Статья "Развитие мыслительных способностей младших школьников на уроках обучения грамоте"
Предварительный просмотр:
Развитие мыслительных способностей младших школьников на уроках обучения грамоте.
Школа является гарантом заказа общества на творчески мыслящую личность. Человек является центральным ориентиром, на которого возлагается главная надежда государства. Задачей школы в связи с этим является формирование желания каждого ребенка творчески воплощать мечты в жизнь и приведение его в соответствие с возможностью прожить жизнь творцом.
Социальный заказ общества учитывает программа школы, где главная задача начального звена – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства.
Источниками полноценного развития ребенка начальной школы выступают два вида деятельности: во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества, за счет приобщения к современной ему культуре; в основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями, умениями и ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни в обществе; во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности и есть не что иное, как самореализация, воплощение его собственных идей, которые направлены на создание новых. Осуществляя указанные виды деятельности, учителя решают многие задачи. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи, в творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи, формирующие у ребенка общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в России, то следует отметить, что основное место все еще продолжает занимать учебная деятельность, в которую внедряются задачи поискового характера. Действительно, в учебниках по языку есть так называемые нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений.
Все школьное образование ребенка начинается с обучения грамоте в 1 классе, и это является первой ступенью развития мыслительных способностей. Под мыслительными способностями понимается умение удержать, переработать и систематизировать информацию. Это происходит при участии интеллекта. Потому «мыслительные», «умственные», «интеллектуальные» способности, по сути своей, представляют деятельность сознания. В период обучения грамоте ведется работа по развитию компонентов интеллекта: фонематического слуха детей; навыков самостоятельного чтения и письма; происходит обогащение словаря учащихся, развитие речи. На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих, читать и писать на слух, что предполагает анализ и синтез. Таким образом, формируется наглядное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, необходимое на следующих ступенях обучения и в дальнейшем - самостоятельной жизни ребенка.
Развитию мыслительных способностей первоклассников уделяют внимание методисты, учителя-практики: А.З Зак, В.Г. Горецкий,
А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Н.М. Бетенькова, Д. С. Фонин и др.
Однако динамика времени требует поиска новых задач и путей их решения, в связи с чем возникает противоречие между возникающими экспериментальными педагогическими системами обучения и их неохотной реализацией в практике школы, что и определяет актуальность исследования проблемы: развитие мыслительных способностей младших школьников на уроках обучения грамоте.
Объект исследования – учебный процесс в период обучения грамоте.
Предмет исследования – пути развития мыслительных способностей учеников в период обучения грамоте.
Цель исследования – выявление наиболее эффективных путей развития интеллектуальных способностей.
Задачи исследования:
- обобщение, систематизация накопленного теоретико-практического материала;
- изучение методологических основ развития интеллектуальных способностей школьников;
- отслеживание результатов проводимой в школе работы по развитию интеллектуальных способностей учеников I класса.
Методы исследования:
- теоретико-описательные;
- статистические;
- прикладные.
Научная новизна исследования состоит в систематизации материалов и практической разработке приемов и рекомендаций к способам и путям развития интеллектуальных способностей школьников.
Структура работы представлена следующим образом:
введение;
глава I: теоретическое исследование основ интеллектуального развития личности в историческом аспекте;
глава II: практическое описание способов работы современного учителя по формированию мыслительных способностей учеников первого года обучения;
заключение;
список литературы;
приложение.
Главная задача начального звена состоит в том, чтобы обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства. В настоящее время в России основное место все еще продолжает занимать учебная деятельность, в которую внедряются нестандартные задания, решение которых требует от детей интеллектуальных инициативы и размышлений. И первой ступенью развития интеллектуальных способностей является школьное образование ребенка, которое начинается с обучения грамоте в 1 классе. Развитию интеллектуальных способностей первоклассников уделяют внимание методисты, учителя – практики: А.З. Зак, В.Г. Горецкий, А.А.Люблинская Д.Б. Эльконин, Н.М. Бетенькова и др.
Основной задачей обучения грамоте является формирование умений по чтению и письму. Но, существовали разные способы обучения грамоте. Одни из них ограничиваются узкими целями обучения первоначальному чтению и письму и в малой степени обеспечивают основу для дальнейшего обучения русскому языку. Другие способы эту задачу выполняют, но в недостаточной мере служат для развития речи, мышления и познавательных способностей учащихся. Исторические методы обучения грамоте сводятся к четырем основным: буквослагательному, слоговому, разновидностям звукового метода и методу целых слов.
Большой вклад внесли в развитие методов обучения грамоте выдающиеся ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.А. Корф,
В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров и др.
В период обучения грамоте у детей также происходит формирование личности и развитие интеллектуальных способностей. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступеньке присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта.
Таким образом, проблема формирования мыслительных способностей детей к обучению в начальной школе актуальна. И многие учителя – методисты (Д.С. Фонин, Г.А. Бакулина, С.О.Теплякова, Г.М. Головастикова) занимаются этой проблемой в рамках педагогических систем «Школа 2100» (автор программы Р.Н.Бунеев), программы «Школа России» (автор В.Г.Горецкий), «Школа XXIвека» (автор Н.Ф.Виноградова), Практика современных подходов диктует необходимость постоянного поиска путей развивающего обучения на занятиях с самого начала обучения первоклассников на уроках обучения грамоте, где зарекомендовали себя следующие методы: аналитико-синтетический звуковой, слоговой; приемы звукового анализа и синтеза; средства развивающего обучения: учебник, логическое лото, касса букв и слогов, слоговые таблицы, модели и схемы, игровые материалы.