Авторская программа по дополнительному образованию

Асабина Регина Владимировна

"Танцевальный серпантин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-2016god.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

                 Утверждена:

                                                                                   Заведующий  МБДОУ «Детский сад №28»

                                                             __________________ Л.М. Садыкова

М.п.

                                                                            Рассмотрена на заседании педагогического совета

                                         Протокол № _ _ от «     »_______________  20__ г.

Авторская Программа

 по дополнительному образованию

(для детей от 5 до 7 лет)

«Танцевальный серпантин»

на 2016-2018 учебный год

разработана в соответствии с ФГОС ДО

Автор:Асабина Регина Владимировна,

Музыкальный    руководитель                                                                

г. Лениногорск

Пояснительная записка

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония

отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.

Танец- это поэма, в ней каждое движение- слово!

В. Сухомлинский 

              В настоящее время на современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

           Данная программа направлена на  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и должно охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В своей авторской разработке, я уделила внимание физическому развитию детей.

        Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущербе организму выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

      Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.  Физическое развитие- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о здоровом образе жизни, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании по ФГОС.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. «Здоровье - это еще не все, но всё без здоровья -ничто» - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. Формирование здорового образа жизни в дошкольной организации происходит непрерывно и целенаправленно.

           В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

         Этнокультурный компонент проявляется в изучении родного татарского языка, так как родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство сохранения национальной культуры, традиций и приобщения к ним последующих поколений. С усвоением родного языка тесно связано формирование у детей патриотических чувств и толерантности, что в условиях такого мегаполиса как Москва, где проживают люди многих национальностей, является одной из главных целей воспитания. Основной целью нашего учреждения является развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе традиционной татарской культуры: воспитание уважения к родителям, старшим членам семьи, сестрам и братьям; привитие культуры здорового образа жизни на основе обычаев и традиций; формирование ценностно-смысловых представлений о мире на родном татарском языке, пословиц, сказок, народной музыке, игр, праздников, танцев. Способствует приобщению детей к татарской культуре занятия художественно-эстетической направленности, а также народные игры. Через игры на родном языке детям легче осваивать народную мудрость, понимать взаимосвязи и отношения в природе, ценностно-смысловое содержание нравственных установок и правил народного “кодекса чести”. Особое значение в освоении семейных татарских традиций имеет народное художественное творчество – сказки, музыка, декоративно-прикладное искусство. Рассказывание татарских сказок их обсуждение, рассматривание иллюстраций и сравнение их со сказками русскими позволяет найти в них общее и особенное, национальное, то, что роднит и отличает наши культуры. Сравнение двух культур идет через раскрытие женского и мужского образов-идеалов, рассматривание орнаментов, узоров на народных костюмах, традиционном убранстве дома, быта, кухни, изделий народных промыслов (вышивка, узорное ткачество, шитье, кожаная мозаика, гончарное искусство). Следует отметить о роли татарской народной музыки, песен, танцев в организации занятий, праздников при обучении татарскому языку для психологического оздоровления детей, просветление их эмоционального фона, в создание комфортной творческой атмосферы в детском саду. Нельзя не сказать о позитивной роли татарских игр на музыкальных, физкультурных занятиях для оздоровления детей, воспитания ловкости, смелости, смекалки. Татарский язык пронизывает всю систему интегрированных занятий, но эффективному освоению родного языка способствуют специальные занятия, на которых педагоги занимаются постановкой и автоматизацией звуков, которые свойственны татарскому языку, развивают и активируют связную разговорную речь, знакомят детей с детской художественной литературой, обычаями, традициями - согласно принципам Стандарта (ФГОС).

Взаимодействие с родителями.

С уважением относитесь к своим детям, их фантазиям. Развивайте таланты ребенка, поддерживайте его в его стремлениях. Учитесь устанавливать границы дозволенного там, где желания ребенка вредны для него самого или окружающих, но будьте внимательны к адекватным желаниям. Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, разбирайте вместе все ситуации, которые происходят при их общении. Организуйте отдых всей семьей, обсудите свои планы на отдых вместе с ребенком. Постепенно снижайте контроль и опеку над ребенком, позволяя ему самому ставить перед собой задачи и решать их, но не забывайте поддерживать его в случае возникновения проблем, вместе разбирайте причины неудач. Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных» вопросов. Отвечайте на них ясно и максимально просто, не усложняя и не распространяясь. Помните: отсутствие информации по этой теме ведет к ненужным фантазиям и не здоровому интересу. Запаситесь детской литературой на эту тему соответственно возрасту ребенка. Будьте главным помощником ребенка в адаптации к школьной обстановке. По возможности выясните требования, отношение к детям в той школе, где предстоит учиться вашему ребенку. По возможности водите его на подготовительные курсы в его будущую школу. Это поможет вашему ребенку легче адаптироваться к новым для него условиям, заранее завести себе друзей и привыкнуть к новому коллективу.

Постройте режим дня ребенка так, что бы у него оставалось время на отдых, игры, прогулки, занятия любимым делом. Чаще интересуйтесь мнением ребенка по любым вопросам, этим вы развиваете в нем умение самому оценивать свою деятельность. Вы должны осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы в школе не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией.

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 5-7 лет

В старшем дошкольном возрасте (пяти - семи лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность к обучению в школе.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может ее кистью перекрыть левую ушную раковину (Филиппинский тест). Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.

Говоря о физическом развитии, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы, точности, координации движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук.

У ребенка формируются ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. д.). Он получает первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это послужит первоосновой здорового образа жизни.

Так, благодаря правильному воспитанию, к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не сможет успешно справиться с новыми учебными нагрузками.

Продолжительность освоения программы –2 года

Возрастной диапазон освоения программы – 5-7 лет

Образовательная область – художественно-эстетическая

Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная

Содержание и цели программы

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

Выполнение  дыхательной гимнастики (по системе А.Н. Стрельниковой).
Вводная часть.
Основной комплекс включает в себя следующие упражнения: 
1. 
"Ладошки" 

2. "Погончики" 
3. 
"Насос"  
4. 
"Кошка"
5. 
"Обними плечи" 
6. 
"Большой маятник" 
7. 
"Повороты головы" 
8. 
"Ушки" 
9. 
"Маятник головой" 
10. 
"Перекаты"
а) с левой ноги
б)  с правой ноги
11. 
"Шаги" 
а) "Передний шаг"  
б) "Задний шаг"
в) снова "Передний шаг"

1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

- игроритмика

- игрогимнастика

- игротанцы

- диско-разминка

2. Нетрадиционные виды упражнений:

- игропластика

- пальчиковая гимнастика

- игровой самомассаж

- музыкально-подвижные игры

3. Татарские подвижные игры

4. Креативная гимнастика:

- музыкально-творческие игры

- специальные задания.

 Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- формировать правильную осанку;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

- воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

 

Планируемые  результаты:

  • Музыкально, выразительно и осмысленно исполнять танцевальные движения;
  • фантазировать и находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
  • творчески мыслить;
  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  • распознавать характер танцевальной музыки;
  • исполнять простейшую танцевальную композицию на изученных танцевальных движениях;
  • самостоятельно выполнять упражнения на дыхание по системе А. Н. Стрельниковой;
  • работать в коллективе.

Полученная информация должна стимулировать  детей к познавательной деятельности. Способствовать  художественно – творческому развитию, развивать  общую и мелкую моторику. Закреплять  эмоциональный опыт и танцевальные навыки, содействовать  развитию координации движений. Способствовать  сохранению здоровья, развитию мышления, внимания и памяти, формированию детского коллектива.

Форма подведения итогов: подведение итогов проводится в конце учебного года – отчетный концерт.

Концептуальные основы и методики программы, методы и формы работы.

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Методы и формы работы:

-эвристический;

-исследовательский;

-поощрения;

-интеграции;

 - игровой;

-беседа.

Учебный план к программе по дополнительному образованию

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Просмотр видеоролика на тему:«Правильное дыхание».

1

1

Основной комплекс дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой

2

2

Диско-разминка

1

1

Игропластика

1

1

Обучение движениям танца

4

4

игрогимнастика

1

1

Пальчиковая гимнастика

1

1

Музыкально – подвижные игры

1

1

Игротанцы

2

2

Игровой самомассаж

1

1

Татарские игры (использование УМК):

1

1

Игроритмика

1

1

Просмотр мультфильмов на татарском и русском языках

1

1

Разучивание танцев

6

6

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

4

4

Креативная гимнастика

2

2

Музыкально-творческие игры

1

1

Отчетный концерт «Звездные капельки».

1

1

Итого:

32

2

32

Структура программы

Методическое пособие используется в форме кружковой работы.

Программа рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет. Дети посещают кружок по желанию. Кроме этого учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Количество занятий: 2 раза в неделю (понедельник, пятница).

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Количество детей: 20 человек.

Программа состоит из двух разделов соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде. На 2-ом году обучения детям доступны современные популярные танцы.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Светлое просторное помещение музыкального  зала.

2. Технические средства.

Ожидаемые результаты:

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.

2. Улучшение физического развития.

3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.

Требования к уровню подготовленности дошкольников

Фамилия,

имя

ребёнка

Физическое здоровье

Психомоторные способности

Творчес-

кие

созидате-льные

способ-

ности

Осанка

Плоскос-топие

Опорно-двигате-льный аппарат

Чувство ритма

Согласо-вание движений с музыкой

Музыкальный слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый год обучения 

Сентябрь-октябрь

В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты также сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание и детей и взрослых, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.

1.Основной комплекс включает в себя следующие упражнения: 
   1. 
"Ладошки" 

    2. "Погончики" 
   3. 
"Насос"  
   4. 
"Кошка"
   5. 
"Обними плечи" 
   6. 
"Большой маятник" 
   7. 
"Повороты головы" 
   8. 
"Ушки" 
   9. 
"Маятник головой" 
  10. 
"Перекаты"
  а) с левой ноги
  б)  с правой ноги
  11. 
"Шаги" 
  а) "Передний шаг"  
  б) "Задний шаг"
  в) снова "Передний шаг"

Просмотр видеоролика на тему: «Правильное дыхание».

Предварить описание последовательности выполнения упражнений специальной дыхательной гимнастики необходимо несколькими общими правилами, которые требуется соблюдать при каждом проведении комплекса.

Правила методики дыхания:

Правило 1. Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.

Правило 2. Другой составляющей комплекса дыхательных упражнений Стрельниковой считается выдох. Его следует воспринимать как противоположность вдоха. А потому выдыхать нужно медленно и плавно, выводя воздух через рот. Если вдох требует усилий и определенных энергетических затрат, то выдох характеризуется произвольностью. При этом нет необходимости выталкивать из себя воздух, он должен выходить свободно и беспрепятственно. Нередко стремление сделать выдох активным и энергичным приводит к сбою ритма дыхания.

Правило 3. Все упражнения, направленные на отрабатывание техники правильного дыхания, нужно выполнять, производя счет. Это поможет не сбиться с ритма и к тому же последовательно и правильно сделать все требующиеся элементы.

Правило 4. Ритм, который является еще одной важной составляющей комплекса упражнений дыхательной гимнастики, должен соответствовать ритму маршевого шага. Все упражнения следует проводить в определенном темпе. Это важно для сохранения ритма и достижения максимального эффекта. Каждый элемент дыхательной гимнастики рекомендуется выполнять менее чем за секунду. Это достигается путем упорных и регулярных тренировок.

Правило 5. В методике дыхания по Стрельниковой - вдох и выполняемое движение составляют единое целое. Их нужно проводить одновременно, а не поочередно.

Правило 6. Все упражнения, составляющие дыхательную гимнастику Стрельниковой, можно выполнять в положении как стоя, так сидя или лежа.

Правило 7. Количество повторений того или иного упражнения должно быть кратно четырем. Как известно, четверка - это величина одного музыкального размера, наиболее удобного для проведения гимнастических упражнений. По мере освоения дыхательных элементов данную величину повышают в 2 раза.

Правило 8. К занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром настроении. Это поможет повысить эффект, оказываемый гимнастикой.

2. Диско-разминка.

       Ходьба обыкновенная по кругу - следить за осанкой, учить двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться четкого, ритмичного и бодрого шага. Ставить ступни параллельно друг друга.

Ходьба, повернувшись спиной по ходу движения, в кругу - учить ориентироваться в пространстве, бегать легко, непринужденно, не наталкиваясь друг на друга.

Бег, высоко поднимая колени - чувствовать характер музыки и передавать его в движении. Учить бегать легко, ритмично.

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кулачки, плавно поднимая и опуская руки, - добиваться четкости при выполнении движений.

Приседания в пружине - закреплять навык пружинящего движения, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах, контролировать согласованность движений различных частей тела.

3. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы мышц.

Морские фигуры: «Морская звезда»- лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь. «Морской конек»- сев на пятках, руки за голову. «Краб» - передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь. «Дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок».

4. Обучение движениям танца.

5. Музыкально – подвижная игра «Бабочки и стрекозы»

6. Игровой самомассаж:

Поглаживание рук и ног в обзорно-игровой форме («Ладошки-мочалка», смываем водичкой руки и ноги).

 7.Татарская игра (использование УМК):

“ Чүлмәк сатам”

Балалар ике төркемгә бүленәләр. Бир төркем – “чүлмәкләр”, ә икенче төркем “чүлмәк хуҗалары” була. “Чүлмәкләр” чирәмгә (келәмгә) тезләнеп, түгәрәкләнеп утыралар. Һәр чүлмәкнең артында аның хуҗас басып тора. Алып баручы түгәрәктән читкәрәк баса.

 Сигнал булуга, алып баручы бер чүлмәк хуҗасы янына килә. Алар үзара сөйләшәләр:

  • Дустым, чүлмәгеңне сат әле.
  • Әйдә, сатам.
  • Ничә сум тора соң?
  • Өч ( ике, биш һ.б.) сум.

Алып баручы өч тапкыр хуҗаның кулына җиңелчә генә сугып ала – аңа “акча" бирә. Шуннан соң алар түгәрәк буенча бер-берсенә каршы  йөгерә башлыйлар. Буш урынга кем беренче булып килеп җитә, шул чүлмәкнең хуҗасы була. Ә урынсыз калган бала алып баручы булып, уен дәвам итә.

 8. Просмотр мультфильма на татарском языке « Көлгенә».

Ноябрь-декабрь

1. Комплекс упражнений: 

   1. "Ладошки" 

   2. "Погончики" 
  3. 
"Насос"  
  4. 
"Кошка"
  5. 
"Обними плечи" 
  6. 
"Большой маятник" 
  7. 
"Повороты головы" 
  8. 
"Ушки" 
  9. 
"Маятник головой" 
 10. 
"Перекаты"
  а) с левой ноги
  б)  с правой ноги
 11. 
"Шаги" 
  а) "Передний шаг"  
  б) "Задний шаг"
  в) снова "Передний шаг"

2. Диско-разминка:

Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Бег резко вынося ноги вперед, затем назад, продолжать учить детей бегать легко, ритмично, отрываясь от пола как можно выше, не зажимать руки.

Ходьба на месте, скрещивая руки перед собой, поднимая и опуская их, продолжать учить детей переносить вес тела с одной ноги на другую, не отрывая носков от пола, покачивая при этом бедрами. Координировать движения рук и ног.

Ходьба на месте, вращая кисти рук, поднимая и опуская их.

Прыжки - учить в прыжке выставлять поочередно то правую, то левую

ногу.

3. Игроритмика «Снежинки», «Фонарики».

Пружинки с покачиванием рук вправо, лево.

Шаг вперед, руки вверх, шаг назад, руки вниз.

Взмахи руками вверх поочередно, с пружинкой.

Ходьба по кругу, оттягивая ноги.

4. Разучивание танца.

5. Музыкально - подвижная игра «Зеваки»

6. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Речитатив:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

А теперь на облака

И остановимся пока.

 7. Татарская игра (использование УМК):

“Түбәтәй”

Балалар түгәрәкләнеп басалар. Түбәндәге җырны җырлый-җырлый, түбәтәйне бер-берсенә бирәләр:

Түбәтәеңне кигәнсең,

Бик ераклардан килгәнсең,

Төскә матурлыгың белән

Шаккатырыйм дигәнсең.

Түп-түп-түбәтәй,

Түбәтәең укалы.

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә туктады.

Җыр ахырында түбәтәй кемдә булып кала, шуңа җәза бирелә ( бии, җырлый, шигырь сөйли, әтәч булып кычкыра һ.б.)

Уен шулай дәвам итә.

8. Просмотр мультфильма на татарском языке “ “Гав” исемле песи баласы”.

Январь-февраль

1.Основной комплекс упражнений: 

      1. "Ладошки" 

      2. "Погончики" 
     3. 
"Насос"  
     4. 
"Кошка"
     5. 
"Обними плечи" 
     6. 
"Большой маятник" 
     7. 
"Повороты головы" 
     8. 
"Ушки" 
     9. 
"Маятник головой" 
    10. 
"Перекаты"
       а) с левой ноги
      б)  с правой ноги
    11. 
"Шаги" 
       а) "Передний шаг"  
      б) "Задний шаг"
      в) снова "Передний шаг"

2. Диско-разминка.

Ходьба, высоко поднимая ноги в коленях, закреплять навык четкого ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни становить параллельно друг другу.

Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и передвигаться по залу.

Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном энергичном подскоке. Руки свободны.

Приседания на пружинке, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

Круговые движения бедрами, покачивать бедрами вперед-назад, вправо-влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

3. Игроритмика

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

4. Обучение танцам.

5. Креативная гимнастика «Моя фантазия».

6. Пальчиковая гимнастика на поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

 7. Татарская игра (использование УМК):

“Бал кортлары”

Бер бала “аю” була. Ул “өендә” (бүлмәнең бер читендә билгеләнгән урында) утыра. Балалар – “бал кортлары” – бүлмә буйлап йөгереп йөриләр һәм җуылдыйлар: “Җ-җ-җ”. Тәрбияченең “Аю чыга аланга, бик тели бал ашарга” дигән сүзләреннән соң аю әкрен генә өеннән чыга, бүлмә буйлап йөри. Бал кортлары: “Бал кирәк үзебезгә, китегез өегезгә! Җ-җ-җ!” – диләр һәм, канатларын җилпи-җилпи, аюны куалар.

8. Просмотр мультфильма на татарском языке “Прививкадан курыккан бегемот турында”.

Март-апрель

Просмотр видеоролика: “Правильное дыхание”.

 1.Основной комплекс упражнений: 

        1. "Ладошки" 

       2. "Погончики" 
      3. 
"Насос"  
      4. 
"Кошка"
      5. 
"Обними плечи" 
      6. 
"Большой маятник" 
      7. 
"Повороты головы" 
      8. 
"Ушки" 
      9. 
"Маятник головой" 
     10. 
"Перекаты"
       а) с левой ноги
      б)  с правой ноги
     11. 
"Шаги" 
       а) "Передний шаг"  
       б) "Задний шаг"
       в) снова "Передний шаг"

2. Диско – разминка.

Приставной шаг, повернувшись лицом (спиной) к центру круга, учить, на каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

Бег широким полетным движением, учить ритмично, большими прыжками, сильно взмахивая руками. Корпус слегка наклонять вперед.

Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону), выполнять движения в полном расслаблении с полусогнутыми коленями. Правильно координировать движение рук и ног. Следить за тем, чтобы руки не были зажаты. Выполнять движение ритмично в соответствии с характером музыки.

Прыжки: боковой галоп, повернувшись лицом (спиной) к центру круга; высокие прыжки, передавать в движении стремительный характер музыки. По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков.

3. Игроритмика.

Акцентированная ходьба с выделением сильной доли (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком.

4. Разучивание танца.

5. Музыкально-подвижная игра «Гуси-лебеди».

6. Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

Поднимание рук - на вдохе. Свободное опускание рук - на вдохе.

Речитатив:

Носом - вдох, а выдох - ртом,

Дышим глубже, а потом –

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша!

 7.Татарская игра (использование УМК):

“Очты-очты”

Уйнаучылар түгәрәк ясап басалар. Алып баручы түгәрәкнең уртасына чыга һәм: “Очты, очты, казлар очты!” – дип, кулы белән очкан сыман хәрәкәт ясый. Башкалар аның артыннан кабатлый. Шулай берничә кат оча торган кошларны, әйберләрне ( самолет, вертолет, шар һ.б.ны) очыргач, искәрмәстән генә ул: “Очты, очты, ташлар очты!” – дип, очмый торган берәр әйбернең исемен атый. Бу вакытта түгәрәктәгеләр кулларын күтәрмәскә тиеш. Берәрсе абайламыйча кулын күтәрсә, алып баручы: “Бар, алайса, таш белән бергә оч!” - дип, урынын бирә, үзе түгәрәккә баса. Ялгышучылар берничә булса, уенны иң беренче булып ялгышкан бала алып бара.

Уен шулай дәвам итә.

8. Просмотр мультфильма на татарском языке “Салам бозау”.

Май

Отчетный концерт «Звездные капельки».

 

Второй год обучения

Сентябрь-октябрь 

1.Диско-разминка.

    Ходьба обыкновенная: учить сохранять правильное положение корпуса, ступни становить параллельно друг друга, опорой при этом должен служить поясничные позвонки. Учить держать лопатки сближенными, грудь приподнятой, не поднимать плечи.Боковой галоп: повернувшись лицом к центру круга, уметь останавливаться прыжком на двух ногах. Не поворачивать корпус в сторону движения.

      Ходьба на месте, поочередно двигая плечами вверх и вниз, приседая и выпрямляясь, легко переносить вес тела с одной ноги на другую. Координировать движение плач с движением корпуса. Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад), учить расслаблять мышцы шеи. Развивать гибкость шейного отдела позвоночника. Наклоны в стороны, учить детей начинать движение сразу после вступления. Махи согнутой ногой, учить энергично поднимать ноги, сохраняя равновесие. Прыжки (высокие), продолжать учить детей подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игропластика.

Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса - лежа на спине, сгибание разгибание ног - «велосипед»).

Речитатив:

Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

И кручу педали весело ногами.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем - не спешим,

А устанем - отдохнем.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально - подвижная игра «Удочка»

5. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в обзорно игровой форме. Для кистей и пальцев.

 6. Татарская игра:

«Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего-Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. 
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

7. Просмотр мультфильма на татарском языке «Бер әбинең кәҗәсе маҗаралары».

Ноябрь-декабрь

1. Диско-разминка:

Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с пружинящим шагом, закреплять умение детей шагать в характере музыки. Точно вместе с музыкой начинать и заканчивать ходьбу. Различать динамические оттенки.

Боковой галоп в чередовании с подскоками, двигаться ритмично, грациозно. Добиваться предельной выразительности при исполнении этих движений.

Ходьба на месте с полукруговыми движениями головы к левому плечу, затем к правому, развивать гибкость шейного отдела позвоночника, плавно переводя голову из одного положения в другое.

Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево, следить за координацией движения рук, ног, бедер, ступней, коленей. Развивать эластичность мышц при покачивании.

Наклоны туловища вправо и влево, выполнять движения активно, динамично.

Махи согнутой ногой вперед, делать махи, сохраняя равновесие и правильное положение корпуса.

Прыжки (2-3 видов), продолжать развивать, умение легко отрываться от пола.

2. Игропластика.

Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

Чтоб красиво нам ходить,

Надо мышцы укрепить,

Живот и спинку подкачаем,

Осанку гордую поставим.

«Укрепи животик» - из положения лежа на спине поднимание согнутых ног.

«Укрепи спинку» - лежа на животе, руки вверх, прогнуться.

«Отдых» - ходьба по кругу с правильной осанкой под музыкальное сопровождение.

3. Разучивание танцевальных движений.

4. Музыкально - творческая игра « Северное сияние»

5. Игроритмика. Ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

 6.Татарская игра:

«Лисички и курочки (Телькихамтавыклар)»

   На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи.

 На противоположном - стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка,
которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

7. Просмотр мультфильма на татарском языке « Хат ташучы кар малае».

Январь-февраль 

1. Диско-разминка.

Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками, развивать умение свободно переходить от активного шага к лёгкому подскоку.

Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя, следить за правильной координацией рук и ног, передавать в движении лёгкий характер музыки.

Ходьба на месте перенося вес тела, ходьба вперёд-назад, вправо вокруг себя, влево вокруг себя, учить детей начинать движение с носка. Ритмично сгибать и разгибать колени.

Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично. Избегать напряжения кистей рук.

Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой, не отставая и не опережая её. Сохранять равновесие.

Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу, учить добавлять произвольные движения руками и головой.

2. Игроритмика.

Выполнение упражнения под музыку с притопом под сильную долю такта.

Стоя, руки на поясе. Наклон вперёд, выпрямиться, притоп.

3. Обучение танцам.

4. Музыкально-подвижная игра «Ловишки с лентами»

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Воздух мягко набираем. Вдох.

Шарик красный надуваем. Выдох.

Пусть летит он к облакам. Вдох.

Помогу ему я сам! Выдох.

 6. Татарская игра:

«Спутанные кони (Тышаулыатлар)»

     Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. 
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

Март-апрель

1. Диско-разминка:

Пружинящий шаг в чередовании с подскоками, совершенствовать сильный энергичный подскок. Уметь четко переходить от активного движения к более спокойному, плавному.

Круговые движения руками (поочередно правой, левой) - учить отмечать сильные доли в тактах. Добиваться, чтобы дети чувствовали моменты расслабления мышц рук.

Покачивание руками и туловищем (руки в стороны), продолжать учить детей дополнять движения с расслаблением полусогнутых коленей.

Наклоны туловища вперед, учить прогибать и выпрямлять спину.

Круговые движения бедрами, совершенствовать умение переносить вес тела с одной ноги на другую, покачивая бедрами.

Прыжки, закреплять умение детей ритмично подпрыгивать, сохраняя правильное положение корпуса.

2. Акробатическое упражнение - держать корпус прямо, сохранять равновесие. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.

Речитатив:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый?!

3. Обучение танцам.

4. Музыкально - подвижная игра «Бездомная цапля»

5. Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Один, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

 6. Татарская игра:

«Мяч по кругу (Теенчекуены)»

Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

7. Просмотр мультфильма на татарском языке «Унике ай».

Май

Отчетный концерт «Весенние лучики».

Литература:

1. «Фольклор - музыка - театр», под редакцией С. И. Мерзлякова, издательство «Владос» 1999 г.

2. « Са - Фи - Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, Санкт - Петербург «Детство - пресс», 2000 г.

3. «Учите детей танцевать»Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.

4. «Дыхательная система» А. Н. Стрельникова.

5.Дополнительная образовательная программа и методические материалы по музыкальному воспитанию детей 6-8 лет- «Музыкальные уроки здоровья» . г.Набережные Челны, 2005г

6. «Танцевальная мозайка», Хореография в детском саду-С.Л.Слуцкая, Линка-Пресс, 2006г.

7. Школа танцев для детей, О.В.Ерохина. Издательство «Феникс», 2003г.

8. Музыкальные занятия в детском саду. Издательство «Сталкер», 2005г.

Танцевально- подвижные  игры

ЗЕРКАЛО

 Дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга.Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача точно отражать все движения задающего.Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.

САД

        Каждому ребенку предлагается свое задание- станцевать какое-то животное, оастение или часть пейзажа.Для создания некоторых образов (скажем ручья или облака) детки могут объединиться по несколько человек.

Карточки вы можете придумать сами. Например: пчела, ромашка, яблоня, розовый куст, лилия, кузнечик, кролик, котенок, солнце, ручеек, вишня, воробей, ласточка, тучка и т.д. Прсле этого танца, предложить детям усложнить задание. Станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно лбъяснить им, что такое общий групповой танец. Что общая картина сильно зависит от стараний каждого. Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа детей, скажем, деревья, затем к ним подстраиваются животные, цветы. И так, до последнего участника.

ТАНЕЦ ПРИРОДЫ

       Все дети разбиваются на пары и тройки( при желании- тройки побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему. (К примеру танец восхода солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).Хорошо, чтобы вы нашли время посмотреть не только «процесс» танцевания каждой группы детей, но и устроили общий  «просмотр» того, что получилось. Пусть все дети сядут в одной части зала, а затем каждая команда по очереди покажет свой танец.

ПТИЦА В КЛЕТКЕ

       Все дети берутся за руки и образуют круг – «Клетка». Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавший в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может  подыгрывать Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход. Задача клетки не помешать Птице  вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин  Свободы.

РУЧЕЕК

Дети берутся за руки, а затем все, кроме первого в линии закрывают глаза. Задача каждого ребенка в линии- повторить и передать следующему движения первого. Если первый поднимает руку, то и второй должен поднять руку, передавая движение третьему. Так до самого последнего человека в линии. В итоге должен получиться настоящий ручеек из движений. Затем можно будет начать передавать движения с шагами и передвижением всего ручейка. После нескольких заданных движений первый человек меняется, уходя в конец линии, а ведущий становится следующий за ним.

РАСПУТАТЬ ВЕРЕВОЧКУ

Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами  через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно нераспутываемый клубок детей. Ведущий включает музыку. Задача детей танцуя распутать свою веревочку.

ТАНЕЦ ОГНЯ

     Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь. Их общая задача станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может «задавать»   один человек, а лучше всего каждый из танцующих по очереди. Это предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить. Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами),  и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих вокруг Костра должны оставаться синхронными).