Пояснительная записка. "Технология развития критического мышления"
В своей работе я рассказываю о технологии развития критического мышления на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы.
«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому…».
Актуальность исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается, что при реализации системно-деятельностного подхода к преподаванию главной задачей обучения становится формирование у учащихся способов деятельности. При решении проблем в реальной жизненной ситуации у учащихся не в полном объеме формируются метапредметные умения. (Слайды №1, №2)
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта пополняет известную терминологию действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Технология развития критического мышления, которая появилась в системе образования России в 1997 году – это один из путей, способствующих развитию метапредметных умений. Эта идея нашла свое отражение в методических пособиях С.И. Заир-Бека, И.О. Загашева, И.В. Муштавинской. Авторы технологии – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.
Важным в данной технологии является следование трем фазам:
1.Вызов. 2.Осмысление. 3.Рефлексия.
Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Цель исследования: выявить и проанализировать приемы технологии развития критического мышления на уроках литературы, обеспечивающие формирование метапредметных умений у учащихся на уровнях основного общего и среднего общего образования.
Гипотеза: формирование метапредметных результатов на уроках литературы можно обеспечить, если на каждой стадии урока (вызов, осмысление, рефлексия) использовать многофункциональные приемы ТРКМЧП. (Слайд №3)
Задачи:
- Систематизировать приемы ТРКМЧП по формированию метапредметных умений.
- Отобрать приемы ТРКМЧП, способствующие развитию метапредметных умений.
- Опытным путем проверить эффективность отобранных приемов ТРКМЧП на формирование метапредметных результатов.
- Анализ приемов технологии критического мышления и формирования метапредметных результатов. (Слайд №4).
На основе анализа научно-методической литературы (Слайд №5) мы пришли к выводу, что технология критического мышления формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.
Предлагаем вам систематизацию приемов технологии критического мышления по формированию метапредметных умений на всех стадиях ее усвоения:
1) Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения формирую с помощью таких приемов, как «Кластеры» и «Общее – уникальное».
Графически систематизировать материал, обратившись к жизненному опыту, помогает прием «Кластер». Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди».
Этот прием применяю на стадии вызова, когда мы до знакомства с основным источником (текстом) систематизируем информацию в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы «Романтический мир раннего Блока. А. Блок и символизм» в 11 классе, учащиеся предполагают по каким смысловым блокам будет изучено творчество поэта как символиста. Итогом их предположения является кластер на тему «символизм». (Слайд №6)
Систематизировать и анализировать материал на стадии рефлексии помогает прием «Общее-уникальное», который способствует развитию важного метапредметного умения - способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов. Используя графические методы (Кольца Венна), необходимо представить (назвать, выписать) общие и уникальные черты двух изученных явлений, персоналий, объектов.
Примером применения данного приема на уроке литературы служит итоговое занятие по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», когда по завершении изучения характеров помещиков и их образа жизни – учащиеся, используя прием «Общее-уникальное», в графической форме представляют их характеристику. В центре «Общее» мы видим общие черты помещиков, в секторах «Уникальное» представлены уникальные черты отдельного помещика. (Слайд №7)
2) Умение осознанного, «вдумчивого» чтения на стадии вызова и осмысления формирую с помощью стратегии решения проблем «ИДЕАЛ».
Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая применяется для работы с текстами и анализа ситуаций.
Основные этапы работы в данной стратегии строго технологичны, учитывают опыт участников, позволяют расширить представления по обсуждаемой теме. Основные этапы работы в данной стратегии таковы:
- Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как?», в нем должно отсутствовать отрицание (частица «не»).
- Расскажите, какой важной информацией по обсуждаемому вопросу вы владеете?
- Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы. Этот этап осуществляется посредством использования «мозговой атаки». Любая критика здесь запрещена. Важно количество — чем больше, тем лучше.
- Выберите три главных способа решения проблемы.
- Определите, какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?
Работая с рассказом А.И. Куприна «Куст сирени» в 8 классе, использую соответствующую таблицу. (Слайд №8)
3) Умение формулировать и решать проблемы формирую на стадии осмысления с помощью приема «Фишбоун».
Прием «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». Визуально изображение похоже на «рыбий скелет». Данный прием позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. Левая половина скелета – причины, правая – факты и аргументы, в «хвосте» формулируется вывод. Это метод структурного анализа причинно-следственных связей, мини-исследовательская работа с текстом художественного произведения.
При обсуждении романа И.А. Гончарова «Обломов» на уроке литературы в 10 классе данный прием помогает решить проблему: «Что явилось причиной деградации главного героя – Ильи Ильича Обломова?». (Слайд №9)
4) Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного формируют приемы «Синквейн», «Эссе», «Напиши письмо герою».
На стадии рефлексии использую синквейн (пятистишие) Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Честь и бесчестие в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», на этапе рефлексии, делая вывод при сопоставлении характеристик героев, составляем синквейны по теме «Петр Гринев» и «Алексей Швабрин». (Слайд №10)
Также на этапе рефлексии активно практикую письменные задания в форме эссе. Эссе – художественная форма размышления, поток сознания, перенесенный на бумагу.
В 8 классе, изучая комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», пишем эссе «Что такое хлестаковщина?» (Слайд №11)
Прием «Напиши письмо» - разновидность эссе. Учащиеся адресуют кому-либо письмо от имени героя произведения. Этот прием позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими. Например, в 5 классе учащиеся выполняют задание: написать письмо от имени мальчика Леши, героя рассказа А. Погорельского «Черная курица или подземные жители», написать письмо Чернушке, в котором объяснить, почему мальчик не сумел сдержать слова. (Слайд №12)
5) Прием «Верные и неверные утверждения» формирует умение планировать собственную учебную деятельность. Данный прием использую на стадии вызова и на этапе рефлексии. В начале урока предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, полагаясь на собственный опыт, либо угадывая, напротив верного утверждения ставят – «+», неверного – «-». Данный прием позволяет сжато, емко представить, а затем обобщить полученную информацию. Ученик проверяет свои знания, оценивает себя. На уроке создаются условия для личностного целеполагания.
Пример такой карточки на уроке литературы в 6 классе по теме «Тема одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»». (Слайд №13)
В конце урока на этапе рефлексии обучающиеся возвращаются к карточке, проверяют достоверность своих ответов. Таким образом, создаются условия, позволяющие спланировать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты зависят от сформированности универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Таким образом, в процессе работы по фазам технологии развития критического мышления учащийся понимает ценность своей работы, чувствует единение с другими и ее значимость. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению, что помогает решать проблемы в реальных жизненных ситуациях. (Слайд №14)
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Мои ученики принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, при выполнении заданий которых применяются метапредметные умения.