Формирование анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Чем правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belskaya_s.i.statya.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бельская С.И., студентка
6 курса, ОЗО
«Петрозаводский государственный университет»
Институт педагогики и психологии,
г. Петрозаводск, Россия
Ключевые слова.
Грамматический строй речи, согласование слов в роде, числе, падеже, анализ и синтез предложений, комплекс коррекционных упражнений.
В современных условиях для системы народного образования главной задачей является повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является грамматически правильная, хорошо развитая речь.
Чем правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Именно поэтому необходимо заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм.
Данная работа посвящена одной из проблем в развитии речи ребенка – особенностям формирования анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Проблема несформированности грамматического строя речи у детей с ОНР рассматривалась в работах многих авторов (Н.С.Жукова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). По данной проблеме имеется значительный теоретический и практический материал для детей школьного возраста (Ефименкова Л.Н., Лалаева Р.И., Садовникова И.Н., Ястребова А.В.). Но, до настоящего времени недостаточно разработана система формирования грамматических категорий у детей с нарушениями речи дошкольного возраста, что обосновывает актуальность исследования.
Цель исследования:
Изучение влияния комплекса коррекционных упражнений на формирование анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования: нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР.
2. Подобрать методики для изучения синтаксической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
3. Выявить и проанализировать в ходе экспериментального изучения особенности анализа и синтеза предложений у детей с ОНР.
4. Разработать, апробировать и выявить эффективность методического комплекса коррекционных игр по формированию анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методики: методика Г.А. Волковой, направленная на исследование уровня развития морфологической стороны речи; методика Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, направленная на исследование возможности грамматического структурирования; адаптированная методика Е.Ф.Поповой, А.П.Вороновой, А.В.Семенович, направленная на исследование анализа и синтеза предложений; методика Ушаковой О. С., Струниной Е. М «Обследования словаря и грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи находят свое отражение во всех его компонентах: в умении анализировать предложения; умении согласовывать слова в роде, числе и падеже; составлять сложные синтаксические конструкции. Самыми сложными для детей оказываются синтаксические конструкции с предлогами. Предлоги или сливаются с отдельными словами, или игнорируются, следовательно, дети не понимают значение предлогов в предложении.
Наибольшее затруднения в словоизменении вызывает изменение слов по падежам, падежные окончания существительных множественного числа, согласования прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
С учётом выявленных особенностей нами разработан и апробирован комплекс коррекционных упражнений по формированию у дошкольников умения составлять сложные синтаксические конструкции.
Коррекционная работа осуществлялась поэтапно.
1 этап. Работа над словом. Учить выделять и называть свойства, признаки предмета, называть действия, которые может совершать тот или иной предмет. При этом слово рассматривается как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «действие предмета», мы тем самым готовим основу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы учим детей распространять предложение простыми дополнениями.
2 этап. Работа над однородными членами предложения. Работу над однородными членами предложения целесообразно связать с работой над обобщающими понятиями.
3 этап. Работа над простым предложением. Предложение составляется с опорой на картинку и даѐтся его схема.
4 этап. Работа над распространением простого предложения.
Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.
5 этап. Работая над предлогами в предложениях. Основной задачей является: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи.
6 этап. Формирование сложных предложений. При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.
Так как у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, следовательно, как показывает практика, они быстрее понимают и усваивают условные изображения слов, таким образом, графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и предложений.
Формирующий эксперимент позволил сделать выводы о том, что оптимальное условие для формирования полноценного развития грамматического строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов. Вне такой работы в условиях стихийного формирования языковых обобщений, как показывает опыт, путь овладения грамматического строя языка оказывается не достаточным, наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий в речевых умениях и более или менее значительные задержки в речевом развитии детей, гибкость и неполноценность ряда грамматических навыков и умений детей.