Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке (из опыта работы)
Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. На уроке рефлексии предметом «исследования» учащегося является его индивидуальная деятельность. Учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олехнович Лидия Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 618
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке (из опыта работы)
Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. На уроке рефлексии предметом «исследования» учащегося является его индивидуальная деятельность. Учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.
При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.
Пример эталона.
Алгоритм действий при проверке написания безударной гласной в корне слова.
- Поставить ударение в слове.
- Выделить корень и подчеркнуть орфограмму в корне одной чертой.
- Подобрать проверочное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением. Выделить корень.
- Подчеркнуть двумя чертами ударный гласный в корне.
- Вставить нужную букву в слово с орфограммой.
Пример образца рассуждения: л..сной – лес.
Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.
Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
2) Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
3) Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог.
5) Этап реализации построенного проекта. Основной целью этого этапа – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. В завершение этапа фиксируется преодоление затруднения
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели:
- организуется обсуждение типовых затруднений;
- проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап применения знаний и способов действий. На этом этапе, выполняя учебное упражнение, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
8) Этап включения в систему знаний и повторения. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
- обсудить и записать домашнее задание.
Для реализации этой цели учащиеся:
- уточняют алгоритм исправления ошибок;
- называют способы действий, вызвавшие затруднение;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
- оценивают собственную деятельность на уроке;
- намечают цели последующей деятельности;
- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:
- Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.
Литература
- Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя Москва/ «Просвещение», 2011.
- Захарова А. В. Генезис самооценки. Тула, 2003.
- Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Издательство Союз, 2000.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
- ФГОС/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение, 2009.