" Волшебный пластилин"

Анциферова Анна Сергеевна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39»

           

                                                                                                                          Утверждаю:                                                                                             Утверждено

                                                                                                       педагогически советом

Приказ№ 45/5 от 01.09.2015г.                                                   МБДОУ№ 39

заведующий            Кутькина И.Л.                         протокол №1 от «28» августа 2015г                            

                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

Программа работы кружка

«Волшебный пластилин».

по разделу «Художественно – эстетическое воспитание.

Изобразительная деятельность Лепка».

для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

 

 

 

 

 

Руководитель:

Воспитатель Анциферова А.С.

первой категории

 

 

 

Ленинск- Кузнецкий городской округ, 2015г

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность программы.

Я леплю из пластилина,

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак

 Мориц Ю.

 Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка от года. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.

Специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. 

 

Аннотация на программу.

Путь-дорога в мир объемных изображений

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, занятие проводится в блоке совместной деятельности в вечернее время с сентября по май включительно.

  Программа разработана  на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, методических рекомендаций к программе воспитания и обучения в детском саду и занятий по изобразительной деятельности Т.С.Комаровой.

Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина. 

Задачи:

1.     Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из  пластилина;

2.     Развивать мелкую моторику рук.

3.     Содействовать развитию интереса детей к   художественному творчеству;

4.     Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждое новая работа базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Работы, которые создает ребенок, близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

 
       Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Программой предусмотрены занятия с детьми, у которых исходные данные по лепке выше среднего уровня при  выполнении работ  из пластилина

Все изучаемые темы распределены по трем этапам:

·        первый – исходные формы;

·        второй – доработка исходных форм;

·        третий – сложные изделия.

Первый этап – это выполнение работ самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута.  Педагог объясняет и показывает, как эти формы делать, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе.

Второй этап – выполнение более сложных работ, когда исходные формы дорабатываются, усложняются

Третий этап– выполнение сложных работ.

 Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

Как итог работы в конце изучения каждой темы дети привлекаются к оформлению  композиций, игровых модулей, используют работы в игре, т.е видят применение своего труда в реальной жизни, а значит понимают важность и необходимость сделать свои работы более красивыми.

 

 

Ожидаемые результаты.

1.     У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий , так и в свободное время.

2.     Уверенно делят пластилин на части  соответственно  замыслу.

3.     Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.

4.     Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.

5.     Лепят предметы, передавая их  характерные особенности.

6.     Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.

 

 

Методические рекомендации

 

Последовательность обучения выполнения работы:

 1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность, обращение к жизненному опыту детей, к их зрительной памяти. Например, попросить вспомнить красивые большие мячи для игр, которые у них есть или они видели в магазине.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм (голова – круглая, значит надо слепить шар и т. д.)

3. Поэтапная лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за педагогом..

4.  Самостоятельная лепка по образцу, выполненному в группе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Педагог может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.

Лепка изделия по нотации.

  1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер - образца можно увеличить против размеров  работ, исполняемых детьми, чтобы  хорошо были видны действия педагога.

4. Контроль исполняемого детьми  действия

5. Если действие оказалось сложным для большинства детей, следует вновь, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Убедившись, что большинство детей справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, воспитатель может просто напомнить работу, на которой впервые встретилось это действие, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

На первом занятии, главная задача – разбудить интерес и внимание, ознакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами.

 

 

Усложнение программных требований.

Задачи обучения.

 

 

По программе М.А.Васильевой

 

По  программе «Волшебный пластилин»

 

11

Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить  из глины (из пластилина, пластической массы)

 

Учить делить пластилин на части, соответственно размеру частей работы.

22

Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички)

 

Учить лепить посуду ленточным способом (делать ленточку из жгутика), раскатывать длинный жгутик, скручивать  2 жгута, расплющивать шар пальцами  превращая его в круг

33

Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки

 

Учить смешивать 2 цвета пластилина.

44

Учить приёмам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы

 

Учить лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способом

55

Познакомить с использованием стеки

 

Учить использовать стеку для придания работе выразительности.

66

Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки

 

Учить « рисовать» пластилином, нанося его тонким слоем на изображение.

77

Закреплять приёмы аккуратной лепки.

 

 

 

 

Используемая литература

 

1.     Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва, Мозаика – синтез, 2005г.

2.     Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика – синтез, 2005г.

3.     Занятия по изобразительной деятельности  в средней группе детского сада. Т.С.Комарова. Москва, Мозаика – синтез, 2009г.

4.     Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И.В Маслова, Баласс,

2008 г.

5.     Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей  2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина., Сфера, 2012г.