Открытое логопедическое коррекционное занятие
Тема: Образование слов при помощи суффиксов.
Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.
Задачи:
- познакомить учащихся со значениями суффиксов –онок, -енок, -ок-, -ик-, -ищ, - ин, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -тель-;
- отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;
- активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать связную устную речь;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах;
Оборудование: презентация, мяч, тетрадь с ручкой, магнитная доска, изображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s_mladshimi_shkolnikami.docx | 482.78 КБ |
otkrytoe_zanyatie.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР.
Тема: Образование слов при помощи суффиксов.
Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.
Задачи:
- познакомить учащихся со значениями суффиксов –онок, -енок, -ок-, -ик-, -ищ, - ин, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -тель-;
- отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;
- активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать связную устную речь;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах;
Оборудование: презентация, мяч, тетрадь с ручкой, магнитная доска, изображения.
Ход занятия
Ход урока | Прогнозируемая деятельность учеников |
1. Организационный момент | Готовность учащихся к уроку |
2. Активизация знаний по пройденному материалу - Найди силуэт зонта. ( Слайд 2: картинка зонта и пять силуэтов зонтов). Посмотрите на доску. Что вы видите? Что такое силуэт? Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится? (Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах - слова «водичка, водяной, водный, водитель, водянистый»). Одно слово является лишним. Какое и почему? Все слова являются родственными словами. - А какие же слова называются родственными? Почему остальные слова не являются родственными этому слову? - Что такое корень слова? - Может ли быть слово без корня? - О какой части слова мы говорили с вами еще? Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс? | Учащиеся отвечают на вопросы: - Зонт и его силуэты. - Внешнее очертание чего-либо. - Третий слева. - Лишнее слово водитель, потому что не образовано от слова «вода». - Слова, близкие по значению и имеющие общий корень - Главная часть слова. - Нет - Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов. |
3. Сообщение темы занятия Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов. | |
4. Знакомство с суффиксами –онок, -енок. (Слайд 3) -Какие животные изображены на картинке? - А как мы называем детенышей этих животных? - Какие суффиксы встречаются во всех этих словах? Запишите их с тетрадь, выделив суффиксы. | -Медведь, лось, еж, заяц, белка. - Медвежонок, лосенок, ежонок, бельчонок, зайчонок. |
5. Знакомство с суффиксами – ик, -ин, -ищ. (Слайд 4) -Это волшебные суффиксы умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. На картинке изображены дома. Как мы скажем, про маленький дом и про большой дом? Какие суффиксы присутствуют в этих словах? - Поиграем в мячик со словами. (хвост, нос, глаз, ус) | Домик (ик), домина (ин), домище (ищ). Хвостик-хвостище, носик-носище, глазик-глазище,ус-усище. |
6. Игра «Найди место». (Слайд 5) Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему? Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите, какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс. Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб. | Образовывают новые слова: лесок, зайчик, стульчик, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок. Записывают их в тетрадь. |
7. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение - Игра «Отгадай слово». (Слайд 6) Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове грибок. Лесной + грибок = лесок. Домашний + котик = домик. Зубастый + дворик = зубик. Дубовый + уголок = дубок. Какие слова у нас получились? Какое у них значение? Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок. Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. (Слайд 7) ваза — вазочка белый — беленький лапа — лап...а чёрный — чёрн...ий дыра — дыр…а синий — син...ий рама — рам...а серый — сер...ий яма — ям...а жёлтый — жёлт...ий | Учащиеся говорят слова, которые получатся при решении примеров. Отвечают на вопросы: Списывают в тетрадь пары слов Читают слова, разбирают их на части. Записывают их по памяти. |
8. ФизминуткаТеперь немного отдохнем. Мы пошли с тобой в лесок И увидели грибок. Раз грибок, два грибок И набрали кузовок. А как птичка-то поёт! Восхищается народ. Вон река неглубока. Мы поплаваем пока. Брасом, кролем. Хорошо! Вот и день уже прошёл! Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке? | |
9. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий. (Слайд 8) Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют. - Кто носит специальную форму и летает на самолете? - Кто дрессирует дверей? - Кто что-то налаживает? - Кто чинит водопровод? - Кто стреляет из пулемета? - Кто косит газоны? Что общего между всеми отгаданными словами? Посмотрите на мельницы. (Слайд 9) Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово. Мельница – ор - : 1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор). 2. Он в школе самый главный… (директор) 3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор) 4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор) Мельница – тель- : 1. Он работает в школе… (учитель) 2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель) 3. Он спасает людей… (спасатель) 4. Он строит дома и другие здания… (строитель) | Учащиеся отвечают на вопросы: - Летчик - Дрессировщик - Наладчик - Водопроводчик - Пулеметчик - Газонокосильщик - Они обозначают названия профессий. Учащиеся отвечают на вопросы, записывают ответы. |
10. Подведение итогов урока С какой частью слова мы сегодня работали на занятии? Что же такое суффикс? Для чего служит? Где стоит? Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы? Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали. (Оценка логопедом работы каждого ученика). | Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивают себя. |
Список литературы
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997
- Ястребова А. В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: АРКТИ, 1999.
- А.В. Ястребова и Т.П.Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок»;
- Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование слов при помощи суффиксов.
вода водичка водяной водный водитель водянистый
Суффиксы – онок -, енок-
это волшебные суффиксы умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. - ик-, -ищ-, -ин -
«Найди место» - чик- - ок- Лес Заяц Стул Шкаф Угол Суп Голос Дуб лесок зайчик стульчик шкафчик уголок супчик голосок дубок
«Отгадай слово» Лесной + грибок = Домашний + котик = Зубастый + дворик = Дубовый + уголок = дубок лесок домик зубик
ваза — вазочка лапа — лап...а дыра — дыр…а рама — рам...а белый — беленький чёрный — чёрн...ий синий — син...ий серый — сер...ий жёлтый — жёлт...ий лапОЧКа дырОЧКа рамОЧКа чёрнЕНЬКий синЕНЬКий серЕНЬКий жёлтЕНЬКий
Знакомство с суффиксами - Кто носит специальную форму и летает на самолете? - Кто дрессирует дверей? - Кто что-то налаживает? - Кто чинит водопровод? - Кто стреляет из пулемета? - Кто косит газоны? – чик-, - щик-
диктор директор кондуктор лектор
учитель писатель спасатель строитель
Спасибо за урок !!!
Ссылки Зонт – http://www.topgifts.ru/resources/catalog/mAR1691_10_a.jpg Мельницы – http://allday.ru/uploads/posts/2009-09/1253635484_mills.jpg Кузовок и чемоданчик, силуэты зонтов – из личного архива