Моя страна – моя Россия
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов,
направленных на социально-экономическое
развитие российских территорий,
«Моя страна – моя Россия»
Региональный этап
Моя педагогическая инициатива
Люблю тебя, моя Россия
Проект подготовлен:
Дзоблаева Вероника Хизировна, ученица 10 класса
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
Краснодарский край
муниципальное образование Северский район
353250
Краснодарский край
Северский район ст. Новодмитириевская
ул. Атаманская, 28, кв. 2
телефон 89054023222
Е-mail – mr.melkor.bauglirr@yandex.ru
План проекта
Введение
- Обоснование целесообразности осуществления проекта
- Нормативно-правовые документы
- Значимость проекта
- Реализация проекта
- Ценностные установки духовно-нравственного развития
- Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников
- Управление проектом
- Кадровое обеспечение
- Ресурсное обеспечение проекта
- Смета расходов
- Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы
- Система мониторинга в рамках проекта «Люблю тебя, моя Россия»
- Результативность внеурочной деятельности
- Эффективность внеурочной деятельности
- Оценка духовно-нравственной воспитанности школьников
- Итоги проекта
3
«Великая держава держится на трёх "китах" - на сплочённой нации, на родной вере, на родном языке. Уберите одно из этих составляющих и вскоре вы увидите смерть даже очень сильного государства»
Сергей Фетисов
Обучаясь в 10 классе, я твердо для себя решила поступать после школы в педагогический институт. И пусть это не совсем «модно», но я чувствую – это мое. В рамках проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна – моя Россия» мною был разработан проект, направленный на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие позитивных, межнациональных и межконфессиональных коммуникаций, призванный быть использованным в работе с обучающими в общеобразовательных организациях.
Название проекта «Люблю тебя, моя Россия».
Актуальность проекта определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных поколениями. Уровень воспитанности человека отражается в его поведении. Именно выработка нравственных качеств составляет основу данного проекта.
Целью данного проекта является создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.
Задачи проекта: создать условия для развития духовно-нравственного воспитания обучающихся; осуществлять комплекс мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей; координировать действия культурного окружения школы при проведении мероприятий.
Сроки реализации: 5 лет
Этапы проекта:
I этап Подготовка документации по проекту. Разработка программы изучения затруднений воспитанников. Разработка комплекса мероприятий по проекту.
II этап Использование в учебно-воспитательном процессе технологий, воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития. Реализация основных мероприятий.
III этап Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников;
- сохранение патриотического и культурного наследия;
4
- возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.
Возможные риски и пути их преодоления
Риски при реализации проекта | Способы преодоления |
Увеличение затраченного времени педагогами на разработку дидактических заданий, конспектов мероприятий, согласование календарных планов и рабочих программ. | Продумать способы морального поощрения. |
Отсутствие стимулирования для творческого саморазвития педагогов. | Предложить администрации ОУ стимулировать педагогов, участвующих в проекте. |
Отсутствие диагностических карт для измерения личностных результатов у воспитанников. | Использования специальных методик, консультации с психологами, изучение опыта работы коллег. |
Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими духовно-нравственному становлению воспитанников. | Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение личного опыта и опыта коллег. |
Недостаточная мотивация учащихся в личностном самосовершенствовании. | Создание ситуации успеха для учащихся. |
Низкая активность родителей. | Привлечение к проведению внеклассных мероприятий. |
5
- Обоснование целесообразности осуществления проекта
В настоящее время, по оценке многих специалистов, современное состояние духовной культуры России представляет собой кризисное явление и создает угрозу для национальной безопасности [1]. В российском обществе не хватает нравственных ценностей, сознательно принимаемых большинством граждан и являющихся основой сближения людей. Есть сильное государство, но не все россияне представляют российский народ как гражданская общность, объединенной общей историей, культурными традициями и идеями социальной солидарности. Духовная атмосфера, сложившаяся за последние годы в российском обществе, является результатом глубоких изменений в сфере культуры. Происходит это из-за деидеологизации общества и внедрения в общественное сознание чуждых для нашей страны ценностей.
В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд отрицательных факторов, которые представляют собою серьезную угрозу для России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного развития нашей страны. В числе наиболее опасных из этих факторов необходимо отметить следующие:
- Существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, как патриотизм, гражданская ответственность.
- Выдвижение на первый план в общественном сознании таких ценностей, как материальное благополучие и личное богатство.
- Снижение значимости у молодого поколения российских граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью.
- Снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.
Основными результатами развития вышеуказанных негативных тенденций в сфере духовной культуры России сегодня являются:
- копирование образа жизни, норм поведения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров;
- утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций;
- неудовлетворительное состояние физического здоровья российского общества.
- развитие массового алкоголизма, который уже стал настоящим бедствием для России и реально угрожает вырождением граждан России, а
6
- развитие в молодежной среде эгоизма, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака, сквернословия;
- рост количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности;
- снижение престижа России за рубежом как страны высокой культуры, образованности и социальной справедливости.
В результате этого в России существенным образом усилилась потребительская ориентация общественного сознания, возросли карьеризм, стремление к личному обогащению, а материальные ценности приобретают больший приоритет перед духовными. Происходит коммерциализация искусства, образования и медицинского обслуживания. Все это подтверждаются результатами социологических опросов, проведенных в последние годы отечественными учеными. Именно поэтому и наблюдается сегодня в российском обществе снижение патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны, стремление копировать далеко не лучшие образцы западной культуры, чуждые для России. Результаты опросов показывают, что многие наши сограждане из числа молодежи, хотели бы покинуть свою страну, жить и работать за границей, где уровень жизни сегодня выше, чем в России. При этом в качестве основной причины таких намерений респонденты называют отсутствие у них перспектив получить интересную и хорошо оплачиваемую работу в России, а также возможности решить свои жилищные проблемы [2].
Такое состояния духовной сферы России противоречит ее национальным интересам и поэтому является недопустимым. Сегодня необходимо осуществлять комплексные меры, направленные на изменение этой ситуации. В самые последние годы в области духовной культуры России наблюдаются также и некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышение внимания со стороны государственных и партийных лидеров к проблемам повышения национального единства России и воспитания молодого поколения. Так, например, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года проблемы культуры выделены в качестве самостоятельного раздела, в котором рассматриваются наиболее важные угрозы и меры им противодействия. На уровне Правительства Российской Федерации разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». В большинстве субъектов Российской Федерации приняты и реализуются долгосрочные региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в сфере патриотического воспитания.
Прогресс наблюдается во взаимодействии органов государственной власти России с Русской православной церковью и другими основными конфессиями нашей страны.
7
Духовно-нравственное воспитание гражданина является главным фактором обеспечения духовного единства народа и становления моральных ценностей, а также политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития любого современного общества зависят от гражданской позиции человека, его жизненных ценностей и моральных норм.
Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Отношение к школе является важным индикатором морально-нравственного состояния общества.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Духовно-нравственное воспитание личности зависит от социализации, через которую проходят подростки, приобщения школьников к традиционным духовно-нравственным ценностям народа, на формирование нравственных идеалов.
Общеобразовательная школа призвана активно противоборствовать негативным тенденциям. Процесс обучения совмещает основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, трудовую, эстетическую.
Настоящий проект направлен на воспитание в каждом школьнике гражданина, патриота, направлен на раскрытие его способностей, подготовку детей к жизни в конкурентном мире. Он направлен на поддержку развития творческого гражданина России. Проект реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития подростков.
Результативность духовно-нравственного воспитания, надеюсь, найдет отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений.
Нормативно-правовые документы:
Нормативно-правовой и документальной основой Проекта духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации
(постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751);
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. № 537);
8
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61);
- Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы
(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 492 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011-2015 годы);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602
«Об обеспечении межнационального согласия»;
- Конституция Российской федерации: Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52;
- Семейный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 14.10.2011. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей».
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36».
- Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36».
- Значимость проекта
Значимость результатов проекта состоит в том, что основные вопросы развития духовно-нравственного воспитания учащихся могут стать важным ориентиром для создания проектов в других сферах и отраслях.
Целевая аудитория: учащиеся 5 - 11 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36».
- Реализация проекта
Проект предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям, национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечивает: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и использовать полученные знания, формирование целостной образовательной среды, которая включает в себя урочную, внеурочную и внешкольную
9
деятельность, формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
Проект духовно-нравственного воспитания «Люблю тебя, моя Россия» опирается на традиционные источники нравственности такие, как национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
- Ценность любви к Родине, народу, осознанное желание служить Отечеству.
- Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека.
- Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа.
- Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
- Ценность познания мира – ценность научного знания, разума.
- Ценность красоты как совершенства, гармонии.
- Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности.
- Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в соответствии с нормами, правилами, законами общества.
Чтобы базовые ценности ребенка превратились в личностные необходимо включение его в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности.
Содержанием духовно-нравственного развития являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях. Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа.
- Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
10
- представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина.
2) воспитание нравственных чувств:
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- представления о различных профессиях;
- осознание приоритета труда, творчества, создания нового.
4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли спорта для здоровья человека;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) воспитание ценностного отношения к прекрасному:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
11
- Управление проектом
Управление проектом определяется системным подходом. Система управления имеет определённую организационную структуру, т.е. она разделена на части. Управление развитием воспитательной системы в рамках проекта осуществляется через конкретные цели воспитания. Руководство стратегией и контроль осуществляет директор школы. Тактическое руководство осуществляют заместители директора. Они же являются координаторами проектов. Руководители кружков осуществляют различную совместную деятельность учащихся, являются консультантами в проектной деятельности школьников. Учащиеся осуществляют самоуправление в проектной деятельности. Родители являются активными участниками образовательного процесса.
Планирование воспитательной деятельности в школе осуществляется через комплексные дела, школьные праздники, творческие мероприятия. В общешкольных мероприятиях должны участвовать все проектные группы. Каждая проектная группа выбирает себе роль в общем деле, за какое мероприятие она ответственна.
- Кадровое обеспечение проекта
Директор
Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной деятельности, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Заместитель директора
Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной работы. Организация и проведение коллективной работы. Применение современных форм и методов воспитательной работы, приобщение учащихся к национальным традициям; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся; проведение конкурсов, выставок.
Руководитель проектной группы
Функции: Изучение нормативных документов и рекомендаций по вопросам духовно-нравственного воспитания. Разработка учебно-методических материалов, необходимые для реализации проекта. Осуществление консультаций для педагогов по реализуемым проектам. Оценивание качества реализуемых проектов.
12
Классный руководитель
Функции: Создание через проектную деятельность системы духовно-нравственного воспитания с классом. Взаимодействие в воспитательной работе с родителями учащихся, формирование активной жизненной позиции, создание условий для социализации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма; участие в семинарах, конференциях.
Руководитель кружковой работы
Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на духовно-нравственного воспитание учащихся; оказание помощи в организация выставок; планирование мероприятий.
Библиотекарь
Функции: Анализ содержания библиотечного фонда школы по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация выставок, разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного.
- Ресурсное обеспечение проекта
В школе должны быть созданы достаточные материально-технические условия для решения задач, поставленных данным проектом, а именно: актовый зал, библиотека, читальный зал, спортивный зал, стадион, музей, классная комната.
Учебные классы должны быть оснащены современным оборудованием: аудио-видеотехника, компьютеры, классы, интерактивные доски, проекторы, экраны, средства наглядности. В достаточном количестве учебная и художественная литература. Функционирование сайта школы, освещение работы учреждения по реализации проекта, мероприятий.
- Смета расходов
В течение реализации проекта понадобятся денежные средства. По моим подсчетам сумма затраченных средств будет составлять от 2000 до 3000 рублей в год. Эти деньги предназначены для типографских расходов, а также на приобретение грамот, дипломов для призеров и победителей различных мероприятий.
13
11. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется в рамках проектной деятельности по следующим направлениям:
ЕДИНСТВО НАРОДОВ В РОССИИ
ТРУД И ТВОРЧЕСТВО – НА БЛАГО РОССИИ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТРАНЫ
КРЕПКАЯ СЕМЬЯ
Направление по духовно- нравственному воспитанию:
«Единство народов в России»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.
Задачи:
- дать элементарные представления о политическом устройстве российского государства;
- дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Краснодарского края;
- вызвать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- поддержка стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
- воспитание любви к школе, своему городу, народу, России;
- воспитание уважения к защитникам Родины;
Виды деятельности:
- получение представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации;
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством;
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны;
14
- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
Направление по духовно-нравственному воспитанию:
«Труд и творчество – на благо России»
Цель: воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии.
Ценности: труд, творчество, созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость.
Задачи:
- сформировать у школьников готовность к общественно полезному,
производительному труду; - ознакомить учащихся с профессиями, с информацией о потребностях в кадрах различных профессий;
Виды деятельности:
- понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
- понимание нравственных основ образования;
- самоопределение в области своих познавательных интересов (в ходе анкетирования учащихся, психологического тестирования);
- умение организовать процесс самообразования;
- умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
- знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время;
- знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
Направление по духовно-нравственному воспитанию:
«Культурное наследие страны»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека, нравственный выбор.
Задачи:
- дать представления о душевной и физической красоте человека;
- развивать умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- воспитывать интерес к чтению;
- формировать стремление к опрятному внешнему виду;
15
Виды деятельности:
- получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России;
- ознакомление с традициями художественной культуры родного края и народными художественными промыслами;
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края;
- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей;
- совместное участие в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности;
- участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
Направление по духовно-нравственному воспитанию:
«Крепкая семья»
Цель: воспитание личности через семейные духовно-нравственные ценности.
Ценности: семья, добро, традиционные российские религии.
Задачи:
- приобщать к положительным традициям национальной культуры и русской семьи;
- формировать социокультурные семейные духовно-нравственные ценности как духовно-нравственные ориентиры,
- создавать условия для формирования у учащихся знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина.
Виды деятельности:
- знакомство учащихся с произведениями выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, которые формируют у школьников знания, относительно себя как будущего семьянина;
- на примерах мирового искусства формирование понятия о благополучной семье;
- используя информационно-коммуникативные технологии, включить учащихся в дискуссионную деятельность по проблемам взаимоотношений супругов в семье;
16
Мероприятия, направленные на получение результата
Направление «Единство народов в России» | |||
Школа | Регион | Страна | |
Мероприятие | Мероприятие | Мероприятие | |
Составление кодекса ученика «По каким правилам мы живем» | Беседа «Подросток и закон в нашем городе» | Беседа «Твои права» | |
Организация школьного самоуправления «Школа, в которой мы живем» | Тренинг «Как помочь товарищу если он попал в беду» | «Терроризм - угроза обществу», «Как действовать при угрозе террористического акта» | |
"Символика школы" | Экскурсия в музей | «Народ и государство» просмотр документальных фильмов | |
Вечер памяти «Сыны Отечества» встреча с участниками боевых действий, выпускниками школы | «Вечная память…» возложение цветов, венков боевой славы к памятным местам, митинг, посвященный освобождению станицы | «Слава Вам, солдаты!» создание компьютерных презентаций к 9 мая, выпуск праздничных газет, поздравление ветеранов, уборка возле памятника | |
Этическая беседа «Я и толерантность» | Рассказ «Моя малая родина», фотовыставка «Зеленая страна» | «Как вести себя с человеком в инвалидной коляске» ролевая игра | |
Этическая беседа «В каком народе живешь, того обычая и держись» | Конкурс чтецов стихотворений поэтов Кубани, конкурс презентаций о писателях Кубани | Посещение музеев, поездки в города боевой славы (город Волгоград) | |
Тематические уроки мужества «Защита Родины – долг каждого» | «С Днем Защитника Отечества!» мастер-класс по изготовлению сувениров и искусственных цветов для поздравления | Спортивные игры, эстафеты | |
Направление «Труд и творчество – на благо России» | |||
«Мои жизненные и профессиональные планы» | «Угадай профессию», «Человек – профессия» проф. игры | «Все работы хороши - выбирай на вкус!» (конкурс презентаций о профессиях) | |
Публикация статей и информации о мире профессий в школьной газете | «Мир профессий моей станицы» экскурсии на предприятия | «Если ты попал в больницу» беседа, составление буклета | |
«Склонности и профессиональная направленность» анкетирование | Составление каталога профессий (конкурс презентаций) | "Эко- планета" выставка поделок из бросового и природного материала | |
«Профессии моей семьи» фотопанорама , исследовательские проекты | Посещение ярмарки профессий, высших и средних профессиональных учебных заведений | «Поиск информации в Интернете» беседа и составление буклета «Как найти свое призвание» | |
«История моей школы: факты и события» экскурсия в школьный музей | выездные экскурсии | Выпуск тематических газет к профессиональным праздникам выпуск газет | |
Направление «Культурное наследие страны» | |||
«Увлечения одноклассников» выставка декаротивно-прикладного творчества в музее школы | Персональные детские выставки художественного творчества: «Акварели времен года» | «Красота в жизни человека», «Пять минут с искусством», «Музыка вокруг нас» беседы, творческие встречи | |
«Школьный двор» (высадка цветов) | «Природа родного края» конкурсы рисунков и фотографий | «Утилизация бытового мусора» | |
Встреча учеников с руководителями детских объединений, кружков и секций, привлечение в кружковую работу | «Моя Родина», «Культура моего народа», «Достопримечательности» и др. тематические презентации | «В мире прекрасного» экскурсии в музеи, театры, к памятникам искусства; туристические поездки | |
«Лента времени» выставка в школьном музее | «Объекты культурного наследия России. Объекты местного культурного наследия» беседа | «Образы России» виртуальные экскурсии по музеям России | |
«Самый культурный класс!» игра | «Кубанские святыни», «Как вести себя в храме» беседа, составление буклета | «Атлас» беседа о культурной жизни субъектов РФ | |
«Культурное наследие школы» знакомство с выпуском школьного альманаха | «День славянской письменности в России» занятие в библиотеке им. Пушкина | «Этнокалендарь России» беседа с презентацией | |
«Серебряное перышко» выставка детских творческих литературных работ | Литература Кубани встреча с писателями Кубани | «Русь летописная» беседа о книжном наследии России | |
Направление «Крепкая семья» | |||
«Моя родословная», «Летопись моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» тематические беседы, посвященные истории рода и семьи | «Защитники Родины – мои родственники», «История города глазами родственников» Встречи, участие в конкурсе исследовательских работ «Деловые люди Кубани» | Подготовка старшеклассниками докладов о семьях Богарсуковых, Аведовых – великих промышленниках и меценатах Кубани | |
Этическая беседа о семейных отношениях | «Путешествие во времени: развитие семейных отношений» ролевая игра (по страницам истории станицы и района) | «Пока смерть не разлучит нас» беседа о женах декабристов | |
«Если в семье горе» беседа | «Как правильно оплачивать коммунальные платежи» беседа | Беседа «Политика государства в отношении семьи» | |
«Труд – основа жизни семьи» Ролевая игра «Что приготовить на обед?» Обмен кулинарными рецептами | «Семейные места отдыха в станице» турпоходы | «Папа, мама, я – здоровая семья!» спортивное соревнование | |
«В мире русских пословиц» викторина по пословицам о семье | «Наша история в семейном альбоме» выставка фотографий | Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого» |
19
12. Система мониторинга в рамках проекта
«Люблю тебя, моя Россия»
Цель мониторинга эффективности реализации проекта - выяснить, являются ли воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Необходимо это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие в сфере образования. Для успешной реализации любой деятельности необходимы мониторинговые исследования обучающихся, педагогов, родителей.
Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации по следующим показателям:
- включенность учащихся во внеурочную деятельность;
- результативность участия в мероприятиях различного уровня;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- развитие и сплочение коллектива;
- Результативность внеурочной деятельности
Для осуществления анализа включенности учащихся в проект внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используется бланк, который заполняется классным руководителем или руководителем кружка 1раз в полугодие.
Участие учащихся во внеурочной деятельности
Ф.И. ученика | Посещение детских объединений | Классные дела | Внеклассные дела | ||||||||
Театр | Истоки | Умелые ручки | Редактор | … | … | … | … | ||||
Таблица позволяет педагогу получить сведения о занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности детей.
- Эффективность внеурочной деятельности
Выделяют три основные предмета диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессионализм педагога. Важным аспектом мониторинга внеурочной деятельности является подбор критериев эффективности внеурочной деятельности [3].
Это процесс является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики, позволяющие в дальнейшем делать
20
обоснованные суждения о результативности внеурочной деятельности работы педагога.
Подбор методик производитcя в соответствии с избранными критериями (см. приложение таблица 1).
- Оценка духовно-нравственной воспитанности школьников
Развитие личности ребенка динамично. Отбросим сразу предположение о правомерности статичного «уровня воспитанности». И не станем даже пытаться его определять.
Возможным – а значит, необходимым – является аналитическое прослеживание тенденции развития личностных ценностных отношений: какова мера развития ценностного отношения «вчера» и какой выглядит такая мера «сегодня» [4].
Бесспорно, основной метод диагностирования – педагогическое наблюдение детей. Важно при этом совместные коллективные дела детей. Но, чтобы уточнить педагогические результаты наблюдений необходимо обращаться к специальной методике фиксирования ценностных предпочтений в определенный отрезок времени.
Для этого необходимо прослеживать изменения детей к ценностным объектам. Диагностика включает 2 варианта: либо проводится в одной возрастной группе – тогда организатор его классный руководитель; либо проводится в общешкольном масштабе – тогда руководителем является заместитель директора по воспитательной работе.
Финальное диагностирование организует директор школы в выпускном классе для уточнения общей картины воспитанности школьников на каждый данный учебный год.
Чтобы определить характеристики ценностных отношений школьников, надо выявить следующее [5]:
1. Ориентация на ценности;
2. Представление о ценностном отношении;
3. Сформированное понятие о ценности;
4. Умение выстраивать собственное ценностное отношение;
5. Опыт ценностного поведения;
6. Свободный выбор в жизненной коллизии;
7. Привычное избирательное поведение определенной практической ориентации.
Следовательно, приходится подбирать несколько методик, чтобы выявить указанные семь характеристик. А значит, выстроить семь графиков, если производится сопоставление «вчера – сегодня»: семь линий будут отражать картину изменяющихся характеристик ценностных отношений. Главное при этом – создавать ситуацию свободного выбора для школьников (воображаемую либо реальную) – тогда можно фиксировать в цифрах производимый выбор. Эти цифры и становятся показателями. А признаком
21
развития ценностного отношения станет динамика этих цифровых показателей.
Выделим самые подвижные и гибкие диагностики. Они позволяют ставить испытуемого в ситуацию свободного выбора, и в этой ситуации хорошо выявляется выбор ценностного объекта. Ограничимся перечислением, не ставя своей задачей раскрывать технологию проведения таких диагностик.
Для определения результативности духовно-нравственного воспитания через проектную деятельность мы используем как количественные определители, так и качественные - уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности — низкий, средний, высокий.
Критерии оценки, показатели, методики измерения уровней духовно-нравственной воспитанности учащихся (см. приложение таблица 2) и уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности и их содержательная характеристика представлены в таблицах (см. приложения таблица 3).
Таким образом, подход к диагностике духовно-нравственного воспитания подростков позволяет увидеть личность обучающегося комплексно: в познании мира, других людях, субъектном взаимодействии, в обнаружении влияния процесса проектирования на жизнь человека, а в итоге — осознания смысла жизни, стремления к изменению окружающей действительности, самореализации; в единстве трех составляющих компонентов духовности человека: интеллектуальном, нравственном, эстетическом.
22
- Итоги проекта
По итогам реализации проекта необходимо издать методическими сборниками дидактические материалы для педагогов школы, отражающие изменение содержания образования по предмету – усиление духовно-нравственной составляющей, систему развивающих заданий.
Воспитанники со своими проектами примут участие в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Педагоги с результатами инновационной деятельности также примут участие в семинарах регионального и муниципального уровней.
23
Приложение
Таблица 1
Критерии мониторинга | Показатели | Методики | |
1.Личность воспитанника | |||
Личностный рост воспитанника ( 5-8 класс) | - формирование гуманистических ценностей человека к миру, другим людям, самому себе | Комплексная методика диагностики личностного роста школьника | |
2. Детский коллектив | |||
Сформированность детского коллектива | -благоприятный психологический микроклимат; -уровень развития коллективных взаимоотношений; - развитость самоуправления; -наличие традиций. | Социометрия. Групповая сплоченность. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив». Методика определения уровня развития самоуправления. Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» | |
Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности коллектива | - включенность обучающихся во внеурочную деятельность | Методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов». | |
Сформированность коммуникатив-ности | - коммуникабельность; - взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами | Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей, тест Лири | |
3. Профессионализм педагога | |||
Продуктивность внеурочной деятельности. | - достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности; -рост мотивации к активной познавательной деятельности | Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности. 2.Анализ содержания портфолио 3.Анализ результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера. | |
Интеграция учебной и внеучебной деятельности. | - рост познавательной активности учащихся; - наличие высокой мотивации в учебе; - расширение кругозора учащихся; - самореализация в разных видах творчества; - самоопределение после окончания школы. | Анализ результативности участия во внеклассной работе. Анкета «Зеркало», «Патриот». «Что вам интересно?», «Профориентация подростков», «Познавательные потребности подростка». Методика Д.В. Григорьевой «Личностный рост» | |
Эффективность работы кружка, секции | -посещаемость, сохранность контингента; - проектная деятельность учащихся; -участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях; - проведение различных мероприятий; | Анализ включенности воспитанников объединения во внеурочную деятельность Анализ сформированности у воспитанников уровней результатов | |
Результативность в районных и областных мероприятиях | имидж школы | Сводная таблица | |
Оценка микроклимата в школе | - характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса; - единые требования педагогов и родителей к ребенку; - участие детей, родителей, учителей в мероприятиях; - создание благоприятного психологического климата в коллективе. | Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика С.М. Петровой «Пословицы» Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности». Анкета «Моя семья». Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности подростков (учителей, роди-телей) жизнедеятельностью в образовательном учреждении». |
25
Таблица 2
Критерии, показатели, методики измерения уровней
духовно-нравственной воспитанности учащихся
Критерии оценки | Показатели | Методики |
Мотива-ционный | Мотивы деятельности Потребность в совместной творческой деятельности на основе гуманных отношений Готовность к саморазвитию, нравственному поведению | Тестирование и ранжирование |
Когнитивный | Знание и понимание смысла общечеловеческих нравственных ценностей. Ориентация на общечеловеческие ценности | Беседа, диалог, опрос и ранжирование (методика И.А. Артюховой «К чему я стремлюсь в жизни») + «недописанный тезис», |
Эмоционально-волевой | Готовность взять ответственность за реализацию проекта, за разработку нравственных норм, правил. Проявление гуманного отношения к людям: терпимость, отзывчивость Настойчивость как стремление доводить начатое дело до конца, мобилизация воли | Метод наблюдения и экспертной оценки (методика М.И. Шиловой) Метод опроса (методика И.Я. Киселева) + «фантастический выбор» |
Деятель-ностно-результа-тивный | Включенность в социально значимую деятельность Наличие интеллектуального, духовного потенциала в выборе занятий по интересам Осознание своего места в жизни, определение смысла своего будущего на гуманной основе | Включенное и невключенное наблюдение; анализ продуктов деятельности Анкетирование ролевая игра |
26
Таблица 3
Уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности обучающихся и их качественная характеристика
Критерий | Уровни | Качественная характеристика |
Мотива-ционно-потреб-ностный | Низкий | 1. Преобладают внешние, эгоистические мотивы деятельности 2. Испытывает интерес в совместной творческой деятельности, но только на избирательной основе выбора партнера 3. Не выражает готовности к самоизменению, саморазвитию |
Средний | 1. Стремится к улучшению окружающей среды 2. Выражает потребность к совместной творческой деятельности в интересах дела 3. Проявляет стремление к самоизменению, но не готов принять решение по изменению собственной жизненной ситуации | |
Высокий | 1. Устойчивая потребность к познанию, добротворчеству, к 2. Ярко выражена потребность в совместной творческой деятельности на основе гуманных отношений к людям, себе и 3. Проявляет готовность к самоизменению, принимает решение по изменению собственной жизненной ситуации | |
Когнитивный | Низкий | 1. Имеет поверхностное знание и понимание смысла общечеловеческих нравственных ценностей. Игнорирует разъяснение со стороны окружающих 2. При выборе ценностей отдает предпочтение в основном |
Средний | 1. Стремится к пониманию смысла общечеловеческих нравственных ценностей. Прислушивается к разъяснению со стороны окружающих 2. Стремится к выбору нравственных ценностей, но материальное благополучие играет немаловажную роль | |
Высокий | 1. Проявляет понимание смысла общечеловеческих нравственных ценностей, устойчивый интерес к духовно-нравственной проблематике 2. Постоянно ориентируется на нравственные ценности | |
Эмоционально-волевой | Низкий | 1. Берет ответственность за реализацию цели проекта, разработку нравственных норм, правил только по совету учителя 2. Проявляет негуманное отношение к другим: нетерпимость 3. Слабо выражено стремление доводить начатое дело до конца (отсутствие воли) |
Средний | 1. Эпизодически стремится к ответственности за разработку и 2. Стремится к гуманному отношению к другим: проявляет 3. Стремится доводить начатое дело до конца | |
Высокий | 1. Берет ответственность за решение поставленной задачи 2. Устойчиво проявляет терпимость (толерантность), отзывчивость к товарищам, испытывает радость за успехи других 3. Доводит начатое дело до конца гуманными средствами | |
Деятель-ностно- результа- тивный | Низкий | 1. Выполняет социально значимые проекты под руководством учителя 2. Осуществляет выбор занятий по интересам в основном на 3. Стремится к осознанию своего места в жизни, но определяет смысл своего будущего на негуманной основе |
Средний | 1. Стремится к самостоятельному активному поиску своей позиции, роли, идеи внутри социально значимого проекта 2. Осуществляет выбор занятий по интересам на активной основе, сохраняя или наращивая интеллектуальный потенциал 3. Стремится к осознанию своего места в жизни, к определению смысла своего будущего на гуманной основе | |
Высокий | 1. Выступает организатором социально значимых проектов, 2. Наращивает интеллектуальный, духовный потенциал в вы 3. Осознает свое место в жизни, определяет смысл своего будущего на основе гуманного отношения к людям, себе |
29
Литература
- Колин К.К. Безопасное развитие общества как гуманитарная проблема. Межд. безопасность России в условиях глобализации. – М.: Изд-во РАГС, 2007.
- Семенов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох: Избранные научные работы (1997-2007гг.). – СПб.: Изд-во С.- Петерб. университета, 2008.
- Григорьев, Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС – М: «Просвещение», 2013
- Сафронова, Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: монография / Е.М. Сафронова. — Волгоград: Перемена, 2004.
- Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1999.