РОЛЬ И МЕСТО ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Мосман Елена Александровна

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_i_mesto_igry_v_zhizni_doshkolnika.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ И МЕСТО ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Игра представляет собой особою деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра, как сложное и интересное явление, неудивительно, что она привлекала и привлекает к себе внимание людей разных профессий. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, P.M. Римбург, Р.И. Жуковская, А.В. Чернов, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и т.д.).

В современной педагогической теории игра рассматривается с различных точек зрения: как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника; как средство воспитания; как форма организации жизни и деятельности детей.

Безусловно, именно в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность  в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении.

Кроме того, в недрах игры зарождаются и выделяются другие виды деятельности, например, труд, чтение. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых это заметил К.Д. Ушинский, обратив внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л.С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации. На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться и учебная деятельность, указывал В.В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится хлебом, машиной и   т.д.).   Благодаря   этой   способности  дети   используют   в   игре   предметы-заместители, символические действия, что в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и  знаками, а это, в свою очередь, потребуется ребенку в учении.

Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность к созиданию нового. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности, а входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания, упрочению его интересов, развитию речи. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правильных взаимоотношений. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

  • отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;
  • реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на
    игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между
    играющими, установление правил).

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Ф Фрёбель один из первых, который попытался организовать жизнь детей в форме игры. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Поскольку игра является формой организации жизни и деятельности детей, то она должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

Развитие игровой деятельности ребенка имеет свою логику. Выделяют следующие этапы развития игровой деятельности, являющиеся предпосылками появления сюжетно-ролевой игры.

  • Ознакомительная     игра. Ее содержание     составляют    действия-
    манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя
    свойства и качества предмета, игрушки. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной
    игре прослеживается намеренность действий ребенка (тянется к погремушке), что является предпосылкой развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.
  • Отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия.  
  • Сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно
    отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Горина, Л.В. Дошкольная педагогика: учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» / Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. 92 с.
  2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: ИЦ «Академия», 2000. 416 с.
  3. Смирнова, Е.О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 44. с. 38-44.