Эссе на тему: "Я учитель..."

Творческая работа, в которой я рассуждаю о том, как я пришла в данную профессию, чем она привлекла меня и вообще, каким должен быть современный учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Я никогда не мечтала стать учителем.  И это чистая правда. Вы спросите: почему?  Да потому что я родилась в семье учителя и с детства понимала весь груз этой профессии. Будучи ребенком, я наблюдала, как мама готовится к урокам, вечно проверяет тетради, тесты, самостоятельные работы; как приходит уставшая и морально выжатая с работы; как успевает приготовить ужин и сделать всю домашнюю работу перед тем, как начать готовить уроки… А ведь у нас в то время было хозяйство,  и сама семья была немаленькой: трое несовершеннолетних детей.  Мне это казалось ужасным. «Ни минуты покоя…». Да, эта строчка из песни ассоциировалась именно с мамой. А потом я поняла, что эти слова были вообще про каждого учителя.

Когда я подросла и находилась в прекрасной поре – отрочестве, я увлеклась журналистикой и на вопросы о будущем гордо отвечала: «Я буду журналистом, а учителем – никогда». Причем последнее слово я произносила по слогам, приправляя фразу пафосом и толикой пренебрежения. Но проказница-судьба любит смеяться над теми, кто вечно зарекается и задирает свой нос (то есть над  такими, как я).

После окончания лицея-интерна в Иркутске я поступила в два университета: в иркутский госуниверситет и красноярский педагогический. Но по какому-то стечению обстоятельств я решила остаться в Красноярске. Мне безумно понравился этот город. Так я и отучилась в педе, проглатывая тонны монографий и книг, получив заветный диплом бакалавра филологического образования (проще говоря, учителя русского языка и литературы). Счастью не было предела! Казалось, что теперь можно хоть куда устроиться – в известное издание, на радиостанцию и даже на телевидение… Но не все было так просто.

Я сразу нырнула в реальную жизнь, о которой была лишь наслышана по книгам из  своей филфаковской вселенной. И позже горько осознавала, что за время обучения я была словно под колпаком, укрывшись от действительности в удивительно интересном мире книг, лекций, разговоров о литературе, просмотров качественных фильмов в «Киноклубе» - в мире, с которым я сроднилась душой. И как тяжело было расставаться с ним, когда  я, будучи уже выпускницей, мучительно долго искала работу и свое место в жизни, получая отказы в разных организациях, которые звучали одинаково жестоко: «У вас нет опыта…». В конце концов, я пошла работать в гимназию, куда можно было устроиться без записей в трудовой книжке. Так и начался мой тернистый путь  к профессии учителя.

Помню свой первый рабочий день, когда мне дали не только 5 и 8 классы, но и в качестве десерта преподнесли еще и 9-ый  с 11-ым классом. Помню, как я возвращалась на съемную квартиру с двумя пакетами учебников и методических пособий и размышляла о том, что все получится и сложится, и что работать учителем очень интересно и не так тяжело, как я думала раньше. Но недолго я носила розовые очки и купалась в мире иллюзий. Пришлось и с ними попрощаться в те мгновения, когда я готовилась к урокам целыми днями и ночами (спасал лишь  крепкий кофе по утрам); когда приходила в класс, где из двадцати присутствующих лишь двое знали текст, за что было обидно и нестерпимо больно (ведь я полночи готовила этот урок!); когда подростки срывали несколько раз подряд мои уроки, выкрикивали нецензурные слова и цеплялись к каждому сказанному мной слову, пытаясь таким образом добить меня морально, выражая свой протест ко мне, 21-летней молодой учительнице; когда коллеги не помогали, а наоборот, делали все возможное, чтобы проверить, справлюсь ли я или нет. Таким был мой первый год работы в школе, оставшийся в памяти огромной черной дырой, которую я долго не могла заполнить чем-то светлым и добрым. Я на собственной шкуре осознала, каково быть учителем и уметь не только показать урок, но и свой железный характер, который у меня в то время порядком заржавел. Наверное, я не ценила себя и свою профессию, поэтому было вдвойне труднее.

После увольнения из гимназии, я пробовала себя в разных областях, но позже чувствовала, что все это не мое. Меня сильно тянуло к детям, школьной суете, к разговорам о книгах и любимых литературных героях. Вот где я могла стопроцентно применить свои знания и почувствовать себя нужной! Поэтому после непродолжительного летнего мытарства, «тыкмыканья» по разным организациям я все же вернулась в сферу образования, устроившись в лицей, чему была бесконечно рада. И именно в этом учебном заведении я смогла реализоваться как учитель и понять, что из всех областей мне ближе всего педагогика. Да, я не учитель по призванию, а учитель по стечению обстоятельств.

Сейчас мне 25, и уже второй год я работаю в родной школе № 1. Преподавание уже стало не только профессией, но и стилем жизни. Ведь не зря говорят: «Учитель – это диагноз», потому что после рабочего дня, в тихой и уютной домашней обстановке, школа все равно не отпускает учителя ни на секунду. Как говорит моя молодая коллега: «У учителей педсовет продолжается дома», и с этим нельзя не согласиться.

Теперь, когда я сама стала работать в школе, я часто вспоминаю своих учителей, подаривших мне бесценные знания и сформировавших мое представление о миссии учителя, о том, каким он должен быть в наше нелегкое, перевернутое  с ног на голову время. Что ж, поделюсь с вами своими мыслями.

Я считаю, что учитель должен быть влюбленным в свой предмет, ведь невозможно заниматься тем, что тебе не по душе. И я в свое время не смогла предать свои интересы и «прогнуться под изменчивый мир»,  нуждающийся в менеджерах, юристах и экономистах. Один щелчок –  и в моей памяти  появляется Кретова Анна Альфредовна. Это мой лицейский учитель русского языка и литературы, котораяпоражала всех учеников своей любовью к литературе и артистизмом, постоянно цитируя различных авторов. Она так вкусно (именно вкусно!)  говорила, что можно было слушать ее вечно. Это первый учитель, запавший мне  в душу  и ставший для меня образцом ораторского мастерства. Думаю, истинный педагог должен обладать этими качествами.

Снова щелчок! – и в моем воображении вырисовываются мои любимые университетские  преподаватели. У них я училась блестящему остроумию, которое спасало и приободряло сонных филологов,  предельной скромности, простоте, искренности и обаянию. Учитель (преподаватель), кричащий о своем высоком ай-кью, не заинтересованный своими учениками (студентами), никогда не внушит доверия и не найдет ключ от ребяческих сердец. Истинный учитель всегда скромен и интеллигентен. И тут перед глазами проносится фигура Александра Юрьевича Горбенко, нашего молодого преподавателя русской литературы, который восхищал всех своим чувством юмора, скромностью и невероятным обаянием. Как же я была влюблена в него…Но это уже другая история, которую мы оставим в прекрасном далеком.

А еще хочется добавить, что современному учителю очень важно быть другом для учеников, находить общий язык с подростками, то есть быть таким человеком, которому не страшно довериться и у которого можно попросить совет. Предельная строгость, чопорность и надменность, я считаю, усложняют образовательный процесс. Ребенку комфортнее учиться, когда он чувствует себя личностью, человеком, имеющим право на ошибку и шанс всегда быть понятым, а не  отвергнутым, морально подавленным учеником, дрожащим как осиновый лист перед грозной фигурой учителя. И  сразу вспоминается Ольга Юрьевна Кириллова, с которой я работала в лицее № 11 г. Красноярска. Ее обожал 11 класс, чуть ли не на руках носил, не только потому, что она была их классным руководителем, а по той причине, что она была очень добрым, чутким, открытым и искренним человеком и никогда не ставила себя выше других. Никогда я не слышала, чтобы она кричала на ребят, кого-то отчитывала или ходила с недовольным лицом. С коллегами она тоже была проста. Всегда была готова прийти на помощь, уметь поддержать в сложной ситуации. Ольга Юрьевна дала мне прекрасный пример того, что учитель должен озарять, дарить свет  одной лишь улыбкой, а не кричать и стучать указкой по столу, не подпуская к себе учеников.

Все упомянутые мною педагоги помогли мне стать лучше, ценить свое образование и себя, а также быть ответственной в своей профессии. Зажечь в душе человека пламя  надежды и добра, заложить стремление учиться и развиваться дано не каждому учителю. Но если ему удается это сделать, то это Учитель с большой буквы. К счастью, в моей жизни были такие чудесные люди.

Заканчивая свое лохматое эссе, полное разных мыслей, воспоминаний и чувств, хочется сказать, что сейчас я очень ценю свою профессию – сложную, важную, нервную, но в то же время благородную. Пусть я сопротивлялась судьбе, капризничала, но жизнь сложилась так, что я оказалась в школе. И это такой ничем не заменимый опыт, который в большей степени обогатил меня, чем разорил, поменял мое мировоззрение и взгляды на предназначение человека на этой земле. Я знаю, что живу не зря, если учу детей грамотно писать и любить книги и если помогла им что-то понять в этой жизни…

Жаль только, что нашу профессию общество не ценит, а государство не поддерживает (не будем говорить о  мизерных учительских зарплатах). Обидно очень, но я почему-то верю (наивная дурочка!), что настанут такие времена, когда учителей вновь будут уважать и боготворить. Я об этом часто думаю, а мысли, как известно, материализуются.