"Sand Art"- как метод развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста
В материале раскрывается развитие творческого мышления посредством использования технологии «Sand Art».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1sand_art.docx | 76.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«SAND ART»
- как метод развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Павлова
Светлана Александровна
МОУ Григорьевская СШ ЯМР (дошкольные группы)
Ярославль 2015 г.
Содержание
Введение – стр. 3
Глава 1. Особенности формирования творческого мышления дошкольника 5-7 лет - стр. 4
Глава 2. Возможности техники «Sand Art» для развития творческого мышления дошкольников – стр. 6
Глава 3. Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого мышления посредством «Sand Art» - стр. 7
Заключение - стр.12
Список литературы – стр. 13
Приложение – стр. 14
Введение
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период развития творческого мышления. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для его развития. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.
В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного развития общества является человек, способный к творческому мышлению и созиданию. ФГОС ДО говорит о необходимости «создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка»[8]
Федеральный государственный образовательный стандарт требует от педагогов создания такой предметно-развивающей среды, которая будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Опираясь на свой опыт, для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, я выбрала использование инновационной технологии рисования песком - метод «Sand Art», который позволяет на специально созданных столах со световой подсветкой решать обучающие, развивающие и коррекционные задачи.
Цель программы: Развитие творческого мышления посредством использования технологии «Sand Art».
Для достижения этой цели сформулировала следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития творческого мышления у дошкольников;
2. Рассмотреть возможности использования рисования песком для развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3. Создать условия для развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования песком (развивающая предметно-пространственная среда, план мероприятий по использованию рисования песком, взаимодействие с родителями, самообразование).
Материалы, представленные в работе, имеют научную методологическую основу и направлены на конкретный практический результат: развитие творческого мышления старших дошкольников, формирование активной позиции родителей по вопросам развития творческого мышления детей, а также повышение творческого потенциала педагогов учреждения.
Глава 1. Особенности формирования творческого мышления дошкольника 5-7 лет
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Отечественный психолог Р.С. Немов дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление – вид мышления связанный с созданием и открытием чего-либо нового».
Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов под ред. Дьяченко можно найти такое определение креативности: Креативность – способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основные факторы креативности – оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии.
Креативность - способность, изначально присущая ребенку, поэтому дошкольный возраст признан рядом психологов сенситивным для развития творчества. Креативность формируется стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования. Но ребенку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого. Задача взрослого состоит в том, чтобы сохранить в ребенке творческое начало, помочь ему проявить себя как творческую личность.
Ребенок 5-7 лет восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, т.е. он расположен к развитию творчества. С возрастом способность к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. В 5-6 лет из факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимы внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает значение индивидуального опыта.
В 7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Препятствуют творческому мышлению конформизм, как следствие боязни показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость как желание найти результат немедленно тоже нередко разрушают творческий процесс. Самым вредным для детского творчества является цензура, особенно внутренняя - это в том числе психологическая инерция как склонность идти проторенным путем.
Согласно данным одного из первых исследователей детской креативности П. Торренса, способность к творчеству проявляется неравномерно. Пики ее наблюдаются в 5, 9, 13, 17 лет. Другой знаменитый исследователь детства, Ж. Пиаже, отрицал креативность как характеристику детского мышления, считая его эгоцентричным, нерефлексивным, нечувствительным к противоречиям.
Среди отечественных ученых Л.С. Выготский экспериментально выявил уменьшение ригидности мышления с возрастом благодаря развитию умения усваивать и формулировать новые понятия. А.А. Венгер связывал увеличение с возрастом способности к творчеству с развитием понимания причинности - способности выявлять связи и отношения между предметами и их свойствами, отражать объективные закономерности. Н.Н. Поддьяков называет гибкость детского мышления условием, обеспечивающим усвоение системы знаний, отражающих объект в различных противоречивых аспектах. Он связывает с этой особенностью такую форму детского творчества, как экспериментирование. Детское экспериментирование, по Н.Н. Поддьякову, - это преобразование ребенком незнакомых объектов и самостоятельное выявление в них скрытых свойств и отношений.
Гибкость мышления дошкольника связана с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а нестарое в новом. Зависит эта особенность мышления как от умения ребенка выделять в освоенных им средствах мышления новые свойства и отношения, так и от смелости применять ранее освоенные средства мышления в новых условиях. Умение анализировать образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики чрезвычайно важны для развития гибкости детского мышления.
Исследования Е.С. Ермаковой показывают, что по мере продвижения дошкольника от средней к подготовительной группе детского сада наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств, успешно применяемых в одной ситуации и неэффективных в другой. Она выделила три уровня развития гибкости мышления дошкольника, характеризующиеся различными внешними проявлениями.
Уровни развития гибкости мышления дошкольников
Первый уровень. Ребенок не осознает проблемности ситуации, не выделяет существенные свойства объекта, не выделяет те или иные аспекты мыслительных средств.
Второй уровень. У ребенка появляются попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных. Анализ мыслительных средств выражен, по не дифференцирован, не развернут.
Третий уровень. У ребенка выражен анализ свойств объекта, выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко вынуждена зрительная ориентировка, ребенок ясно улавливает особенности проблемной ситуации.
С учетом особенностей процесса протекания творческого мышления дошкольников к развивающим программам предъявляется целый комплекс требований.
Взрослый, реализующий систему развития творческого мышления у ребенка 5 - 7 лет, придерживается принципов развития творческого мышления.
Принципы развития творческого мышления
Принцип беглости мышления предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляется по методу «мозгового штурма».
Принцип мягкого соревнования означает использование соревнования между командами, постоянно меняющими свой состав, и нематериальным вознаграждением победы и участия.
Принцип сотрудничества и кооперации позволяет выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе.
Принцип благоприятного климата обязывает взрослого поддерживать на занятиях благоприятную социально-психологическую среду, характеризующуюся психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка.
Принцип неоцениваемой деятельности предоставляет каждому участнику право делать ошибки.
Принцип положительного подкрепления желаемого поведения понимается как событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
Принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей ребенка благодаря его собственной деятельности по решению творческой задачи.
Глава 2. Возможности техники «Sand Art» для развития творческого мышления дошкольников
Выбор «Sand Art» для развития творческого мышления дошкольников обусловлен тем, что благодаря этой технике у детей более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов и существенно повышается мотивация к образовательной и поисково-исследовательской деятельности.
В то же время, средства и методы рисования песком развивают не только творческое мышление, но и другие психические процессы ребенка, а так же мелкую моторику рук.
Если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психо-эмоционального состояния ребенка.
Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Метод «Sand Аrt» появился благодаря слиянию двух направлений: технологии «Терапия песком» (предложенная психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом) и песочной анимации (созданной аниматором Каролин Лиф). Метод песочного рисования «Sand-Art» существует сравнительно недавно, около 30 лет. Зародилось это направление в США, и сначала было лишь эффектным зрелищем при проведении разнообразных шоу-программ. Позже специалистами было доказано, что метод песочного рисования «Sand-Art» можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целях. Метод не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 2-х лет. Авторами метода «Sand Аrt» в России являются: О.Н.Никитина - психолог консультант, работающий в гештальт-подходе, член Санкт-Петербургского психологического общества, дважды победитель конкурса педагогических достижений, соавтор проекта «Родительский клуб» и художник М.В.Соснина (лицензия 78№000533). Они предлагают такое определение метода: «Метод «Sand Аrt» систематизированная совокупность последовательных действий с песком на специально созданных столах со световой подсветкой для решения обучающих, развивающих и коррекционных задач».
В нашем случае главной целью использования метода «Sand Art» является развитие творческого мышления.
Глава 3. Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого мышления посредством «Sand Art»
Работа по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования песком состоит из нескольких этапов.
Цель: Развитие творческого мышления посредством использования метода «Sand Аrt» у детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы реализуется через решение следующих задач: развитие качеств творческого мышления (гибкость, оригинальность и беглость) развитие мелкой моторики рук;
Сопутствующих задач:
∙ снятие мышечного напряжения, тревоги;
∙ стабилизирование эмоционального состояния,
∙ совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, речевых возможностей;
∙ развитие познавательных процессов.
Психологические методы исследования:
- Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма).
Одно из предназначений использования данного теста является поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Используя методики направленные для измерения творческих способностей в исследовании креативности, мы опирались на определение, данное современным психологическим словарем, которое характеризует креативность, как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом, или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания».
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок». Это второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован с дошкольного возраста (5-6 лет). Ответы на его задания испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Подписать рисункам помогают сделать детям сампедагог. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Инструкция: «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой»
Тест отражает различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей.
В нашем исследовании, оценка ответов происходила по двум параметрам:
- Беглость
- Оригинальность
С системой подсчета баллов по каждому параметру и подробным описанием данной диагностической методики можно ознакомиться в литературе [5].
Стимульный материал представлен в приложении 1.
- Методика «Необычное использование» основана на методике Дж. Гилфорда.
Традиционно субтест Дж. Гилфорда «Необычное использование» применяется для исследования уровня развития дивергентного мышления и вербальной креативности, основываясь на том, что Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.
Инструкция: «Ребята, все мы знаем, что газета используется нами для чтения, постарайся придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать? Время выполнения 3 минуты».
Задачей испытуемых было дать как можно больше орегинальных, нестандартных способов применения «обычных предметов», таких как:
- деревянная линейка;
- газета;
- вилка.
Результаты детей оцениваются по двум показателям:
- беглость ответов (1ответ-1 балл)
- оригинальность ответов (число ответов, 1 ответ-4 балла).
Педагогические методы:
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный метод;
- проблемный метод;
- эвристический поисковый.
Методические приемы, которые наиболее благоприятно способствуют активизации творческого мышления детей:
- обеспечение ситуации успеха;
- прием аналоги и ассоциаций;
- эмоционально-ассоциативный;
- комбинирование и трансформация;
- свободный выбор заданий (техники исполнения, сюжет рисунка дети могут выбрать самостоятельно)
Подготовительный этап
На этом этапе был проведен теоретический анализ проблемы развития творческого мышления у дошкольников, изучение опыта работы по применению работы с песком в дошкольном образовании. А так же изучено мнения родителей об использование в работе с детьми различных техник рисования, в том числе — рисования песком. В группе была организована развивающая предметно-пространственная среда: приобретено необходимое оборудование, созданы картотеки игр на развитие творческого мышления, разработаны развивающие игры, подобраны материалы для работы с песком.
На протяжении этого этапа велась работа по самообразованию. С детьми проводилась подготовительная работа с песком в песочнице во время прогулок и в группе (использовались небольшие подносы с песком). На этом этапе моя задача состояла в том, чтобы познакомить детей с новым материалом и раскрыть его свойства. Также на этом этапе была проведена диагностика творческого мышления детей.
Основной этап
Работа на этом этапе велась в двух направлениях: с детьми и с родителями. В старшем дошкольном возрасте дети знакомились с планшетами для рисования на песке.
Коррекционно-развивающие занятия по развитию творческого мышления включающие рисование песком выполнялись в соответствии с календарно-тематическим планированием группы.
В целом работа по развитию творческого мышления посредством рисования на песке проходила ряд последовательных этапов. Сначала дети знакомились с техникой рисования песком на стекле, учились засыпать фон, выполнять движения разными частями кисти руки. Одновременно дети знакомились со способами создания изображения палочкой на песке во время прогулки. У детей появилась возможность самостоятельного выбора способа создания задуманного ими образа. Освоив способы рисования на песке, мы переходили к работе по развитию творческого мышления, учитывая принцип от простого к сложному. Постепенно для работы вводились дополнительные материалы, с помощью которых можно было «украсить» рисунок, сделать образ более насыщенным и интересным. На основе своих творческих работ ребята сочиняли сказки, фантастические рассказы. Сначала совместно со взрослым, потом самостоятельно и совместно с другими детьми.
Стоит отметить, специфика работы с песком такова, что продукт деятельности не может быть сохранен, поэтому работы детей фотографировались.
Неотъемлемой частью моей работы являлось взаимодействие с родителями. Проводились мастер – классы и консультации, родители стали непосредственными участниками организации развивающей предметно – пространственной среды.
Итог работы на основном этапе:
- конспекты НОД
- конспекты мастер-классов для родителей и педагогов
Заключительный этап
На данном этапе были подведены итоги и сделаны выводы по результатам проделанной работы. Проведѐн сравнительный анализ диагностических исследований творческого мышления детей старшего дошкольного возраста до развивающей работы и на заключительном этапе.
Результаты диагностики показали положительную динамику в развитии творческого мышления как в целом по группе, так и у каждого ребенка в отдельности.
В ходе работы было замечено, что рисование песком возможно использовать на много шире, чем предполагалось. Такая деятельность способствует развитию познавательных процессов, расширению кругозора, развитию мелкой моторики и координации движений, развитию связной речи.
Анализируя результаты взаимодействия с родителями и педагогами, я пришла к выводу, что проведѐнная работа позволила повысить их интерес к использованию рисования песком и раскрыть его значение в развитии дошкольников.
Заключение
В результате проведѐнной работы была доказана эффективность использования рисования песком для развития творческого мышления у детей дошкольного возраста.
Эффективность проделанной работы подтверждают следующие результаты:
- воспитанники используют в своей деятельности различные приѐмы рисования песком и на песке;
- У детей чаще стали возникать оригинальные нестандартные идеи выхода из проблемной ситуации
- воспитанники приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт взаимодействия на основе творческой деятельности, научились более свободно выражать свои мысли;
- дети стали самостоятельно реализовывать творческую задачу;
- Дети научились строить предположения, делать догадки, предполагать возможные неудачи
- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом;
- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали насыщеннее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.
Перспективой дальнейшей работы в данном направлении вижу:
- анимационную деятельность с песком
- отработку новых, более сложных техник рисования песком
- использовать в работе с песком цветную бумагу для создания фона
- приобрести для работы с песком специальное оборудование — документ- камера
Список литературы:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,1991.-93с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно – методическое пособие. Серия: Приглашение к творчеству. Издательство «Детство - Пресс» - 2006.
- Зейц М. Пишем и рисуем пальчиками. Издательство ИНТ – 2010.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов / Пер. с англ. под ред. Е.И. Щебланова. М.: ИНТОР. 1995. – 48 с.
- Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, - 8 - воображения, речи: Игровые задания. - М.:Издательство «Первое сентября», 2004.
- Современный словарь по психологии/ Под ред. В.В. Юрчука. Минск.: Современное слово. 1998. 767 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Краткий тест творческого мышления П. Торренс
(фигурный вариант)»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модель творческого поведения ребенка
Творческие факторы | Значение |
Когнитивно-интеллектуальные творческие факторы | |
Беглость мышления Придумать как можно больше… | - Генерирование большого количества идей - Беглость мысли -Не один, а несколько уместных ответов |
Гибкость мышления Использовать различные подходы… | - Разнообразие типов идей - Способность переходить от одной категории к другой - Направить мысль по обходным путям |
Оригинальность мышления Уникальные или новые способы мышления…. | - Необычные ответы - Оригинальные нестандартные идеи - Отступление от очевидного, общепринятого |
Разработанность мышления Добавлять к… | - Облагородить идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной, глубокой - Расширить, добавить что-то к основной идее |
Личностно-индивидуальные творческие факторы (аффективно-чувственные) | |
Способность пойти на риск Иметь смелость… | - Конструктивно воспринимать критику, предполагать возможные неудачи - Пытаться строить предположения, делать догадки - Действовать в неконструктивных условиях - Защищать собственные идеи |
Сложность (комплексность) Исследовать неизвестное… | - Поиск многих альтернатив - Видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло быть - Привести в порядок неупорядоченное - Разбираться в сложных проблемах - Сомневаться в единственно верном решении |
Любознательность Быть готовым… Иметь желание… | - Быть любознательным и проявлять интерес - Играть идеями - Проявлять интерес к загадкам, головоломкам - Размышлять над скрытым смыслом явлений - Следовать предчувствию, просто посмотреть, что произойдет |
Воображение Иметь силы… | - Визуализировать и строить мысленные образы - Воображать то, чего никогда не было - Доверять интуиции - Переходить за границы реального мира |