Педагогическое мастерство

Варлакова Олеся Васильевна

Распространение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Я - классный руководитель»

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

        Каждый человек старается найти свое место в бурном потоке времени. Выбирая профессию, люди испытывают желание чего-то добиться. Итог - жизненный путь человека. Кто-то становится классным руководителем по воле судьбы, кто-то по собственному желанию работать с детьми. Но в любом случае при такой деятельности сложно провести грань между работой  и личной жизнью. Мы все прекрасно понимаем, что классным руководителем не рождаются и не обучаются этому ремеслу. Этому учит нас сама жизнь. Работа классного руководителя всегда была понятием круглосуточным. В наши дни это особенно заметно, так как использование социальных сетей, собственных сайтов для обеспечения непрерывной обратной связи со своими учениками и их родителями становится востребованным средством воспитательной работы.

        В.И. Даль в «Толковом словаре» даёт толкование слову «руководительствовать» - управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чём-либо:  в деле, в работе, в труде. Эти глаголы характеризуют основные виды деятельности классного руководителя. Но ни один словарь, на мой взгляд, не способен исчерпывающе осветить все грани его труда.

        Если обратиться к литературе, то очень ярким примером воспитательной работы  будет книга  Януша  Корчака  « Как любить детей»: «…Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить, не гнать. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится, и это всегда всерьёз; раненая минута станет кровоточить, убитая - тревожить призраком дурных воспоминаний».

        Что касается истории, то в биографии любой исторической личности есть упоминание о наставниках и воспитателях, потому что именно достойное воспитание - залог будущего успеха человека. Мы становимся воспитателями для тех детей, чьим классным руководителем являемся. А воспитатель должен быть сам воспитан, и я очень надеюсь, что мои жизненные установки станут кредо для моих учеников:

  • Во-первых, вежливость, Вежливость, по мнению М.Монтегю, ничего не стоит, но приносит очень много.
  • Во-вторых, толерантность, терпимость к чужим недостаткам.
  • А справедливость? Философ И. Кант говорил: « Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».  
  • Конечно, любовь к  Отечеству. Ведь любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему миру.  

        Работа классного руководителя предполагает не только отдачу, но и приобретение.  Это уверенность в себе, молодость души, дух авантюризма, все то, что несет молодое поколение. Самое главное, на мой взгляд, способность классного  руководителя открыть душу и принять эти драгоценные дары.

        Таким образом, взаимодействие классного руководителя и детей, как обмен веществ в организме, любое нарушение может вызвать болезнь. Нельзя, чтобы нарушался обмен человечности, любви, уважения, чуткости, оптимизма, духовная общность детей и классного руководителя.

Классный руководитель 11 класса

                                                                                                  МБОУ «СОШ № 39»

                                                                                                  Варлакова Олеся Васильевна

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №13»

«Холокост: память и предупреждение»

методическая разработка внеклассного мероприятия

для учащихся 9 классов

Автор:

Варлакова Олеся Васильевна

учитель истории

МБОУ «Лицей№13»

г. Троицк Челябинской области

Троицк, 2021г.

Аннотация. В данной работе представлен сценарий проведения внеклассного мероприятия, посвященного памяти жертв Холокоста

Ключевые слова: Холокост; толерантность; Великая Отечественная война

В широком же смысле Холокост – преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп: советских военнопленных, поляков, евреев, цыган и славянских народов: белорусов, украинцев и русских. Этот материал предназначен для проведения часа памяти или классного часа о жертвах Холокоста. В сегодняшние дни эта тема становится весьма актуальной из-за обострения национального экстремизма в мире.

Цель: ознакомить учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста, воспитывать чувство уважения и сострадания к памяти жертв Холокоста и толерантное поведение в межэтнических отношениях.

Задачи: 

1) познакомить обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста;

2) способствовать формированию у учащихся стойкого иммунитета, неприятия идей расизма и фашизма, умение противостоять современной неофашистской пропаганде, формирование чувства толерантности, сострадания и милосердия, гражданской ответственности учащихся;

3) формировать стойкие компетентности учащихся в умении оценивать и анализировать происходящие исторические и социальные явления и факты;

4) продолжить формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных ценностей;

5) формировать у обучающихся интереса к малоизученным страницам истории Великой Отечественной войны.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход внеклассного мероприятия

1 этап

Свет приглушен, горит свеча, фигуры в темных плащах

1 ведущий

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

2 ведущий

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь

3 ведущий

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...

4 ведущий

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

5 ведущий

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...

Свеча гаснет

На экране появляется надпись

«Где у спрута сердце?! И есть ли сердце у спрута?...»

Учитель:

-27 января – Международный день памяти жертв Холокоста

-А что такое Холокост и почему об этом нельзя забывать?

-«Холокост» в переводе с древнегреческого означает «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».

-«Холокост» в широком смысле – преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, цыган, евреев, поляков и славянских народов: белорусов, украинцев и русских).

- 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста, в этот день Красная армия освободила Концентрационный лагерь Освенцим.

На экране хроника освобождения лагеря

https://yandex.ru/video/preview/?text=про%20холокост%20ролики&path=wizard&parent-reqid=1634107099498196-9060592829435739938-vla1-3844-vla-l7-balancer-8080-BAL-7244&wiz_type=vital&filmId=11319842799671471699

1 ведущий:

Ты хочешь Мира? Помни о войне!

 Забыть о ней хотелось бы и мне.

 Пока еще таится под золой Огонь войны, неистовый и злой.

Пока еще оружие в цене,

Почаще вспоминайте о войне!!! 

2 этап. Работа с историческими терминами

Учитель:

- В чем заключается отличие «Холокоста» от «геноцида»? (ответы обучающихся)

2 ведущий

- Президент общественного Фонда «Холокост» Алла Гербер ответила так: «Холокост отличается от геноцида, потому что это уникальное явление, когда по программе, по законодательно утвержденному проекту уничтожался весь целый народ. Это была индустрия смерти, это был гигантский план этой индустрии. Это было шесть лагерей смерти, где была 107 продуманная технология убийств. Инженеры, физики, химики, технологи – все работали на этот проект. Это был проект всесожжения. Это был продуманный государственный проект. Такого в истории человечества еще никогда не было. В этом уникальность явления под названием Холокост. И это очень значительное отличие. Но это и геноцид, безусловно. Но геноцид не бывает против одного народа, геноцид всегда против всех. Геноцид против евреев – это страшный исторический опыт, который может повториться на каком угодно народе».

Учитель:

- С нападением на СССР на практике стала реализовываться политика «окончательного решения еврейского вопроса», т.е. уничтожения европейских евреев. Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в 108 Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Просмотр видеоролика

https://yandex.ru/video/preview/?text=про%20холокост%20ролики&path=wizard&parent-reqid=1634107414556773-112690215750028544-vla1-3844-vla-l7-balancer-8080-BAL-2624&wiz_type=vital&filmId=17486391775009560016

1 ведущий

- В 1941-1942 г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр.

2 ведущий

- Бабий яр – большой овраг в западной части Киева. За два дня массовых казней там было убито около 35 000 человек. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. После того как ров заполнялся двумя-тремя слоями трупов, их присыпали землёй.

А. Розенбаум

https://yandex.ru/video/preview/?text=розенбаум+бабий+яр&path=wizard&parent-reqid=1634106562371560-1950752249689941959-vla1-3844-vla-l7-balancer-8080-BAL-1435&wiz_type=vital&filmId=14773927031779633656&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F34466173405

3 этап Зрительный ряд

Учитель:

- Этот этап мероприятия мне бы хотелось назвать «Чтобы никогда больше….»

- Внимание на экран. Посмотрим как мир реагирует на эту трагедию

- Во многих городах мира стоят памятники жертвам Холокоста.

На экране: «Обувь на берегу» (Будапешт, Венгрия), «Плиты, плиты» (Берлин, Германия), «Стул за 1000 евреев» (Краков, Польша), стеклянные столбы с дымом и т.д.

https://jewishnews.com.ua/community/10-samyix-trogatelnyix-pamyatnikov-zhertvam-xolokosta

4 этап. Практическое задание

Учитель:

- Результатом нашего мероприятия будет составление коллажа. У вас на столах различные фотографии, посвященные теме, а также распечатанные выдержки из классических литературных произведений, мысли великих. Нужно собрать воедино изображения и подписи к ним.

Составление коллажа, размещение на специальном стенде. Возможны несколько работ, зависит от количества обучающихся

1 ведущий:

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

2 ведущий:

Совершая действия, помни, что ты – Человек!

3 ведущий:

Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Гаснет свет, горит свеча, фоном музыка «Аве Мария»

4 ведущий:

Молитвою начать должны мы этот день,

Чтоб память жертв нацистских мы почтили,

Пусть души их поднимутся все выше,

Чтоб они точно знали – мы их не забыли.

Мы вспомним всех, хоть это так не просто,

В Международный день памяти жертв Холокоста.

Задание для обучающихся: чтение произведения А.В. Кузнецова «Бабий Яр»