Здоровьесберегающий проект “Здоровье детей в наших руках”.
Паспорт проекта
Наименование проекта | “Здоровье детей в наших руках”. |
Разработчики проекта | Воспитатели: Клочкова Е.В. |
Цель проекта | Приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления в ДОУ |
Срок реализации проекта | Март – апрель 2016г. |
Ожидаемые результаты | - повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту; - повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении - создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. - создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников” |
Ресурсное обеспечение | Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов Физкультурный зал, спортивная площадка. Разработка программы оздоровительных мероприятий и досугов . Подбор методической литературы Изготовление нестандартного оборудования |
Введение
Одной из ведущих задач основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В группе «Гномики» работа по оздоровлению ведется постоянно. Наш проект, организованный в март 2016г. - апрель 2016 г. – практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образование.
Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы. В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение.
В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.
Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации.
Введенные в воспитательно - образовательный процесс “Минутки шалости”, “Минутки тишины” и “Гимнастика маленьких волшебников” стали достоянием группы, подобраны картотеки пальчиковогоигротренинга, динамических пауз, а также психогимнастики, релаксации.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя);
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);
3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).
4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника
4. Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
- Элементы оздоровительного самомассажа;
- Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска).
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
- Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
- Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни.
- Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основедоверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Пути реализации проекта:
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
- экскурсии;
- спортивные соревнования;
- беседы;
- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
- консультации для родителей;
- выставка детского творчества;
Ожидаемый результат:
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями
- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”
- создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”
Вид проекта:
По продолжительности: краткосрочный;
По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;
По содержанию: социально-педагогический
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По количеству участников: фронтальный.
Интеграция образовательных областей
Физическая культура | Развитие физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей. |
Здоровье | Формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье. |
Безопасность | Формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности. |
Социализация | Развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности. |
Познание | Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни. |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. |
Художественная литература | Использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области. |
Художественное творчество | Удовлетворение потребности детей в самовыражении в продуктивной деятельности. |
Музыка | Использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей. |
Перечень здоровьесберегающих технологий, применяемых в педагогическом процессе .
Виды | Место в режиме дня | Ответственный |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
Минутки шалости | Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи ежедневно. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Динамические паузы | В перерывах между непосредственно образовательной деятельностью 5 – 7 мин . | Воспитатели |
Релаксация | В зависимости от состояния детей и целей для всех возрастных групп | Педагоги |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно | Воспитатели, учитель-логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно 3 – 5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. | Все педагоги |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Все педагоги |
Бодрящая гимнастика | Ежедневно после дневного сна 5 – 7 мин | Воспитатели |
Растирание сухой варежкой | Ежедневно после дневного сна 5 – 7 мин
| Воспитатели |
Корригирующая гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Инструктор по физической культуре |
“Гимнастика маленьких волшебников” | На физкультурных занятиях, после дневного сна. | Воспитатели |
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
Игротерапия | В свободное время во второй половине дня. Время проведения зависит от задач, поставленных педагогом | Воспитатели, педагог-психолог |
Самомассаж | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Воспитатели, инструкторпо физической культуре |
Точечный массаж | Проводится в любое удобное для педагога время | Воспитатели |
Игровой массаж | На физкультурных занятиях и во время динамических пауз | Инструктор по физической культуре, воспитатели |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю 25 – 30 мин. | Воспитатели, педагог-психолог |
Этапы реализации проекта
Задачи | Мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки | ||
I этап Аналитический | |||||
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. | Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование. | Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ. | март 2016г. | ||
II этап Организационный | |||||
Планирование и прогнозирование работы | Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ. | Наличие планов: - спортивных досугов и развлечений. - консультаций для родителей и педагогов. | март 2016г. | ||
Разработка содержания развлечений и досугов | Конспекты спортивных развлечений и досугов | март 2016г. | |||
Подбор дидактического материала, литературы. | Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни. | март 2016г. | |||
Обогащение предметной развивающей среды. | Подбор и изготовление нестандартного оборудования. | Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах. | апрель 2016г. | ||
III этап Практический | |||||
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. | Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами. | Картотека подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!” Буклеты: “Дыхательная гимнастика” Нетрадиционное физкультурное оборудование.
| апрель 2016г. | ||
Подведение итогов | |||||
Распространить опыт в сфере здоровьесбережения | Оформление выставки “Мы здоровью скажем “Да” Презентация проекта “Здоровье детей – в наших руках” День здоровья в детском саду “Здоровым будь!” | апрель 2016г. | |||
План мероприятий по реализации проекта | ||||
| Мероприятие | Сроки | Ответственные | Примечание |
Воспитатели, специалисты ДОУ | 1.Тест для воспитателей на педагогическую компетентность на тему “Физическое воспитание дошкольников” 2. Консультации для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня», «Использование нестандартного оборудования» 3. Знакомство с программой «Гимнастика маленьких волшебников»
|
| 1. Клочкова Е.В.
2. Батова Л.Ю.
3. Кравченко Е.Н.
|
|
Родители | 1. Анкетирование: «Путь к здоровью ребенка лежит через семью» 2. Консультации: «Иммунитет», «Играем – пальчики развиваем» 3. Буклеты: «Дыхательная гимнастика» 3. Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да» |
| 1.Клочкова Е.В. 2. Батова Л.Ю. 3. Воспитатели всех групп |
|
|
|
| ||
Дети | 1. «Гимнастика маленьких волшебников», «Минутки шалости», «Минутки тишины» 2. Целевая прогулка по участку «В здоровом теле – здоровый дух» 3. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?» 4 НОД «Физическая культура» по мотивам сказок «В гостях у сказки» 5. «День здоровья» 6. «Гимнастика маленьких волшебников» 7. Чтение художественной литературы: сказки о пользе физкультуры и спорта. 8. Сказка – беседа «Кто такие микробы?» 9. Беседа: «Полезные продукты»
|
| 1. Все воспитатели 2. Кравченко Е.Н. 3. Все воспитатели
4. Клочкова Е.В. 5. Батова Л.Ю. 6. Все воспитатели 7. Все воспитатели 8.Все воспитатели 9. Медсестра.
|
|
Заключение Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада. Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми. Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять. В проекте мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения: - “Минутки шалости”, - “Минутки тишины”, - “Гимнастика маленьких волшебников”, разработанную педагогом из Семипалатинской области Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения. Основными целями проведения этих игровых упражнений являются: - соблюдение профилактики простудных заболеваний; - закаливание детей; - подведение детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими; - учить освобождаться от стрессов, перенапряжения; - прививать необходимые умения проведения точечного массажа. Благодаря совместной проектной деятельности мы смогли: - расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни; - усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей; - создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений воспитателя с родителями. Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих. Список литературы
1. Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 20022. 2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28. 3. Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006 4. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 5. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007 6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003. 7. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007 8. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004 9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999. 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г №2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”.
11. Шорыгина Т.А. “Беседыо здоровье”. Москва, 2004.
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 105.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта Разработчик проекта воспитатель: Клочкова Е.В. Цель проекта: Приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления в ДОУ Срок реализации проекта Март – апрель 2016г. Ожидаемые результаты - повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту; - повышение интереса родителей к здоровому образу жизни - повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении - создание единого воспитательно –образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. - оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”; - создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников” Ресурсное обеспечение Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов Физкультурный зал, спортивная площадка. Разработка программы оздоровительных мероприятий и досугов . Подбор методической литературы Изготовление нестандартного оборудования
Введение Одной из ведущих задач основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В группе «Гномики» работа по оздоровлению ведется постоянно. Наш проект, организованный в март 2016г. - апрель 2016 г. – практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образование. Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой , Ю.Ф.Змановского , работающих в области здоровьесбережения , а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы. В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение. В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. Физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности. Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации.
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям: Профилактическое: 1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя); 2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду); 3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики ( самомассаж , использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.). 4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей Организационное: 1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; 2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики; 3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника 4. Обеспечение психологического комфорта. Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя: - Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати; - Элементы оздоровительного самомассажа ; - Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска). В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Цель и задачи проекта: Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровье сбережения в ДОУ. Задачи: - Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни. - Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей. - Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни. - Создать единое воспитательно –образовательное пространство на основедоверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Принципы реализации проекта Принцип природосообразности – формирование у дошкольников стремление к здоровому образу жизни Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, неправленых на укрепление здоровья. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методовпо оздоровлению детей . Принцип дифференциации - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Дети: Бережное отношение к своему здоровью Повышение интереса к физкультуре и спорту Представления о здоровом образе жизни Воспитатели: Повышение профессионального мастерства педагогов в здоровьесбережении Пополнение спортивного оборудования в группах Компетентность в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни Родители : Повышение интереса к здоровому образу жизни Взаимодействие с педагогами и инструктором по физической культуре по вопросам физического воспитания детей Активное участие в жизни ДОУ и реализации проекта
Пути реализации проекта Приобщение детей к здоровому образу жизни Внедрение в оздоровительные мероприятия “Гимнастику маленьких волшебников” Организация и обеспечение физкультурно – оздоровительной работы Создание здоровой среды в детском саду, в которой не только дети и педагогический коллектив, но и родители станут приверженцами и активными субъектами ЗОЖ
Ресурсное обеспечение проекта Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов Нестандартное оборудование Физкультурный зал, спортивная площадка . Подбор методической литературы Программа оздоровительных мероприятий и досугов.
Формирование представлений и навыков ЗОЖ Педагоги : Изучение программ, инноваций Планирование работы с детьми Оборудование предметно – развивающей среды Семья: Родительские собрания Анкетирование Консультативные пункты Совместная работа
Участники проекта: Воспитатели Дети Родители Инструктор по физкультуре Медсестра Музыкальный руководитель
Заключение Проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада. Особенностью проекта является единое воспитательно –образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми. Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.
Список литературы Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод . пособие / М.П.Асташина . – Омск, 20022. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28. Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас , 2006 Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк . учреждений. - М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1999 Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007 Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007 Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004 Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г №2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”. Шорыгина Т.А. “ Беседыо здоровье”. Москва, 2004.