Совершенствование методики и организации занятий физической культурой как средства повышения функциональных способностей и двигательной активности студентов
Статья посвещена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающейся молодежи. Обобщается практический опыт преподавателя физической культуры Ессентукского филиала Ставропольского медицинского унивеситета. В качестве исследовательской работы была определена попытка оценить функциональные способности студентов 2-3 курсов и влияния оздоровительной ходьбы на систему дыхания и сердечную работоспособность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
- Сайт «Я расту». [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ьйр://уагазШ22.ги/
- Фирменный стиль «Бэби-клуба». [Электронный ресурс] - Режим досту- па:Ь«р://\^^то.1о§оЬапк.ги/риЬ1/5-1-0-84
- Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 272 с.
СЕКЦИЯ 2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Филиал в г. Ессентуки Ставропольского государственного педагогического института, г, Ессентуки
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающейся молодежи. Обобщается практический опыт преподавателя физической культуры Ессентукского филиала Ставропольского медицинского университета. В качестве исследовательской работы автором была определена попытка оценить функциональные способности студентов 2-3-х курсов и влияние оздоровительной ходьбы на систему дыхания и сердечную работоспособность.
Ключевые слова: система физического воспитания, функциональные способности, профессиональное образование; оздоровительная ходьба сердечная работоспособность.
Нынешнее тысячелетие диктует необходимость рассматривать процесс подготовки специалиста в учреждениях среднего профессионального образования как составную часть развития общей культуры личности, а физическое воспитание - как вид социальной деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья, формирование двигательных и психологических качеств [1,3].
По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов студентов считается практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
Вместе с тем статистические данные о состоянии здоровья молодежи в нашей стране вызывают особую тревогу. Причин много, однако основные
10
причины - отсутствие в общественном сознании приоритета здорового образа жизни, воспитания и самовоспитания доминанты здоровья, недостаток двигательной активности на каждом этапе возрастного развития.
Период профессионального становления юношей и девушек должен быть и периодом осознания ими значимости здоровья для профессиональной деятельности [2, 10].
Многие ученые и специалисты в области физического воспитания обеспокоены состоянием здоровья и низким уровнем физической подготовленности молодежи. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство студентов находится в статическом положении (сидя). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие [3, 4].
Результатом профессионального образования в СПО в области физической культуры должно стать создание у будущих специалистов-медиков устойчивой мотивации к ЗОЖ, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования средств и методов физического воспитания, повышению уровня профессиональной психофизиологической подготовленности.
Для этого в Ессентукском филиале Ставропольского медицинского университета с первого семестра изучают следующее: как следует развивать и поддерживать физические качества, чтобы противостоять информационным эмоциональным перегрузкам, оставаясь физически и умственно работоспособными, как оценивать физическое и функциональное состояние и эффективность оздоровительно-тренировочных занятий.
Общепринятая система физического воспитания не предусматривает дифференцированного подхода к студентам в соответствии с их индивидуальными потребностями и физическими возможностями. Необходим поиск новых форм и методов физического воспитания молодежи, чтобы обеспечить комплексное физическое развитие, формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью.
При подборе форм и методов проведения занятий по физической культуре, при определении объема мы руководствуемся, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принципы доступности и систематичности, принцип постепенности в нарастании нагрузки, а также принцип дифференцированного подхода к студентам с учетом их физической подготовки и уровня здоровья. Содержание и объем физической нагрузки должны быть посильными, а сами студенты подготовлены.
Упражнения, предлагаемые для студентов, должны вызывать интерес, он достигается новизной и необычностью упражнений, их содержанием, раскрытием перед студентом практического значения предлагаемого упражнения и влияния его на определенные функции и системы организма.
Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период по болезни, занимаются теоретическим и методическим материалом, а также составлением и проведением комплексов лечебной гимнастики по заболеваниям.
На занятиях по физической культурой в Ессентукском филиале Ставропольского медицинского университета для проведения эксперимента, направленного на повышение двигательной активности студентов, мы использовали оздоровительную ходьбу средней и большой скорости, занимались на улице и в парке.
Ходьба - это простейший вид физической активности особенно для нетренированных и имеющих отклонения в состоянии здоровья обучающихся, а таких студентов более 60%.
Поскольку при ходьбе нагрузка на ноги в 2 раза меньше, чем при беге, ходьба может обеспечить сравнительную высокую функциональную нагрузку, тренировку и укрепление сердечно-сосудистой системы. Тренирующий эффект во многом зависит от скорости и продолжительности передвижения. Медленная ходьба (до 70 шагов в минуту) почти не дает тренирующего эффекта. Ходьба со средней скоростью 70-90 шагов в минуту относится к средней скорости. Ходьба в темпе 90-100 шагов в минуту считается быстрой и оказывает тренирующий эффект. Определение темпа ходьбы через число шагов, конечно, условно. Чтобы узнать среднюю длину своего шага, необходимо пройти 10 метров обычным шагом и разделить 1000 сантиметров на число шагов.
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов 1го и 2-го курсов были проведены тесты: проба Руфье и проба Штанге, Генчи. В эксперименте приняли участие студенты 211 группы в количестве 30 человек.
Таблица № 1.
Динамика изменения функциональных показателей студентов 1-го и 2-го курсов (2011-2012уч. год)
Контрольные тесты | Функциональные показатели студентов 1-го курса ЗОчел | Функциональные показатели студентов 2-го курса ЗОчел | Прирост | Прирост в % |
1 .Индекс Руфье | 10,8 | 10 | -0,8 | 7,4 |
2. Проба Штанге | 42,3 | 48,2 | 5,9 | 14% |
3.Проба Генчи | 36,1 | 40,2 | 4,1 | 11,9% |
Таблица № 2.
Динамика изменения функциональных показателей студентов 2-го и 3-го
курсов 1 | (2012-2013) |
(2012-2013) | ||||
Контрольные тесты | Функциональные показатели студентов 2-го курса | Функциональные показатели студентов 3-го курса | Прирост | Прирост в % |
1 .Индекс Руфье | 10,4 | 8,2 | -2,2 | 21% |
2.Проба Штанге | 50,3 | 58,2 | 7,9 | 17,6% |
3.Проба Генчи | 45,1 | 50,2 | 5,1 | 11,7% |
Рисунок 1. Динамика изменения функциональных показателей студентов 1-го и 2-го курсов (2011-2013 уч. год)
проба Генчи
Рисунок 2. Динамика изменения функциональных показателей студентов 2-го и 3-го курсов (2012-2013)
По результатам тестирования мы наблюдаем положительную динамику в функциональных показателях сердечно-сосудистой и дыхательных систем студентов 2-х курсов. Показатели сердечно-сосудистой системы увеличились на 7,4%, дыхательной на -14% и 11,9%.
Также улучшение результатов мы наблюдаем в функциональных показателях сердечно-сосудистой и дыхательных систем у студентов 3-х курсов. Показатели сердечно-сосудистой системы увеличились на 21%, дыхательной на, 17,6% и 11,7%. У студентов 3-го курса показатели намного выше, чем у сту дентов 2-го курса. Это говорит о том, что студенты занимались ходьбой 2года, а студенты 2-го курса 1 год.
По результатам тестирования мы можем сделать следующие выводы: оздоровительная ходьба способствуют повышению сердечной работоспособности, целенаправленно воздействует на систему дыхания, увеличивая его функциональные резервы, повышает уровень общей выносливости, соответственно повышают и укрепляют здоровье.
Сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма студентов в период обучения является важной составляющей среднего образования, поскольку именно в этот период закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.
Литература
- Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред, проф. образования / А.А. Бишаева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 304 с.
- Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье: Учебник/ Под ред. В.В. Пономаревой. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 352 с.
- Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1-11 кл. / авт. - сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - М.: Дрофа, 2007. - 76 с.
11