Педагогика

Лозова Светлана Сергеевна

курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_shkolnogo_uchebnika.docx68.91 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….……….3

Глава I. Теоретические основы содержания и структуры современного школьного учебника

  1. Учебник – основное средство обучения………………………………….6
  2. Содержание и структура школьного учебника……………...……….....11
  3. Требование к современным учебникам………………………………….17

Выводы по I главе…………………………………………………………23

Глава II. Современные школьные учебники для начальной школы…………24

          Выводы по II главе………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Учебник был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения.

Так, современный школьный учебник, реализуя содержание образования, призван систематизировать и интегрировать сведения, полученные учащимися из различных каналов массовой информации. Учебник объединяет вокруг себя все другие школьные книги (учебные пособия, популярную научную литературу, обязательную и дополнительную художественную литературу и др.) и средства обучения (наглядные пособия, дидактические материалы, тексты, записанные на грампластинки и т.д.), координирует работу учащихся с ними[28].

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании[26].

Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий в работе и с учебной литературой. В данном конкретном случаи в работе с учебником.

         Актуальность проблемы, предмет исследования обосновали выбор темы: «Проблемы школьного учебника».

Объект исследования: структура и содержание современного школьного учебника.

Предмет исследования: современные требования к структуре и содержанию школьного учебника.  

Цель исследования: проанализировать современные требования к отбору и структурированию содержания современного учебника для начальной школы.

  Задачами исследования являются:

1. уточнить функции учебника как средства обучения;

2. охарактеризовать учебник как носитель содержания обучения;

3.  рассмотреть критерии оценки качества школьного учебника.

Теоретическую основу работы составили труды ученых-педагогов: Г.Г. Граник, Т.С. Назарова, Ю.П. Господарик, В.И.Смирнов, С.Н. Заринов, А.В. Хуторский, Ю.К. Бабанский, Г.В. Пичугина, Д.Д. Зуев.

Методы исследования: теоретический анализ.

         Структура курсовой работы: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы.

           Во введении доказана актуальность темы исследования, определила предмет, объект, цель и задачи исследования, указаны методы научно - педагогического исследования.

          В первой главе «Теоретические основы содержания и структуры современного школьного учебника» рассмотрено само понятие учебник его содержание, структура и требование к современным учебникам.

         Во второй главе «Современные школьные учебники для начальной школы» представлены  результаты исследования школьного учебника по окружающему миру.

       Заключение содержит обобщенные выводы по работе.

       Список литературы содержит 29 источников.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА

1.1  Учебник - основное средство обучения.

В России естествознание как учебный предмет было введено в 1786 году. В то же время был написан первый учебник «Начертание естественной истории», автор которого академик В.Ф. Зуев в кратком вступлении к учебнику раскрывает сущность естественной истории как науки и ее основных разделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство», «Животное царство». Важно отметить, что в предисловии к своему учебнику автор дает краткие рекомендации учителю, как преподавать естественную историю: добиваться понимания учебного материала, изучать предметы природы не со слов, а по натуре или, по крайней мере, по изображению [11].

 К.Д. Ушинский  внес существенный вклад в развитие проблемы теории школьного учебника. «Родное слово» К. Д. Ушинского, впервые вышедшее в свет в 1864 г., выдержало 146 изданий. К.Д. Ушинский справедливо утверждал, что хороший учебник дает возможность формировать глубокие и прочные знания. Автор особенно подчеркивал большую роль изучения природы в развитии мышления ребенка.

В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень высокое значение. Период с 1917 по 1933 год можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 г. ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение». Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4-5 лет.  Единая система учебников действовала на всём пространстве Советского Союза.

С введением естествознания как самостоятельного учебного предмета в начальной школе, был поставлен вопрос об учебниках для учащихся. Было признано, что учебники для I-II классов не нужны, поскольку дети получают знания практическим путем, в процессе самостоятельного наблюдения, на экскурсиях. В период с 1936 по 1937 учебный год естествознание было исключено из I-II классов, а с 1945-1946 годов и из III класса. Естествознание как обязательный учебный предмет, на тот момент, сохраняется только в IV классе. Автор программы и учебника по естествознанию, М.Н. Скаткин, в своих трудах указывает на важность совершенствования учебника и приемов работы с учебником, как средства формирования познавательного интереса учащихся [25].

С распадом СССР, в начале 90-х гг. в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательств, специализирующихся на выпуске образовательной литературы. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования[4].

В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий до трёх. Начнем с того, что в 1999 году только в Федеральный перечень учебников включено 1152 названия, издаваемых примерно 60 издательствами (а издают учебную литературу более 300 издательств и фирм!) [19].

 В настоящее время отмечается разнообразие, множественность педагогических систем и учебно-методических комплектов. Среди положительных аспектов можно назвать появление новых технологий, обновление методического аппарата учебников в соответствии с меняющимися реалиями жизни, наличие у педагогов права выбора той или иной концепции начального образования. Однако  наличие потока учебников без традиционных для российской системы этапов экспериментальной проверки и апробации, отражается на их качестве [6].

В институте средств обучения и учебной книги РАО в начале 90-х годов был проведен обширный анализ действовавших тогда отечественных и зарубежных учебников (многие из которых используются в школах и поныне). Многолетний труд большого коллектива авторов, нашедший свое отражение в 20 томах издания «Проблемы школьного учебника» (издательство «Просвещение»), научные труды, опубликованные по результатам научно-практического семинара РАО по проблемам школьного учебника, позволяют сделать некоторые выводы.

При анализе учебников учитывались:

- основные требования к учебной книге, разработанные в дидактике и частных методиках (работы И.Я. Лернера, С.Г. Шаповаленко, Д.Д. Зуева, В.Г. Бейленсона, Н.М. Шахмаева, И.Д. Зверева, В.П. Максаковского, И.К. Журавлева, И.Л. Бим, и др.)

- функции учебной книги в составе учебно-методического комплекса, системообразующие связи между отдельными компонентами комплекса;

- соответствие программным требованиям, с одной стороны, и современным тенденциям совершенствования учебно-воспитательного процесса - с другой, с учетом наметившихся в мировой практике приоритетов.

В 2002г. издательство «Просвещение» совместно с РАО и РАН приступило к реализации проекта «РАН - РАО - издательство «Просвещение» - российской школе», в рамках которой авторы и специалисты издательства разрабатывают учебную литературу, объединенную в серию «Академический школьный учебник». Результатом проекта станет издание к 2011 году комплекта, включающего 180 новых учебников. Подобного рода комплектов ни в России, ни в Советском Союзе, ни за рубежом в таком объеме не создавалось.

Начиная с 1998 г. в учебные планы начальной школы вместо традиционного природоведения (естествознания) введен предмет «Окружающий мир (человек, природоведение, общество)», который объединил две образовательные области - естествознание и обществознание.

Современный предмет «Окружающий мир» есть синтез нескольких традиционно изучаемых в начальной школе дисциплин: естествознания, географии, обществознания (истории). Кроме того, в настоящее время в него вошли и элементы сравнительно новых научных и образовательных направлений – экология, ОБЖ[13].

Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе. Можно выделить два направления:

 - формирование знаний о природе и окружающем мире;

 - формирование экологической культуры личности.

        Основными задачами курса являются:

  1. формирование целостного представления  об окружающем мире у учащихся;
  2. воспитание любознательности, понимания красоты природы, любви и бережного отношения;
  3. развитие познавательных интересов к изучению наук о природе.

        В настоящее время для начальной школы разработано  общеобразовательная программа: «Окружающий мир» (автор Плешаков А.А.);

Данная программа ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах . Используется при обучении примерно в 65% классов четырехлетней школы.

Автор отмечает, что программа направлена на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Обеспечивает всестороннее естественнонаучное и экологическое образование младших школьников, широкую интеграцию разнообразных сведений о природе и обществе. Базовую программу -  дополняют факультативные курсы "Экология для младших школьников. 3 кл." и "Планета загадок. 4 кл.", позволяющие расширить представления детей о природе Земли. В учебном процессе предполагается широкое использование активных методов и форм обучения.

Данный курс «Окружающий мир» имеет тесные перспективные межпредметные связи, которые обеспечивают взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий[22].

В основе методики преподавания данных программ лежит принцип интеграции, предполагающий, с одной стороны, объединение знаний об окружающем мире в едином курсе, с другой – формирование целостного взгляда младших школьников на окружающий мир и определение в нем своего места. Можно выделить несколько направлений конструирования содержания уроков, способствующих целостному восприятию школьниками окружающего мира:

1. При изучении каждой из составляющих окружающего мира, заданной в программе в «чистом виде», вводить и элементы других составляющих.

2. Перед изучением природоведческих вопросов по возможности давать целевую установку на охрану природы.

3. Шире практиковать обобщающие уроки, которые являются важнейшим средством упорядочивания, интеграции изученного материала в рамках определенных целостностей.

4. Шире использовать интегрированные возможности внеклассных мероприятий[17].

Итак, анализ проблемы показал, что начиная с первого учебника и до современных, авторы стремились к созданию учебников, способствующих формированию познавательного интереса учащихся.

1.2. Содержание и структура школьного учебника

Учебник - массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей. Современный учебник - учебная книга, отличающаяся системным подходом к использованию современных методологических, теоретико-педагогических и научно-методических оснований при конструировании содержания учебного материала и его методической концепции. В учебнике должна быть изложена система знаний, учебный материал должен стимулировать мышление, формировать внутреннее побуждение к активной творческой работе[23].

Каждый учебник «Окружающего мира» имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами. В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты. Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего, цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке. Тексты разделяются на основные, дополнительные и пояснительные. Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и т. д. Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может, быть и более сложным по сравнению с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках дополнительные тексты, чаще всего, даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например «Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных». Иногда такие тексты включаются в основной текст в виде абзаца или нескольких абзацев. В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых — обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других — выделены цветом, шрифтом и т. д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия. В учебнике А.А. Плешакова имеются такие разделы, как: «Подумай!», «Проверь себя», «Копилка интересных фактов», а также в конце каждого параграфа даётся краткая информация о содержании следующего урока.

По мнению Д.Д.Зуева, при помощи вопросов и заданий «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний»[11].

Структура учебника - организованный порядок отбора и использования основных компонентов учебной книги:

1) текстовой компонент: основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст;

2) внетекстовой компонент: методический аппарат, иллюстрации, аппарат ориентировки.

Видовое многообразие структурных компонентов и их баланс определяются методической концепцией учебной книги, многообразием видов информации и способами ее обработки и представления в учебнике.

Учебник является носителем содержания обучения. Содержание может быть представлено как система знаний и основа учебных умений и навыков. Знания - это основной компонент в содержании обучения; объективная информация о тех или иных объектах действительности, осознанно воспринятая и зафиксированная в памяти, усвоенная до уровня осознания внешних и внутренних связей, готовности творческого использования. Характеристиками качества знаний могут быть: системность; непрерывность; обобщенность; оперативность; гибкость. Увеличивающийся в настоящее время поток информации обуславливает большую значимость компоновки знаний в учебнике[5].

Учебник несет в себе двойную информацию. Во-первых, содержательную, так как он является массовым и информативным источником по изучению процесса формирования, развития и взаимовлияния различных концепций. Во-вторых, школьный учебник содержит большой объем информации.

Дискуссии вокруг содержания учебников стоят в центре внимания научной и общественной жизни страны. Связь между наукой и обществом во все времена осуществлялась и осуществляется через школьное  образование[20].

Давайте обратим внимание на качество учебных изданий. Содержание учебных книг соответствует современным научным представлениям, существующим в базовой науке в отношении данного объекта, уровню образовательной программы (ступени обучения), а также требованиям, предъявленным к структуре и методическому аппарату учебных изданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

Иллюстративный аппарат в учебниках по курсу «Окружающий мир» имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В этом случае создать правильное представление об изучаемых объектах помогут иллюстрации учебника как источник информации. Даже если ребенок имеет представление о каком либо объекте, сравнение с иллюстрациями учебника поможет его уточнить, конкретизировать, сделает представление более полным. Кроме этого, иллюстрации помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают чувство прекрасного. Поэтому иллюстраций в учебниках много. Оптимально они должны составлять не менее половины объема книги, а в учебниках для первого и второго классов еще больше. В современных учебниках иллюстрации яркие, красочные, разнообразные[29].

         Современный учебник должен:

- учитывать возрастные особенности учащихся и эстетические нормы;

- отражать базовый минимум и соответствовать примерным программам;

- ориентироваться на современный уровень науки и отражать с достаточной полнотой не только предметную область, но и различные точки зрения и позиции ученых;

- изложение материала должно быть системным;

- содержать разнообразный методический аппарат, позволяющий организовать дифференцированное обучение и самостоятельную работу учащихся;

- способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических установок, формированию оценочных суждений, научного мышления;

- содержать необходимый иллюстративный ряд;

- соответствовать санитарным нормам.

Добавлю, что «хороший» учебник должен открывать школьнику путь для новых вопросов, творческого исследования заинтересовавших проблем. Демонстрировать многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогать ученикам понять причины этого многообразия.

В центре внимания, как правило, оказывается научная составляющая: книга должна отражать основные закономерности развития общества, чтобы человек мог адекватно оценивать настоящее и иметь ориентиры на будущее. Само понятие "развитие" подразумевает некоторое направление, а возможность активного участия в процессе - наличие альтернатив. Таким образом, школьный учебник несет еще и огромную ценностную нагрузку, определяя жизненную позицию того, кто к нему обращается.

Эту функцию традиционно именовали воспитательной. Сегодня проблема ставится гораздо глубже. Настало время ответить, кто мы, где наше место в современном мире, что мы можем дать человечеству. Каждый человек должен быть готов к этим глобальным вызовам, так как от обоснованности ответов зависит наше выживание в современном мире. Подготовить к решению этих вопросов на научном уровне должен учебник. Именно он во многом определит те позиции, с которых молодые исследователи будут изучать коренные проблемы дня[9].

Не менее важно, чтобы учебник стимулировал интерес к предмету, будил исследовательский азарт. Многим это требование может показаться чрезмерно завышенным. Но кому со школьных лет не известно как сухая зубрежка губит увлеченность, почему вместо сочного плода знаний ребятам насильно запихивают сухой огрызок! Преподавать  интересно и научно очень непросто. Для этого надо чувствовать напряжение процесса, его страсть. Страсть получает выход в борьбе, а следы этой борьбы доходят до нас в источниках, которые полемизируют друг с другом, опровергают друг друга, дают различные версии событий, идей, явлений. Наконец, учебник должен отвечать целому ряду весьма противоречивых сугубо утилитарных требований: быть понятным слабым ученикам и готовить к поступлению в вуз, быть легким и компактным и одновременно "выносливым" и информативным, обладать хорошим методическим аппаратом и иллюстративным материалом. Понятно, что совместить все требования достаточно трудно и речь можно вести только об оптимальном сочетании различных качеств.

В огромной массе школьной учебной литературы можно достаточно условно выделить несколько направлений:

- "классические" учебники, придерживающиеся формационного подхода и, в рамках определенной концепции

- концептуальные учебники, но имеющие цивилизационный подход.

Учебник должен раскрывать содержание обучения посредством определённого материала. Разработка учебного материала - это не подготовка предпосылок для создания учебной книги, а ее построение. В логике учебного материала обеспечивается взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики, а также воплощение такого взаимодействия в структуре учебного издания. Поэтому обязательные составляющие учебного материала - это совокупность терминов и понятий, фактов, видов деятельности. Я предполагаю, что содержание учебника должно иметь две составляющие: предметный и педагогический материал[16].

Суть новой парадигмы, обусловленной потребностью современного общества и достижениями гуманитарного знания, - в выдвижении на первый план человеческого измерения. То есть представлений о человеке как высшей ценности, стержня, вокруг которого разворачиваются события, их оценка с точки зрения того, что они дали для улучшения жизни людей, обеспечения их прав и свобод.

Важно подчеркнуть, что новое видение процесса предполагает преодоление инерции прежних представлений об одномерности его динамики, исходить из многовариантности, альтернативности, объективно свойственной развитию. Современная концепция исторического образования требует также больше уделять внимания повседневной жизни россиян в разные эпохи. Ведь повседневный мир - это мир, в котором люди живут, рождаются и умирают, радуются и плачут, любят и ненавидят. Повседневность, словно воздух, которым дышит человек[18].

Из уроков можно извлечь лишь в том случае, если мы вернем мораль.

Проблема учебников в последние годы волнует общественность не только России, но и других стран Европы.

Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (например, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц. С помощью оглавления школьник находит нужный ему текст. Сигналы-символы помогают ему ориентироваться в материале урока. Шрифтовые выделения и знаки направляют внимание ученика на главное положение, правило, термин, вывод и т. д. Следовательно, с помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником. Это умение входит в состав общеучебного умения работы с учебной книгой, в том числе и по естествознанию.

Таким образом, современные технологии и инновационные методы содержат неисчерпаемые возможности совершенствования методов обучения. В школах надо шире применять деловые игры и "круглые столы", моделирование компьютерных технологий, современные методы работы с текстом учебника.

1.3 Требование к современным учебникам.

         Предметом обсуждения на методобъединениях учителей должен стать вопрос качества действующих учебников, а именно: соответствие содержания современным требованиям общества, которое постоянно изменяется; их адаптованости к школьной программе, доступности программного материала для учеников, соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.

         Существуют определенные методические требования к школьным учебникам, к способам структурирования и подачи материала. И вдобавок на первый план в школьном образовании, как упоминалось выше, выдвигается воспитательный момент.

         Новые требования к школьным учебникам:

           Они коснутся как веса, так и оформления книг. Как говорят специалисты, новые правила введены для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, которыми в настоящее время страдает большинство школьников. Так максимальный вес учебника для учащихся начальной школы не должен превышать 300 граммов.

Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. Порой школьный портфель не может уместить все имущество учащегося. Так, например, ученику 2-го класса необходимо положить в рюкзак несколько учебников, около пяти тетрадей, дневник, пенал, сменную обувь. Два раза в неделю к этому прибавляется спортивная форма, пластилин, альбом, краски для рисования, книги для внеклассного чтения. Итого - около 5 кг[27].

Уменьшить нагрузку на плечи учеников удается лишь частично. Разрешается оставлять в классах альбомы, баночки для воды, краски . Что касается учебников, то здесь требования очень строгие.

       Постановлением главного санитарного врача России меняются требования к учебникам. Теперь книги для начальных классов должны весить 300 гр. Кроме того врачи запрещают печатать текст на цветном или сером фоне. По словам педагогов, чтобы привести учебники в соответствие с новыми требованиями понадобится около 5 лет.

     Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу  и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

    Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

    Учебник - это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения[23].

    Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:

     1.    Содержание учебника:

•    Соответствие современному состоянию содержания науки;

•    Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

•    Согласованность с основными положениями программы обучения;

•    Унификация названий, четкость определений;

•    Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

•    Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

     2.    Структура учебника:

•    Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

•    Четкость структуры, повторяемость элементов;

•    Реализация в структуре содержания  основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в  начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

    3.    Методическая разработка содержания:

•    Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

•    Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

•    Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

•    Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

•    Разнообразие основных заданий;

•    Выделение различных уровней трудности содержания;

•    Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

    4.  Оформление и полиграфическое исполнение:

•    Удобство пользования  учебником;

•    Практичность, эстетичность и информативность обложки;

•    Качество бумаги;

•    Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

•    Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

•    Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

•    Использование соответствующих выделений, например, основных понятий,  информационных положений и других элементов;

•    Стимулирующий чтение объем;

•    Четкое выделение фамилии автора учебника.

  Общая схема анализа учебника:

1.    Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2.    Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.

3.    Информационная функция:

  • соответствие содержания учебного материала современным требованиям;
  • новизна учебного и художественного материала;
  • качество теоретического материала, его познавательное значение.

4.    Мотивационная функция:

  • наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;
  • соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;
  • увлекательность формы изложения материала;
  • наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.

5.    Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:

  • наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;
  • наличие образцов правильного выполнения заданий;
  • наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний  и умений.

6.    Развивающая функция учебника:

  • изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;
  • наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;
  • наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.

7.    Функция управления деятельностью учителя:

  • последовательность и целесообразность учебного материала;
  • наличие внутрипредметных и межпредметных связей;
  • научная обоснованность содержания и структуры учебника;
  • согласованность с реальными возможностями учебного процесса.

Подводя итоги, существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы  анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.

Выводы по I главе.

1. Содержание школьного учебника представляет собой интегрированную систему учебного материала, обеспечивающую усвоение знаний, формирование умений и навыков, необходимых качеств личности, определяемых образовательной программой. Поэтому в структуре можно выделить вводную, основную и заключительную части.

2. Отбор и структурирование содержания современного учебного материала (совокупность терминов и понятий, фактов, видов учебно-исследовательской деятельности) обеспечивают взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики преподавания.

3. Педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию современного учебника обеспечивают качество школьного образования. Это такие педагогические условия - изложение учебного знания с учётом закономерностей учебно-познавательной деятельности школьников; адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентацию учебника на формирование целостной гуманитарной картины мира и систему учебных умений.

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

          В исследованиях ряда авторов отмечается, что решающим фактором в воспитании  является организация деятельности детей при работе с учебником.

Особое значение изучения  курса «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, своего «я».

Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать его общую культуру, эрудицию, творческие способности.

В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого, помимо учебника «Окружающий мир», специально разработаны учебные тетради.

«Окружающий мир» - предмет особый, т.к. его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.)[1].
        Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами, ребенок развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы в общем, все то, что делает его умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.

 Говоря об особенностях изучения данного предмета в первом классе, следует отметить, что структура урока «Окружающий мир» - дробная. Это означает, что учитель должен предусмотреть 2-3 части урока, которые будут различаться по характеру умственной деятельности. Обязательные структурные элементы: игра, беседа, логические задачи.

Сочетание частей урока может быть самым разнообразным: это зависит от темы, этапа ее прохождения, желания учителя и предпочтения детей. Так, в начале года целесообразно больше времени посвятить практической деятельности на уроке. Пусть школьники выполняют задания в рабочей тетради, больше рисуют, раскрашивают, делают аппликации. Такая структура объясняется тем, что дети быстро утомляются от однообразной деятельности, им надоедают долгие беседы и утомительное чтение учебника.  И хотя постепенно доля диалогов, объяснений и рассказов учителя может увеличиваться, урок должен оставаться «дробным». Тем более, что работа с учебником и рабочей тетрадью способствует формированию самостоятельности у учащихся[2].

По использованию учебника как средства формирования самостоятельности мы использовали комплект учебников «Окружающий мир» автора Плешакова А.А..

Составляющие комплекта такие: основное традиционное средство — учебники. Для 1-4 класса по два учебника. Учебники внешне привлекательные.

Для каждого класса есть две рабочие тетради, одна продолжение другой. Они примерно рассчитаны на полугодия. Затем методические пособия для учителя, которые содержат рекомендации и дополнительный материал, который поможет учителю при подготовке к урокам.

Комплект  «Зеленый дом» Плешакова А.А. интересен для ребёнка, вызывает желание работать с ним. Но он также ориентирован и на учителя, без которого, конечно, ничего не состоится. Важно, чтобы учебник нравился учителю, чтобы по нему было легко работать. И третий момент — чтобы комплект понравился и родителям, которые так или иначе оказываются задействованы в учебно-воспитательном процессе.

Курс «Окружающий мир» в 3-4 классе  продолжает оставаться интегрированным. Однако на данном этапе интеграция более широкая: наряду с естествознанием, социологией, информатикой ОБЖ вводятся первоначальные сведения из истории. Отбор содержания и его структурирование выполнены на основе тех же принципов, что и в первых двух классах[8].

Итак, ученик подведен к восприятию нового материала, который в учебнике представлен научными текстами и иллюстрациями. Однако построение  текстов отличается от строго научных: монологичное изложение знаний чередуется ориентацией ребенка перейти к обсуждению, к высказыванию своего мнения и его доказательства, на сравнения своего знания с изложенным в тексте, на работу с рисунками и т.п. В получении новых знаний есть практические работы и опыты. К их выполнению в учебнике даны инструкции. Процесс формирования новых знаний должен завершиться определенным результатом: выделенными понятиями, суждениями, определенной их системой. Словом, по  результатам  деятельности  на уроке должно быть сделано обобщение. Для организации  этой деятельности в учебнике даны два структурных компонента: вопросы и задания «Проверь себя», ориентирующие ребенка на закрепление знаний, на самостоятельное выделение главного, общего в знаниях и вывод. Таким образом, сначала ученик делает сам вывод, затем его сравнивает с выводом учебника. Необходимость дать в учебнике сформулированный вывод обусловлена трудностью деятельности обобщения для детей этого возраста. Но развитие  умения обобщать очень важно, так как оно формирует у ребенка систему знаний, развивает мышление. Без этого умения освоение основ наук в старших классах будет затруднено. Заканчивается материал урока двумя типами заданий: заданиями на закрепление учебного материала текущего урока и заданиями на оживление и обогащение опыта, позволяющего создать опору для усвоения учебного материала на следующем уроке. При работе на уроке заложена определенная учебная деятельность, а её порядок отражает логику усвоения учебного материала и логику управления этой деятельностью детей. Это усиливает методическую функцию учебников и учебных пособий.

Содержание наблюдений, сформулированное в заданиях к урокам, порядок выполнения заданий является ориентировочным. Учитель вносит в него коррективы в зависимости от конкретных природных и социальных условий и собственного планирования. Возможны и перестановки уроков. Так, экскурсии в природу следует провести осенью до выпадения снега или весной после того, как снег растает[2].

При изучении курса «Окружающий мир» в 3 классе проводятся разные типы уроков – вводные, комбинированные (смешанные), предметные (уроки с практическими работами), уроки-экскурсии, обобщающие (заключительные), особенности которых отражены в учебнике и учтены в методических рекомендациях[3].

Проанализируем цели и задачи учебников. Цель — формирование целостного представления о мире, осознание взаимодействия между компонентами человек-природа-общество. Это глобальная цель, она решается все четыре года. Ребёнок, который пришёл в первый класс уже имеет представления об окружающем мире. Иногда это может быть не очень хорошо, ведь никто не заботился о соответствии этих данных науке, у детей бытовые преставления. Например, некоторые считают растения неживыми. Русский язык занимает больше места в начальном обучении, является приоритетным. Ребёнок рассуждает так: растения отвечают на вопрос «что», значит, неодушевлённые. Только в предлагаемой программе авторы постарались учить детей выделению главных признаков, подготовить ребёнка к средней школе. Это тоже является очень важным. Поэтому в первом классе и многие задания направлены на то, чтобы узнать, что ребёнок знает. Задача не в формировании большого количества новых знаний, а в решении развивающих задач, воспитательных. Новые знания больше формируются в 3 и 4 классах.

Отсюда вытекает задача формирования у детей элементарных представлений и понятий о природе, человеке, и об обществе. Третья задача — знакомство с методами научного познания. Важнее не «напичкать» ребёнка информацией, а научить его способам самостоятельного получения этой информации. Автор учебника сообщают ребёнку не «методы познания», а «способы изучения окружающего мира». Ведущими становятся наблюдение, опыты, практические работы, моделирование, измерение. Дети должны учиться пользоваться справочниками, энциклопедиями. Интернет так же входит в жизнь. Конечно, всегда были практические работы, наблюдение, но это больше осознавалось учителем. Автор стремился, чтобы ребёнок сам осознавал, что такое наблюдение, что такое опыт, когда нужно применить наблюдение, а когда его не достаточно и необходим опыт.

Например, начало листопада. В каждом году он начинается в разные сроки, поэтому ни справочная литература, ни учебник не даст точной информации, но ребёнок может получить её сам, в процессе наблюдения.

 Также учебник «Зеленый дом» Плешакова А.А. направлен не только на развитие самостоятельности у учащихся, но и на развитие познавательного процесса — ощущений, восприятий, памяти. На это работает вся система заданий. Важный момент в умственном развитии ребёнка — умение сравнивать, определять главные признаки, сходства и различия, классифицировать — являются показателями умственного развития ребёнка. Это также является задачами курса. Если говорить о соответствии стандарту, то универсальные учебные действия, которые выделены в нём, как раз относятся к познавательному блоку. Также многие задания направлены на развитие внимательности, наблюдательности.        

Работа с учебником присутствует практически на каждом уроке. Однако число приемов работы с учебником очень ограничено. Проведя исследование учебника, я получили следующие объяснения данного факта:

- учебник содержит недостаточное количество заданий, направленных на работу с текстом

- недостаточно времени для полной реализации всех возможностей учебника

- недостаточно методических рекомендаций по работе с учебником.

Таким образом, проведя анализ учебника, мы убедились в том, что его содержание и структура отвечают современным требованиям к учебникам и позволяют учителю организовать обучение школьников, способствующее развитию их познавательного процесса.        

Выводы по II главе.

  1. Таким образом, исходя из результатов, можно заключить, что младшие школьники  с удовольствием выполняют задания разной степени сложности, однако их работа с учебником достаточно однообразна.
  2. Современный школьный учебник по окружающему миру, конкретизируя образовательные цели в виде содержания и методов обучения, направлен на перевод научных знаний в форму доступную и понятную учащимся;
  3. Результаты исследования позволяют наметить перспективы дальнейших исследований данной проблемы. Например, применение учебника для организации и управления познавательной деятельностью школьников; технология подготовки и применения электронных учебников.
  4. Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» – его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемой, требующей решения, является подготовка учебников для групп учащихся с разными познавательными возможностями. В качестве промежуточного варианта может рассматриваться создание учебников с многоуровневым методическим аппаратом.

Сравнительный анализ подходов к совершенствованию учебников по окружающему миру актуален открывающимися в контексте проблемами и перспективами. Для российской школы и школьного образования недостаточно переработанными остаются следующие вопросы:

1. Каковы ведущие функции учебника в условиях личностно и ценностно ориентированного образования?

2. Каково содержание педагогических критериев разработки школьных учебников?

3. В чем заключается вариативность школьных учебников?

4. Каковы варианты методик работы с учебником  и научные основания для их использования в разных педагогических ситуациях?[21]

Система образования в России не может развиваться в отрыве от общемировых тенденций. Необходимо продуктивно соединять российские мировые традиции и мировую практику. С учетом этого позитивного синтеза и предстоит определить основы построения нового поколения российских школьных учебников[15].

После изучения данной проблемы, сделали вывод, что данный метод обучения - работа с учебной книгой - можно применять во-первых, для первоначального самостоятельного изучения темы школьниками, после которого к работе следует подключиться учителю для совместного с учениками подведения итогов и выявления трудностей при работе с учебником, а во-вторых, при закреплении изученного материала, когда ученики самостоятельно с помощью учебника составляют структурно-логическую схему, вопросы по данной теме и делают выводы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования пед. Профиля  – М.: ВААДОС, 2001.
  2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроке          природоведения. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Бардин К.В.  Как научить детей учиться: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.-111с.
  4. Беляева Н.А. Активизация интереса к учению, как одно из средств повышения успеваемости: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - М., 1955. -18с.
  5. Белянкова Н.М. Новый школьный учебник академического качества // Начальная школа. - 2007. - №8.
  6. Бровкина Е.Т. и др. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов среднего и высшего педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.
  7. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе: Учебное пособие к спецкурсу. – Череповец: Прометей, 1995. – 241 с.
  8.  Виноградова Н.Ф., Калинова Е.С. Окружающий мир: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2004. – 160 с.
  9. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. статей. - М.: Учпедгиз, 1935. - 135с.
  10. Добрынин Н.Ф. Интерес и внимание // Ученые записки МШИ. - М., 1941. - вып. 3.-С. 26-35.
  11. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М: Просвещение, 1976.
  12. Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. — М.: Знание, 1971. -31с.
  13. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2004.
  14. Леонтьев А.А. Психология общения: Пособие для дополнительного образования. - М.: Смысл, 1997. - 364с.
  15. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64с.
  16. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. - М.: Просвещение, 1965. - 364с.
  17. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. -М.: Академия, 2008.
  18. Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. - М.: Изд. АПН СССР, 1971. - 11с.
  19. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 224с.
  20. Петросова Р.А., Голов В.П. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 2000.
  21. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов выс. пед. учебн. завед. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 1996. – 432
  22.  Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2001. – с. 400.
  23. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448с.
  24. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1958. - 146с.
  25. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М.:Педагогика, 1984.
  26. Филоненко-Алексеева А.Л. Практикум по методике преподавания     природоведения. Вып. 1-4. - М.: Просвещение, 1980-1983.

Интернет – ресурсы

  1. Патрикеева И. Д. Требование к учебникам [Электронный ресурс]-http://sch753.ru/data/Patrikeeva/Как%20помочь%20учителю%20начальной%20школы.pdf > (16.10.2013)
  2. Носова Л. С. Модель учебника для начальной школы [Электронный ресурс] - http://chb.ito.edu.ru/2013/section/192/93823/ (18.11.2013)
  3. Колягин Ю. М. Школьный учебник: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] - http://avkrasn.ru/article-784.html (20.11.2013)