Совершенствование методики и организации занятий физической культурой как средства повышения функциональных способностей и двигательной активности студентов

Федотова Татьяна Дмитриевна

Статья посвещена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающейся молодежи. Обобщается практический опыт преподавателя физической культуры Ессентукского филиала Ставропольского медицинского унивеситета. В качестве исследовательской работы была определена попытка оценить функциональные способности студентов 2-3 курсов и влияния оздоровительной ходьбы на систему  дыхания и сердечную работоспособность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Сайт «Я расту». [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ьйр://уагазШ22.ги/
  2. Фирменный стиль «Бэби-клуба». [Электронный ресурс] - Режим досту- па:Ь«р://\^^то.1о§оЬапк.ги/риЬ1/5-1-0-84
  3. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 272 с.

СЕКЦИЯ 2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ОБРАЗОВАНИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Федотова Т.Д.

Филиал в г. Ессентуки Ставропольского государственного педагогического института, г, Ессентуки

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающейся молодежи. Обобщается практический опыт преподавателя физической культуры Ессентукского филиала Ставропольского медицинского университета. В качестве исследовательской работы автором была определена попытка оценить функциональные способности студентов 2-3-х курсов и влияние оздоровительной ходьбы на систему дыхания и сердечную работоспособность.

Ключевые слова: система физического воспитания, функциональные способности, профессиональное образование; оздоровительная ходьба сердечная работоспособность.

Нынешнее тысячелетие диктует необходимость рассматривать процесс подготовки специалиста в учреждениях среднего профессионального образования как составную часть развития общей культуры личности, а физическое воспитание - как вид социальной деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья, формирование двигательных и психологических качеств [1,3].

По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов студентов считается практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Вместе с тем статистические данные о состоянии здоровья молодежи в нашей стране вызывают особую тревогу. Причин много, однако основные

10

причины - отсутствие в общественном сознании приоритета здорового образа жизни, воспитания и самовоспитания доминанты здоровья, недостаток двигательной активности на каждом этапе возрастного развития.

Период профессионального становления юношей и девушек должен быть и периодом осознания ими значимости здоровья для профессиональной деятельности [2, 10].

Многие ученые и специалисты в области физического воспитания обеспокоены состоянием здоровья и низким уровнем физической подготовленности молодежи. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство студентов находится в статическом положении (сидя). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие [3, 4].

Результатом профессионального образования в СПО в области физической культуры должно стать создание у будущих специалистов-медиков устойчивой мотивации к ЗОЖ, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования средств и методов физического воспитания, повышению уровня профессиональной психофизиологической подготовленности.

Для этого в Ессентукском филиале Ставропольского медицинского университета с первого семестра изучают следующее: как следует развивать и поддерживать физические качества, чтобы противостоять информационным эмоциональным перегрузкам, оставаясь физически и умственно работоспособными, как оценивать физическое и функциональное состояние и эффективность оздоровительно-тренировочных занятий.

Общепринятая система физического воспитания не предусматривает дифференцированного подхода к студентам в соответствии с их индивидуальными потребностями и физическими возможностями. Необходим поиск новых форм и методов физического воспитания молодежи, чтобы обеспечить комплексное физическое развитие, формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью.

При подборе форм и методов проведения занятий по физической культуре, при определении объема мы руководствуемся, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принципы доступности и систематичности, принцип постепенности в нарастании нагрузки, а также принцип дифференцированного подхода к студентам с учетом их физической подготовки и уровня здоровья. Содержание и объем физической нагрузки должны быть посильными, а сами студенты подготовлены.

Упражнения, предлагаемые для студентов, должны вызывать интерес, он достигается новизной и необычностью упражнений, их содержанием, раскрытием перед студентом практического значения предлагаемого упражнения и влияния его на определенные функции и системы организма.

Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период по болезни, занимаются теоретическим и методическим материалом, а также составлением и проведением комплексов лечебной гимнастики по заболеваниям.

На занятиях по физической культурой в Ессентукском филиале Ставропольского медицинского университета для проведения эксперимента, направленного на повышение двигательной активности студентов, мы использовали оздоровительную ходьбу средней и большой скорости, занимались на улице и в парке.

Ходьба - это простейший вид физической активности особенно для нетренированных и имеющих отклонения в состоянии здоровья обучающихся, а таких студентов более 60%.

Поскольку при ходьбе нагрузка на ноги в 2 раза меньше, чем при беге, ходьба может обеспечить сравнительную высокую функциональную нагрузку, тренировку и укрепление сердечно-сосудистой системы. Тренирующий эффект во многом зависит от скорости и продолжительности передвижения. Медленная ходьба (до 70 шагов в минуту) почти не дает тренирующего эффекта. Ходьба со средней скоростью 70-90 шагов в минуту относится к средней скорости. Ходьба в темпе 90-100 шагов в минуту считается быстрой и оказывает тренирующий эффект. Определение темпа ходьбы через число шагов, конечно, условно. Чтобы узнать среднюю длину своего шага, необходимо пройти 10 метров обычным шагом и разделить 1000 сантиметров на число шагов.

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов 1го и 2-го курсов были проведены тесты: проба Руфье и проба Штанге, Генчи. В эксперименте приняли участие студенты 211 группы в количестве 30 человек.

Таблица № 1.

Динамика изменения функциональных показателей студентов 1-го и 2-го курсов (2011-2012уч. год) 

Контрольные тесты

Функциональные показатели студентов 1-го курса ЗОчел

Функциональные показатели студентов 2-го курса ЗОчел

Прирост

Прирост в

%

1 .Индекс Руфье

10,8

10

-0,8

7,4

2. Проба Штанге

42,3

48,2

5,9

14%

3.Проба Генчи

36,1

40,2

4,1

11,9%

Таблица № 2.

Динамика изменения функциональных показателей студентов 2-го и 3-го

курсов 1

(2012-2013)

(2012-2013)

Контрольные тесты

Функциональные показатели студентов 2-го курса

Функциональные показатели студентов 3-го курса

Прирост

Прирост в %

1 .Индекс Руфье

10,4

8,2

-2,2

21%

2.Проба Штанге

50,3

58,2

7,9

17,6%

3.Проба Генчи

45,1

50,2

5,1

11,7%

C:\Documents and Settings\WINDOWS\Temp\FineReader10\media\image1.png

Рисунок 1. Динамика изменения функциональных показателей студентов         1-го и 2-го курсов (2011-2013 уч. год)                

C:\Documents and Settings\WINDOWS\Temp\FineReader10\media\image2.png

проба Генчи

Рисунок 2. Динамика изменения функциональных показателей студентов 2-го и 3-го курсов (2012-2013)

По результатам тестирования мы наблюдаем положительную динамику в функциональных показателях сердечно-сосудистой и дыхательных систем студентов 2-х курсов. Показатели сердечно-сосудистой системы увеличились на 7,4%, дыхательной на -14% и 11,9%.

Также улучшение результатов мы наблюдаем в функциональных показателях сердечно-сосудистой и дыхательных систем у студентов 3-х курсов. Показатели сердечно-сосудистой системы увеличились на 21%, дыхательной на, 17,6% и 11,7%. У студентов 3-го курса показатели намного выше, чем у сту дентов 2-го курса. Это говорит о том, что студенты занимались ходьбой 2года, а студенты 2-го курса 1 год.

По результатам тестирования мы можем сделать следующие выводы: оздоровительная ходьба способствуют повышению сердечной работоспособности, целенаправленно воздействует на систему дыхания, увеличивая его функциональные резервы, повышает уровень общей выносливости, соответственно повышают и укрепляют здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма студентов в период обучения является важной составляющей среднего образования, поскольку именно в этот период закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.

Литература

  1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред, проф. образования / А.А. Бишаева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 304 с.
  2. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье: Учебник/ Под ред. В.В. Пономаревой. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 352 с.
  3. Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1-11 кл. / авт. - сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - М.: Дрофа, 2007. - 76 с.

11