Открытое логопедическое коррекционное занятие

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

Задачи:

- познакомить учащихся со значениями суффиксов –онок, -енок, -ок-, -ик-, -ищ, - ин, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -тель-;

- отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;

- активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;

- развивать логическое мышление;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать связную устную речь;

- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

- воспитывать уверенность в своих силах;

Оборудование: презентация, мяч, тетрадь с ручкой, магнитная доска, изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР.

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

Задачи:

- познакомить учащихся со значениями суффиксов –онок, -енок, -ок-, -ик-, -ищ, - ин, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -тель-;

- отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;

- активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;

- развивать логическое мышление;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать связную устную речь;

- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

- воспитывать уверенность в своих силах;

Оборудование: презентация, мяч, тетрадь с ручкой, магнитная доска, изображения.

Ход занятия

Ход урока

Прогнозируемая деятельность учеников

1. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку

2. Активизация знаний по пройденному материалу

- Найди силуэт зонта.

( Слайд 2: картинка зонта и пять силуэтов зонтов).

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Что такое силуэт?

Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?

(Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах -  слова «водичка, водяной, водный, водитель, водянистый»).

Одно слово является лишним. Какое и почему? Все слова являются родственными словами. - А какие же слова называются родственными? Почему остальные слова не являются родственными этому слову?

- Что такое корень слова?

- Может ли быть слово без корня?

- О какой части слова мы говорили с вами еще?  Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Зонт и его силуэты.

- Внешнее очертание чего-либо.

- Третий слева.

- Лишнее слово водитель, потому что не образовано от слова «вода».  

- Слова, близкие по значению и имеющие общий корень

- Главная часть слова.

- Нет

- Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов.

3. Сообщение темы занятия

Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

4. Знакомство с суффиксами –онок, -енок.

(Слайд 3)

-Какие животные изображены на картинке?

- А как мы называем детенышей этих животных?

- Какие суффиксы встречаются во всех этих словах? Запишите их с тетрадь, выделив суффиксы.

-Медведь, лось, еж, заяц, белка.

- Медвежонок, лосенок, ежонок, бельчонок, зайчонок.

5. Знакомство с суффиксами – ик, -ин, -ищ. (Слайд 4)

-Это волшебные

суффиксы умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. На картинке изображены дома. Как мы скажем, про маленький дом и про большой дом? Какие суффиксы присутствуют в этих словах?

- Поиграем в мячик со словами. (хвост, нос, глаз, ус)

Домик (ик), домина (ин), домище (ищ).

Хвостик-хвостище, носик-носище, глазик-глазище,ус-усище.

6.  Игра «Найди место». (Слайд 5)

Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему?

Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите,  какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс.

Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб.

Образовывают новые слова: лесок, зайчик, стульчик, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок. Записывают их в тетрадь.

7. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение

- Игра «Отгадай слово». (Слайд 6)

Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове грибок.

Лесной + грибок = лесок.

Домашний + котик = домик.

Зубастый + дворик = зубик.

Дубовый + уголок = дубок.

Какие слова у нас получились?

Какое у них значение?

Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок.

Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. (Слайд 7)

ваза вазочка             белый — беленький

лапа — лап...а               чёрный — чёрн...ий

дыра — дыр…а             синий — син...ий

рама — рам...а              серый — сер...ий

яма — ям...а                  жёлтый — жёлт...ий

Учащиеся говорят слова, которые получатся при решении примеров. Отвечают на вопросы:

Списывают в тетрадь пары слов

Читают слова, разбирают их на части. Записывают их по памяти.

8. Физминутка

Теперь немного отдохнем.

Мы пошли с тобой в лесок

И увидели грибок.

Раз грибок, два грибок

И набрали кузовок.

А как птичка-то поёт!

Восхищается народ.

Вон река неглубока.

Мы поплаваем пока.

Брасом, кролем. Хорошо!

Вот и день уже прошёл!

Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

9. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий. (Слайд 8)

Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.

- Кто носит специальную форму и летает на самолете?

- Кто дрессирует дверей?

- Кто что-то налаживает?

- Кто чинит водопровод?

- Кто стреляет из пулемета?

- Кто косит газоны?

Что общего между всеми отгаданными словами?

Посмотрите на мельницы. (Слайд 9)

Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово.

Мельница – ор - :

1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).

2. Он в школе самый главный… (директор)

3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)

4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)

Мельница – тель- :

1. Он работает в школе… (учитель)

2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)

3. Он спасает людей… (спасатель)

4. Он строит дома и другие здания… (строитель)

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Летчик

- Дрессировщик

- Наладчик

- Водопроводчик

- Пулеметчик

- Газонокосильщик

- Они обозначают названия профессий.

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают ответы.

10. Подведение итогов урока

С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?

Что же такое суффикс?

Для чего служит? Где стоит?

Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?

Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.

(Оценка логопедом работы каждого ученика).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Оценивают себя.


Список литературы

  1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997
  4. Ястребова А. В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: АРКТИ, 1999.
  5. А.В. Ястребова   и  Т.П.Бессонова   «Обучаем  читать и писать без ошибок»;
  6. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной    «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Образование слов при помощи суффиксов.

Слайд 3

вода водичка водяной водный водитель водянистый

Слайд 4

Суффиксы – онок -, енок-

Слайд 5

это волшебные суффиксы умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. - ик-, -ищ-, -ин -

Слайд 6

«Найди место» - чик- - ок- Лес Заяц Стул Шкаф Угол Суп Голос Дуб лесок зайчик стульчик шкафчик уголок супчик голосок дубок

Слайд 7

«Отгадай слово» Лесной + грибок = Домашний + котик = Зубастый + дворик = Дубовый + уголок = дубок лесок домик зубик

Слайд 8

ваза — вазочка лапа — лап...а дыра — дыр…а рама — рам...а белый — беленький чёрный — чёрн...ий синий — син...ий серый — сер...ий жёлтый — жёлт...ий лапОЧКа дырОЧКа рамОЧКа чёрнЕНЬКий синЕНЬКий серЕНЬКий жёлтЕНЬКий

Слайд 9

Знакомство с суффиксами - Кто носит специальную форму и летает на самолете? - Кто дрессирует дверей? - Кто что-то налаживает? - Кто чинит водопровод? - Кто стреляет из пулемета? - Кто косит газоны? – чик-, - щик-

Слайд 10

диктор директор кондуктор лектор

Слайд 11

учитель писатель спасатель строитель

Слайд 12

Спасибо за урок !!!

Слайд 13

Ссылки Зонт – http://www.topgifts.ru/resources/catalog/mAR1691_10_a.jpg Мельницы – http://allday.ru/uploads/posts/2009-09/1253635484_mills.jpg Кузовок и чемоданчик, силуэты зонтов – из личного архива