Автоматизация звука "Р" в словах со стечением согласных

Тема: Автоматизация звука «Р» в словах со стечением согласных звуков

Цель: Научить ребенка правильно, четко проговаривать звук «Р» в словах со стечением согласных звуков

Задачи:

-закреплять четко, в полном объеме выполнять задания на развитие артикуляционного аппарата

-добиваться дифференцированного ротового и носового дыхания, формирование направленной воздушной струи

- закреплять умение четко произносить гласные звуки А, О, У, Ы, Э, затем в стечениях согласных со звуком «Р».

-развивать силу голоса в процессе произношения слоговых рядов с использованием звука «Р» со стечением согласных

-совершенствовать умение согласовывать количественные числительные с существительными

- формировать навык слогового анализа слов со стечением согласных звуков

-  формировать умение правильно произносить односложные, двусложные трехсложные слова со стечениями

- тренировать в правильном произношении звука «Р» в словосочетаниях со стечением согласных

-  развивать умение подбирать родственные слова к словам тропа, трава, труба.

- тренировать навык в полном объеме выполнять упражнения на развитие движений рук с воспроизведением слогового ряда со звуком «Р»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zinoveva_e.v._zvuk_r.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в словах со стечением согласных звуков».

Автор: учитель-логопед Зиновьева Елена Владиславовна

г. Москва ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО Капотня

Тема: Автоматизация звука «Р» в словах со стечением согласных звуков

Цель: Научить ребенка правильно, четко проговаривать звук «Р» в словах со стечением согласных звуков

Задачи:

-закреплять четко, в полном объеме выполнять задания на развитие артикуляционного аппарата

-добиваться дифференцированного ротового и носового дыхания, формирование направленной воздушной струи

- закреплять умение четко произносить гласные звуки А, О, У, Ы, Э, затем в стечениях согласных со звуком «Р».

-развивать силу голоса в процессе произношения слоговых рядов с использованием звука «Р» со стечением согласных

-совершенствовать умение согласовывать количественные числительные с существительными

- формировать навык слогового анализа слов со стечением согласных звуков

-  формировать умение правильно произносить односложные, двусложные трехсложные слова со стечениями

- тренировать в правильном произношении звука «Р» в словосочетаниях со стечением согласных

-  развивать умение подбирать родственные слова к словам тропа, трава, труба.

- тренировать навык в полном объеме выполнять упражнения на развитие движений рук с воспроизведением слогового ряда со звуком «Р»

Краткое содержание материала:

  1. Артикуляционная гимнастика: "Заборчик"."Трубочка"."Вкусное варенье"."Почистить верхние зубы"."Лошадки"."Маляр"."Грибок"."Фокус".
  2. Дыхательная гимнастика: «Дышим зимой», «Листок улетает», «Бабочка», «Кто дальше загонит мяч».
  3. Развитие мелкой моторики: «Кулак-ладонь», «Ладонь- ребро», «Кулак-ребро-ладонь».

         4.           Произнесение звука Р в открытых слогах со стечением: пра-про, пру-пры, пра-про-пру-пры, бра-бро, бру-бры, бра-бро-бру-бры. Вра-вро, вру-вры, вра-вро-вру-вры.

  1.        Игра мяч. Слоги: кра-кро-кру-кры-крэ, гра-гро-гру-гры-грэ.
  2.        Физминутка
  3.         Игра «Один-два-пять». Слова: ведро, крокодил, барсук, корзина,  верблюд, вертолет.
  4.    «Дом для звездочки». Односложные слова: торт, спорт, шарф, парк, брат. Двусложные слова: прыгун, дракон, крыша, брызги, фрукты, зебра, краска. Трехсложные слова: подруга, награда, перчатки, петрушка, грамота, страница, продукты, картошка.
  5. Игра «Ромашки». Слова- «родственники» :

Трава — травка — травинка — травушка — травиночка.
Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка.
Труба — трубка — трубочка — трубочист.

  1. Чистоговорки.

Тра-тра-тра, тра-тра-тра — вижу пламя я костра.

Тро-тро-тро, тро-тро-тро — будем строить мы метро.

Тру-тру-тру, тру-тру-тру — тесто подойдёт к утру.

Тры-тры-тры, тры-тры-тры — будем покупать шатры.

Гра-гра-гра, гра-гра-гра — начинается игра.

Бро-бро-бро, бро-бро-бро — делайте всегда добро.

Кру-кру-кру, кру-кру-кру — покупай скорей икру.

11.Чтение слов, словосочетаний со стечением согласных со звуком «Р». Громова О. Е. стр. 3 – 10.

        Степные травы, идти по трапу, опоздал на трамвай, высокий трамплин, стальной трос, царский трон, тропка в лесу, тройка в дневнике, трубить в трубу, трудный подъем.

План-конспект.

Орг. момент.

Цель: создать мотивацию, настрой на работу.

Здравствуй, сегодня занятие с тобой приведу я.

Тема: Мы сегодня будем учиться произносить звук «Р» в сложных словах. Я подготовила много интересных заданий. Но давай сначала проделаем некоторые упражнения.

1. Артикуляционная гимнастика

"Заборчик". Улыбнись, покажи зубы. Держи улыбку до 5.

"Трубочка". Вытяни губы вперед.

"Почистить верхние зубы". Улыбнись, открой рот, и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

 «Вкусное варенье». Улыбнись, приоткрой рот, широким языком оближи верхнюю губу сверху вниз.

"Лошадки". Прищелкивай языком. (Поцокай как лошадка).

"Маляр". Улыбнись, открой рот, и "погладь" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

"Грибок". Поцокай как лошадка и приклей язык наверху. Держи до 5.

"Фокус". Улыбнись, приоткрой рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, сдуй ватку с носа. 

  1. Дыхательная гимнастика

«Дышим зимой». Дыши носом как я. (учить делать вдох носом и выдох носом)

«Листок улетает». Вдохни носом и выдохни ртом. Подуй на листик.

«Бабочка». Подуй на бабочку, как на листик.

«Кто дальше загонит мяч». Улыбнись, положи язык на нижнюю губу, произнеси звук «Ф», подуй на ватку.

  1. Мелкая моторика

К нам в гости пришел тигр, надо вместе с ним порычать. – РРРРР.

А теперь давай поиграем с нашими лапками, как тигр. Будем произносить слоги с движением руки: ра-ро (кулак — ладонь), ру-ры (ладонь — ребро), ра-ро-ру (кулак — ребро — ладонь).

           4. Игра «Машина».

Я тебе дам руль, как у настоящей машины, и будем заводить мотор.

Как заводится машина? Дддд-ррррр..Ддррррр

Правильно, а теперь давай произнесем громче, как рычит двигатель, когда машина набирает скорость.

А теперь машина заглохла, двигатель стал рычать тише, давай изобразим.

Молодец.

Представь, что мы едем по кочкам: пра-про, пру-пры, пра-про-пру-пры, бра-бро, бру-бры, бра-бро-бру-бры. Заехали  в лес, там много оврагов. Вра-вро, вру-вры, вра-вро-вру-вры.

5.Игра «Мяч».

Давай вместе произнесем гласные А, О, У, Ы, Э и  вспомним, что при этом делают наши губы и язык. Молодец.

А теперь поиграем в мячик. Я буду без звука произносить гласную и кидать тебе мяч, а ты догадайся, какую гласную я произнесла и кинь мне обратно со звуками «Кр», «Гр». Например, я произношу без звука «А», а ты мне говоришь «Кра», «Гра» и т.д.

        6.      Физминутка.

«Воронята в гнезде». Покажи, как вороненок высовывает из гнезда голову (голова влево, вправо, назад, вперед), затем правое и левое «крылышко» (голова и руки напряжены). Мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!» Вороненок присмирел и спокойно сел в гнездо (расслабление).

         7.      Игра «Один-два-пять».

На парте лежат цифры 1, 2, 5 и картинки. Назови, что изображено на картинке и посчитай по одному, два, пять. Например: один дом, два дома, пять домов.

        8.        Дом для звездочки.

Перед тобой лежат звездочки, они потерялись. Нужно их отправить обратно в свои дома. У нас есть одноэтажный дом, двухэтажный и трехэтажный. Один этаж это один слог. Громко и красиво прочитай, что написано на звезде и распредели по этажам.

        9.         «Ромашки».

Пока мы катались на машине, мы сдули лепестки ромашек, теперь нужно их обратно собрать. Прочитай, что написано на сердцевине цветка и подбери нужный лепесток. Что получилось? Какое слово собрали?

  1.   Чистоговорки.

Повтори за мной.

Тра-тра-тра, тра-тра-тра — вижу пламя я костра.

Тро-тро-тро, тро-тро-тро — будем строить мы метро.

Тру-тру-тру, тру-тру-тру — тесто подойдёт к утру.

Тры-тры-тры, тры-тры-тры — будем покупать шатры.

Гра-гра-гра, гра-гра-гра — начинается игра.

Бро-бро-бро, бро-бро-бро — делайте всегда добро.

Кру-кру-кру, кру-кру-кру — покупай скорей икру.

  1. Я принесла книжку, с красивыми картинками. Давай посмотрим на них. Прочитай, что написано четко, красиво.

Степные травы, идти по трапу, опоздал на трамвай, высокий трамплин, стальной трос, царский трон, тропка в лесу, тройка в дневнике, трубить в трубу, трудный подъем.

  1. Итог занятия

Молодец, все правильно. Давай вспомним, что мы сегодня с тобой делали?

Кто приходил к нам в гости? Понравилось превращаться в ворону и вороненка? Что понравилось больше всего?

Спасибо за занятие, можешь идти на переменку.