Пути и средства развития одарённости школьников в современной школе

Грипас Надежда Олеговна

Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.

Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, – необходимый элемент модернизации экономики России.

В своё время в Советском Союзе и в Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одарёнными детьми и молодёжью. России принадлежит приоритет в создании специализированных учебно-научных центров и школ для одарённых детей, выпускники которых сегодня входят в интеллектуальную элиту страны.

Многие прошедшие проверку временем формы работы с одарёнными детьми и молодёжью успешно применяются сегодня в России и в мире: создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности, центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания, расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры, науки и спорта, организуются летние и зимние школы для учащихся по разным отраслям знаний, заочные и вечерние школы при вузах, осуществляются исследовательские проекты и научные экспедиции. Всё это формирует необходимую для развития способностей среду.

Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.

Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, – необходимый элемент модернизации экономики России.

В своё время в Советском Союзе и в Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одарёнными детьми и молодёжью. России принадлежит приоритет в создании специализированных учебно-научных центров и школ для одарённых детей, выпускники которых сегодня входят в интеллектуальную элиту страны.

Многие прошедшие проверку временем формы работы с одарёнными детьми и молодёжью успешно применяются сегодня в России и в мире: создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности, центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания, расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры, науки и спорта, организуются летние и зимние школы для учащихся по разным отраслям знаний, заочные и вечерние школы при вузах, осуществляются исследовательские проекты и научные экспедиции. Всё это формирует необходимую для развития способностей среду.

Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Объект исследования – образовательный процесс в современной школе в России и Великобритании

Предмет исследования – феномен одарённости, пути и средства развития одарённости школьников

Цель работы – охарактеризовать пути и средства развития одарённости школьников

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучение видов и характеристик одаренных детей;

2. выявление различных подходов развития одарённых детей в России и Великобритании;

3. определение возможностей развития одаренных детей в массовых и частных школах.

Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, анализ, синтез, обобщение, ранжирование, изучение опыта.

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика одарённых детей

Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший дар природы. А. И. Савенков указывает, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства [9 С. 5]

Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться.

А. И. Савенков подчёркивает, что результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью. Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе – большая редкость. [9 С. 9]

Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intelligence quotient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум". Причину этого явления выявила теоретическая психология. Анализ тестовых заданий, использующихся традиционно в тестах интеллекта, показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим. А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем. Ученики интеллектуального типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет. Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Американский психолог и педагог Е. П. Торранс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что такие показатели как (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое. Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей. Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Талантливые дети - особая категория одаренных. Разговор о них - это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации. Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. Анализ деятельности показал, что педагоги и родители ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, - на максимальное расширение круга его интересов. Лишившись в результате "выдающегося юного поэта (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.)", а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, Савенков А. И. указывает, что мы приобретаем несравненно больше - всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте [9 С. 18].

Анализ интернет источников  выявил еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей,— это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Следующий тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, — это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. Существует много вариантов лидерской одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться. У части детей с заметным опережением развития яркая одаренность остается на всю жизнь, являясь, таким образом, индивидуальной, устойчивой характеристикой развития. В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово - "обучаемость". Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. По результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные в традиционной школе - троечники. Реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда однозначно характеризуют эту способность [19].

Академический тип одаренности несколько отличается от интеллектуального.  При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности. Разница заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения [9 C. 19,], [19].

В наше время в Российской Федерации большое внимание уделяется поддержке одарённых детей и дальнейшему их развитию. В 2012 году президент РФ утвердил концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Настоящая Концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы, а также основные направления её функционирования.

Проанализировав концепцию, мы выяснили, что главной целью её является способствование повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения.  Также планируется создать единую систему институтов, программ и мероприятий, которые будут обеспечивать поддержку и развитие способностей и талантов одарённых детей. При данных условиях будет проявляться уверенный рост способностей детей, также их общее развитие для достижения высоких целей для успешного становления, как в профессиональной сфере, так и в обществе в целом.

Данная Концепция строится на нескольких важных принципах. Во-первых, это учёт интересов молодёжи, забота о здоровье и свобода выбора. Во-вторых, это опора на лучшие методики и высококвалифицированные кадры. В-третьих, это индивидуальный подход к каждому, способствующий более глубокому пониманию интересов детей и более ясной и конкретной поддержки в развитии одарённости каждого.

Основными задачами, которые сейчас имеют первостепенное значение, являются: создание необходимых условий для развития одарённых детей вне зависимости от места жительства и региона, поддержка лучших кадров, нахождение новых более современных и качественных методик, способствующих быстрому, интенсивному и качественному развитию одарённых детей [17].

Изучив Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, мы считаем, что реализация основных целей и задач поможет поддержке и развитию одарённых детей в нашей стране.

Глава 2. Подходы к выявлению и развитию одарённых детей в России и Великобритании

Психологи и педагоги в разных странах единодушны: «выявление одарённых детей – не одноразовое мероприятие, а длительный процесс». Его отправной точкой должна быть конкретная необходимость, возникшая в образовательном процессе.

Главная трудность оценки признаков одаренности в годы детства и отрочества — выявить, уловить в меняющемся, возрастном то межвозрастное, устойчивое, что сохранится и разовьется, что будет присуще именно данной индивидуальности. Но у детей индивидуальное еще недостаточно отделимо от возрастного. Психологи многое могут сделать для диагностики наличного уровня особенностей ребенка, но пока мало — для предвидения того, каким же из этих особенностей предстоит укрепиться, оказывать свое воздействие и дальше.

Н. С. Лейтес считает весьма перспективным психологический, привлекающий к себе все большее внимание исследователей биографический метод. Накапливаются данные не только о жизненном пути талантливых людей в самых разных областях деятельности, но и о ходе развития выдающихся детей и подростков, проливающие свет на возрастную динамику становления одаренности. Таким образом, проблема прогноза — не безнадежно трудная, и область неизвестного и неопределенного здесь может постепенно уменьшаться [2].

При общности основных задач обучения одаренных детей в разных странах обнаруживаются значительные национальные особенности, как в теории, так и в конкретной организации обучения.

В рабочей концепции одарённости указывается, что в обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

Ускорение

Позитивным примером такого обучения в нашей стране являются летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.

Углубление

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.

Обогащение

Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

Проблематизация

Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания [8].

Обзор интернет источников по данной проблеме позволил выделить три подхода по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей в Великобритании:

Создание специальных государственных программ и образовательных учреждений для одаренных учащихся.

Накоплен самый богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров; действуют программы для одаренных учащихся. В них активно используются школьные и внешкольные ресурсы обогащения и ускорения, специализированные классы и школы и обширная сеть конкурсов и олимпиад. На уровне государственной программы зафиксирована необходимость в образовании для одаренных детей и специальной подготовки для учителей.

Обучение одаренных детей в общеобразовательных школах.

Великобритания отличается тем, что не включает категорию одаренных в свое школьное законодательство, но интенсивно развивает поддержку учащихся в рамках обычных классов. В государственном образовании отсутствуют отдельные школы или классы для одаренных учащихся. Одним из важных принципов организации образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа получает финансы, которые должны быть использованы только на развитие программ для одаренных учащихся.

Частные школы для одаренных детей, школы при университетах.

Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии отличается тем, что не включает категорию одаренных в свое школьное законодательство, но интенсивно развивает поддержку таких учащихся в рамках обычных классов. Целенаправленность во внедрении, прекрасная техническая оснащенность и собственные методологические основы образовательных программ для одаренных делают опыт Великобритании предметом особого рассмотрения [18].

В нашей стране проводится определенная работа в этой области: осуществляется дифференциация обучения школьников, действуют факультативы и кружки, устраиваются конкурсы и олимпиады, функционирует широкая сеть дворцов молодёжи. Следует, вместе с тем, признать, что в течение многих лет наша школа ориентировалась в основном на среднего ученика, и эти тенденции в определенной мере продолжают действовать и сегодня. В то время как некоторые дети с трудом усваивают материал среднего образования в его полном объеме, другие школьники, особенно одаренные дети, недогружены. В результате общество теряет нужные ему таланты, так как при отсутствии адекватной по объему и содержанию работы одаренные дети не получают должного развития.

Т. Ф. Сергеева, исследовав способы обучения и воспитания детей, считает основными подходами к созданию условий для самообразования одарённых школьников:

- новые формы сотрудничества учителя и ученика - тьюторство и менторство (тьютор – учитель, сопровождающий исследовательскую деятельность учащегося, а ментор – научный консультант; в качестве тьютора выступает школьный учитель, в качестве ментора – ученый, преподаватель вуза, иногда родитель),

- использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными детьми (психологическая и методическая консультационная помощь семьям, создание банка лучших педагогических практик по работе с одарёнными детьми, создание дистанционных интеллектуальных состязаний) [20].

Рассмотрим истоки зарождения деятельности с одаренными детьми в Великобритании. Работы английского ученого Френсиса Гальтона (1822 / 1911) дали импульс для развития дифференциальной психологии как отдельной отрасли. Его тезис о наследуемости высоких способностей определил одно из направлений исследований в психологии одаренности. Наконец, в конце 1960-х годов ХХ века исследователи обратились к изучению детей с высокими способностями, что вызвало необходимость создания первых программ для них. Эти дети выявлялись на основе иных критериев, чем экзамен. Две программы – Ливерпульский проект (1966) и Рентвудский эксперимент (1969) – способствовали изменениям в общественном мнении и политике принятия решений в отношении одаренных учащихся. Попова Л. В. отмечает, что даже после этого в течение многих лет способные учащиеся не получали необходимого им по уровню обучения в школах и не проводилось их планомерного выявления [6].

Опыт Великобритании особенно интересен тем, что в ней раньше, чем в других, началась дифференциация обучения. Там в школьных программах предусмотрено десять уровней, на которых может вестись преподавание, и наиболее способные ученики имеют возможность обучаться на самых высоких уровнях. При этом, что хотелось бы подчеркнуть, оценка интеллекта, отбор наиболее продвинутых в умственном отношении детей не ограничивается каким-нибудь одним возрастом. Когда-то в Англии обследование производилось в одиннадцать лет и тогда же происходило распределение по учебным потокам. Но теперь тестирование и другие формы обследования учеников производятся в семь, девять, одиннадцать, четырнадцать, шестнадцать лет, т.е. учитывается, что с возрастом могут произойти существенные изменения (вместе с тем признается, что быстрый темп развития, опережение своего возраста — благоприятный показатель умственного потенциала) [11].

Государственная политика в отношении обучения одаренных детей была впервые сформулирована в 1991 году. В последнее десятилетие была внедрена целая серия государственных образовательных инициатив, направленных на улучшение ситуации с одаренными учащимися. Эти инициативы включают образовательные программы, например, Excellence in Schools, 1997, исследовательские программы, создание официальных комиссий, которые разрабатывают рекомендации и осуществляют контроль за обучением одаренных (National Gifted and Advisory Group).

В Великобритании уделяется большое внимание развитию навыков работы с одаренными учащимися при обучении в педагогических колледжах. Некоторые институты и колледжи проводят данные курсы с последующей выдачей дипломов, дающих право на обучение одаренных. Большую работу по содействию образованию одаренных учащихся и подготовке педагогов выполняет Национальная ассоциация содействия способным детям в образовании (NACE – National Association for Able Children in Education). Изучение работы этой независимой организации, содействующей образованию одаренных учащихся, показало, что она может быть взята за пример для создания аналогичной ассоциации в нашей стране. Организация была образована в 1984 году и объединила учителей, школьную администрацию, родителей одаренных детей, исследователей. Она существует за счет взносов членов организации, выпуска методических материалов для школ, спонсорских вкладов, контрактов с правительственными учреждениями на проведение конкретных проектов. Организация выпускает свой собственный журнал научно-практической направленности – Educating Able Children. Национальная ассоциация содействия способным детям (NACE) ставит своей целью развитие образования для этой категории учащихся. Важнейшим результатом работы этой ассоциации стало стимулирование правительства к созданию национальной программы работы с одаренными учащимися на государственном уровне.

В работе Г. Ф. Гали определён главный официальный подход к образованию одаренных учащихся, который основывается на принципе включения (inclusive approach). Естественно предположить, что этот принцип стал ключевым как реакция на длительный опыт отбора учащихся на основе результатов пресловутого экзамена в одиннадцать лет. Принцип включения ориентирует на улучшение образования для всех детей так, чтобы одаренные могли оставаться в общеобразовательных школах и иметь возможность реализовывать себя наилучшим образом [1].

Учитывая содержательную сложность понятия «одаренность», в британской системе образования предпочитают употреблять термин «способный», например, учащиеся с высокими способностями (able students). Термин «талантливый» закрепился за теми детьми, которые проявляют высокие способности в сфере искусства и спорта. Школы обязаны предоставлять возможности для развития этих учащихся в соответствующих областях проявления их талантов. В статье мы употребляем привычные для нашего образования термины «одаренность» и «одаренные».

Анализ интернет источников показал, что одним из важных принципов организации образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа «отдельной строкой» получает финансы, которые должны быть использованы только на развитие программ для одаренных учащихся [15].

В начальной школе выявление носит максимально гибкий характер и позволяет значительной части детей входить в категорию одаренных и выходить из нее. Плюсом такого подхода является создание благоприятных возможностей для детей с разной динамикой развития одаренности: для так называемых «вундеркиндов»; с поздними проявлениями способностей; с различиями, обусловленными особой жизненной ситуацией, и т. д. В средней школе допускается использование тестов и применение других более «мягких» методов для уточнения предпочтений и индивидуального профиля способностей.

Сергеева Н. В. указывает, что в стране получил наибольшее распространение индивидуальный подход к ученику и повышенное внимание к одаренным учащимся на всех стадиях их обучения. Здесь широко распространены специальные курсы для одаренных учащихся. Занятия проводятся квалифицированными педагогами в определенный день недели или во время каникул. Такие курсы нередко становятся настоящей лабораторией педагогического творчества. Необходимо отметить, что работа всех типов школ Великобритании основана на различных формах дифференциации обучения в соответствии со способностями учащихся («потоки», «сеты», «ленты»). В отдельных школах создаются специальные потоки для одаренных детей (Express Stream), где ведется обучение на высоком уровне трудности [11].

В Великобритании успешно разрабатываются новые программы работы с одаренными, а также внедряются целым рядом организаций на конкурсной основе. Обязательным требованием к образованию одаренных является его доступность для учащихся в тех школах, где они учатся. Этот принцип включения (inclusive approach) ориентирует школы на дифференциацию и индивидуализацию обучения одаренных как возможности наилучшей реализации способностей в своих классах. Для этого обеспечивается доступ к специально разработанным учебным программам в режиме он-лайн во время уроков [1].

Ядром является онлайновый, интерактивный проект «Новая Академия для учащихся» (New Learner Academy), бесплатный доступ к которому открыт для всех одаренных, заявленных своими школами. Работа Академии включает онлайновое взаимодействие через так называемые «гавани» (HE-led Excellence Hubs). Они охватывают науку, литературу, искусство; имеют многоступенчатую структуру по трудности заданий, позволяют работать учащимся в своем темпе, предоставляют им обратную связь от высококвалифицированных специалистов. Качество программ обеспечивается сотрудничеством с ведущими специалистами университетов. Так, Интернет-программа по математике для одаренных учащихся ведется профессорами одного из университетов Кембриджа.

В Лондоне был создан собственный проект по работе с одаренными и талантливыми «Реализация равенства и достижений для учащихся» REAL (Realising Equality And Achievement For Learners). Он учитывает специфику столицы как города с многонациональным населением, с разницей в культурно-образовательном и материально-экономическом уровнях. Главный принцип - предоставить каждому одаренному ребенку возможности развивать свой потенциал как можно полнее вне зависимости от уровня владения английским языком и первоначального уровня школьной подготовки. Для этого используются интерактивные междисциплинарные онлайновые обучающие программы, которые учитывают культурные особенности этнических групп и специфику адаптации детей к новым условиям жизни. Их разрабатывают квалифицированные специалисты из конкретных этнических групп, которые сами сталкивались с подобными проблемами. Обучение идет по 140 местным кабельным каналам и направлено как на помощь учителям, так и учащимся. Электронная система построена таким образом, чтобы не вызывать трудностей в пользовании даже у тех, кто плохо знаком с Интернетом. Программа доступна одаренным учащимся из других районов Великобритании [6].

В английской системе обучения одаренных детей есть немало положительного. Большого внимания заслуживает работа английских учителей, а также работников многих общественных формирований по выявлению и отбору одаренных детей, базирующаяся на тщательном наблюдении за развитием способностей и успеваемостью учащихся со стороны кураторов групп, специальных тьюторов, консультантов-психологов, родителей, а также на широком применении контрольных листов, опросников, анкет.

Значительный интерес представляет использование различных видов диагностики одаренности, включая тестирование интеллекта, определение творческих способностей. Несмотря на свойственные тестам ограниченности и недостатки, их использование дает учителю, сочетающему этот метод с тщательным наблюдением, важную информацию об интеллектуальных резервах учащихся

Н. И. Сергеева отмечает, что в настоящее время, когда в нашей стране ведется активный поиск путей повышения эффективности обучения одаренных детей, интересен обобщенный опыт работы с данной категорией учащихся в английских школах на основе применения разнообразных форм и методов дифференциации как одного из средств создания оптимальных условий для обучения детей с разным складом интеллекта [11].

Дальнейшего тщательного изучения требует работа английских педагогов по уровневой дифференциации обучения, составляющая основу глубокой реформы школы, позволяющая повысить эффективность обучения всех категорий учащихся.

Одаренные дети получают возможность работать на самом высоком уровне. Уровневая дифференциация дополняется профильной, что намного повышает эффективность обучения одаренных детей. Преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации осуществляется с помощью разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся. В частности, мобильное, гибкое внутриклассное группирование создает благоприятные условия для обучения детей разных уровней способностей.

Представляется целесообразным заимствование опыта английской школы по применению специальных учебных пособий, алгоритмов и программ работы одаренных учащихся в обычном классе; проектного обучения, позволяющего развить и использовать на практике разнообразные навыки обработки информации, а также опыт использования технических средств с целью повышения эффективности обучения одаренных детей.

Глава 3. Возможности развития одарённых детей в массовых и частных школах

Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся — в условиях специализированной школы и/или класса, а также массовой общеобразовательной школы, принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одарённости должны отвечать целому ряду специфических требований.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологии, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей [3].

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования. Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп - в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения и предмете. Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения-секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников [16].

Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей. В школах, где не применяются указанные выше формы обучения, для одаренных детей является целесообразным сочетание школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одаренного ребенка в обычной школе но индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе.

Вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с обшей одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссии. Это связано с тем, что раздельное обучение детей с общей одаренностью имеет как очевидные преимущества, так и недостатки. Большим преимуществом однородных групп является возможность достижения наиболее адекватной скорости продвижения в обучении. В однородном классе могут быть созданы условия, наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в разнородном классе самые способные часто оказываются недогруженными. Во-вторых, в однородных классах, как правило, с одаренными детьми работают более опытные учителя. В разнородных классах, где среди 20—30 детей находятся лишь несколько особо способных учащихся, учителя не успевают накопить достаточного опыта работы с ними. В однородных классах, напротив, учителя имеют возможность стать специалистами по обучению одаренных [16].

Н. С. Лейтес отмечает, что проблема комплектования школ талантливыми учителями сложна. Считается, что лучших преподавателей следует использовать в специальных школах - физических, математических и так далее. Но не все согласны с  необходимостью таких школ. Это объясняется тем, что уход наиболее способных учеников «обескровливает» обычную школу, поскольку талантливые ученики играют большую роль в воспитании сверстников, чем многие учителя. Кроме того, помогая более слабым товарищам, способный ученик получает возможность выявить для себя самого собственную ограниченность и неполноту понимания. А это важный момент воспитания и умственного развития. В специальных школах у учеников нередко расцветают снобизм и самомнение. Также необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных[2].

Изучая опыт профессора, доктора психологических наук Натальи Борисовны Шумаковой о поддержке и развитии детей с общей (умственной) одарённостью в условиях обучения в средней общеобразовательной школе, мы рассмотрим главные существенные идеи междисциплинарного обучения, которые были положены в основу обучения детей в Гимназии № 1569 «Созвездие» Южного округа города Москвы.

Н. Б. Шумакова считает важным то, что ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе может прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия. Для реализации этой цели Н. Б. Шумакова создала  развивающую программу творческого междисциплинарного обучения:

- Программа была разработана для детей с ярко выраженной любознательностью и высокой познавательной активностью.

- Курс Междисциплинарного обучения призван помочь современной школе в создании условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей всех учащихся.

- Курс Междисциплинарного обучения рассчитан на весь период обучения в школе c 1 по 9 класс, в 10 и 11 классах учащиеся занимаются исследовательской деятельностью под руководством педагогов [14].

Изучив материалы по МДО, мы выяснили, что содержание программ обучения основано на: 1) изучении глобальных, основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач "открытого типа", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

Содержание обучения по программе организуется на основе широких, глобальных тем, что позволяет раздвинуть содержательные рамки, перейти к более крупным содержательным единицам вместо традиционных тематических разделов. Такая организация содержания  обучения обеспечивает возможности для решения новых задач обучения – раскрытие индивидуальности ребенка, развитие системного мышления и целостного миропонимания, творческого мышления и личности.

Рассмотрев методику творческого междисциплинарного обучения, нами было обнаружено, что в её основе лежит метод исследования, или открытия. Этот метод представляет собой воспроизведение естественного процесса открытия или познания окружающей действительности.

Методы обучения способствуют действию на различные умственные процессы, что позволяет развить способности детей. Методы обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека [14].

Шумакова указывает, что связующим методическим принципом обучения по программе "Одаренный ребенок" является научный метод познания, осуществление которого на практике предполагает такую организацию учебного процесса, при которой ребенок находится в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя новые знания о мире. Дети, обучающиеся по экспериментальной программе, показывают и высокий уровень академических достижений, проявляющийся в их успеваемости и высоких результатах участия в различных олимпиадах и интеллектуальных марафонах [14].

Учитель только ставит перед учеником ту или иную задачу, даёт материалы, а ученик сам, собственными усилиями отыскивает, открывает то, что было открыто или изобретено до него. Таким путём ученик не только приобретает знания, но и учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать.

Модель междисциплинарного обучения была положена в основу получившей название "Одаренный ребенок", которая осуществляется в учебно-воспитательном комплексе (УВК) № 1624 "Созвездие", представляющем собой научно-практический центр по разработке и реализации новой модели содержания образования - тематической междисциплинарной интеграции.

Такого рода программа построена на основе психологических представлений о специфике обучения и развития одаренных детей и в то же время поглощает традиционную общеобразовательную программу.

Таким образом, междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у учащихся целостной картины мира. При этом сами учебные предметы не исчезают, не теряют своей специфики, а вносят лишь свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи. На осуществление этой программы необходимо четыре часа в неделю специальных междисциплинарных занятий (МДО) в начальной школе и два - в старшей. На этих занятиях через обобщение "протягивается" связующая нить между дисциплинами, в то время как с помощью отдельных предметов осуществляется конкретизация и детальная разработка этого обобщения.

Важно обратить внимание на содержание образования для одарённых детей. Следует развивать умственные способности детей: мышление, память, внимание и т.д.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы изучили основные понятия и термины по теме «Одаренность», рассмотрели различные пути и средства развития одаренности школьников. Мы убедились в том, что в современном мире, в котором регулярно происходят изменения, требуются образованные, смышлёные, одарённые молодые специалисты.

В первой главе нами были рассмотрены основные виды одаренности детей. Единой классификации на данный момент не существует, учёные выделяют от 4 до 10 видов одаренности. Мы выяснили, что каждый ребенок талантлив в какой-либо деятельности. Нужно быть очень внимательным и острожным в воспитании ребёнка, чтобы не дать одаренности «исчезнуть», а наоборот, развить её в правильном русле. Также в этой главе нами была рассмотрена концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов РФ. В настоящее время большое внимание уделяется поддержке и развитию одаренных детей. Уже существует большое количество различных методов, но продолжается поиск наиболее современных и результативных методик.

Во второй главе мы рассмотрели различные подходы к выявлению и развитию одаренности в России и Великобритании. Мы установили, что одаренность не сразу была выделена как особое качество у детей. Потребовалось тщательное изучение этого качества, и затем создание универсальных методик для применения, способствующих развитию одаренности. В настоящее время существует большое количество различных методов, но мир не останавливается на достигнутом. Создаются более современные инновационные методы и технологии, соответствующие процессу развития общества.

В третьей главе нами были изучены различные возможности дальнейшего развития школьников в массовых и частных школах. Был проведён анализ междисциплинарного обучения, опыт которого представлен в гимназии №1624 «Созвездие». Мы рассмотрели способы работы с одарёнными детьми, при которых будет максимально развиваться способности детей.

На современном этапе научно-технической революции, когда успехи каждой страны в развитии экономики, социальной сферы и культуры в огромной мере зависят от интеллектуального потенциала населения и его инновационной, творческой мобильности, во всем мире все более осознается необходимость создания наиболее благоприятных условий для развития способностей одаренных и талантливых детей.