«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционной моторики» реферат по курсу повышения квалификации «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Для нормального становления всех сторон речи необходимы:

ü нормальное развитие органов чувств (слуха, зрения и т.д.);

ü достаточная зрелость коры головного мозга;

ü психофизическое здоровье (состояние внимания, памяти, мышления, физическое здоровье);

ü благоприятная речевая среда (то есть условия, в которых ребёнок растёт).

Формирование правильной речи ребёнка неразрывно связано с окружающей его действительностью. Развитие речи ребёнка начинается от момента  рождения. Он непроизвольно проделывает множество мимических движений, движений языком, губами, челюстью. Постепенно у ребёнка развиваются точность, сила движений. Затем ребёнок учится понимать речь окружающих, затем произносить отдельные слова и фразы. Именно поэтому очень важно, чтобы речь взрослых, окружающих ребёнка, была образцом. Именно в общении с окружающим миром формируется речь самого ребёнка. От того как богата и правильна речь у ребёнка зависит и то, как легко ребёнок может высказать свою мысль. От это же зависит и полноценное отношение со сверстниками, взрослыми.  

Нарушение речи напрямую отражается  на деятельности и поведении ребёнка. В определённом возрасте дети осознают свой недостаток. Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Ребёнок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит. Прибавьте также к школьным неприятностям кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Письменная речь тоже формируется на основе устной и именно поэтому недостатки устной речи как правило приводит к неуспеваемости.

 Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ.  При участии органов дыхания происходит процесс голосообразования. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже  если ваш ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx711.89 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Родниковский детский сад»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми

по развитию артикуляционной моторики»

реферат

по курсу повышения квалификации

«ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Выполнил:

Николаева Ольга Владимировна

Учитель-логопед

МКДОУ «Родниковский детский сад»

Форма обучения – дистанционная

 Научный руководитель:

 Н.А.Кузь, к.п.н., доцент, зав. каф.

теории и методики дошкольного

образования ФГБОУ ВПО

«Новосибирский государственный

педагогический университет»

Новосибирск 2015 г.


«Индивидуальная и подгрупповая

логопедическая работа с детьми

по развитию артикуляционной моторики»

реферат

по курсу повышения квалификации

«ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ В ДОО

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Выполнил:

Николаева Ольга Владимировна

Учитель-логопед

МКДОУ «Родниковский детский сад»


ОГЛАВЛЕНИЕ

План

1.Введение ………………………………………………………………………...2

2. Цель артикуляционной гимнастики …………………………………………..4

3. Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений ……………………………………………………………………….5

4. Методика проведения артикуляционной гимнастики……………………..6

5. Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков и комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка… .. ..8

6. Заключение ……………………………………………………………………17

7. Литература…………………………………………………………………….18

8. Приложения…………………………………………………………………...19


ВВЕДЕНИЕ

Для нормального становления всех сторон речи необходимы:

  • нормальное развитие органов чувств (слуха, зрения и т.д.);
  • достаточная зрелость коры головного мозга;
  • психофизическое здоровье (состояние внимания, памяти, мышления, физическое здоровье);
  • благоприятная речевая среда (то есть условия, в которых ребёнок растёт).

Формирование правильной речи ребёнка неразрывно связано с окружающей его действительностью. Развитие речи ребёнка начинается от момента  рождения. Он непроизвольно проделывает множество мимических движений, движений языком, губами, челюстью. Постепенно у ребёнка развиваются точность, сила движений. Затем ребёнок учится понимать речь окружающих, затем произносить отдельные слова и фразы. Именно поэтому очень важно, чтобы речь взрослых, окружающих ребёнка, была образцом. Именно в общении с окружающим миром формируется речь самого ребёнка. От того как богата и правильна речь у ребёнка зависит и то, как легко ребёнок может высказать свою мысль. От это же зависит и полноценное отношение со сверстниками, взрослыми.  

Нарушение речи напрямую отражается  на деятельности и поведении ребёнка. В определённом возрасте дети осознают свой недостаток. Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Ребёнок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит. Прибавьте также к школьным неприятностям кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Письменная речь тоже формируется на основе устной и именно поэтому недостатки устной речи как правило приводит к неуспеваемости.

 Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ.  При участии органов дыхания происходит процесс голосообразования. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже  если ваш ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.


ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИК

Нарушения в строении органов артикуляционного аппарата логопед обнаруживает в процессе обследования.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены и требуются для постановки каждого конкретного звука.

Звуки как изолированно, так и в речевом потоке, мы правильно произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.


ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Для каждого ребёнка подбирается определённый комплекс артикуляционных упражнений, способствующий сформировать необходимый артикуляционный уклад. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков и для каждого звука той или иной группы. У каждого упражнения есть чёткая направленность. Важно не количество, а результат.  Прежде чем начать работу с ребёнком, учитель-логопед выделяет, что и как нарушено, затем подбираются конкретные упражнения исходя из правильной артикуляции звука.

Все артикуляционные упражнения делятся на два вида: статические и динамические с образными названиями.

  1. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка» выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
  2. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.


МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно. Только системное проведение гимнастики вырабатывает у детей двигательные навыки,  закрепляет их. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений за один раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Чтобы ребёнок выполнял упражнения с интересом, их необходимо проводить в игровой форме, с использованием картинок и стихов.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным.

Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 

Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. (см. Приложение 1)

Первый комплекс и включает эти основные упражнения

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5.Язык широкий.

6.Язык узкий.

7.Чередование положений языка: широкий – узкий.

8.Подём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх – вниз.

10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

Основной комплекс.

1.Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» - движение языка: нос – подбородок.

Упражнения для губ.

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».

«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

  1. «Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2.  «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания.

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания.

- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

- Боковые края языка должны касаться уголков рта.

- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

- Нельзя надувать щёки.

- Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

2. «Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

3. «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

4. «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Методические указания.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

  1. «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания.

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

3.«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

4. «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

5. «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

1.«Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Методические указания.

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

3. «Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания.

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

4. «Барабан – 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да – ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

5. «Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших задач в коррекции звукопроизношения, особенно у детей имеющих легкую степень дизартрии, является развитие подвижности речевых органов.

    Логопед подбирает наиболее эффективные методы работы для формирования нормативного произношения, в том числе для формирования артикуляционных моторных навыков.

Работа над развитием подвижности речевого аппарата достаточно кропотлива. Требует терпения и регулярности.

В результате проведения работы над артикуляционной моторикой ребенка должны стать:

  • нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления парезов, параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Вывод: Работа над артикуляционной моторикой является лишь одной из сторон   воспитания звуковой культуры речи детей. Она сочетает развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. В основе грамотного письма лежит способность к проговариванию слов и предложений. Для четкого проговаривания звуков, из которых состоит слово, необходимо чтобы артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение – артикуляционную позу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989, с. 48
  2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120.
  3. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989, с. 81.
  4. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998.
  5. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона-Принт.
  6.  Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников" Издательство: АСТ.
  7.  Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."
    Издательство: Каро. Год издания: 2006
  8.   Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.
  9.  Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.
  10.  Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики, опубликованные в книгaх: "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2".
    Авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., издательство "Гном".


 

Приложение 1Артикуляционная гимнастика Школьный логопед

Логопедическая страничка

http://li-web.ru/

http://li-web.ru/