Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной социокультурной ситуации. Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки.

Тычинина Галина Александровна

Доклад на методическом объединении классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_kl_ruk_vystuplenie.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                           «Разуменская средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района Белгородской области»

Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной  социокультурной    ситуации. Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки.

                                            Подготовили: Тычинина Г.А,

                                                                      Апалькова Н.В.

п.Разумное

2016 г.

Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной  социокультурной    ситуации. Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки.

                                                Будьте добры к недобрым людям – они нуждаются в этом больше всего.

                                                                                                                                     Эшли Бриллиант

                                                                                                        американский писатель ,  карикатурист

Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия современных школьников, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями.

Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира отводится образованию человека и формированию современного воспитательного пространства. Образование как важный фактор социализации призвано помочь человеку осмыслить окружающий мир, осмыслить свою взаимосвязь с социокультурной и природной средами региона и мира, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение себя и своего места в социокультурном мире.

Именно поэтому проблемы человека, его мировосприятия, проблемы формирования и развития образовательной среды  и воспитательного пространства необходимо рассматривать во взаимосвязи.

Образование создает широкие возможности интеллектуально-духовной жизни человека, развивая внутренний потенциал. Воспитательные подходы и системы, создающиеся в настоящее время в образовательных учреждениях, и их содержание образовательной деятельности в целом часто замыкается на внутренних проблемах образовательного учреждения и микросоциума, региона, без учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека. Вследствие этого, воспитание и обучение порой не отвечают в полной мере на вызовы современного мира.

Социокультурное и медиакультурное воспитание:  

получают первоначальное представление о  значении понятий «миролюбие», «гражданское

согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития

человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве в процессе изучения учебных предметов,

участия в проведении государственных и школьных праздников «Диалог культур во имя

гражданского мира и согласия», выполнения проектов, тематических классных часов и др.;  

приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального

сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных  конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной  направленности, отражающих культурное разнообразие народов, проживающих на территории родного края, России;  

приобретают первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога в процессе

посильного участия в деятельности детско-юношеских организаций, школьных дискуссионных

клубов, школ юного педагога, юного психолога, юного социолога и т. д.;  

моделируют (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.) различные

ситуации, имитирующие социальные отношения в семье и школе в ходе выполнения ролевых

проектов;  

принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ

добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы

класса, школы, прилегающей к школе территории;  

приобретают первичные навыки использования информационной среды,

телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного  взаимообогащения в рамках деятельности кружков информатики, деятельности школьных дискуссионных клубов, интерактивного общения со сверстниками из других регионов России.  

Сегодня только творческая образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности и успешности личности. Именно в такой среде происходит развитие креативной личности, способной к созиданию.

Таким образом, задачей развития образовательной среды региональных образований является сегодня выстраивание на муниципальном уровне, системы целенаправленной деятельности по созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков, молодежи, через участие в социокультурных акциях, программах, проектах.

       Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

      *   Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).

       *     У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

         *    Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.

          *   Все члены коллектива должны быть способны ставить определённые цели, быть компетентным при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

Важнейшая задача воспитателя, учителя - целенаправленное формирование в детском коллективе таких отношений, такого морально – психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств каждого ребенка, выявление его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для разностороннего проявления, гармоничного развития личности.

     Для создания в детском коллективе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки мы должны развивать положительные эмоции у детей, а также управлять отрицательными эмоциями. В развитии эмоциональной сферы мы должны научить детей умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других.

       Какие умения необходимо научить у детей вызывать в себе?

       * Умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать.

        * Умение управлять страхом. Одно из главных проявлений страха – это страх потерпеть неудачу. Получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т.д.

       Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями, дети должны научиться с помощью  воспитателя, классного руководителя создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций. Еще одним аспектом атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки в детском коллективе является создание условий для уважения чужого мнения учащимися.

Воспитательные мероприятия должны формировать у детей культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы воспитателя,  классного руководителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины.

Важный момент, на который надо обращать внимание в воспитательной работе, это воспитание терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам.   Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав.

Если вы хотите, чтобы человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его искренний друг. Именно эта «капля меда» обеспечит вам его расположение, а этого уже достаточно, чтобы вы могли убедить его согласиться с вашей точкой зрения.

Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких-то элементарных вещей, неловкость в маневрах и поведении могут стать детонатором взрывоопасной ситуации. Поэтому воспитатель должен сделать все возможное для того, чтобы детский коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела, поможет им преодолеть трудности совместного общения.

          Для достижения поставленных целей можно использовать следующие формы работы с детским коллективом:

1. Тематические классные часы по нравственной тематике;

2. Изучение нравственного наследия мира;

3. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;

4. Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины»;

5. Праздники, сюрпризы, конкурсы;

6. Экскурсии, поездки.

7. Игры и др.

          В каждом ребенке заложены начала творческой силы, его творческий потенциал неисчерпаем, надо лишь создать условия для этого проявления. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат - решающее условие формирования психологически здоровой и нравственно-активной личности ребенка.

     Мой опыт работы позволяет сделать вывод о том, что классный руководитель, воспитатель является архитектором детского коллектива, где комфортно каждому. Основная задача классного руководителя  заключается в создании атмосферы защищенности в коллективе, целенаправленному планированию ситуаций, ведущих к изменению положения ребенка в детской среде и в дальнейшем развитии индивидуальности детей.

Только в благоприятной психологической среде мы можем говорить  об эффективной воспитательной системе по всем направлениям развития личности ребенка и формировании социокультурной ситуации.

Литература

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования №1, 2008 С.65-86 Федеральный Закон РФ «Об образовании». – М.: Ось 89, 1999.

2. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика: Пособие дпя специалистов по воспитанию/ Под науч. рея С.А. Лисицына, СВ. Тарасова.- СПб.: ЛОИРО.2005.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. — М.: ТЦ «Сфера», 2000

4. Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы: Пособие дпя руководителей и педагогов общеобразоват. шк. — Мн.: Университетское, 2002.

5. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования /А.М.Кондаков //Педагогика – 2008 - №9.15

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». / Вестник образования № 4, 2010 г. Серия «Стандарты»