Троицкая Г.Ю. ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
В статье рассматриваются некотрые особенности учебного процесса в образовательных организациях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и даются рекомендации по созданию комфортной здоровьесберегающей среды в подобных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
troitskaya_g.yu_._problema_zdorovesberezheniya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 159
ББК Ю88
Троицкая Г.Ю., ГБОУ школа «Тутти», Санкт-Петербург, Россия
Troitskaia G.I., SBEO school “Tutti”, Sanct-Petersburg, Russia
gala_tro@rambler.ru
ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
THE PROBLEM OF HEALTH CARE
IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH PROFOUND STUDYING
OF ART-AESTHETIC CYCLE
Ключевые слова: здоровьесбережение, развитие способностей, образовательная среда, музыкальное образование, адаптация.
Key words: health care, the development of abilities, educational environment, music education, adaptation
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает модернизацию системы управления школой, при которой важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, как необходимого условия для реализации способностей, формирования и развития познавательной и творческой активности.
Особенно актуальна такая модернизация, когда мы имеем дело с обучением и воспитанием детей и подростков, обладающих ярко выраженными музыкальными и художественными способностями, поскольку они часто оказываются неприспособленными к «обыкновенной» школьной жизни: испытывают трудности в оценке поступков и поведения других людей, оказываются наивными, зависимыми и неподготовленными к трудностям повседневного бытия [1].
Наблюдение за детьми с яркими художественными и музыкальными способностями в процессе адаптации к школьному обучению, позволило заключить, что такие дети демонстрируют более высокий уровень школьной тревожности, чем их менее талантливые сверстники. Среди причин повышения школьной тревожности способных детей можно выделить следующие [2]:
- учебные перегрузки, вызванные необходимостью посещать помимо общеобразовательной музыкальную или художественную школу.
- неадекватные ожидания со стороны родителей, которые зачастую чрезмерно ориентированы на достижение ребенком высоких результатов во всех областях его деятельности, не считаясь с его индивидуальными особенностями, склонностями и физиологическими возможностями его организма.
- неблагоприятные отношения с педагогами, вызванные, прежде всего тем, что способный ребенок, зачастую является «неудобным» для педагога, проявляя свою повышенную эмоциональность, рассеянность и мечтательность.
- трудности в отношениях с одноклассниками, вследствие погруженности в себя и некоторой обособленности от сверстников.
Многолетняя практика психологической работы с подобными детьми показала, что при отсутствии профессиональной психолого-педагогической поддержки, в условиях повышенной тревожности, постоянного эмоционального напряжения, неадекватной учебной нагрузки, неконструктивного стиля родительского воспитания, наступает частичная или полная дезадаптация, ведущая, в свою очередь, к депрессии, эмоциональному истощению, повышенной агрессивности, отказу идти в школу, уходу в аддиктивное поведение. Особенно трудно такому ребенку адаптироваться в условиях массовой школы.
Одной из весьма эффективных моделей образовательной среды, в которой способный ребенок будет чувствовать себя комфортно, которая не будет тормозить развитие его таланта, а, напротив, будет способствовать этому развитию является общеобразовательная школа, в которой художественно-эстетические предметы гармонично включены в структуру образовательного процесса, то есть школа с углубленным изучением данных предметов. Именно в такой школе, при условии небольшой наполняемости классов (12-14 человек), возможно осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся, а также обеспечить своевременную психолого-педагогическую поддержку обучающихся, которая и является ключевым условием для создания здоровьесберегающей среды [2]
Выводы: Основные принципы, которых следует придерживаться при составлении программы психолого-педагогической поддержки обучающихся в образовательных организациях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла:
- индивидуальный подход к каждому ребенку, корректировка учебной нагрузки с учетом психологических и физиологических особенностей, создание условий для гармоничного развития личности;
- повышение психологической компетентности педагогов общеобразовательного цикла по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми;
- тесное сотрудничество педагога-психолога с педагогами, осуществляющими индивидуальные занятия с детьми;
- использование потенциала семьи для создания благоприятных условий развития талантов, повышение психологической компетентности родителей.
Литература:
- Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. - М., 1924.
- Троицкая Г.Ю. Особенности школьной адаптации музыкально одаренных детей.
«Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб. : Изд-во «Гамма», 2013. - с. 286-292