Курсовая работа по педагогике на тему "Игра как фактор выраженности интересов младших школьников".
Цель исследования:
-теоретически определить возможность игровых технологий как средства развития интересов младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_2.pptx | 976.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т ема исследования: «Игра как фактор выраженности интересов младших школьников».
Объект исследования: процесс развития интересов младших школьников . Предмет исследования: игровые технологии как средство развития интересов младших школьников .
Цель исследования: - теоретически определить возможность игровых технологий как средства развития интересов младших школьников.
Гипотеза: предполагается , что развитие интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках применять игровые технологии.
Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть понятие «интерес» и определить особенности развития интересов у детей младшего школьного возраста. 3. Выявить возможности игровых технологий как средства развития интересов младших школьников. 4. Определить основания включения игры в образовательный процесс.
Таким образом, “интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его возможности”.
Влияние интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: -уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью); -характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого); -местом интереса среди других мотивов и их взаимодействием; -своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера); -связью с жизненными планами и перспективами.
Развитие интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование .
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. И практика показывает, что нестандартные формы уроков открывают учащихся с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринужденности заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже самых робких и застенчивых.
Род результативных игр имеет два основных класса : энергетические , которые характеризуются «выбросом мускульной силы »; например, хоккей и лапта; интеллектуальные объединены в три вида— абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это: - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; - тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; - стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; - способствует преодолению пассивности учеников; - способствует усилению работоспособности учащихся.
Целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для развития интересов младших школьников. Для младших школьников недостаточно создавать положительный эмоциональный фон. Необходимо включать учащихся в активную деятельность, «соединяющую ум с сердцем». Такое положение позволяют решать игры.
Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством выраженности интересов у учащихся. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний .