Анализ методик обследования речи детей с рождения до семи лет

Этот материал полезен как родителям, так и специалистам, а также студентам логопедических, дефектологических и психологических факультетов. Здесь представлена таблица, где мною были рассмотрены разные методики обследования, которые помогают определить уровень сформированности разных компонентов речи с рождения и до семи лет. Кратно приведены особенности методик, оценки результатов обследования, описаны используемые методы обследования и на какой возраст рассчитана та или иная методика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ методик обследования речи детей с рождения до 7 лет

Подготовила учитель-логопед Зиновьева Елена Владиславовна

Методика

На какой возраст рассчитан

Исследуемые компоненты речи

Какие методы используются

Оценка результатов

Особенности диагностики

Опросник Громовой О.Е. (зайка)

С 8м до 1,5 лет

Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты)

Наблюдение, опрос

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка

Опросник лучше отражает реальное развитие:

- маленьких детей (примерно до 1,5 лет)

- детей с более равномерным речевым развитием

- поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля

 - детей с задержкой речевого развития

- у референциальных  детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва

Опросник Громовой О.Е. (мишка)

С 1,6 до 3 лет

Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки

Наблюдение, опрос

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта

Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке  и о заполняющем.

Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет»

2-4 года

Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи

Активное наблюдение

Количественная оценка.

При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении.

Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А.

1-3 года

Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук

Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации

Количественная оценка.

Автор выделяет:

- нормальное развитие ребенка

- развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой

- развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более)

- отставание в развитии

Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961),  а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

Громова О.Е. Опросник «Первые слова».

От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет

Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь

Наблюдение, опрос

Количественная оценка.

- подсчет процентов от общего числа ответов

- количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов

- при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно

- при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря

Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику.

Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп)

2-2,5 лет

Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных

Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.)

2-7 лет

Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи

Беседа, активное наблюдение

Качественная оценка.

- принятие задания

- способы выполнения задания

- обучаемость в процессе обследования

- отношение к результату своей деятельности

Количественная оценка производится в баллах

Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость

Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО

Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска

Четвертая группа (34-40 баллов) - норма

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций,  дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения

Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте»

2-3 года

Изучение:

- субъекта речевой деятельности

- социальные условия развития, эмоциональная сфера

- моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика

 - импрессивная или, если есть, экспрессивная речь.

Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос

Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности

Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития.

Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.)

 1 – 3 года

Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития:

- социальное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь.

- Двигательное развитие

Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации.

Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока.

Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития.

Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной

От 0 до 3 лет

Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес

Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет

1 период новорожденности:

-Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения

2 период (1-3 мес):

- характер реакций на голод, охлаждение, перегрев

- появление первых мимических гримас

- начальное зрительное и слуховое сосредоточение

- фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого

- наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого

- характер преобладающих реакций на раздражители

-  характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери

- проявление положительных эмоций в комфортных условиях

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

- начальное гуление – гуканье

- истинное гуление

- первые реакции на интонацию взрослого

-монотонность/

выразительность, напевность гуления.

3 период (3-6 мес):

-характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят

- особенности интонационной окрашенности голосовых реакций

- переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности

-изменение поведения в ответ на слуховые раздражители

-наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре

- особенности визуального контакта с близкими людьми

-неполноценность комплекса оживления

4 период (6-9 мес):

- особенности формирования лепета

- особенности формирования понмания обращенной речи

- развитие паралингвистических форм коммуникации

- развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи

- характер взаимодействия с матерью

5 период (9-12 мес):

- первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации

- хорошее понимание обращенной речи

- завершение лепетной стадии

- появление первых слов и переход к речевой коммуникации

- условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка

- сформированности базовых навыков глотания и жевания

Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:

  1. Исследование неречевых процессов (психолог)
  2. Исследование речи логопедом:

-исследование фонетической и фонематической стороны речи

-импрессивной речи

-экспрессивной речи

-состояние фразовой речи

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка.

Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы

Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996).

При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи.