Взгляд учителя-логопеда на конфликтные ситуации между учителем и учеником

Я  рассмотрела «конфликт» как сложность адаптации и проблемы в общении педагогов и детей, имеющих разные речевые патологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zinoveva_e.v.vzglyad_uchitelya-logopeda_na_konflikt.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Взгляд учителя-логопеда на конфликтные ситуации между учителем и учеником

Из опыта работы

Подготовила учитель-логопед

Зиновьева Елена Владиславовна

  Что такое конфликт? Конфликт – противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их взглядов, устремлений, установок, стремлений. 

 Мы сталкиваемся с конфликтами в семье, дома, на работе. Конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Но здесь я бы хотела рассмотреть «конфликт» как сложность адаптации и проблемы в общении педагогов и детей, имеющих разные речевые патологии.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития, а речь ребенка, как известно, обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции.

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении: создание речевых центров, которые будут служить интересам и потребностям каждого ребенка (дидактический материал, игры, сюжетные картинки, книги)

Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Как уже упоминалось выше, дети с речевыми патологиями имеют психологические особенности. То или иное нарушение имеет отражение на общении детей с взрослыми.

Стоит учитывать, что проблемы в общении и адаптации характерны и для детей без какой-либо патологии, а в том случае, когда речь идет о ребенке с нарушениями речи, ситуация значительно усложняется. Невозможность полноценного общения со сверстниками, осознание своих особенностей, зацикливание на проблеме приводит к тому, что ребенок отстраняется от коллектива, теряет интерес к школе и, как следствие, затянувшийся адаптационный период влечет за собой психологическую травму, усугубление речевого дефекта, а также ухудшение соматического состояния.

Проанализировав учебные года с 2013-2016 год, я пришла к выводу, что количество детей с речевыми нарушениями непрерывно увеличивается, что ставит психологов и педагогов перед необходимостью дальнейшего поиска новых эффективных методов для облегчения адаптации таких учеников к общению и в дальнейшем к школе. Если в 2013-2014 году сложность в установлении контакта с учениками составляла примерно 11%, в 2014-2015 составила 12%, то в этом учебном году 2015-2016 году составляет уже 17%.

Причин несколько:

- у детей ослабленное соматическое здоровье (они капризны, утомляемы, невнимательны и т.д.);

- из-за нарушений в речевом развитии у детей отмечается трудности в понимании речи, сложности в построении своего собственного высказывания, что является препятствием в общении со сверстниками и взрослыми, отсюда появляются замкнутость и негативизм;

- конфликты в семье влияют на психологическое состояние ребенка. Происходит подавление личности ребенка, несоблюдение границ в общении и воспитании, гипопека, гиперопека и т.д.

- неудачный опыт в прошлом. Дети, однажды столкнувшись с нареканиями, наказаниями, жалобами будут воспринимать всех остальных взрослых с опасениями.

Поэтому так важно соблюдать принципы работы и сохранять человеческое отношение ко всем своим ученикам, а также стараться разобраться в каждой конфликтной ситуации.

Одними из главных принципов работы учителя-логопеда являются:

- Этиопатогенетический принцип. Он помогает первоначально выявить причину появления логопатологии. Она может быть различной и причины выявляются благодаря анамнестическим данным, обследованиям разных специалистов и что очень важно беседой с родителями, сюда же относят и жалобы учителей, если это школьник. Нарушение речи может быть вызвано не только органическими поражениями мозга, недостаточной иннервации речевого аппарата, но и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.

-Комплексность. Речь – процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства. Так, причиной алалии является избирательное поражение коры головного мозга, проявляется алалия в трудностях усвоения языка, в отклонении формирования личности, высших психических функций. Без медикаментозного воздействия и психокоррекции логопедическая работа малоэффективна. При Заикании наблюдаются и неврологические отклонения и речевой дефект и психические. Только комплексный подход, включающий медикаментозное, психологическое, логопедическое воздействие, психотерапию может избавить от этого недуга.

- Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. Найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.

И этот принцип распространяется не только на учителей-логопедов, ведь все специалисты, которые имеют отношение к работе с людьми, будь это ребенок или взрослый, так или иначе, сталкиваются с индивидуальностями каждого человека.

- Тесное сотрудничество с родителями.  Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру! Поэтому так важно знать, что происходит в семье с тем или иным ребенком, как общаются и играют родители со своим чадом, с какими трудностями он сталкивается в саду, в школе, на улице. Всего один случай может повлиять на психологическое состояние ребенка, что потом может перерасти в конфликт.

Это не все принципы работы учителя-логопеда, но они более полно отражают необходимость в обследовании ребенка, значимость работы всех специалистов, учет индивидуальных особенностей ребенка, а также результативность тесного взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация. Ребёнок не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учёбе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допустить, чтобы конфликт зашёл далеко.

В центре, в котором я работаю, присутствуют все специалисты, которые необходимы ребенку с нарушением в развитии. И важная роль отводится психологам. Работа строится на постоянном взаимодействии ребенок-педагог-родитель, поэтому мы предупреждаем и решаем конфликтные ситуации в комплексе. Если родитель заинтересован в достижении психического здоровья своего ребенка, он следует всем рекомендациям. В моей работе способом избегания конфликтной ситуации является «игра». Какой бы сложный ребенок бы ни был, любой коррекционный процесс является игрой. С помощью игры дети расслабляются, общаются, развиваются, отвлекаются от своих внутренних проблем и уходят с хорошим настроением. Конечно, не бывает всё идеально, у некоторых детей адаптационный период к занятиям со специалистами длится до 3 месяцев, но результат работы всё равно положительный.

Можно выделить несколько правил для педагогов и родителей детей, чтобы проблемы в адаптации и общения не переросли в конфликт:

  1. Родители, любите своего ребенка. Помните, что все капризы, недовольства и т.д. это отражение вашего воспитания и поведения в семье. Всегда есть возможность пересмотреть свои действия и мысли, ради блага вашего ребенка.
  2. Не стесняйтесь обращаться за помощью. Никто не идеален, все сталкиваются с трудностями, но только истинное желание предотвратить проблему любыми способами будет являться вашим спасением и спасением психического здоровья вашего ребенка.
  3. Не перекладывайте ответственность воспитания на чужих людей. С вами не живут учителя, знакомые, незнакомые. Ваша семья – это микромир только родных людей. А отношение друг к другу это  центр вашей семьи, правильное воспитание, спокойствие – самая главная ценность. Не позволяйте разрушить эту целостность мыслями о том, что «вы не при чем», «пусть учителя сами воспитывают» и т.д. Кроме вас это никто не сделает.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — это то, что нужно для получения хорошего результата.

  1. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.  Стараться понять, что ему интересно, чем он увлекается и т.д. Это будет залогом успеха в установлении контакта с ребенком и использование этой информации в вашей коррекционной и игровой деятельности.
  2. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Вы станете хорошим примером для всех.
  3. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
  4. По своему социально-психологическому статусу учитель всегда выше любого ученика. Старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.