классная компания» | Осознание и самопринятие себя как члена творческого и самобытного коллектива. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
4. | «Грани сходства» | Ориентация подростков на поиск «Фактора объединения» людей, демонстрация тех качеств, которые объединяют подростков данного коллектива между собой. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
Коммуникативные тренинги
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Диалог с самим собой» | Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук. |
2. | «Комплимент» | Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также к позитивной оценке подростка сверстниками. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук. |
3. | «Диалог в семье» | Развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения, осознания понятий: право, обязанности, сотрудничество, согласованность, атмосфера семейная и др. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук., родители |
4. | «Шаг навстречу» | Формирование таких ведущих качеств толерантного общения, как аутичность, открытость, а также ориентация на согласованность мнений, позиций, несмотря на естественные социальные, культурные национальные различия. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук., психолог |
5. | «Эмпатия – основа благоприятного общения» | Осознание понятия эмпатии, критериев этого качества и его значения в межличностных отношениях, развитие готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, пониманию другого человека. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук. |
Внеклассные мероприятия
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Параллели» | Формирование умения осуществлять поиск «фактора объединения» между взрослыми и подростками в процессе выполнения игровых заданий, формирования чувства взаимоподдержки поколений. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
2. | «Пойми меня» | Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности, осознание своих способностей понимать другого и значимости данного процесса для построения цивилизованного взаимодействия. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук., педагог – организатор |
3. | «Культура отношений» | Актуализировать знания подростков о культуре человеческих отношений, о принципах и ведущих качествах межнациональной толерантности. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук. |
КТД
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Фольклорный калейдоскоп» | Восприятие другой нации как «иной» культуры, но имеющей общие черты (то и другое проявляется в процессе накопления и передачи фольклорного наследия). | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль |
2. | «Семья» | Формирование готовности и способности к семейному сотрудничеству в процессе создания общего творческого проекта (проект «Толерантность в семье»), формирование толерантного отношения к семьям своих сверстников. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
Аналитико – диагностическая деятельность
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | Тест П. Торранса. | Способность к оригинальному мышлению. | Познай и прими себя | Учащиеся, психолог |
2. | Исследование уровня эмпатийных тенденций | Исследование умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. | Человек в мире | Учащиеся, психолог |
3. | Анкета «Традиции этнокультуры в семье» | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль | |
4. | Тест для родителей «Конструктивное взаимодействие с ребенком» | Я и моя семья | Психолог, родители | |
5. | Методика А.Н. Лутошкина | Определение степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. | Человек в мире | Учащиеся, психолог |
9 класс.
Классные часы
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Учись властвовать собой» | Развитие навыков самовоспитания, готовности к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. | Познай и прими себя | Учащиеся, кл. рук-ль |
2. | «Почитать родителей – первейший закон природы» | Формирование осознанного уважительного отношения к родителям, развитие навыков конструктивного общения с родителями. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
3. | «Все мы отсюда» | Ориентация на поиск «фактора объединения» (все люди несмотря на различия, соседи на планете Земля), формирования таких качеств, как внимательность и взаимоподдержка. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
4. | «Традиции и обычаи моего народа» | Формирование позитивных установок восприятия социального опыта народов, чьими представителями являются учащиеся класса, принятия национальной позиции другого как данности. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
5. | «Где не тронешь Россию всюду рана» | Актуализация знаний учащихся о негативных событиях, происходящих в современной России (войны, распри, террористические акты); обсуждение причин приводящих к этим событиям и путей решения подобных проблем. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль, библиотекарь |
6. | «Менталитет – зеркало нации» | Выделения понятия менталитета (относительно целостная совокупность мысли, верования, создающих картину мира) и его положительных и отрицательных влияний на процесс национального взаимодействия, национальную согласованность. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль |
7. | «Проблемы национального взаимодействия» | Осознание возможных перспектив развития общества, этноцентрическая перспектива или конкордационная. Влияние данных характеристик на процесс национального взаимодействия. Условия успешного национального взаимодействия. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль |
8. | «Человек – созидающий или человек – разрушающий» | Введение понятия «Культура мира», о деятельности великих миротворцев (например, Маххатами Ганди, Мартин Лютер Кинг, Николай Рерих, мать Тереза и др.), демонстрация масштабов разрушающей силы непонимания и нетерпимости между культурами, народами и отдельными людьми, осознание себя как творца и члена человеческого общества. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
9. | «Роза мира» | Осознание идеи культуры мира, обсуждение теорий и концепций исследователей, вложивших усилия в достижение идей вечного мира. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
Игровые тренинги
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Возведем мосты, разрушим стены»» | Формирование ответственности каждого подростка за соблюдение прав другого человека, определить способы выхода из глобальных конфликтов. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль, соц. педагог |
2. | «Разноцветный мир» | Отработка навыков практической межнациональной толерантности. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль |
3. | «Рука в руке» | Развитие внутригруппового доверия и сплоченности коллектива, обогащения опыта, проживание психологических состояний надежности, понимания и поддержки других людей в сложных ситуациях игрового действия, ориентация на принятие и помощь каждому человеку, независимо от цвета кожи, социального положения и т. д. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль |
Коммуникативные тренинги
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Кодекс семьи» | Обсуждение совместно с родителями семейных заповедей, осознание каждым личностной значимости толерантного взаимодействия в семье. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
2. | «Основы бесконфликтного общения» | Осознание определения конфликта, его воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе; осознание и обработка основных способов поведения в конфликтных ситуациях; формирование установки на бесконфликтную (компромиссную) стратегию поведения в любой народной культуре мира. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
3. | «Моя твоя не понимает, или премудрости общения» | Анализ типичных причин возникновения «тупиковых» ситуаций непонимания в общении представителей разных национальных групп, а также демонстрация способов избежания и преодоления подобных проблем. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль |
4. | Интернет-телекоммуникация «Диалог культур» | Развитие навыков позитивного взаимодействия, расширение коммуникативныхсвязей подростка с другими подростками с помощью телекоммуникации. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
Внеклассные мероприятия
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Имею право» | Актуализация знаний учащихся о правах и проблемах взаимоотношениях, нарушающих эти права, обобщение полученного опыта о толерантности, обмен чувствами и впечатлениями. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль, соц. педагог |
2. | «Всегда все вместе» | Актуализация умений и навыков согласованных действий, ориентация на конструктивное взаимодействие с людьми разных народных культур. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
3. | Викторина по «Домострою» | Ознакомление с эпическим потенциалом произведения педагогической мысли древней Руси, осознание истоков основы этики семейного общения. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
КТД
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | «Вместе стар и млад так и в семье лад» | Создание коллективной творческой деятельности для проявления и развития толерантного взаимодействия взрослых и подростков, для установления партнерства и сотрудничества между ними. | Я и моя семья | Учащиеся, кл. рук-ль, родители |
2. | «Мир вашему дому» | Формирование в процессе совместной творческой деятельности ненасильственного отношения и поведения к представителям разных народных культур. | Моя малая Родина и ее место в мире | Учащиеся, кл. рук-ль |
3. | «Путь к согласию» | Развитие навыков межличностного взаимодействия, осознание необходимости знаний правил, традиций, норм для установления позитивных взаимоотношений с представителями иной культуры,. | Феномен России | Учащиеся, кл. рук-ль |
4. | Ток-шоу «Смысл жизни» | Дискуссия подростков, родителей учителей и проблемах философии жизни (цель жизни, предназначение, судьба, человеческое общество и т. д.), развитие критического мышления и самостоятельности, социальной ответственности и активности, формирование толерантного отношения к жизненным трудностям, установление границ толерантности и данного типа. | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль, родители, педагоги |
Аналитико – диагностическая деятельность
№ | Тема | Содержание | Направление | Участники |
1. | Методика К.Леонгарда-Шмишека | Определение личностных характеристик. | Познай и прими себя | Учащиеся, психолог |
2. | Диагностическая беседа «Понимать и договариваться». | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль | |
3. | Анкета «Толерантность – путь к культуре мира» | Человек в мире | Учащиеся, кл. рук-ль | |
4. | Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) | Определение уровня коммуникативной толерантности. | Познай и прими себя | Учащиеся, психолог |
Список литературы:
- Конвенция о правах ребёнка.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Приоритетный национальный проект «Образование».
- Федеральная программа развития образования.
- Национальная доктрина образования в РФ.
- Конституция Российской Федерации.
- Об образовании. Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (с изменениями на 23 декабря 2003 года).
- Письмо КО от 07.03.2007 № 04-828/00 «Методические рекомендации для руководителей ОУ и классных руководителей по проведению родительских собраний по теме «Формирование у учащихся основ толерантного сознания и поведения, представлений о толерантной городской среде, воспитание школьников в духе культуры мира и согласия».
- Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 города Братска Иркутской области».
- Программа развития МОУ «СОШ № 19» 2004-2009гг.
- Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007.
- Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2005.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М, 2000.
П А С П О Р Т
Программы «Я – толерантная личность»
Наименование Программы | Программа « Я – толерантная личность» |
Дата принятия решения о разработке Программы | Решение Педагогического совета, протокол № 1 от 30.08.2012 года. |
Основной разработчик Программы | Учитель первой квалификационной категории Сухова Ирина Павловна |
Цели и задачи Программы | Цель: Создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной толерантной личности. Задачи: • сформировать у учащихся представление о толерантности; •создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме; • создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса; •содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации программы: сентябрь 2011год – май 2014год |
Возрастной диапазон освоения программы | 7 – 9 класс |
Ожидаемые конечные результаты реализации | Воспитание выпускников, способных осмыслить свое самоопределение в мире и принимать обоснованные решения, руководствуясь принципом толерантности. |
СГЛАСОВАНО Протокол заседания МО классных руководителей № ______ от «____» ___________ 2012г. _______________ Н.В. Подгайная | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________ Г.В. Нижник «____» _______________ 2012 г. |