Новейшие концепции в этнологии

Борисова УльянаМихайловна

Основные направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Контрольная68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Философский факультет

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Контрольная работа

Учебная дисциплина

Социальная и культурная антропология

Новейшие концепции в этнологии

Выполнила: студентка 1 курса, 162 группы

заочного отделения, направления

«Педагогическое образование,          профиль обществознание»

Борисова Ульяна Михайловна

Проверил: д.ф.н. профессор кафедры Листвина Е.В.

Саратов - 2016


Введение……………………………………………………………………3-4

1. Периодизация человеческой истории Л. Г. Морган…….…………....5-8

2. Развитие европейской этнологии………..…………………..………..9-11

Заключение…………………………………………………………………..12

Список использованной литературы………………………………………13


Введение

На протяжении всей жизни, человек сталкивается с проблемой недопонимания или непонимания вовсе совей культуры, традиций, правил морали, норм. На помощь этому приходят такие источники культуры, как: мифы, сказки, легенды, летописи дошедшие до нас. Основываясь на знаниях, полученных из истории человеческой жизни, применять это на практике становится более удобно, чем раньше. Развитие этнологической мысли в этом вопросе выдвигается на передовой план.

Во все времена для человека служит примером его собственная культура. Ещё в древние века, было накоплено множество сведений о том, как человек жил раньше, чем пользовался, что изобретал, как добывал себе пищу. Такие сведения и стали впоследствии основой для первых этнографических описаний.

Человек также всегда имел интерес познать не только жизнь своего народа, но и культуру других стран. С эпохи просвещения начинается история этнологии, как особой науки о жизни людей на нашей планете.  

Этнология по сей день не перестанет сохранять связь с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельством важности этой науки в наши дни. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX в. позволяет сделать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы служат основой национальных движений в политике. Недавно минувшее столетие по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно убыстряющиеся темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально - освободительные движения.

За последнее время этнология начинает изучаться не как интересная наука о ранних фактах человеческой жизни. Сейчас это служит залогом дальнейшего существование людей на этой планете. Развитие новейших информационных процессов является образцом того, как сохранение культурных ценностей приводит к созданию более улучшенных условий для существования. Обеспечение необходимыми жизненными ресурсами. К тому же рекомендации и знания этнологов эффективно используются в самых разных сферах общественной жизни — в политике, экономике, социальной области, они необходимы в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии.


Периодизация человеческой истории Л. Г. Морган

Теоретическим ядром в работах Моргана является теория о едином прогрессивном пути развития цивилизации. Он разделяет историю общества на три этапа:

- дикость, обозначающая самую примитивную ступень развития. Когда прародина человека была Южная Африка и люди, выживали путем охоты и собирательства.

- варварство, промежуточный период в истории. Люди в этот период начали переходить от охоты к земледелию, но ещё не достигли лучшего развития.

- цивилизация, знаменуется появлением письменности, городов. Примером первых цивилизация, может послужить Древний Египет, именно там впервые мы знакомимся с памятниками культурной древности.

Периодизация Л. Г. Моргана стала периодизацией для доклассового изучения общества. Он разделяет человеческое развитие на две стадии: первая основана на родовых отношениях (племя), вторая представляет собой некое государство, где всё основано на частной собственности.

Основным трудом по становлению человеческой этнологии Л. Г. Моргана является: «Лига ирокезов»,[1] где он рассказывает о своей жизни среди племен ирокезов, социального строя, быта, материальной и духовной культуры этого народа.

Книга Моргана - «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации»,[2] впоследствии стала источником изучения первобытного общества, представила эволюцию семейно – брачных отношений, а также периоды развития человечества, сыграла значительную роль, как в исторической науке, так и в философии истории.  «Древнее общество» состоит из четырех частей: 1) развитие интеллекта вследствие изобретений и открытий, 2) развитие идеи управления, 3) развитие идеи семьи и 4) развитие идеи собственности.

При многочисленных раскопках в Восточной Африке находят множество костей людей, которые жили более двух миллионов лет назад. По таким находкам можно восстановить облик этих людей. На самом раннем этапе человек был больше схож с обезьяной. Это можно объяснить теорией эволюции Чарлза Дарвина в его знаменитом труде «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»: “  Кто верит в отдельные и бесчисленные акты творения, может сказать, что в этих случаях Творцу угодно было, чтобы существо известного типа заняло место существа другого типа; но мне кажется, что это было бы простым повторением факта, только более высоким слогом. Тот же, кто верит в борьбу за существование и в принцип естественного отбора, должен признать, что каждое органическое существо постоянно пытается увеличить свою численность, и если какое-либо существо варьирует в своем строении или привычках хотя бы в ничтожной степени, приобретая тем превосходство над другим обитателем той же страны, то оно захватит место этого последнего, как бы оно ни отличалось от места, занимаемого им самим.”[3]. На этапе формирования человеческого мозга, активно начинают действовать рецепторы, которые направлены на получение знаний об окружающем мире. Человек стремится познать окружающий его мир посредством действий, направленных на получение материальных благ. На стадии становление, первое чему научился первобытный человек – изготавливать орудия труда. Это в свою очередь отличало его от животных. Далеким племенам предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди.

На протяжении столетий в ходе своей эволюции, люди научились действовать по принципу, управлять и подчиняться. Необходимо было участие лидера, благодаря которому будет существовать определенный строй. Самый значительный документ по осуществлению правовой власти, впервые можно увидеть в Древней Месопотамии – законы Хаммурапи. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. Вместе с тем законы Хаммурапи  не затрагивали многие важные области внутриобщинных отношений, отношений общин с царской властью. Большое значение имели статьи, посвященные собственности.

Если есть правитель, необходимо создавать и семейные отношения, которые будут являться залогом любого государства. Л. Г. Морган различает пять последовательных форм семьи:

- кровнородственная семья, она была основана на групповом браке между братьями и сестрами, родными и коллатеральными.

       - пуналуальная семья,  она была основана на групповом браке нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них, при чем общие мужья не были обязательно в родстве друг с другом, или на групповом браке нескольких братьев, родных и коллатеральных, с женами каждого из них, при чем эти жены не были обязательно в родстве друг с другом, хотя это часто и бывало в обоих случаях. В том и другом случае группа мужчин совместно состояла в браке с группой женщин.

       - синдиасмическая или парная семья, она была основана на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность брака зависела от доброй воли сторон.

      - патриархальная семья, она была основана на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся обычно затворничеством жен.

     - моногамная семья, она была основана на браке отдельных пар при исключительном сожительстве.[4]

Три из этих форм, а именно первая, вторая и пятая, могут считаться основными, так как они были в достаточной мере универсальны и достаточно влиятельны, чтобы создать три различные системы родства, существующие и действующие доныне.

Самые ранние идеи собственности были тесно связаны с добычей средств существования, что составляло первую потребность человека. Число объектов, частной собственности естественно возрастало в каждом последующем этническом периоде по мере увеличения количества тех производств, от которых зависели средства существования. Период дикости внес громадные изменения в состояние человечества. Передовая часть его окончательно организовала родовое общество и образовала небольшие племена, жившие, в разбросанных селениях, что стимулировало способность к изобретениям. Но собственность дикарей была незначительной. Их представления об ее ценности, ее привлекательности и ее наследовании были в зачатке. Несовершенные оружие, ремесленные изделия, утварь, одежда, орудия из кремня, камня и кости, личные украшения составляют главные объекты собственности в диком состоянии. Стремление к обладанию собственностью лишь едва возникло в уме, поскольку сами объекты едва существовали.

Выдающийся этнограф Л. Г. Морган, считает, что конечным результатом истории должна стать гибель всего общества. Демократия в управлении, равенство в правах, всеобщее образование – должно быть характерно для следующего социального строя, к которому стремится опыт, знание и разум человека.


Развитие европейской этнологии

В 20 веке этнология становится более новой дисциплиной. Сменяется ряд ученых, которые занимаются исследование в этой области. В связи с этим изменяется и представления об этнологии, как науки. На смену прошлым знаниям о первобытнообщинном обществе, пришли другие. Ученые считали, что разделение примитивного человека и современного – невозможно. Поскольку у людей того времени есть своя история опыт накопления знаний. Единственное что их может разделять, это разные периоды существование. Такая точка зрения была довольно убедительно выражена известным немецким этнологом Рихардом Турнвальдом, который, анализируя понятие «первобытный народ», писал: «Один фактор кажется особенно важным: это степень покорения природы с по­мощью инструментов, приспособлений, навыков и знаний. "Первобытными" лучше назвать такие племена, которые используют для добычи пищи и обустройства жизни лишь самые простые орудия труда и обладают скупыми знаниями об окружающем их мире».[5]

Сторонники, рассматриваемые такую точку зрению, сохранили термин «первобытное общество», только теперь это рассматривалось под призмой социальной стабильности и непотребительского отношения к природе. Но были и противники данной теории. Они настаивали на термине «культурные народы», поскольку раннее используемое выражение было оскорбительно. На самом деле, на протяжении всей жизни, не было в мире народов, у которых не существовало своей собственной культуры, своих традиций, норм, правил, обычаев. Древние люди придумывали себе религию, чтобы поклоняться силам природы, которые ими управляют, как они считали.

Этнология находится в своем постоянном и не прекращающемся развития. Возникнув  в Германии, эта наука первоначально подразделялась на: этнологию - науку о культурно отсталых и первобытных заморских народах, изучаемых в сравнительном теоретическом плане; народоведение -  науку о европейском, но преимущественно немецкоязычном населении; этнографию -  вспомогательную дисциплину, посвященную собирательской деятельности и описанию эмпирического материала.

До недавнего времени этнология изучала жизнь «естественных» первобытных народов, народоведение занималось бытом немецких стран и областей, а этнография собирала материальные свидетельства прошедших времен. Толчком к интенсивному развитию этнологии первоначально послужила колониальная деятельность метрополий.[6]  Полтора века кардинально изменили мир, но эта наука продолжает существовать, несмотря на постоянные дискуссии о ней. Многочисленные направления и школы внутри этнологии, опровергающие друг друга, лишь подчеркивают необходимость точного определения её предмета и методов.

«Отцом немецкой этнологии» считают выдающегося антрополога и этнографа, крупного теоретика Адольфа Бастиана. Первым направлением в этнологии, получившим широкое распространение в германоязычных странах, стал эволюционизм (теория развития). Он говорил о необходимости «добыть первичную мысль», которая с позиций эволюционной биологии и лингвистической семантики сводится к расовым представлениям народов. «Каждый народ развивает из себя определенный круг идей».[7]

А. Бастиан был приверженцем немецкой классической философии. Он связывал свои учения с закономерностями, существующие в развитии человеческой культуры. Главные научные интересы Бастиана, составляли проблемы религиозных верований, обрядов, культов, мировоззрений. Попутно его волновали вопросы социальных отношений и юридических норм. Он считал, что музейные наследия должны быть не просто красивой вещью, которая найдена при раскопках, а отражать в себе элементы первобытно культуры и определенные народные представления.

Важным вопросом для него было – развитие. Бастиан пытался связать историю и изменения связанные в обществе. Стадии постепенного преобразования первобытного человека в цивилизованного. Расовые и культурные различия у отдельных групп человека, Бастиан объяснял различиями в окружающей среде.[8]

Возникновение элементарных идей, Бастиан усматривал в переходе от животной жизни к действию и  мысли в органопроекции человеческого тела: от когтей животных — к орудиям и  оружию. Этот переход Бастиан назвал «психической необходимостью», отражающей закономерности мышления. Из общественных идей всего народа складываются индивидуальные особенности каждого человека. Вкладывая свой труд, каждый может считаться образователем этой культуры.  Только благодаря общественному сознанию, которое приводит в действие отдельного индивида, первобытное общество или цивилизованное, может произвести образец культуры.

Первобытная культура для Бастиана обусловлена только природными факторами, но развития всех народов происходит только в их взаимодействии с другими провинциями.[9]

Таким образом, как мы могли убедиться, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое определение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этнологической науки.

Заключение

Наука этнология является достаточно многогранной наукой. Она не поддается точному объяснению и всё – таки на нее не перестают искать ответы. Различные школы и философы по – разному определяют термин этнология. Для многих это остается загадкой, то, как зародился, развивался и продолжает свое развития человек.

Каждый из элементов культуры, обнаруженных этнологами в их полевых экспедициях сопоставлялся с мифологемой “первобытного общества” и классифицировался как относящийся к той или иной стадией развития культуры. В результате, выделялись те сферы жизни первобытного общества, которые развивались как бы “опережающими темпами” и таким образом выстраивалась взаимосвязь различных элементов культуры друг по отношению к другу.

Различные элементы культуры выстраивались в последовательную цепочку, которая, как предполагалось, отражает этапы развития той или иной культурной модели. Сопоставлялись аналогичные элементы различных культур с точки зрения их соответствия тем или иным стадиям развития общества.


Список используемой литературы

  1. Бестужев И.З. Германская этнология в 20 веке // Журнал Золотой Лев. № 140-141.
  2. Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь // Сочинения. Т. 3. 1939. С. 126
  3. Марков Г.Э. От истоков немецкой этнологии к ее расцвету. // Вопросы теории. 1996. № 4
  4. Морган Л.Г. Лига ирокезов // Этнографическая библиотека. 1983
  5. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 1935
  6. Морган Л.Г. Древнее общество или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 1935. С. 76.
  7. Морган Л.Г. Лига ирокезов // Этнографическая библиотека. 1983
  8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология // Учебник для студентов  высших учебных заведений. 2000. С. 47


[1] Морган Л.Г. Лига ирокезов // Этнографическая библиотека. 1983

[2] Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 1935

[3] Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь // Сочинения. Т. 3. 1939. С. 126

[4] Морган Л.Г. Древнее общество или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 1935. С. 76.

[5] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология // Учебник для студентов  высших учебных заведений. 2000. С. 47

[6] Бестужев И.З. Германская этнология в 20 веке // Журнал Золотой Лев. № 140-141.

[7] Бестужев И.З. Германская этнология в 20 веке // Журнал Золотой Лев. № 140-141.

[8] Марков Г.Э. От истоков немецкой этнологии к ее расцвету. // Вопросы теории. 1996. № 4

[9] Марков Г.Э. От истоков немецкой этнологии к ее расцвету. // Вопросы теории. 1996. № 4