классный час "Азбука правовой культуры"
Классный час для учащихся 5–6-го классов по теме "Азбука правовой культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_dlya_uchashchihsya_5.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 5–6-го классов по теме "Азбука правовой культуры"
Цели:
- Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
- Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
Оборудование: Выставка детский рисунков по теме “Права ребенка”.
ХОД УРОКА
Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”.
Сценка “200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”
Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.
Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.
Выступление учащихся
1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.
2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
3 ученик: Только ты на свет родился
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.
4 ученик:
Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.
1 ученик:
Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья , если хочешь подарить.
2 ученик:
Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.
3 ученик:
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
4 ученик:
Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.
1 ученик:
Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.
2 ученик:
Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.
3 ученик:
Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.
И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)
(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.
В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
- ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
- 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
- Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).
Права детей в России регулируются законами:
- Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).
- Семейный кодекс РФ.
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об образовании.
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.
- Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Практическая часть классного часа
Викторина:
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
- В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
- Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
- У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
- Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
- Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
- Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
- Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)
В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека. Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.
- Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
- Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.
- Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)
Обсуждение проблемы:
- Какими правами вы пользуетесь?
- Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
- Приходилось ли вам нарушать права других людей?
Вывод: Заявляя о своих личных правах , нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.
А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.
У нас 3 группы:
1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников
2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся
3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.
После обсуждения на доске появляется схема:
“Декларация” школьников Вы - школьники: | ||
имеете право | обязаны | никогда не обязаны |
1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место. 2. Просить о помощи. 3. Протестовать против несправедливого обращения или критики. 4. Быть независимым. 5. Иметь собственное мнение и убеждение. 6. Совершать ошибки. 7. Отвечать отказом на просьбу. 8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям. 9. Получать то, за что платите. | 1. Соблюдать тишину на уроках. 2. Посещать уроки, определенные расписанием. 3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками. 4. Соблюдать чистоту. 5. Выполнять учебные требования учителей. 6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде. | 1. Быть безупречным на 100%. 2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа) 3. Любить людей, приносящих им вред. 4. Чувствовать себя виноватым за свои желания. 5. Мириться с неприятной ситуацией. 6. Выполнять неразумные требования. 7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать. |
После обсуждения на доске появляется схема:
Вывод по классному часу:
- Каждый человек на свете должен знать свои права.
- Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
- Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
- Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.
Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!
Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК
Говори всегда правду.
Будь храбрым.
Не обманывай, не жульничай, не воруй.
Будь мужественным.
Оставайся честным и вежливым.
Учись работать с другими.
Уважай закон и права.
Держи свои слова.
Люби хорошо выполненную работу.
Уважай природу и окружающую среду.
Помогай больным и беспомощным.
Учись добиваться намеченной цели.
Учись работать в коллективе.
Встань на защиту прав человека.
Укрепляй дружбу между людьми.
Прислушивайся к чужому мнению.
Будь толерантным!!