Использование новых методик в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС. (из опыта работы)
Для активизации мыслительной деятельности я постоянно включаю на уроках обществознания, истории России, истории Адыгеи и по «Основам светской этики» проблемное изложение и поисковую беседу. Применяя технологию критического мышления (мозговой штурм, составление кластера, стратегия Инсерт) по «Основам светской этики», использую прием «тонких» и « толстых» вопросов для организации работы с текстом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Использование новых методик в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
(из опыта работы Насретдиновой Раисы Ибрагимовны, учителя обществознания, высшей квалификационной категории, ХСОШ №1).
Настоящий урок начинается не со звонка,
а задолго до него.
С.И.Гессен.
Учитель истории и обществознания должен учесть все особенности современного урока в условиях реализации ФГОС. Современные образовательные технологии позволяют сделать качественно новым содержание образование. Выполнить эту задачу мне позволяет применение элементов различных педагогических технологий: проектного обучения, развития критического мышления, проблемного обучения, методика латерального мышления Эдварда де Боно.
Для активизации мыслительной деятельности я постоянно включаю на уроках обществознания, истории России, истории Адыгеи и по «Основам светской этики» проблемное изложение и поисковую беседу. Применяя технологию критического мышления (мозговой штурм, составление кластера, стратегия Инсерт) по «Основам светской этики», использую прием «тонких» и « толстых» вопросов для организации работы с текстом. Учащиеся легко и с интересом усваивают новый материал. А по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» обучающиеся представляют мини-проекты: иллюстрированные книжки, описательный текст с помощью рисунка, сообщения и др.
На уроке по истории России при рассмотрении темы «Отечественная война 1812г» применяю метод «Шести шапок» - это методика латерального мышления Эдварда де Боно. Методика подходит для использования как индивидуального, так и для работы в группе. Она позволяет уделить внимание каждому из аспектов мышления, но по одному разу. Класс делится на 6 групп по цвету шапок. Группа «Белая шапка» получает задание по сбору информации: изложить цифры и факты, планы подготовки к войне обеих стран. Группа «Розовая шапка» должна эмоционально зафиксировать все связанные задачи с образами Кутузова, Багратиона, Раевского, Барклая де Толли. Группа «Серая шапка» критически подходит к обсуждению возможных неудач в военных сражениях (Бородинское сражение). Группа «Желтая шапка» оптимистично смотрит на задачу и фиксирует возможности русской армии (Смоленское сражение), партизанского движения (возглавил адъютант П.И Багратиона Денис Васильевич Давыдов), крестьянского партизанского отряда (организованный крепостным Герасимом Куриным) и делает позитивные выводы. Группа «Зеленая шапка» творчески сосредотачивается на поиске новых решений проблемы, рассматриваются возможные варианты – это решение генерал- фельдмаршала Кутузова об оставлении Москвы без боя с целью сохранения армии. Группа «Синяя шапка» формирует на данном этапе общее представление о ситуации – гибель « Великой армии» и систематизирует мыслительный процесс – итоги и значение победы России над Наполеоновской армией. Эмоциональный настрой урока также создают иллюстрации, использование стихов.
В своей работе я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение. Так, на уроках истории Адыгеи рассматривается тема: «Адыгея в период временной фашистской оккупации (август 1942 – февраль 1943гг.). Форма урока – комбинирование (с элементами лабораторной работы). Я делю учащихся на 3 группы произвольно, объясняя задачи работы в группе, представляю дидактические материалы, заранее несколько учащихся готовят сообщения в виде информации. Творческая лаборатория включает в себя:
1) словарную работу; 2) логическое задание; 3) образные задания (представление обучающимися портретов героев войны с краткой характеристикой Х.Б.Андрухаева, А.А.Ачмизова, В.М.Тюкова, Д.Е.Нехая, Д.В.Зюзина и других); 4) предлагаю учащимся вспомнить название улиц, площадей, памятников, названных в честь героев Великой Отечественной войны; 5) проблемное задание (предлагаю иллюстрации орденов и медалей великой Отечественной войны, в форме эвристической беседы, обучающиеся должны выяснить, за какие действия и поступки получали на фронте и в тылу эти награды). Далее, усложняю задачу – предлагаю поразмышлять о причинах такого количества героев – орденоносцев и т.д. Ожидаемый результат: обучающиеся самостоятельно выходят на понятия «любовь к Родине», «патриотизм». Эвристическая беседа поможет осознать учащимся, что высшие ценности гуманизма – это патриотизм, самопожертвование.
Я считаю, что урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Знания, добытые путем умственных усилий, путем поиска и размышления противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.
Список использованной литературы:
1. Саплина Е.В., Шевченко Н.И. Проектная деятельность. - М.: Русское слово, 2008.
2. Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – Академия, 2000.
3. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.- Изд. «Вита- Пресс», М.,2004.
4. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2001.
5. Никитин А., Суворова Н. Технология критического мышления.//Учитель – 2002-№2.