Опыт использования приёмов критического мышления на уроках биологии для развития особой познавательной деятельности обучающихся
методический семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_poyasnitelnaya_zapiska_dubrovskaya_o.n.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года – 2016»
Конкурсное испытание: методический семинар
Опыт использования приёмов критического мышления на уроках биологии для развития особой познавательной деятельности обучающихся
Дубровская О.Н.,
учитель биологии
МОУ «СОШ им. Г.И.Марчукар.п.Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области»
Пояснительная записка
В современном обществе возросла актуальность поиска новых путей реформирования образования. Школа сегодняшнего дня делает попытку «повернуться лицом к ученику», к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Среди разнообразных направлений инновационных педагогических технологий, на мой взгляд, в полной мере соответствующими поставленным целям и наиболее универсальными являются технологии критического мышления, технологии проектного обучения, информационные компьютерные технологии, игровые технологии, модульное обучение.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету. В современном мире нужно бежать. Уже нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть квалифицированным специалистом. Непрерывное образование превращается в жизненную необходимость. Поэтому главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.
Технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления - одна из тех обучающих технологий, которые стимулируют мыслительную активность обучающихся, побуждают желания найти во всем смысл, влияют на любознательность. Технология критического мышления основывается на получении, восприятии и передачи информации, поэтому она универсальна.
Данная технология разрешает противоречиемежду необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках, в том числе и биологии; между возрастающей практической значимостью школьного курса биологии и дефицитом учебного времени. Технология способствует развитию творческого потенциала учащихся.Критическое мышление- это некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.
Исходя из вышеназванных противоречий мною определена необходимость использования данной технологии на уроках биологии.
Для достижения запланированных результатов в соответствии с ФГОС ООО данная технология, с моей точки зрения, особенно важна, тем более, что она основывается на идеедеятельностного подхода обучения через практическую направленность, продуктивную работу учащихся в группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений, через педагогику сотрудничества и создание ситуации успеха на уроке.
Основные цели технологии:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
Первая стадия – вызов- может включать в себя следующие приемы:
-инвентаризацию
-знаете ли вы…
-ключевые слова
-читаю-думаю
-кластер
-таблица З-Х-У
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В технологии критического мышления существует множество методических приемов, которые можно использовать на уроках биологии.
Прием «Составления маркировочной таблицы»удобно использовать при изучении систематических групп растений и животных.Называется тема урока и учащимся предлагается заполнить колонку «Знаю», куда они вносят сведения, уже известные им по данной теме. В колонку «Хочу узнать» учащиеся записывают вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал».Затем учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», сопоставляют, сравнивают.
Кластер– это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия, также часто используется мною на стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности; для структурирования учебного материала. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющими знаниями.
Этот этап может включать в себя:
- инсерт
- эффективную лекцию
- «тонкие» и «толстые» вопросы
- поиск в тексте ответов на вопросы
- «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» и др.
Прием «ИНСЕРТ (Чтение текста с пометками)»
На стадии осмысления предлагаю всем учащимся тексты по теме. Это могут быть текст параграфа учебника, статья из научно – популярного журнала или что – либо другое. Но лучше, чтобы эти тексты были бы составлены самим учителем. Тексты могут быть абсолютно одинаковыми или разными (по глубине содержания). Работа с разноуровневымиучебными текстами в рамках технологии критического мышления позволяет реализовывать профильное обучение. В данном случае каждый ученик получает такой материал, глубина которого удовлетворяет его образовательным запросам.
На работу с текстом отводится 10-15 минут. В течение этого времени учащимся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста):
Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии с предложенными знаками).
v | + | - | ? | ! |
Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные таблицы.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Приём «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» также учит преобразовывать информацию в табличный вариант.
Третья стадия – рефлексия.
Этот этап может включать в себя:
- ключевые слова
- синквейн, диаманта, хайку
- собственно рефлексия
- ответы на вопросы
- кластер
- верные и неверные утверждения и др.
Используя многие приемы технологии критического мышления в своей практике, мы очень часто с детьми строим в течение урока «Дом успеха»: фундамент – это инвентаризация знаний, стены- это новые знания, добытые детьми в результате самостоятельной работы, а крыша – это выводы,суждения обучающихся – стадия рефлексии.
Технология развития критического мышления, ее методы, используемые при изучении биологии, повышают интерес учащихся к предмету, способствуют формированию коммуникативных способностей, формированию универсальных учебных действий, что является одним из ключевых требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. В результате применения технологии критического мышления на уроках биологии учащиеся усваивают знания достаточно прочно и глубоко, о чём свидетельствуют сравнительные результаты двух последних лет по разным классам.
год | класс | % успеваемости | % качества |
2013-2014 | 6 б | 100 | 73,9 |
2014-2015 | 7 б | 100 | 84 |
2013-2014 | 7 а | 100 | 73 |
2014-2015 | 8 а | 100 | 73,9 |
2013-2014 | 10 | 100 | 80 |
2014-2015 | 11 | 100 | 87,5 |
Источники:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
2. Заир-Бек С.И. через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
3. Заир-Бек С. И., МуштавинскаяИ. В. Развитие критического мышления на уроке- М.: «Просвещение», 2011.- 233с.
4.http://piterbooks.ru/read.php?sname=psychologic&articlealias=Kritizeskoe_mishleni&page=2
5. Вебинар «Развитие ключевых компетенций учащихся: критическое мышление»