Анализ сказки
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Педагогический колледж №14
Практическая работа по МДК 01.03
Детская литература с практикумом по выразительному чтению
на тему: «Анализ русской народной сказки Царевна-Лягушка»
Выполнила:
Барданова Анастасия Владимировна
студентка II курса
202 группы
Преподаватель:
Милохина Светлана Викторовна
Оценка ______________
Подпись преподавателя __________
Москва, 2014
- «Царевна-лягушка» - русская народная сказка.
- Жанр - волшебная сказка.
- Подвид - волшебные похищения невесты.
- Сюжет - поиск , освобождение из плена и колдовства невесты.
- Главная героиня - Царевна-Лягушка
- положительный женский образ
- волшебница
- Характер главной героини:
- добрая
- внимательная
- заботливая
- скромная
- умная
Царевна-Лягушка ранее Василиса-Премудрая, была превращена своим разгневанным отцов в обличье лягушки. На балу она с помощью помощников (мамки и няньки), а так же с помощью своих чудесных умений, создала на царском перу озеро с лебедями. Её красота с честью выдерживает испытания для невесток.
- Главный герой - Иван-Царевич
- положительный мужской образ
- Тип - высокие
- Характер главного героя:
- добрый
- смелый
- уважал окружающих
Иван-Царевич, младший сын царя, не ищет богатства, покоряется отцу и женится на болотной лягушке. На его судьбу выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь, найти и освободить Василису, победив Кащея Бессмертного.
- Герои-антагонисты -старшие братья Иван-Царевича, более удачливые в выборе невест.
- Герой-вредитель - Кащей Бессмертный
Смерть Кащея Бессмертного «на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кащей, как свой глаз бережет»
- Герой-отправитель - царь, отправляющий своих сыновей на поиски невест, подвергающий испытаниям своих невесток.
- Герои-помощники - мамки, няньки. Они помогали Василисе-Премудрой справиться с царскими испытаниями.
- Помощник-даритель - старичок, подаривший Ивану-Царевечу путеводный клубок.
- Композиция волшебной сказки:
- Присказка — отсутствует.
- Зачин — развернутый .
- «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».
- Нарушение запрета — Иван-Царевич нарушил запрет, он сжег лягушиную кожу, что повлияло на дальнейшую его судьбу.
- «Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне».
- Многократное троичное повторение — присутствует в сказке, и таким образам развивает сюжет, вносит интригу и украшает речь.
- «Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото».
- «Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня».
- Концовка - простая.
- «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
- Язык сказки:
- Встречаются эпитеты:
- «буйну голову», «красных девушек», «столы дубовые», «скатерти узорчатые», «скатерти браные», «чистое поле», «месяц ясный», «синее море», «добрый молодец», «горькими слезами», « живая вода», «тугие луки».
- Сказочные формулы:
- «Диву дался», «узорами мудреными», «ни в сказке сказать, ни пером описать»
- Глагольная лексика:
Часто встречаем глаголы, текст ими очень насыщен.
- Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
- «Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили».
- «Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым».
- Виды малых форм устного народного творчества:
- «Утро вечера мудренее» и т.д.