Саморазвитие как важнейший этап личностного и профессионального совершенствования.
Статья, посвящённая теме саморазвития учителя в школе, затрагивает важные вопросы методов, приёмов соевершенствования личностных и профессиональных качеств учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_konkursa_samorazvitie.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Саморазвитие - важнейший процесс личностного и профессионального совершенствования.
В 21 веке мы имеем огромное количество возможностей для образования и самообразования, что особенно важно и ценно для педагогических работников. Для того чтобы обучать, развивать, воспитывать, практиковать учащихся в правильном использовании полученных знаний, умений и навыков, каждому учителю необходимо быть профессионалом своего дела. Без таких личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, требовательность к себе и другим людям, компетентность, самокритичность, толерантность, эрудированность, справедливость, дружелюбие, чувство юмора, терпение, ответственность, пунктуальность и т.д. вне всякого сомнения, ни один учитель не сможет быть профессионалом. Для того чтобы стать им, нужно быть ещё и творческой натурой с широким кругозором. Также необходимо хорошо знать свой предмет и владеть методикой его преподавания. Но самое главное, любой учитель должен стремиться к саморазвитию, самообразованию, т.е. к самосовершенствованию. Самообразование учителя – это важная составная часть его профессионального мастерства и профессионального роста.
Самообразование от английского слова self-education означает образование, получаемое самостоятельно, без помощи обучающего; вне стен какого-либо учебного заведения; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности.
Основными направлениями, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием являются:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- эстетическое (гуманитарное);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- историческое;
- правовое;
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния и др.).
Что касается меня, автора данной работы, то в связи с тем, что я являюсь учителем английского языка, то основным направлением для моего саморазвития является профессиональное. Основными источниками для моего самообразования в данном направлении являются:
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная на английском языке);
- художественные фильмы о традициях и обычаях страны изучаемого языка на русском и английском языках;
- различные курсы;
- семинары, конференции;
- открытые уроки и мероприятия;
- мастер-классы;
- телевидение, радио;
- Интернет;
- газеты, журналы;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
• путешествия.
Много читая, мы совершенствуем свой язык, грамотность, воображение, память, развиваем речь, интеллект. Наш мозг всегда находится в тонусе. Мы становимся разносторонними, эрудированными, более общительными, уверенными в себе. Мы становимся прекрасными и интересными собеседниками, что является немаловажным, т.к. учителям приходится общаться с разными категориями людей: учащимися разных возрастов, их родителями, другими учителями.
Чтение журналов и газет помогает держать нас в курсе всех событий. Просмотр качественных телепередач, радио помогают нам оставаться современным человеком. Посещение театров, выставок, галерей развивает эстетический вкус.
Саморазвитие педагога предполагает непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний.
Главным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя является разрешение противоречий между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, решение постоянно усложняющихся творческих задач.
Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно-деятельностного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т.к. изменение одного из них является условием развития любого другого.
Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:
· первый уровень - остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость. Он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту.
· второй уровень - достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности.
· третий уровень - активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность; педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся.
· Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога.