Формирование способностей у младших школьников к изучению иностранного языка с помощью игровых технологий
Предварительный просмотр:
Секция №8. Современные технологии в педагогической науке.
Формирование способностей у младших школьников к изучению иностранного языка с помощью игровых технологий
Серова С.В.
Московский Городской Педагогический Университет, г.Самара
Педагогические исследование последних лет показывают, что в условиях научно-технической революции и огромного потока информации предъявляются более высокие требования и к тем, кто учится, и к тем, кто преподает знания. Учащийся должен получить всестороннее развитие, приобрести необходимую культуру, воспитанность, готовность включаться в профессиональную деятельность. Учитель – повысить качество учебно-воспитательного процесса, используя ключевые компетенции: коммуникативные, социальные, культурные, информационные. Формирование речевых способностей детей – основная задача современной педагогики.
По сравнению с последними десятилетиями 20в возросла и потребность в изучении иностранных языков. Основную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к культурному наследию изучаемых стран и народов.
Федеральный государственный образовательный стандарт является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения должен соответствовать требованиям ФГОС.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого является формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, что и обеспечивает развитие личности в системе образования. Поэтому, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения рассуждать, анализировать, планировать, создавать новое, обобщать, применять полученные знания и умения.
Особую значимость в процессе обучения иностранным языкам приобретает работа с младшими школьниками, так как дети начинают изучать иностранный язык уже во втором классе.
В связи с этим современные методы обучения иностранному языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:
- создавать атмосферу комфортного состояния учащегося;
- стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;
- затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
- активизировать деятельность детей;
- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
- создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
- обеспечивать все возможные формы работы в классе.
Современные преподаватели в настоящее время редко используют форму лекции при объяснении нового материала, или простого опроса при проверке знаний. Новые информационные технологии, такие как, создание видео презентаций, использование интернет-ресурсов, широкое применение интерактивной доски, компьютера, аудиокниги стали широко применятся для объяснения, опроса или проверке знаний на уроках и во внеурочной деятельности.
Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, так же одним из основных средств реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова.
Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии и тела. Аристотель в «Поэтике» отмечал пользу словесных игр для развития интеллекта. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Слабые ученики равны с сильными. Чувство равенства, ощущение посильности заданий, увлеченность, чувство радости и раскрепощения – все это дает возможность ребятам свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно отражается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности, весь творческий потенциал.
Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, что является важным аспектом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь мотивацией, повышенным интересом к изучаемому предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала.
В методике существует огромное количество классификаций игровых приемов. Часто игры разделяют по типу задач, по целям и содержанию, по форме проведения и их длительности, по способу организации, по уровню сложности, по количественному составу и т.д.
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность: оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность и т. д.);
- ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
- компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни).
Урок с применением игровых технологий, а также продолжительность игры зависят от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К назначенным факторам относятся: уровень обученности учащихся, уровень их обучаемости, степень сложности изучаемого или контролируемого материала, а так же конкретные цели, задачи и условия определённого учебного занятия.
Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Игра позволяет разнообразить урок, сделать его увлекательным, живым, весёлым. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Кроме того, игровые технологии помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.
Список использованной литературы:
1.Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - Начальная школа: Методич.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с.
2.Зарипова Т.А. Картинки, игры, сказки… Особенности преподавания в начальной школе // Английский язык. – 2013, № 5. – с. 8.
3. Китайгородская Г.А. «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». – М., 1982.-стр.39-41.
4.Комаров А. С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А. С. Комаров. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 220, [2] c. – (Школьное развитие).
5.Латышева И.Р. Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык. – 2012, № 8. - с. 5.
6.Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1999. – 127 с.
7. Рябищенкова А.П., Сороковых Г.В. Об интеграции различных видов деятельности на уроках иностранного языка в младших классах // ИЯШ-2004 №5.
8. Тарасова Н.А. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками //ИЯШ-2007 №6.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).