Анализ методик обследования речи детей с рождения до семи лет
Этот материал полезен как родителям, так и специалистам, а также студентам логопедических, дефектологических и психологических факультетов. Здесь представлена таблица, где мною были рассмотрены разные методики обследования, которые помогают определить уровень сформированности разных компонентов речи с рождения и до семи лет. Кратно приведены особенности методик, оценки результатов обследования, описаны используемые методы обследования и на какой возраст рассчитана та или иная методика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краткая характеристика методик обследования речи (в таблице) | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ методик обследования речи детей с рождения до 7 лет
Подготовила учитель-логопед Зиновьева Елена Владиславовна
Методика | На какой возраст рассчитан | Исследуемые компоненты речи | Какие методы используются | Оценка результатов | Особенности диагностики |
Опросник Громовой О.Е. (зайка) | С 8м до 1,5 лет | Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты) | Наблюдение, опрос | Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка | Опросник лучше отражает реальное развитие: - маленьких детей (примерно до 1,5 лет) - детей с более равномерным речевым развитием - поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля - детей с задержкой речевого развития - у референциальных детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва |
Опросник Громовой О.Е. (мишка) | С 1,6 до 3 лет | Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки | Наблюдение, опрос | Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта | Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке и о заполняющем. |
Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет» | 2-4 года | Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи | Активное наблюдение | Количественная оценка. При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении. | Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. |
Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А. | 1-3 года | Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук | Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации | Количественная оценка. Автор выделяет: - нормальное развитие ребенка - развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой - развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) - отставание в развитии | Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979). |
Громова О.Е. Опросник «Первые слова». | От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет | Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь | Наблюдение, опрос | Количественная оценка. - подсчет процентов от общего числа ответов - количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов - при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно - при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря | Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику. |
Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп) | 2-2,5 лет | Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата | Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных | Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи. | Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях. |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.) | 2-7 лет | Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи | Беседа, активное наблюдение | Качественная оценка. - принятие задания - способы выполнения задания - обучаемость в процессе обследования - отношение к результату своей деятельности Количественная оценка производится в баллах Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска Четвертая группа (34-40 баллов) - норма | Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения |
Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте» | 2-3 года | Изучение: - субъекта речевой деятельности - социальные условия развития, эмоциональная сфера - моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика - импрессивная или, если есть, экспрессивная речь. | Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос | Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности | Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития. |
Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.) | 1 – 3 года | Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития: - социальное развитие - познавательное развитие - речевое развитие Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь. - Двигательное развитие | Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации. | Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока. | Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития. |
Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной | От 0 до 3 лет Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет | 1 период новорожденности: -Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения 2 период (1-3 мес): - характер реакций на голод, охлаждение, перегрев - появление первых мимических гримас - начальное зрительное и слуховое сосредоточение - фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого - наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого - характер преобладающих реакций на раздражители - характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери - проявление положительных эмоций в комфортных условиях Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца: - начальное гуление – гуканье - истинное гуление - первые реакции на интонацию взрослого -монотонность/ выразительность, напевность гуления. 3 период (3-6 мес): -характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят - особенности интонационной окрашенности голосовых реакций - переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности -изменение поведения в ответ на слуховые раздражители -наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре - особенности визуального контакта с близкими людьми -неполноценность комплекса оживления 4 период (6-9 мес): - особенности формирования лепета - особенности формирования понмания обращенной речи - развитие паралингвистических форм коммуникации - развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи - характер взаимодействия с матерью 5 период (9-12 мес): - первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации - хорошее понимание обращенной речи - завершение лепетной стадии - появление первых слов и переход к речевой коммуникации - условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка - сформированности базовых навыков глотания и жевания Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:
-исследование фонетической и фонематической стороны речи -импрессивной речи -экспрессивной речи -состояние фразовой речи | Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка. | Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы | Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996). При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи. |