Классный час " Что такое толерантность"
Материал классного часа знакомит учащихся с понятием "Толерантность", даёт знания учащимся, что надо уметь не только слушать других но и по нимать их, учит детей взаимодействовать в группе. Материал будет полезен классным руководителям при работе с детьми 5 класса, школьным психологам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chto_takoe_tolerantnost.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 5 классе.
Что такое толерантность?
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи: 1) познакомить с понятием толерантность
2) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
3) Демонстрация сходства и различия учащихся.
4) Воспитание умения слушать другого человека.
Оборудование: компьютер, презентация, ребус на доске, задания для решения ребуса, клубок ниток, ножницы, таблица со словами, обозначающими положительные и отрицательные качества характера, листочки трёх цветов, карточки красного и зелёного цвета по количеству детей, клей, схема дерева.
Предварительная работа: выучить наизусть стихи с детьми.
Ход занятия:
Эпиграф на доске.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
1.Организационный момент урока.
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах лежат листочки разного цвета. У каждого из вас тоже есть листочки вам необходимо сесть за тот стол, где находится листок того – же цвета, что и у вас.
2. Постановка учебной задачи.
- Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)
- Кто из мальчиков прав? (Никто.)
- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)
- Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то – танцевать. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга.
- Как вы думаете, как называется это качество? (ответы детей)
- Этому будет посвящён наш урок.
Чтобы узнать тему нашего занятия надо решить ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне. Прочитайте, какое слово получилось?
Ребус :
29 | 48 | 30 | 33 | 44 | 39 | 52 | 29 | 52 | 48 | 79 | 29 | 14 |
т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь |
Примеры: 45 – 16 =_29__ (Т) 90 : 3 = _30___ (Л)
12 х 4 = _48___ (О) 39 + 13 =_52__(Н)
66 : 2 = _33___ (Е) 98 – 54 = _44___ (Р)
13 х 3 = __39_ (А) 61 + 18 = __79__ (С)
56 – 42 = ____ (Ь)
_ Какое слово у вас получилось?
- Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)
- Давайте послушаем стихотворенье, которое посвящено нашей теме.
Ребёнок читает стихотворенье:
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
- О каких поступках идёт речь в стихотворенье»?
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких- либо отличий. Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение.
Игра «Паутинка»
Цели:
показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику
Смотрите, что происходит, когда мы совершаем плохие поступки по отношению к другому человеку…
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует.)
Обсуждение:
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
Игра «Комплименты»
Цель:
создание доброжелательной атмосферы;
повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже после самой большой ссоры .
(ребята делают комплименты командам, гостям, друг другу)
Обсуждение:
– Скажите, приятно делать и получать комплименты ?
Работа в группах.
- Ребята, сегодня мы говорим о том, что надо быть терпимыми ко всем людям, уважать их. Сей час я вам предлагаю решить ситуации в которых часто оказываетесь вы дома, в школе или во дворе , когда вы гуляете , когда ребята говорят друг другу не очень приятные слова. Давайте попробуем решить некоторые из них.
Учащимся в группах предлагаются ситуации, дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
.
∙ Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
- Твой друг - одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник проверил её и сделал тебе замечание. Что ты будешь делать дальше?
- В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить? Как поступите вы?
- Каждый человек – это неповторимая личность, в том числе и каждый из вас, ребята. У каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Не все нам нравится. Но и людям не всё нравится в нас. И мы должны уметь ладить с любыми людьми, уважать их индивидуальность.
Игра - тест Как поступишь ты?
- Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит второе выражение, зелёный – вам подходит первое выражение и вы поступаете именно так.
- Миша плохо одет…
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
- Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
- Пожилая женщина медленно идет…
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- На твоих глазах на кого – то нападают…
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- К тебе подходит ребенок – инвалид…
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
∙ Младший брат сломал твой планшет.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
∙ Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и злишься на неё.
∙ С тобой поступают жестоко, обижают, обзывают.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
∙ Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
∙ Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
- Молодцы, все знают, как надо поступать, что бы всем было приятно общаться с вами.
- Давайте вспомним, ещё раз, что такое толерантность?
- Как вы думаете, что значит проявлять толерантность? (ответы детей)
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- Какими качествами должны обладать люди?
- Вам предложена таблица, необходимо вычеркнуть те слова,
которые мешают жить в мире и согласии друг с другом.
УМНЫЙ | ГЛУПЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | ЧЕСТНЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ | ЖАДНЫЙ |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК | СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ | ЖАДНЫЙ |
ХВАСТЛИВЫЙ | ЧУТКИЙ | РАВНОДУШНЫЙ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ | ТРУСЛИВЫЙ |
- Какие качества необходимы для того, что бы жить в мире и согласии?
Дети зачитывают слова, которыми должен обладать толерантный человек.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Можем ли мы научиться быть толерантными.?
Рефлексия.
- О чём сегодня говорили?
- Как вы поняли, что значит быть толерантным?
- Какие качества надо развивать в себе, что бы жить в мире и согласии?
- Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.
Подумайте, каких качеств не хватает у учащихся нашего класса, напишите их на своих листочках. Приклейте на дерево, которое мы назовём «Толерантность»
Зачитать некоторые из качеств на дереве «Толерантность», похвала учащимся.
- Заканчивая наше занятие, мне остаётся пожелать вам, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
И прочитать стихотворенье .
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Спасибо за участие!