ИКТ технологии в образовательной деятельности ДОУ.
Статья посвящена актуальной теме - использованию компьютерных технологий в работе доу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzhazova_m.m._ikt_tehnologii_v_dou.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ технологии в образовательной деятельности ДОУ.
Педагогические технологии используются как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
В рамках реализации программы развития детей с использованием интерактивных технологий мы поставили перед собой цель: повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.
В качестве примера можно привести план-конспект занятия ИКТ в образовательной деятельности ДОУ. Составила и провела это занятие кфн, доцент, воспитатель первой квалификационной категории Джазова Мадина Менглибиевна.
План образовательной деятельности.
(Старшая группа)
«Хозяева леса».
Образовательная область: Познавательное развитие
Области интеграции:
Физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Используемые педагогические технологии:
- проблемно- игровая: решение проблемных ситуаций;
- информационно-коммуникационная;
Здоровьесберагающие технологии:
- пальчиковая игра
Цель образовательной деятельности: развитие любознательности, познавательной мотивации, самостоятельности и освоение способов познания мира детьми в процессе игровой и познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Содействовать развитию элементарно-поисковой деятельности, умению выдвигать и формулировать предположения, делать выводы;
- Обогащать представления детей о животных наших лесов;
- Активизировать словарный запас детей;
- Упражнять детей в составлении предложений о животных;
- Закреплять навыки детей раскрашивать раскраски.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание;
- Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- Развивать познавательную активность детей с помощью различных игр;
- Развивать умения решать логические задачи;
- Развивать пространственные представления, умение ориентироваться
на плоскости и в пространстве; - Развивать ловкость, быстроту;
- Развивать умение самостоятельно пользоваться алгоритмом при работе с мнемозаданиями.
Воспитательные:
- Воспитывать умение детей согласовывать свои действия, договариваться и объединять усилия для решения общих задач;
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу
и выполнять её; - Воспитывать желание детей играть в команде, действовать сообща, по сигналу;
- Воспитывать отзывчивость, взаимовыручку, желание прийти на помощь.
Материал:
раскраски медведь, волк, лиса, заяц, ёж, цветные карандаши, цветные мелки, вырезанные из бумаги животные разного размера, вырезанные из бумаги герои сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», мнемотаблица «Маша и медведь», машинки, пластмассовая дорога, игрушки зверей.
Технические средства:
ноутбук, проектор, экран.
Раздаточный материал: раскраски медведь, волк, лиса, заяц, ёж, цветные карандаши, цветные мелки, вырезанные из бумаги животные разного размера, вырезанные из бумаги герои сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», мнемотаблица «Маша и медведь», машинки, пластмассовая дорога, игрушки зверей.
Формы организации детей:
коллективная, индивидуальная, работа подгруппами, работа в парах.
Длительность: 30 минут
Ход деятельности:
Сюжет-завязка: к детям в д/с приходит в гости Лесовичок с целью познакомить их с животными леса.
Структурные компоненты деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности | Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришёл старичок Лесовичок. | Дети знакомятся с Лесовиком. Дети смотрят видеозапись, слушают обращение и принимают проблемную задачу. |
2. Планирование деятельности | Воспитатель предлагает послушать рассказ Лесовичка о жизни диких животных в осеннем лесу. На экране появляется Лесовик, который показывает картины осеннего леса и рассказывает о его обитателях. Воспитатель ведет диалог с Лесовиком, и предлагает решить проблемную ситуацию – почему Лесовику скучно в осеннем лесу и где его обитатели. | Дети смотрят и слушают рассказ Лесовичка о жизни диких животных в лесу. (Организация: дети сидят на стульчиках). Дети «принимают» проблемную ситуацию. (Организация: дети сидят на стульчиках). |
3. Действия | Воспитатель предлагает детям развеселить грустного Лесовика и провести Игру - пальчиковую гимнастику. Воспитатель предлагает детям определить, какому времени соответствуют показанные картинки леса. На экране появляется Лесовик, показывает лесных жителей и рассказывает об их жизни в осеннем лесу. Воспитатель предлагает выслушать рассказ Лесовика о жизни диких животных поздней осенью. Воспитатель предлагает разделиться на команды и выполнить задания игры «Раскрась животных» Воспитатель просит раскрасить раскраски животных. Воспитатель подходит к группам, которым необходима помощь. Игра «Составь сказку по мнемотаблице». Воспитатель предлагает детям составить сказку по картинкам, разложить картинки, соблюдая последовательность. И мы сегодня будем составлять предложения по картинке. Игра «Проложи дорогу из леса друзьям на ёлку». Воспитатель просит детей из конструктора собрать дорогу для друзей на новогоднюю ёлку в д/с. Игра «Собери семью». Воспитатель предлагает детям собрать семью животных от большого к маленькому или наоборот. Воспитатель подводит итоги. Выслушивает всех. | Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Ёж, ёж, где живёшь?» (Организация: дети стоят полукругом). Дети отвечают на вопросы Лесовика. (Организация: дети сидят на стульчиках). Дети слушают рассказ Лесовика. (Организация: дети сидят на стульчиках). После окончания рассказа Лесовика, дети делятся на команды, занимают места за столами и выполняют задание.
Нуждающиеся в помощи дети просят воспитателя помочь. Дети, справившиеся с заданием, помогают другим детям. (Организация: дети выполняют задание, сидя за столами). Дети составляют предложения и рассказ по сказке «Маша и медведь», используя мнемотаблицу. (Организация: дети сидят за столом). Дети собирают дорогу из пластмассового конструктора. (Организация: дети стоят свободно около стола). Дети складывают бумажные изображения зверей от большого к маленькому или наоборот. (Организация: сидят за столом). Дети радуются, что проблема решена совместными действиями всех участников и демонстрируют свои работы. (Организация: дети стоят свободно). Варианты ответов детей. |
4. Результат деятельности и рефлексия (оценка) | Воспитатель спрашивает детей о том, что нового и интересное они узнали о лесе и его обитателях. Маша, что тебе больше вcего запомнилось? Елисей? Что было самым необычным ? Самым интересным? Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что с их помощью Лесовику стало веселее, что звери могут прийти на новогоднюю ёлку, смогут рассказать сказку и смогут назвать и сложить семью зверей. Воспитатель прощается с детьми и еще раз благодарит их. | Ответы детей (Организация: дети свободно размещаются вокруг педагога). Дети прощаются с воспитателем. |
Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша! Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии, которые способствуют более быстрому развитию у детей духовно-интеллектуальных способностей.
Список использованной литературы.
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Венгер Л. И., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся пед. Училищ по специальности «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспиатние в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещене, 1988.
3. Никишина И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педадгогическая система: модели, походы, технологии. – М.: Планета, 2013 г. – 408 с.
© М.М.Джазова, 2016